О кризисе и депрессии в экономике

Cергей Гуриев – доктор экономических наук, ректор и профессор Российской экономической школы, президент Центра экономических и финансовых разработок - рассказал Борису Долгину, Дмитрию Ицковичу и Анатолию Кузичеву в программе «Наука 2.0» – совместном проекте портала «Полит.ру» и «Вести.Fm» – о мировом финансовом кризисе и различных способах выхода из него, и о Великой депрессии начала 30-х годов прошлого века. Перед вами краткое содержание беседы. Аудиозапись передачи доступна здесь.

Каждый большой кризис вносит существенные коррективы в экономическую науку. Например, Великая депрессия сильно повлияла на понимание макроэкономики; именно она привела к созданию кейнсианской теории. Это был серьезный макроэкономический шок – ВВП США сократился на четверть, а безработица выросла до 17%. Последний мировой финансовый кризис считается самым большим со времен Великой депрессии. Но он похож и на предыдущие кризисы (например, на краткосрочную рецессию 2001-2002 гг. - так называемый «лопнувший доткомовский пузырь», который существовал в период с 1995 по 2001 год, образовался в результате взлета цен на акции интернет-компаний  в конце ХХ века).

По всей видимости, этот кризис приведет к более широкому использованию  психологических закономерностей в макроэкономических моделях – с тем, чтобы лучше понимать возникновение и сдувание пузырей. 

Момент кризиса

Как устроен любой кризис? Можно попытаться рассмотреть на отдельном примере. Предположим, что большинство людей думают, что стоимость интернет-акций (или недвижимости) будет расти. Поэтому пытаются сразу же их приобрести по нынешней цене.

Но если цены завышены, то рано или поздно пузырь лопается и цены падают. Приходит понимание, что богатство, которое накапливали инвесторы, вовсе не такое большое, как они думали раньше. Чтобы возместить потери, инвесторы снижают потребление. Приходит время сокращать расходы и больше сберегать. Люди начинают продавать акции, ипотечные облигации и дома. Стадное поведение скупки активов сменяется стадным поведением их распродажи.

Экономические колебания не симметричны и не ритмичны относительно друг друга. Это связано с изменением технологий, скорости передачи информации, способов доставки товаров.

При этом цикличность кризиса не означает, что можно нарисовать регулярную синусоиду. На самом деле экономические колебания не симметричны. Не всегда удаётся определить, сколько продлится каждая фаза. Они не ритмичны относительно друг друга, и любая фаза не повторяет предыдущую. Это связано с изменением технологий, скорости передачи информации, способов доставки товаров. Например, сегодня экономики разных стран имеют гораздо больше общего друг с другом, чем раньше – не говоря уже о том, что сегодня совершенно другая интенсивность распространения по всему миру информации об экономических процессах, чем была раньше.

«Пузырь» на рынке недвижимости

Кризис предсказывали разные люди, в том числе и выдающиеся учёные. Они не только прогнозируют подобные явления, но и рассказывают об их механизме. Когда эти прогнозы подтверждаются, те, кто их сделал, получают заслуженную репутацию. Один из таких учёных – Роберт Шиллер, исследователь рынка недвижимости. При поддержке компании «Standard & Poor’s» он разработал индекс стоимости жилья в США, более известный под названием индекс Кейса-Шиллера. В 2003 году он написал, что на рынке недвижимости «надувается пузырь».

Большинство американцев оформили ипотеку до обвала цен. И когда «пузырь» лопнул, то долг заёмщика оказался больше, чем рыночная стоимость жилья. Предположения Шиллера подтвердились. Его книга «Animal spirits», написанная в соавторстве с нобелевским лауреатом Джорджем Акерлофом, стала бестселлером. В этой книге представлены последние научные исследования того, как человеческая психология управляет экономикой.

Самый пессимистичный прогноз

Схема выхода экономики из кризиса: рост фондовых рынков - рост инвестиций - воссоздание рабочих мест - снижение безработицы. 

Предсказать кризис очень сложно. Зато практически все знают, как он устроен, и как из него выйти. Американский экономист, один из самых авторитетных экспертов по вопросам глобальных финансов в мире, Нуриэль Рубини предрекал, что кризис может растянуться на восемнадцать, а то и двадцать четыре месяца. Такое заявление он сделал в ноябре 2008 года, прибыв с визитом в Москву. Это был самый пессимистичный прогноз. Многие российские чиновники и бизнесмены восприняли его заявление с определённой долей сарказма, считая, что это слишком оптимистично. Но рецессия действительно продлилась всего полтора года.

Процесс выхода экономики из кризиса обычно устроен следующим образом. Сначала начинают расти фондовые рынки, потом инвестиции, и только потом воссоздаются рабочие места и снижается безработица. К концу 2009 года большинству экспертов было понятно, что экономика постепенно начинает выходить из кризиса.