Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
9 декабря 2016, пятница, 08:52
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

14 мая 2013, 16:07
Анна Колупаева

Выборочная справедливость

Ирина Александровна Антонова: «У нас исполняют   музыку   Шостаковича  и Прокофьева, учат  стихи   Ахматовой, наконец, был  восстановлен   храм   Христа   Спасителя, пора восстановить и Музей нового западного искусства в Москве». Заметим, что стихи и музыка при этом остаются подлинными, а храм является муляжом, да и оригинал его современники жестко критиковали. Коллаж: Диана Мачулина
Ирина Александровна Антонова: «У нас исполняют музыку Шостаковича и Прокофьева, учат стихи Ахматовой, наконец, был восстановлен храм Христа Спасителя, пора восстановить и Музей нового западного искусства в Москве». Заметим, что стихи и музыка при этом остаются подлинными, а храм является муляжом, да и оригинал его современники жестко критиковали. Коллаж: Диана Мачулина

Предыстория: во время «прямой линии» с Владимиром Путиным директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова попросила вернуть в Москву из Эрмитажа часть московских коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова, которые при советской власти были национализированы и составили основу Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ). После его расформирования в 1948 году были разделены между ГМИИ имени А.С.Пушкина и Эрмитажем. Мечта Ирины Александровны – восстановить ГМНЗИ. По ее мнению, это будет равносильно тому, что мы в России вновь «играем музыку Шостаковича, слушаем стихи Ахматовой, восстановили храм Христа Спасителя».

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский выступил против этой идеи, напомнив, что «в этой истории один из первых эпизодов — разорение и ограбление Эрмитажа ради создания ГМИИ имени Пушкина», передача из коллекции Эрмитажа в пользу ГМИИ 500 картин старых мастеров, среди которых произведения Рембрандта, Рубенса, ван Дейка, Йорданса, Пуссена, Ватто, Тициана, Боттичелли, Кранаха, Ватто, Давида, а в качестве компенсации петербургскому музею – 93 картины из ГМНЗИ.

Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о целесообразности воссоздания в Москве Музея нового западного (современного) искусства до 15 июня 2013 года.  

Зал Матисса в Государстсвенном музее нового западного искусства (Бывший особняк И.А,Морозова). 1930-е

Анна Сергеевна Колупаева  (член-корреспондент РАХ, эксперт Союза музеев России, в 2004-2008 годах – начальник Управления культурного наследия, художественного образования и науки Роскультуры)  рассказала Полит.ру, почему восстановление Музея нового западного искусства нельзя считать «нравственным вопросом», а также о том, что Третьяковка тоже могла бы претендовать на импрессионистов с кубистами из ГМИИ, если бы очень захотела, и о том, чем это все может закончиться.

Ирина Александровна Антонова настаивает, что восстановление данного музея будет нравственным актом, называя ГМНЗИ «репрессированным» музеем. Тема вроде бы беспроигрышная, вряд ли кто-то решится отрицать, что сталинские репрессии – это зло, но вот многие эксперты высказываются об этом проекте неодобрительно, почему не сработало?

 Потому что разговор о репрессиях в данном случае – манипуляция фактами. Существует массовое незнание истории и сознательное использование этой исторической безграмотности  со стороны Ирины Александровны. Музей, который она предлагает восстановить, был создан при Сталине  - в 1923 году, когда он уже был Генеральным секретарем партии, и ликвидирован при нем же, но не личным решением «Вождя народов», а постановлением Совета Министров СССР в 1948 году.  Слово «репрессированный» здесь неуместно.

Репрессировать можно было Прокофьева, Шостаковича, Ахматову – они творили не по указанию Сталина, но он запретил исполнять их музыку или печатать стихотворения. Церковь была до Сталина и после – ее служителей он репрессировал. А ГМНЗИ - это музей, который создал Сталин, он же сам его и закрыл, когда музей перестал быть нужен. О какой исторической безнравственности мы можем здесь говорить – по отношению к чему, к действиям советской власти? Музей, к счастью, не был физически уничтожен сожжен, а просто расформирован, что в этом экстраординарного?  Из сотрудников никто, слава богу, не оказался в ссылке или расстрелян. Почему же именно эту несправедливость надо исправлять, а не все остальные?

Много чего было разрушено в те годы, и то, что существовало до Революции, и то, что было создано в 20-е. Закрыт Румянцевский музей, созданы и закрыты Первый музей старого западного искусства, музей И.С.Остроухова, западный отдел Третьяковской галереи. Как-то не принято вспоминать, что в рамках «ленинградского дела» в конце 1940-х годов закрыли даже Музей обороны Ленинграда.

Музей народоведения (Музей народов СССР) закрыли в том же 1948 году, что и ГМНЗИ - их истории вообще похожи: в основе Музея народоведения был Дашковский отдел Румянцевского музея, потом активное комплектование в этнографических экспедициях по всему Союзу, затем – обвинения в «безыдейности и космополитизме», закрытие и раздел коллекций между музеями Москвы и Ленинграда. Вот только большая часть научного коллектива Музея оказалась в лагерях, а столица осталась с тех пор без этнографического музея. Это гораздо более трагическая история, и с точки зрения культуры Москвы -  гораздо более чувствительная, чем отсутствие части импрессионистов.

Обстановочная сцена «Якутский шаман». РГАКФД. Конец 1920-х гг.

 

Да, Москве с ее прогрессирующий ксенофобией (не это ли и есть новая борьба с космпополитизмом?) очень было бы нужно учреждение, которое, как парижский музей на набережной Бранли с искусством народов Африки, Азии, Океании и Америки, с первого посещения убеждало бы, что эти народы вовсе не отсталые, как некоторым кажется по незнанию. А можно ли восстановить справедливость в отношении Музея народоведения?

Перемещение в Ленинград тогда - это тоже была своего рода запоздалая справедливость, потому что Румянцевский музей был создан и первые тридцать лет существовал в Санкт-Петербурге. Но действительно, Москве такой музей был бы очень нужен и полезен, но как теперь это сделать, мне, во всяком случае, не понятно. Очевидно только, что невозможно пытаться его организовать за счет разорения коллекций Российского этнографического музея, куда и поступила большая часть собрания Музея народов СССР.

По Музею народоведения видно, что справедливость с разных точек зрения видна по-разному, а иногда просто неосуществима. Антонова  проводит очень странную демаркационную линию -  «музей уничтожили по идеологическим причинам, как «вредный, буржуазный, формалистический и декадентский»,  а то, «что было на заре советской власти -  просто перераспределение ценностей» и «результаты национализации не могут подвергаться пересмотру». То есть национализация не была идеологической? 

У нас все было идеологическим, в том числе и ГМНЗИ. Молодая советская республика была в международной изоляции,  нужно было завоевывать Европу, добиваться дипломатического признания – в том числе и через культурные контакты. Этот музей был едва ли не единственным, кто делал в 1920-х годах выставки за рубежом и принимал зарубежные выставки, в основном из Германии и Италии. Наркомпрос очень активно  комплектовал «революционное» искусство и произведения «попутчиков» (так это тогда называлось). Когда же после Великой Отечественной войны начали строить железный занавес, задачи музея стали просто неактуальными и его закрыли.

Но Ирина Александровна права в том, что акты национализации признаны всем миром и не оспариваются, ни один суд не принимает иски по этому поводу.

Кстати, «ударное» формирование сегодняшнего ГМИИ имени А.С.Пушкина  происходило вполне в духе советской идеологии:  еще до коллекций  Ивана Морозова и Сергея Щукина туда передали и часть коллекций Эрмитажа, и собрание Первого музея старого западного искусства  -  коллекцию Дмитрия Ивановича Щукина, и собрание западной живописи из Третьяковки.

Западноевропейское собрание в ГТГ? То есть у Третьяковых была какая-то идея показывать развитие русского и западного искусства вместе?

Нет, у Павла Михайловича такой идеи не было. Но когда он передавал свою коллекцию городу,  к нему присоединился Сергей Михайлович со своей коллекцией западного искусства, правда, гораздо меньшей по объему, чем русское собрание его брата. Появился отдел западного искусства в Третьяковке, и до Первой мировой войны Игорь Эммануилович Грабарь вел активные переговоры с Щукиным о том, чтобы тот передал свое собрание в этот отдел -  тогда можно было сделать интересное сопоставление современного на тот момент искусства отечественного и западного. Но началась война, потом Сергей Щукин женился во второй раз и раздумал насчет передачи городу. Иван Морозов также обсуждал возможность передачи своего собрания обществу, но в отдаленной перспективе.

Но и без того западный отдел Третьяковской галереи, перераспределенный в ГМИИ, включал в себя не только образцы старого западноевропейского искусства из коллекции Сергея Третьякова, но и произведения  Коро, Дега, Мане, Гогена, Ван Гога - из собрания Михаила Абрамовича Морозова.

ГМИИ весь был сформирован таким образом, кроме слепков, специально закупленных для музея Иваном Владимировичем Цветаевым,  и  египетской коллекции Владимира Семеновича Голенищева, приобретенной еще царским правительством, -  так что на месте Ирины Александровны лучше было не поднимать вопрос об исторической справедливости – это опасно для самого музея.

Комната Пикассо в особняке С.И.Щукина, 1913

 

 

Выходит, что и ГТГ могла бы что-нибудь потребовать себе, если бы захотела. Может быть, их коллекции в экспозиции Третьяковки были бы наилучшим вариантом?

Есть такой трюизм: история не знает сослагательного наклонения. В любых попытках восстановить «историческую справедливость» есть значительная доля лукавства. Воссоздавать частные собрания Ивана Морозова и Сергей Щукина - это как Эрмитаж,  ГМИИ и Третьяковку пытаться вернуть в состояние на 1913 год - они уже многие десятилетия существуют и развиваются.

Да уж, тогда и в Третьяковке пришлось бы повесить картины шпалерной развеской в несколько рядов и под углом, так что и не рассмотришь большую часть работ...

Подобные исторические реконструкции имеют смысл либо во временном выставочном проекте, либо в виртуальном. Музеи за это время изменились настолько, прошли такой путь развития экспозиционной и публикационной культуры, что повторять то, что было в Третьяковке даже при Грабаре перед Первой Мировой войной – это может быть занятно только с точки зрения истории музейного дела.

Выставка "Пушкин в Третьяковской галерее". 1924. Фото: www.tretyakovgallery.ru

 

Да и потом, любая частная коллекция всегда окрашена вкусом и представлениями собирателя. Морозов, например, любил пейзажи, и Матиссу их даже заказывал, у Щукина – другие предпочтения. Дмитрий Бурылин, ивановский фабрикант, вообще собирал все подряд – и египетскую мумию собрал, и самурайские доспехи, и эскизы и доски для набойки ситцевых тканей.

Так что, если уж говорить об «исторической справедливости», то репрессированным, скорее, нужно считать Эрмитаж.

Но в любом случае консервация того, что было при Щукине и Морозове, не является истинным продолжением их дела – они собирали самое передовое, а для Антоновой все на импрессионистах и закончилось. Такой вывод можно сделать хотя бы из ее блистательного рассказа в эфире радио «Эхо Москвы» про то, как она водила по щукинско-морозовскому наследию в ГМИИ «Андре Мальро, это министр культуры Франции, известный человек, интеллектуал. Он был с каким-то своим помощником. Он обернулся к нему и сказал: ты видишь, что происходит, надо покупать все картины, то есть все, что есть сейчас, потому что еще объявятся какие-то русские, купят и увезут это к себе. То есть он оценил вот этот совершенно невероятный гениальный вкус и понимание этого рода искусства».  Он, похоже, имел ввиду, что надо покупать современное ему искусство, пока русские не догадались, а Антонова подумала, что он собирается остатки Клода Моне скупать.

Современное искусство – дело такое…нельзя требовать того, чтобы все его страстно любили. Важно, чтобы в обществе формировался интерес к этому искусству и стремление его понять.  Я считаю, что то, что сейчас делает Эрмитаж в рамках программы XX/XXI век – очень взвешенно и разумно, их политика соответствует статусу самого Эрмитажа, без крайностей знакомит публику с развитием современного искусства в контексте общемировой культуры.

Так ли уж без крайностей – а выставка братьев Чэпменов?

Это были крайности со стороны так называемой православной общественности. А выставка Чепменов замечательно обыгрывает темы Босха, Брейгеля, Гойи. Чепмены - внутри этого контекста и все аллюзии прочитываются, просто возмущенные граждане, скорее всего, с работами Босха незнакомы, такое бывает.

Я слышала ничем не подтвержденную версию, что эта история с импрессионистами – чуть ли не внушение сверху Пиотровскому за его непокорность, нежелание почувствовать православный дух времени и признать выставку Чэпменов крамольной?

Это фантазии. У нас конспирология во всем – от диет до манеры носить одежду. Я совершенно точно знаю, что это  не официальная позиция, отдельные слова Михаила Борисовича могут не нравиться отдельным людям, но в целом есть нормальные отношения, и 250-летие Эрмитажа будет полноценным государственным праздником.

Фашисты на пленэре. Фрагмент одного из гигантских многофигурных макетов на выставке "Конец веселья" братьев Чепменов в Эрмитаже. Фото: Николас Ильин.

 

 

Пиотровский говорил, что в момент закрытия ГМНЗИ была просто угроза физического уничтожения экспонатов, и разделение экспонатов между ГМИИ и Эрмитажем было спасением для этих вещей? Действительно была такая угроза?

Изначально было два предложения – уничтожить, либо рассредоточить по всей стране в провинциальные музеи, как это сделали с русским авангардом, который тоже удалось отстоять и спасти от полного уничтожения, но распределили его так, что потом мы в конце 1980-х с собаками его искали. Произведения во многих музеях, за редким исключением, были очень плохо описаны, их трудно было выявить по каталогам и надо было фонды руками перебирать. Усилиями специалистов удалось добиться того, что коллекция ГМНЗИ была упакована и сложена в запасники двух музеев, но до 60-х годов, они, естественно, не выставлялись.

А почему этот вопрос у Антоновой всплыл как актуальный снова именно сейчас (до этого она говорила об этом в 2005)?

В прошлый раз это было в момент, когда они открывали новое здание Музея личных коллекций. Теперь это тоже параллельно с новым зданием – понятно, что каждый раз, когда они расширяются, хочется чего-нибудь еще добавить. Кроме того, сейчас речь идет о смене руководства, так как нагрузки при такой масштабной реконструкции могут оказаться непосильны для Ирины Александровны в силу ее почтенных лет.

Не исключаю, что возврат к идее возрождения ГМНЗИ связан для Ирины Александровны с желанием поставить яркую точку в своей, без преувеличения, фантастической музейной карьере.

А нужно ли ГМИИ вообще это расширение – что будут показывать на новых площадях,  ведь все лучшее, что есть - оно уже в экспозиции, а в запасниках шедевров нет?

Дело не в шедеврах, Цветаев задумывал этот музей для «просвещения юношества», и прогулки по пусть неподлинному, но материальному «Акрополю», которые я помню с детства, не сравнятся ни с каким Интернетом. Нельзя говорить, что в запасниках ничего стоящего нет, это не так – не показано отличное собрание антиков, негде разместить итальянскую коллекцию – пусть это не Лувр и не Уффици, но это качественная европейская живопись. В ГМИИ одна из самых лучших коллекций офортов Рембрандта из Румянцевского музея – можно открыть гравюрный кабинет, научить публику ценить этот вид искусства, разбираться в нем. Возможно, 100 000 кв. метров для этого и не нужно, мне трудно сказать  -  наверное, будут какие-то сопутствующие структуры, но конечно, Лувром или Эрмитажем ГМИИ от этого не станет.

Картина Ван Гога «Ночное кафе» была продана советским правительством и теперь находится в коллекции Йельского университета, у которого ее пытался отсудить в 2008 году Пьер Коновалофф, наследник Ивана Морозова. И «сопутствующие структуры» на данный момент - кафе ГМИИ, для комфортного пребывания в котором не хватает не только квадратных метров. Коллаж: Диана Мачулина.

 

Антонова обратилась к президенту, президент дал поручение правительству рассмотреть этот вопрос, ответив весьма расплывчато: «Я, разумеется, поддержу любое решение, связанное с возрождением музея, но это должно было сделано в результате дискуссии в самом музейном сообществе http://gallerix.ru/album/Museums, среди специалистов…».  Как вы думаете, какие перспективы решения? И за кем вообще окончательное решение вопроса?

Решение за правительством – именно оно у нас по Конституции является собственником государственного имущества. Правительство может решить иначе, не так, как музейное сообщество, общая позиция которого заключается в том, что у нас есть status quo, который никакому массовому пересмотру подлежать не может, и могут быть только какие-то единичные случаи, отдельно и внимательно обсуждаемые.

Но для того и существует администрация президента, чтобы взвешивать все политические риски и издержки, которыми чреваты «музейные войны». Потенциальные притязания наших музеев на коллекции коллег не исчерпываются ситуацией с ГМНЗИ. До сих пор вопросы с распределением работ из Центрального хранилища музейных фондов пригородных дворцов-музеев  в Санкт-Петербурге не решены так, чтобы удовлетворить все заинтересованные музеи. А центральные собрания не отказались бы вернуть себе шедевры русского авангарда из провинциальных музеев.

Пока всё под спудом, все договорились, что никто ни у кого ничего не отбирает, но стоит только открыть сезон охоты, и вместо исторического и патриотического воспитания будут сплошные скандалы и суды.

Сейчас граждане подписывают коллективное письмо, чтобы импрессионистов оставили в Эрмитаже – а такие письма как-то принимаются во внимание?

Конечно, нет. Когда назначили нового директора в Кижи, было собрано порядка 20 000 подписей, и что?  Это никого не интересует. Нормальная бюрократическая история – принятое решение было правомерным юридически, и потому его не поменяют. Здесь может быть так же, но у меня нет ощущения, что правительство стремится утвердить идею перемещения произведений. Просто отдать в ГМИИ –  будет международный скандал, Эрмитаж входит в элитный клуб крупнейших музеев мира, и его поддержат все директора, и Метрополитен, и Лувра, и Прадо, и остальные.

А создавать музей – это нужно же делать где-то, а помещений не запланировано, усадьба Голицыных, которую Ирина Александровна сейчас предлагает в качестве помещения для ГМНЗИ – это ни с кем не согласовано, по проекту там другие планы использования. Идея нового музея связана с дополнительным финансированием, на которое никто особенно не готов. Да и сам характер поручения президента – он же не велел это сделать, а поручил рассмотреть целесообразность, а для чиновников такая формулировка очень информативна – в ней нет одобрения или прямой поддержки.

Столовая Гогена в особняке С.И.Щукина, 1912

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

08:48 За сутки из Алеппо ушли 8,5 тысяч жителей
08:34 Московское метро может отключить сотовую связь
08:20 СМИ узнали о причине отмены ограничений на поставку оружия в Сирию
08:02 Россия поможет Кубе модернизировать армию
02:17 Московский суд арестовал депутата из Новгорода за взятку в 2 млн долларов
02:03 Рогозин объявил о начале космического сотрудничества с Кубой
01:57 Хворостовский отказался от участия в опере из-за болезни
01:50 Обама снял ограничения на военную помощь союзникам
01:19 Британская палата общин поддержала выход страны из ЕС
00:41 Сенаторы попросили Трампа поскорее определиться насчет Украины
00:34 Боевики ИГ атаковали блокпосты возле Пальмиры
00:28 Греф назвал WeChat лучшей соцсетью в мире
00:22 Пенсионный фонд собрался уволить 10% сотрудников
00:14 СМИ узнали о кандидатуре главы Минтруда при Трампе
08.12 23:10 МИД РФ сообщил о приостановке боев в Алеппо
08.12 21:40 Путин вступился за пластиковые пакеты перед экологами
08.12 21:02 СМИ сообщили об увольнении второго за сутки директора департамента Минобрнауки
08.12 20:29 Роскомнадзор рассказал о конструктивной встрече с представителями LinkedIn
08.12 20:28 Белоруссия заплатила за российский газ авансом
08.12 19:57 Кадыров опроверг наличие в Чечне батальонов «Восток» и «Запад»
08.12 19:56 Путин призвал прокуратуру проверить компетентность российских судей
08.12 19:38 СМИ сообщили о назначении нового главы московской полиции
08.12 19:30 Рада установила фильтр для «антиукраинских» книг из РФ
08.12 19:12 Полонский отказался признавать вину в мошенничестве
08.12 18:58 В Новосибирске из-за снега введен режим ЧС
08.12 18:48 Путин пообещал обсудить с Собяниным вырубку парка «Кусково»
08.12 18:45 СМИ сообщили об отказе Исинбаевой бороться за пост главы ВФЛА
08.12 18:21 Биржевой курс евро упал до полуторагодового минимума
08.12 18:19 Путин наградил Доктора Лизу госпремией
08.12 17:49 Путин поручил пересмотреть закон об «иностранных агентах»
08.12 17:44 В кабмине отказались поддержать «людоедское решение» по абортам
08.12 17:23 Правительство отказалось обязывать нефтяников сокращать добычу
08.12 17:10 Один из «крымских диверсантов» пожаловался в СКР на пытки
08.12 17:02 Директора спортшколы поместили под домашний арест после гибели детей в ХМАО
08.12 17:00 СМИ сообщили о задержании сотрудников антикоррупционного управления МВД
08.12 16:37 Путин посмертно наградил погибших в Сирии медсестер и военного советника
08.12 16:16 Посол Евросоюза констатировал прохождение «дна» в отношениях с Россией
08.12 16:08 В Кремле о приезде в Москву экс-советника Трампа узнали из СМИ
08.12 15:50 СМИ узнали о решении боевиков «Джебхат ан-Нусра» покинуть Алеппо
08.12 15:45 Медведев утвердил стратегию борьбы с контрафактом в РФ до 2025 года
08.12 15:31 Предложено противоядие от угарного газа
08.12 15:22 Источник рассказал об обысках ФСБ в ГУЭБиПК МВД России
08.12 15:09 В Думе объяснили переброску чеченского спецназа в Сирию
08.12 14:51 «Газпром» подписал контракт по прокладке первой ветки «Турецкого потока»
08.12 14:40 Древесные кольца подтвердили слова летописцев
08.12 14:33 Впервые за два года в РФ выросли продажи автомобилей
08.12 14:19 МВД предложило составить списки «опасных» футбольных фанатов
08.12 14:03 Кировский губернатор вступился за Навального
08.12 13:54 В управделами президента ответили на жалобы депутаток Госдумы
08.12 13:32 Ростуризм разработает программу льготных туров для пенсионеров
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.