Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
4 декабря 2016, воскресенье, 06:55
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Праздничная мистерия о Пасхе из уст палестинского монаха

Иоанн Дамаскин, икона начала XIV века, фото Wikipedia
Иоанн Дамаскин, икона начала XIV века, фото Wikipedia

Во время пасхальной службы в церквах обычно сначала много народу, но большинство уходит после крестного хода, считая, видимо, что больше ничего интересного там не будет. Но именно после возвращения крестного хода в церковь на утрене со времен средневековой Византии начинается пение интереснейшего текста, известного под названием «Канон Пасхе». Этот интереснейший текст, написанный в VIII в. мелкитским автором греко-арабского происхождения, известным как Иоанн из Дамаска (или Дамаскинóс), начинается со слов ἀναστάσεως ἡμέρα, «воскресения день» и, как положено канону, состоит из восьми од (песен), каждая по 2-3 строфы или тропаря.

Интересно, что этот текст, считающийся классикой византийской церковной поэзии, был написан вовсе даже не в греческой Византии, а в Палестине, входившей в состав Арабского Халифата Аббасидов. Иоанн, он же Мансур ибн Серджун, сбежал в Палестину из Дамаска, в котором христианское население быстро арабизировалось и, что самое для него тяжелое, исламизировалось. В самой Византии наступили т.н. «темные века», что отразилось и на упадке церковной поэзии, и даже на появлении запрета почитать иконы. Но и греки, и арабы много молились в церквах и молились стихотворно. Вообще говоря, главной церковной поэтической формой с VI по XII в. у греков был т. н. «кондак», обосновавшийся в византийской Великой Церкви благодаря сирийцу Роману из Эмеса (современный Химс), которого за это прозвали Сладкопевцем. Это, по сути, сирийская поэтическая форма с нередкими диалогами, своеобразной театральностью и перекличками сохранилась теперь только в форме т. н. «акафиста Богородице». Иоанн Дамаскин и его сводный брат Косьма придумали, по сути, новую поэзию, названную «канон», которая состояла из восьми (иногда девяти) строф на темы «библейских песен» из Ветхого Завета. Каноны писались для монастырского употребления, и первоначально эти библейские песни предполагалось читать вслух, но влияние уходящего кондака выразилось в том, что вместо текста библейских песен стали нередко читать припев, который в кондаки попал еще от его сирийских предков, у которых он назывался онúта. От кондака в канон попал и  т. н. кукуллий, ныне называемый просто «кондак» (на Пасху этот кукуллий-кондак начинается словами «Аще и во гроб сниде Безсмертне, но адову разрушив силу»). Одним словом, инок Иоанн, будучи отчасти арабом, а отчасти, возможно (как считает известный исследователь этой эпохи профессор Catholic University of America Сидни Гриффит) и сирийцем, все свои дарования вложил в ряд новаторских поэтических произведений-канонов, из которых главный и самый известный – именно пасхальный.

Но обратимся к пасхальному канону Дамаскина. Уже в начале первой песни, Иоанн призывает народы (λαοἰ) «просиять», ибо Христос привел их от смерти к жизни и из (ἐκ) земли на небеса. И вот эти народы поют песнь триумфа (ἐπινίκιον), поскольку их Христос открылся их глазам в «неприступном свете».

Воскресения день просветимся людие,
Пасха Господня, Пасха!
От смерти убо к жизни и от земли на небо,
Христос Бог нас превел есть, победную поюща!

Несомненно, Иоанн имеет в виду новое качество плоти Спаса, преображенной и воскресшей. Интересно, что в начале и в конце первой песни Иоанн в связующей строфе (т. н. ирмосе, от греч. εἱρμός) цитирует знаменитого автора IV в. Григория Богослова, который написал две проповеди на Пасху. Интересно, что в этой первой строфе Иоанн явно вслед за Григорием апеллирует к еврейскому слову pesaḥ, т. е. «переход», отчего вся песнь получается про этот переход «от смерти к жизни и от земли на небо».

В третьей песне (второй песни в каноне нет), написанной на тему песни пророчицы Анны, содержится призыв «приидите, пиво (πόμα, питьё) пием новое», что, возможно отсылает к знаменитому эпизоду из I Книги Царств, где пророк Илия находит пророчицу Анну в Храме и обвиняет ее в том, что она пьяна. А ответ на это дается уже из книги Чисел, где Моисей изводит из камня воду («от камене неплодна»). Иоанн объясняет, что из гроба выпал дождь-Христос и Он-то и есть «новое пиво» бессмертия. Иоанн вспоминает события Страстной недели («вчера я был погребен вместе с Тобою, Христос… и восстаю вместе с Тобой сегодня»). Четвертая песнь начинается с призыва к пророку Аввакуму, который видел «мужа на облаках с лицом как ангел в светлой одежде, возглашавшего громко: «сегодня спасение миру!». Иоанн пересказывает речь Григория Богослова почти дословно, делая через поэтическую форму более доступной и современной. Здесь он берет у Григория и тему жертвенного агнца, который связывает видение пророка и добровольную жертву Христа:

Яко единолетен Агнец, благословеныи нам венец Христос,
волею за всех заклан бысть, Пасха очистилище,
и абие из гроба красно праведное нам воссия Солнце.

Иоанн заканчивает четвертую песню образом библейского царя Давыда, который «пред сенным ковчегом скакаше играя (ἥλατο σκιρτὼν)», т. е. припрыгивал, скача перед ковчегом Завета, от радости за свой народ.

В начале пятой песни, написанной на тему молитвы пророка Исаии, Иоанн призывает «встать пораньше» (по-славянски: утренюем утренюю глубоку) и встретить восход солнца-Христа, который «всем жизнь восияюща», т. е. несет всем жизнь. И вот, при виде солнца те, кто были «адовыми узами содержими», уже побежали к Христу радуюшейся стопой, «веселыми ногами». Образ, честно говоря, довольно смелый: миллиарды запертых в аду (точнее говоря, в ветхозаветном ше‘оле, месте пребывания душ умерших) мертвецов, побежали, пляша и играя к выходу. Иоанн дальше вспоминает евангельскую притчу о мудрых и глупых девах, и призывает встретить Христа со светильниками у брачного чертога, как положено девам благоразумным.

Шестая песнь посвящена двум темам: параллелизму заключения Ионы в китовом чреве, заключения младенца-Христа во чреве Богородицы и заключения Христа во гробе, где все три «пленения» разрешаются без разрушения печати.

Сниде в преисподняя страны земли,
И сокруши вереи вечныя связанныя Христе,
И тридневно, яко от кита Иона,
Воскресе от гроба.

По христианскому воззрению, Христос родился от Марии, не нарушив ее девства, а вышел из гробницы, куда его положил его ученик Иосиф Аримафейский, не повредив печатей, наложенных по указу Пилата. Песнь завершается образом Христа как «нежертвенного жертвенного» (ἄθυτον ἱερεῖον), который сам себя приносит Отцу.

В седьмой песни Иоанн говорит о женах-мироносицах, которые первыми принесли апостолам весть о воскресении, а также возвращается к словам Григория о празднестве, в котором христиане смерти празднуют «умерщвение, адово разрушение, иного живота вечнаго начало» и воспевают Того, из-за которого это все и произошло, т. е. Христа. В восьмой песни Иоанн призывает христиан «детей нового винограда», пришедших «яко богосветлая светила, от запада и севера и моря и востока» приобщиться Христу и петь ему славу. И наконец, в девятой, последней песни Иоанн обращается к христианам, называя их «Новым Иерусалимом» и «Сионом», совмещая два новозаветных текста, Песнь Богородицы (Лука 11:46-55) и Песнь Захарии (Лука 11:68-79). Слова «Светися, светися, новыи Иеросалиме» отражают обычай христиан в древности принимать крещение именно на Пасху. Иоанн завершает свою мистерию призывом «причащаться в невечернем дни царствия Твоего», т. е. быть едиными с Христом во втором пришествии, которое и возвещает само событие Новой Пасхи, Воскресения Христова.

Таким образом, этот канон, новоизобретенная в VIII в. поэтическая форма, отражает под пером полугрека-полуараба палестинского инока Иоанна смысл главного праздника христиан, особенно на Востоке. Этот смысл Иоанн открывает не от себя, а перелагая слова Григория Богослова, который еще в IV в. писал об этом событии и о его воспоминании:

«Разум, рассматривая безпредельное в двух отношениях — в отношении к началу и в отношении к концу…, когда сводит в единство предельное и беспредельное, именует его «вечным»; ибо вечность не есть ни время, ни часть времени, потому что она неизмерима… Много было в древнее время чудес, но ни одно из них не уподобляется чуду моего спасения. Немногие капли крови воссоздают целый мир, и для всех людей делаются тем же, чем бывает закваска для молока, собирая и связуя нас воедино. Но великая и священная Пасха, и очищение всего мира! — буду беседовать с тобой, как с чем-то одушевленным». Иоанн и беседует с Пасхой как «с чем-то одушевленным», объясняя своим слушателям великие смыслы через малые слова, но и те малые слова, причаствуя большим смыслам, делаются великими и важными.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

03.12 21:03 Савченко обвинила Россию в намерении «дойти до Британии»
03.12 20:45 В Крыму прокомментировали арест золота скифов судом Киева
03.12 20:26 Появилось видео визита Грефа в Сбербанк в костюме инвалида
03.12 20:17 Пожар на вечеринке в Калифорнии привел к гибели девяти человек
03.12 19:57 В Махачкале убиты пять предполагаемых боевиков
03.12 19:45 Ураган сорвал крышу многоэтажки в Сочи
03.12 19:14 В районе Алеппо сбит самолет сирийских ВВС
03.12 19:02 Гонщик Виталий Петров вызвался заменить Нико Росберга
03.12 18:46 В Баку мужчина попытался подорваться у ТЦ
03.12 17:14 Группа калининградских школьников отравилась после экскурсии по Москве
03.12 16:57 Читатели «Полит.ру» выбрали человека недели
03.12 16:47 В Коми самолет с пассажирами застрял в сугробе
03.12 16:23 Около тысячи человек остались без газа из-за падения дерева в Сочи
03.12 15:59 В Крыму пообещали глушить украинские телеканалы
03.12 15:37 Лавров получил от Керри предложения по Алеппо
03.12 15:18 Лавров призвал Японию заключить мирный договор
03.12 15:01 Отмену христианской рок-оперы в Омске объяснили низкими продажами
03.12 14:39 В Индонезии рухнул самолет с полицейскими
03.12 14:18 В Вирджинии школьникам запретили читать «Приключения Гекльберри Финна»
03.12 14:06 Источник рассказал об исправности ракеты-носителя «Прогресса»
03.12 13:53 Взрыв на угольной шахте в Китае привел к гибели 21 человека
03.12 13:37 Московских арестантов будут перевозить на освященных автозаках
03.12 13:20 Медведев предложил платить долги по зарплате раньше налогов
03.12 12:56 В Норвегии нашли украденные ворота немецкого концлагеря
03.12 12:36 Роналду заподозрили в сокрытии 150 млн евро налогов
03.12 12:15 Белый дом и МИД Китая прокомментировали разговор Трампа с главой Тайваня
03.12 12:00 Фидель Кастро лидирует в опросе о человеке недели на «Полит.ру»
03.12 11:53 Неизвестный сбросил девушку в Фонтанку за отказ знакомиться
03.12 11:32 Восьмиклассник на «семерке» совершил смертельное ДТП в Башкирии
03.12 11:05 ЦБ опроверг кражу хакерами 2 млрд рублей
03.12 11:00 Глава Пентагона оценил своего преемника
03.12 10:50 Минобороны России призвало Лондон «не мешать помогать» Алеппо
03.12 10:18 Обломок «Прогресса» найден в Туве
03.12 10:07 При атаке на кампус в Огайо пострадал россиянин
03.12 09:51 Кубанская полиция освободила оператора «Дождя»
03.12 09:19 Хакеры вывели 2 млрд рублей со счетов Банка России
03.12 09:15 Греф под видом инвалида пришел в Сбербанк за кредитом
03.12 00:27 Московский арбитраж отклонил иск Минфина к Потанину
03.12 00:20 Захватчик заложников в парижском турагентстве сбежал от полиции
03.12 00:09 Патриарх Кирилл предложил вывести лапту на мировую арену
02.12 23:35 Парламенту Южной Кореи предложили начать импичмент президента
02.12 23:26 Корабль из РФ сел на мель в Мраморном море
02.12 23:19 Минобороны РФ отправило саперов разминировать восток Алеппо
02.12 23:12 Шахназаров опроверг существование цензуры в России
02.12 22:28 Стивена Хокинга положили в больницу из-за сильного недомогания
02.12 22:23 Вооруженный налетчик взял заложников в парижской турфирме
02.12 22:21 Путин сказал итальянским строителям аrrivederci
02.12 22:05 Порошенко назвал целью войны на Украине «похороны» СССР
02.12 21:47 ИП смогут сэкономить на взносах в Пенсионный фонд
02.12 21:26 Трамп и Дутерте обменялись приглашениями
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.