Адрес: https://polit.ru/article/2013/05/17/inginiring/


17 мая 2013, 13:24

Как устроен инжиниринг

11 апреля 2013 года Российская венчурная компания провела очередной экспертный семинар, который был посвящен инжинирингу. О том, что такое современный инжиниринг, рассказал генеральный директор ОАО «РВК» Игорь Агамирзян, ведущий семинара.

В современном производстве всё большую роль играет продажа интеллектуальной собственности. Началось это с программного обеспечения, потом аналогичная тенденция обозначилась и в микроэлектронике. Программное обеспечение  разрабатывается один раз, а потом копии тиражируются и продаются бесконечно много раз. Поэтому сформировался новый принцип: если себестоимость производства стремится к нулю, то цену конечного продукта можно устанавливать произвольно, в соответствии с масштабами спроса.  

И.Р. Агамирзян

Практически та же ситуация сложилась и в сфере микроэлектроники. Иллюстрируя ситуацию, Агамирзянпривел в пример iPhone: сборка одного айфона в Китае обходится в 6 долларов (а при автоматизированном процессе ещё меньше); «железо» - в 60 долларов; а конечный продукт продается за 600 долларов. Таким образом, само производство стоит в общем масштабе разработки копейки. Не копейки стоит работа инженеров, программистов, дизайнеров и маркетологов. Но они производят работу один раз, а затем тиражируют свою разработку во всех продуктах.

Агамирзян высказал мнение, что по мере дигитализации массовое производство в некоторых сферах может исчезнуть. Принцип такой: сначала продукт проектируется во всех деталях на компьютере, а затем«распечатывается». Такой тренд наметился уже в фармацевтике и в химии. Формула моделируется на компьютере, вещество проходит виртуальное тестирование, и в итоге препарат материализуется посредством молекулярного3D-принтера. 

Максимум доходности достигается либо при больших тиражах продуктов, продаваемых по низкой цене, либо при малых тиражах (под конкретный заказ) по высокой цене. На правах футурологического прогноза Агамирзян предположил, что в дальнейшем производители будут отказываться от массового производства и переходить к кастомизации продукта, то есть к удовлетворению запроса конкретного покупателя. Когда-нибудь у всех дома будет 3D-принтер. Для приобретения товара надо будет зайти на сайт производителя, подобрать  параметры и распечатать требуемый продукт в готовом виде.

Инжиниринг – это, собственно, комплекс знаний и процедур, необходимых в производстве нового типа. У нас в стране инжиниринг пока находится на зачаточной стадии развития. А так как тренд мировой, важно в него вовремя встроиться, дабы «не оказаться на обочине этого процесса».

Глобальное видение инжиниринга

Владимир Княгинин, директор фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», в начале доклада прокомментировал предыдущее выступление, назвав гендиректора ОАО «РВК» «технооптимистом», но тут же оговорил, что с описанием общей тенденции согласен. Он подчеркнул, что при общем росте мирового рынка инжиниринговых услуг роль России в этом процессе сейчас ничтожна. Лидируют США, а также Китай и Индия, то есть далеко не только развитые страны, но и некоторые представители группы БРИКС. Важный фактор в развитии этого рынка – быстродействие: если идею вовремя не внедрить в производство, её перехватят. А быстродействие зависит от рационального распределения работы. То, что невозможно сделать в сжатые сроки в пределах одной компании, реально осуществить при сотрудничестве нескольких компаний, каждая из которых специализируется на определенной части производственного процесса.

При этом рынок инжиниринга не ограничен пределами одной страны, то есть части процесса, ведущего к созданию конечного продукта, могут выполняться в разных частях земного шара. Княгинин привёл в пример Индию, которая сейчас стала крупным мировым центром оффшорного проектирования. Процесс начался в середине 2000-х гг., когда индусы начали прицельно создавать инфраструктуру и обучать кадры, благодаря чему к настоящему моменту страна заняла ведущую позицию в мировом производственном процессе.Для сравнения: в России сейчас только одна крупная компания, занимающаяся оффшорным проектированием. Какая именно, Княгинин не уточнил, но подчеркнул, что зачатки оффшорного инжиниринга у нас есть, но развитой инфраструктуры нет.

Рынок, между тем, развивается и меняется следующим образом. Во-первых, потребность в проектировщике стала превышать потребность в изготовителе деталей, причем всё большую роль начинает играть совместное (параллельное)проектирование, которое предполагает многоэтапный синхронизированный процесс, выстраивающий технологическую цепочку. Интеграция в эту цепочку происходит на ранних стадиях, а для этого нужно, чтобы интегрировалось готовое специализированное направление. Кто не готов к включению в цепочку, тот выпадает из процесса. Во-вторых, растет дигитализация. Вне цифрового проектирования решение производственных задач уже невозможно.

В-третьих, из-за того что задачи становятся всё более масштабными и комплексными, рынок инжиниринговых услуг начинает дифференцироваться и расслаиваться. Компаниям теперь проще и дешевле пользоваться разработками внешних производителей, и «in-house» - модель, когда продукт полностью, от начала и до конца, создается внутри одной компании, уходит в прошлое.

В-четвертых, есть такой феномен, как «липкость знаний». Речь идет о том, что знания о производственном процессе не передаются производителю, а остаются у проектировщика. В результате, проектировщик  включается в производственный процесс. В связи с этим стало появляться множество новых инжиниринговых институтов, которые выполняют функцию посредников между исследовательскими инстанциями старого образца и производителями. Старые исследовательские центры занимаются более общими задачами, а новые выполняют работу под конкретный заказ.

Наконец, меняется онтология проектирования. Если раньше проектировали на основе документации, то теперь проектируют на основе виртуальной модели, а от каскадного (поэтапного) проектирования переходят к гибкому, когда сначала целиком создается модель, а потом продукт отлаживается на предмет соответствия стандартам.

На этом фоне ситуация в России выглядит довольно отсталой: в инжиниринге преобладает in-house, консорциумов нет. Под консорциумом у нас сейчас преимущественно понимается поглощение компании проектировщика, тогда как в мировом мейнстриме речь идет не о поглощении, а о продолжительном партнерстве, контракте на предоставление услуг под определенный заказ. Нет и отчётливого понимания того, на каких задачах следует специализироваться, чтобы стать конкурентоспособными. Инфраструктуры для поддержки инжиниринга тоже пока нет, хотя появились прото-организации – инжиниринговые кластеры, например, в Санкт-Петербурге, Новосибирске и Хабаровске. Для того, чтобы Россия вышла на новый производственный уровень, по мнению докладчика, необходим переход от in-hоuse к цепочкам заказов. А для этого нужна соответствующая технологическая политика (в Китае такая политика ведется с 1978 г. и продолжается по сей день). Пока этого не произойдет, мы будем оставаться «пользователями, а не создателями». Впрочем, заключил он, основания для оптимизма есть, но надо браться за сложные и комплексные задачи.

Компьютерный инжиниринг – как основа создания конкурентоспособной продукции нового поколения

О том, как это все может осуществляться в России, рассказал Алексей Боровков, проректор по перспективным проектам НИУ СПбГПУ. Он начал с того, что, с его точки зрения, инжиниринг – это, прежде всего, компьютерное проектирование, направленное на решение конкретных технических задач.

Компьютерное моделирование сейчас сопровождает весь производственный процесс – начиная с расчета параметров и характеристик изделия и заканчивая технологическими процессами. Здесь важна производительность, например, количество решенных задач и проанализированных вариантов, которая во многом определяется опытом инженера-расчетчика, качеством применяемых программных систем и мощностью суперкомпьютера. Боровков привел в пример заказы по компьютерному моделированию, которые выполнял его университет. Например, для мирового уровня проектирования в автомобилестроении, типична ситуация, когда необходимо решать 17 000 задач за две недели, то есть более 1000 задач в день! В качестве примера были представлены задачи краш-анализа в автомобилестроении. Для этого требуется на основе полномасштабных виртуальных моделей проанализировать поведение автомобиля в огромном количестве ситуаций, которые могут возникнуть в реальной жизни. Всё это делается для того, чтобы минимизировать ущерб пассажирам, автомобилю и максимально повысить безопасность. С помощью виртуальных моделей, описываемых миллионами дифференциальных уравнений, рассчитывали, как по миллисекундам будет деформироваться кузов автомобиля, более того, на основе полученных результатов была выполнена рациональная оптимизация конструкции, созданы зоны “программируемого деформирования и разрушения” и зоны “повышенного поглощения энергии удара”.

Существует множество областей для компьютерного инжиниринга – Боровков привёл в пример более 25 областей. В России, например, сейчас интенсивно развивается компьютерный инжиниринг композиционных материалов и композитных структур.

Докладчик обратил особое внимание на проблему обеспечения и поддержания глобальной конкурентоспособности в связи со стремительным усложнением актуальных научно-технологических задач. Поэтому хвататься за все виды инжиниринга сразу бессмысленно – лучше выбрать тот вид деятельности, в частности, компьютерный инжиниринг, в котором можно обеспечить глобальную конкурентоспособность.

В настоящее время в России есть следующие перспективные направления для компьютерного инжиниринга: авиастроение, автомобилестроение, атомная энергетика, нефтегазовая отрасль, и, конечно же, композитные материалы и композитные структуры. Что касается автомобилестроения, то работа ведется по двум направлениям:

- встраивание и работа в рамках технологических цепочек мировых лидеров;

- трансфер технологий и компетенций в отечественное автомобилестроение.

Чтобы выстроить конкурентоспособную технологическую цепочку, нужны мультидисциплинарные команды специалистов, обладающих компетенциями мирового уровня в различных научных областях и отраслях экономики (“инженерно-технологический спецназ”) имеющих опыт работы на мировом уровне. Далее, нужны “профессиональные сообщества практик”, которые позволят обеспечить эффективное взаимодействие специалистов, глобальную конкурентоспособность и трансфер знаний, технологий и компетенций в отрасли и регионы. Только таким образом, “решая конкретные актуальные задачи”, можно будет создать перспективную интеллектуальную среду разработки – форсайт-структуру в области компьютерного инжиниринга, своевременно отвечающую на глобальные вызовы промышленности.

Инжиниринг на практике

Хотя российская ситуация в целом пока далека от прогрессивной, тем не менее есть успешно развивающиеся инициативы, о которых на семинаре рассказали представители различных российских компаний.

Валерий Тропин, директор по инновационной деятельности ОАО «Группа Е4», сообщил об успехах в области энергоинжиниринга – в данном случае речь шла о новом строительстве мощных парогазовых энергоблоков. Группа Е4 была создана в 2006 г. и  самого начала задумывалась как классическая инжиниринговая компания полного цикла (EPCM-подрядчик). В нее вошли ведущие базовые отраслевые предприятия: проектные институты, монтажные и пусконаладочные организации с опытом работы в электроэнергетике 50-85 лет с общей численностью около 18 тыс. специалистов.

Ключевой задачей энергоинжиниринга является управление проектированием, координация действий подрядчиков и поставщиков с поставщиками оборудования. В этой связи все проектные институты в кратчайшие сроки были переведены на единую инновационную технологию автоматизированного 3D-проектирования на базе PDMF Global компании AVEVA. На смену инновационному инструменту пришла инновационная технология, которая включает в себя:

1. Формирование трехмерных моделей на основании полученных исходных данных, проверка модели на наличие коллизий, удобство и возможность монтажа, удобство эксплуатации и ремонтопригодность компоновочного решения.

2. Генерация комплексной проектно сметной документации непосредственно из трехмерной модели. Причем технология обеспечивает актуальность трехмерной модели и последней ревизии документации.

3. Все участники проекта генерального подряда имеют доступ к информации в трёхмерной модели и интеллектуально связанной с ней проектно-сметной документацией.

Группа Е4 занимает лидирующие позиции на рынке энергетического строительства.

Одним из наиболее трудных и значимых проектов для Группы Е4 Тропин назвал ввод в коммерческую эксплуатацию первого пускового комплекса с энергоблоком ПГУ-420 МВт новой Няганской ГРЭС. Уникальность проекта в том, что это первая современная электростанция в России, построенная с нуля за последние 40-50 лет с применением технологий мирового уровня. Основное оборудование - одновальный моноблок SCC5-4000F с КПД=58,75% производства SIEMENS AG. В реализации проекта принимала участие не одна сотня подрядчиков и поставщиков вспомогательного оборудования, среди которых ведущие мировые и отечественные компании. Короткий период навигации и сложная логистическая система доставки грузов весом до 400 тонн  морским путем потребовали сооружения причала, укрепления мостов, дорог и др. Энергоинжиниринг – это сравнительно молодой для России бизнес и высоко рисковая деятельность. Большие трудности генподрядчик и заказчик испытывают в связи с острым дефицитом квалифицированных специалистов в районе строительства, удаленном от центров материальных и людских ресурсов. Это самый крупный инвестиционный проект компании ФОРТУМ и хорошая энергетическая база развития для всей экономики Ханты-Мансийского автономного округа.

Ситуацию, когда российская разработка была успешно встроена в существующую технологическую цепочку, представил Георгий Пачиков, генеральный директор компании Cortona3D. Этот проект, как следует из названия, связан с 3D-моделированием и включается в жизненный цикл продукта на этапе постпроизводственого обслуживания. Продукту требуется документация. 10 лет назад «Боинг», например, задействовал порядка 300 работников (инженеров, копирайтеров, иллюстраторов), которые создавали документацию готовому продукту. С развитием цифровых технологий появилась возможность автоматизировать этот процесс.

Собственно этим и занялась Cortona3D - в применении к «Боингу». Почему «Боинг», а не отечественные производители? Потому что отечественные мало используют трехмерную графику. Cortona3D преимущественно сотрудничает с западным рынком, так как на отечественном рынке спрос на их услуги невелик. Сначала поступали маленькие заказы, потом, по мере того как заказчик убеждался в благонадёжности, - больше. Собственно, к моменту первого заказа технология трехмерного моделирования уже была готова. Как сказал Пачиков, проблема отечественных разработчиков в том, что они часто создают технологию, а потом не находят ей применение.

Компании Cortona3d повезло, так как компания Boeing решила использовать их разработки в создании трехмерных интерактивных документов. Таким образом, Cortona включилась в цепочку Жизненного Цикла Продукта (PLM). С помощью продуктов компании Cortona3d, встроенных в Teamcenter, обеспечивается так называемый "update" процесс, когда изменения в конструкции, вносимые инженерами-конструкторами, автоматически находят отражения в технической документации. Компания Cortona3d сегодня находится на острие технологической революции, которая происходит в области создания документации. Последняя  разработка совместно с компанией Rolls-Royce позволяет клиентам этой компании пользоваться трёхмерной интерактивной документацией на планшетах iPad!

Закрыл семинар Алексей Фетисов, менеджер по развитию бизнеса в компании Luxoft, которая занимается разработкой программного обеспечения. Luxoft оказывает полный комплекс услуг по разработке ПО и ИТ-консалтингу, а также помогает компаниям–разработчикам технологических продуктов и ИТ-подразделениям предприятий посредством проектирования и разработки решений, которые способствуют повышению производительности, внедрению инноваций и оптимизации ИТ-архитектуры. Luxoft предлагает услуги разработки и поддержки в таких отраслях, как финансы, телекоммуникации, энергетика, автомобильная промышленность, авиация и индустрия путешествий.