Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
8 декабря 2016, четверг, 09:00
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Психологи и телевизионщики продолжают ставить опыты на людях

Кадр из «телешоу», воспроизводящего эксперимент Милгрэма
Кадр из «телешоу», воспроизводящего эксперимент Милгрэма

Одним из наиболее известных и провокационных экспериментов над людьми, является эксперимент Стенли Милгрэма (Stanley Milgram), впервые описанный в статье 1963 года. В этом эксперименте Милгрэм пытался понять, насколько далеко человек может зайти в причинении страданий невиновному, если этого требуют его обязанности или приказ. Для этого он придумал специальный генератор для электрических ударов со шкалой от 15 до 450 вольт. По условиям эксперимента испытуемый должен был обучать другого человека запоминанию слова, а если ученик ошибался, то его необходимо было наказывать ударами электрического тока, от раза к разу увеличивая напряжение.

Генератор из эксперимента Стенли Милгрэма

В случае если испытуемый начинал колебаться и не хотел наносить ученику электрический удар, экспериментатор требовал продолжать, используя при этом только фразы типа: «Эксперимент требует, чтобы вы продолжили». В результате более половины испытуемых под воздействием авторитета учёного-экспериментатора доходили до максимально жёсткого наказания в 450 вольт. Эти результаты вызвали широкий общественный и научный резонанс, что привело к многочисленным попыткам повторить полученные данные, в том числе и в измененных условиях. Учитывая все повторения, в сумме он был проведен на более чем 3000 человек из 12 стран, и всегда показывал примерно одни и те же результаты. Однако эксперимент продолжают повторять, в том числе в очень любопытных вариантах.

Интернациональная исследовательская группа под руководством Мела Слейтера (Mel Slater), работающего на тот момент в University College London, повторила эксперимент Милгрэма в виртуальной реальности. 34 участника должны были обучать виртуальную женщину запоминать слова, а когда она отвечала неправильно, бить её электрическим током. Виртуальная женщина-ученик эмоционально и от раза к разу всё интенсивнее реагировала на электрические удары, а на определённом этапе говорила, что не хочет больше продолжать обучение. 23 участника видели и слышали виртуальную женщину-ученика, а остальные 11 общались с ней только посредством текстовых сообщений.

В результате все участники, общающиеся с женщиной-учеником письменно, дошли до конца эксперимента, и ни у одного из них не возникло желание его остановить. В группе, где участники видели и слышали женщину-ученика, только шестеро прекратили эксперимент раньше. Другими словами, перенесение экспериментальной ситуации в виртуальную реальность ничего не изменило в поведении людей. Даже в виртуальной среде наказание воспринималось испытуемыми как реальное. При наказании виртуальной женщины-ученика, у испытуемых учащался сердечный ритм, когда женщина-ученик протестовала, они давали ей больше времени на ответ, прежде чем произвести удар током, некоторые испытуемые пытались помочь ей избежать электрического удара, выделив среди вариантов правильный ответ. Полученные данные свидетельствуют также и о том, что виртуальная реальность может быть чрезвычайно полезным инструментом для социально-психологических исследований, особенно в случае исследования экстремальных социальных ситуаций.

В 2009 году французские психологи провели ещё более эффектное повторение эксперимента Милгрэма. Несмотря на то, что в многочисленных повторениях этого эксперимента часто варьировались разные условия, основа авторитета, которому подчинялись испытуемые, всегда была одной и той же – наука. Указания продолжать выполнять условия эксперимента и наказывать ученика ударами электрического тока всегда давались учёным-экспериментатором или его ассистентом. Жан-Леон Бовуа (Jean-Léon Beauvois) с коллегами из Aix-Marseille University и University of Paris-Ouest Nanterre La Defense решили проверить, будут ли люди также подчиняться авторитету, если он не будет основываться на научном авторитете экспериментатора.

Они максимально точно воспроизвели эксперимент Милгрэма, перенеся его из научной лаборатории в студию телевизионной игры, где указание участникам давал ведущий этого телешоу. Телевизионная студия, в которой проводился эксперимент, полностью соответствовала реальной (камеры, свет, съёмочная группа, живая аудитория). В эксперименте приняли участие 76 человек, каждый из которых получил 40 евро за участие, независимо от того, доходил он до конца шкалы или нет. Испытуемые попадали в разные экспериментальные условия. Первая группа (32 человека) была в стандартных условиях эксперимента (они должны были наказывать другого человека за допущенные ошибки электрическими ударами, напряжение которых с каждым разом возрастала от 20 до 460 вольт). У второй группы (19 человек) после того, когда напряжение достигало 120 вольт, на сцену выбегал человек и просил остановить игру. Участникам третьей группы (18 человек) говорили, что всё происходящее будет транслироваться по телевидению в прямом эфире. У четвёртой группы (7 человек) ведущий уходил после 80 вольт и возвращался только после окончания игры.

В очередной раз результаты повторились. В стандартных условиях 81% испытуемых повиновались ведущему и дошли до 460 вольт (у Милгрэма – 62.5%), в условиях, когда ведущий выходил из студии, повинующихся было 28% (у Милгрэма – 20.5%), в условиях, когда на сцену выбегал человек и просил остановить игру, – 74%, а в условиях прямой трансляции – 72%. При этом, самое большое влияние на повинуемость оказывало именно присутствие ведущего.

Поведение, которое демонстрировали участники, практически полностью повторяло поведение испытуемых Милгрэма. При нанесении умеренных электрических ударов они нервно смеялись, после 180 вольт появлялся тон, указывающий на очевидность ответа, а после 340 – они отстранялись от жертвы, игнорировали её крики. После окончания экспериментальной сессии участников просили распределить 100% ответственности за то, что происходило между продюсером шоу, ведущим, аудиторией, учеником и ими самими. Участники, дошедшие до конца, наибольший уровень ответственности приписывали продюсеру шоу, а те, кто не проявил повинуемость, – себе. Таким образом, указания ведущего телевизионного шоу оказались сравнимыми с указаниями учёного по степени влияние на поведение людей. Интересно, как повели бы себя участники подобного телешоу, проводись оно на российском телевидении?

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM iPhone MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi Адыгея Александр Лавров альтернативная энергетика Анастасия Волочкова «Ангара» антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика аутизм Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса британское кино Византия визуальная антропология викинги вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология геофизика глобальное потепление грибы грипп дельфины демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк зрение Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лексика лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг моллюски Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. одаренные дети онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы РадиоАстрон ракета растения РБК РВК РГГУ регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы сердце сериалы Сингапур сланцевая революция смертность СМИ Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа школьные олимпиады эволюция эволюция человека экология эмбриональное развитие эпидемии этика этнические конфликты этология Юпитер ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.