Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
3 декабря 2016, суббота, 01:20
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Кому принадлежит искусство?

Анри Матисс, "Разговор", между 1908-1912 гг. Эрмитаж.
Анри Матисс, "Разговор", между 1908-1912 гг. Эрмитаж.

Кажется, по поводу гипотетической передачи кубистов и импрессионистов из Эрмитажа  в Москву ради восстановления Музея нового западного искусства уже сказано все возможное. Чиновники не поддерживают идею директора ГМИИ Ирины Антоновой о перемещении: министр культуры Мединский заявил, что воссоздание музея может стать еще большей ошибкой, чем его ликвидация в 1948 году. Но даже при том, что, как и предсказывала эксперт Союза музеев России Анна Колупаева, победит здравый смысл, некоторые принципиальные вещи не были проговорены достаточно. Стоит оставить всё как есть - но не только для того, чтобы избежать «музейных войн», цепи внутренних и внешних реституций, есть и другие причины.

 
Ирина Антонова

Ирина Антонова представила сопротивление директора Эрмитажа Михаила Пиотровского как превышение полномочий – мы, музейщики, только храним экспонаты, но ими не распоряжаемся. По закону государственной собственностью  владеет правительство, но они не так много знают про искусство, чтобы взять подобное решение на себя, и Путин на «прямой линии» быстро сориентировался и сказал, что вопрос должно обсуждать музейное сообщество. Но разве искусство принадлежит не народу - или эта цитата из Ленина несправедливо похоронена вместе с Советским Союзом?

Председатель редакционного совета Полит.ру Дмитрий Ицкович видит в этой истории чистую политику, приводя пример из лингвистики: «Болгарский и македонский язык – границы между странами. Мы можем ее двигать, но язык от этого принципиально не поменяется». Но я рискну предположить, что пример не аналогичен: «третий этаж Эрмитажа» - не просто французская живопись начала ХХ века, но уже «петербургская», сорок лет публичного доступа к ней в Петербурге встроили ее в историю города. Это не тот случай, когда от перемены мест слагаемых сумма не меняется.

Какая память достойна сохранения?  Мне вспомнился пример архитектурный – возможно, потому, что зданиям губительные перемены в России угрожают гораздо чаще, чем большим художественным музеям, и множество прецедентов уже осмыслено. Лев Лифшиц, заведующий отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания, на своей лекции «Что и зачем мы охраняем?» в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру» говорил, что, пытаясь вернуть здание к состоянию на выбранный исторический момент, нужно быть очень осторожным, потому что на него наросли годовые кольца истории, ассоциативные ряды следующих поколений: «Невозможно воссоздать памятник, как нельзя воссоздать заново человека, а можно сделать двойника». Поддержавшая его Наталья Самовер, координатор «Архнадзора», рассказала, что дом Веневитинова, в котором Пушкин читал «Бориса Годунова», хотят отреставрировать таким, каким он был по состоянию на XVIII-й век, и назвала это модными веяниями в профанных представлениях о наследии. К ним же можно отнести и предложение Антоновой о воссоздании ГМНЗИ – для этого пришлось бы ободрать генеалогическое древо петербургской культуры до саженца, закупленного московскими меценатами.

Современная культура у нас редко воспринимается как ценность, которая произрастает из всей предыдущей культурной базы, и является фундаментом для того, что предстоит создать. Музеи считаются обителью духовности, предельно отдаленной от сегодняшнего дня  и мышления современников. Все это не так, по крайней мере, уж точно не в Петербурге и не по отношению к «третьему этажу» Эрмитажа.  Культурные деятели Петербурга рассказывают Полит.ру о том, как экспозиция французской живописи ХХ века в Эрмитаже повлияла на современную жизнь Петербурга и на них лично.

Александр Боровский, искусствовед, куратор, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея:

 
Александр Боровский

«Меня стали водить на «третий этаж», когда мне было 10 лет, и я почувствовал и стал заниматься искусством из-за «третьего этажа». Когда ребенком смотришь классику, думаешь, что невозможно сделать что-то подобное, рукодельное мастерство дистанцирует от объекта. Импрессионистические вещи казались более доступными, верилось, что  человек может так видеть и чувствовать. Я очень хорошо помню этот момент, как меня это подтолкнуло - не то что бы «я могу так же», но ощущение, что это сделано людьми, не богами - а людьми. Потом пришло понимание постимпрессионизма. Думаю, что все питерские художники воспитаны на этом переходе от классики, которая всегда воспринимается подростками как что-то out, что-то off, вне практики, к ощущению жизни, которое есть на третьем этаже. Поэтому здесь не только хронология искусства, не только ценность Эрмитажа, но и ценностность сознания нескольких поколений художников и критиков».

Кира Долинина, искусствовед, обозреватель ИД «КоммерсантЪ»:

 
Кира Долинина

«Любой питерский искусствовед вам скажет, что чуть ли не весь живописный ленинградский андеграунд, от Арефьевского круга до митьков и "Новых художников", вырос из "третьего этажа Эрмитажа". И что эти три слова давно уже не просто топографическое указание на определенный раздел постоянной экспозиции огромного музея, а культурный феномен. Такое представление стало аксиомой истории петербургского искусства, и крик, поднятый художниками, выращенными на эрмитажной части коллекции Щукина и Морозова, понятен - им одним только предположением о том, что эти картины могут уехать, словно ногу отрезают. Но сегодня кричат далеко не только они. Локальный патриотизм – дело хорошее, выступившие стеной за шедевры Эрмитажа фанаты "Зенита" тому отличный пример. Но с культурологической точки зрения дело не в патриотизме.

В истории разных культур иной раз можно вычленить сильнейшие визуальные доминанты, по которым настраивается "глаз" носителей данной культуры. Для голландцев это, например, строжайшее геометрическое членение фасадов городских домов, окна и двери которых задают совершенно ни на что больше не похожую сетку визуальных координат. Отсюда весь Мондриан. Блистательно-серый парижский свет породил серебристую живопись Мане и Дега. Уникальное "сиреневое" небо Лос-Анджелеса сделало возможным не только идеальную киносъемку, но и жесткую, без теней, разреженную живопись гиперреалистов. Список можно продолжать долго. В ленинградской (петербургской) культуре привычный визуальный код был раз и навсегда нарушен тем самым "третьим этажом". Питер - город без цвета, графический, весь на оттенках серого. Здесь и лучшее искусство - графика. А если живопись, то изысканно тусклые мирискусники, темные академисты и передвижники, "грязные" цвета Филонова... Яркости Малевича, Матюшина и всей их авангардистской компании нездешние, принципиально вне этой городской традиции.

 
Тимур Новиков, "Группа Кино",1986, коллекция Сергея Борисова. Анри Матисс, "Джаз", 1947. Эрмитаж. Тимур Новиков "Дворцовая площадь", сер. 1980-х.

Первые 80 вещей из собраний Щукина и Морозова появились в залах Эрмитажа в 1931 году. Потом их, конечно, спрятали, и вновь зритель смог увидеть что-то из них, плюс отбор из поступивших в 1948 году двухсот полотен, в конце 50-х. С этого момента в культуре Ленинграда появился Цвет. Да, для людей 50-70-х это была прежде всего свобода в чистейшем ее проявлении, и об этом сохранилось множество свидетельств. Но с большого расстояния самый главный дар этих осколков очень частных, очень личных собраний гениальных коллекционеров приютившему их городу это именно цвет. И он повлиял далеко не только на художников - по краскам с полотен "третьего этажа" откалибровывалось зрение любого ребенка, попадавшего в эти залы. Слишком все это было непохоже на окружавший нас мир. И это не разовая прививка, а сильнейший иммунитет на всю жизнь. А, может быть, и вирус, и мы все его носители. Даже те, кто как я сама, в жизни предпочитает носить серое и черное - ведь позволить себе такое может только человек, точно знающий, что рядом есть чудный мир красок и пятен, до которого рукой подать».

Композитор Борис Филановский:

 
Борис Филановский

«Каждый раз, посещая в Эрмитаж, я бывал у импрессионистов. Приходил к ним пообщаться о чем-то насущном не только для меня-наблюдателя, но и для меня-композитора. Потому что они все – очень про звук, про движение в пространстве-времени. Помню, как опознал в разноцветных яблоках Сезанна знаменитый сонет Рембо про разноцветные гласные ("A noir, E blanc, I rouge, U vert, O bleu"). Помню, как перед его же пейзажем с горой Сен-Виктуар уяснил некоторые страшно важные вещи про обратную связь (здесь не место об этом распространяться). Помню, как увидел, что сдвинутая рамка речного пейзажа Сёра действительно движется, и оно тоже было вот прямо про то, как мы слышим музыку. В общем, это для меня место понимания, одно из немногих и уж точно одно из самых важных в этом городе. И я безусловно запишу в личные враги того, кто отнимет это место у моего города и у меня».

 
Поль Сезанн, "Гора свю Виктории", около 1896-1898. Эрмитаж

Ольга Тобрелутс, художник, представитель «Новой академии», Тимура Новикова:

 
Ольга Тобрелутс

«На третьем этаже Эрмитажа меня особенно интересовали фигуры в «Танце» Матисса. Мне стало любопытно, возможно ли, используя современные методы фиксации изображения, поставить модели в придуманные позы Матисса. И как художнику удалось придать такую, легкость движения фигур, нарушив все возможные анатомические законы построения тела и нарисовав на холсте в принципе анатомических инвалидов, от танца которых хочется петь и плясать зрителю. В чем секрет этой зрительной обманки? Используя в работе фотоаппарат, я пришла к выводу, что только разрезая в фотошопе танцующих моделей на части и снова их собирая, возможно поставить их в такие же ракурсы, но при этом в фотографическом изображении скрыть дефекты склейки фигур, сохраняя реалистичную достоверность здорового тела, оказалось совсем не просто. Мне было интересно решать эту задачу, и я благодарна художнику за то, что созданный им шедевр позволил мне сделать важные для меня открытия в движении человека».

 
Ольга Тобрелутс, "Танец", 2005

Павел Герасименко, арт-критик, обозреватель ART1 Visual Daily:

 
Павел Герасименко

«Эрмитаж, отвечая своему названию, всегда выполнял для интеллигентного молодого человека функцию надежного убежища. Мой отец любит вспоминать, как в 50-е годы в холодные дни проводил время в залах музея, где было и интересно, и тепло. С пятого класса я стал заниматься тут в искусствоведческом кружке. Обучение, естественно, было устроено по хронологическому принципу от первобытности к современности, чтобы взрослея, подниматься вверх по этажам музея. Но оба больших Матисса - среди самых ярких впечатлений еще раннего детства, а вот с «Семейным портретом» разобрался и свыкся гораздо позже. Для меня подростка одной из главных картин стала «Композиция VI» Кандинского — можно было долго сидеть на скамейке напротив нее, и в маленьком тесном зальчике эмоции выплескивались мощнее. Но самым сильным впечатлением до сих пор остается «Мужчина, собирающий плоды с дерева» Гогена: лимонно-желтый цвет на грубом холсте сравнится по воздействию с вермееровским желтым».

 
Анри Матисс, "Семейный портрет", 1911, Эрмитаж

Григорий Ющенко, художник, участник творческого объединения «Паразит», основатель арт-группировки «Протез», номинант премии Кандинского:

 
Григорий Ющенко

«Хорошая коллекция, да, но не могу сказать, чтобы она как-то на меня повлияла, я не стоял перед этими работами часами. Уверен, что для большинства моих сограждан Эрмитаж - это царские цацки вроде часов-павлина. И в целом я положительно отношусь к тому, чтобы эту коллекцию куда-нибудь из него перенести - ее хоть можно будет посмотреть в спокойной обстановке. В Эрмитаже в любой день буквально невозможно находиться из-за толп туристов, которым на все эти коллекции пофигу, они туда ходят "для галочки", "для культурного досуга", особенно детей жалко. А то, что хотят коллекцию перевезти не в какой-нибудь другой зал в Питере, а в Москву - это один из многочисленных этапов происходящей на моих глазах "провинциализации" города. И, как это не парадоксально, я отношусь к этому по принципу "я не буду тебя спасать, я буду топить". Пускай, пускай, коллекции вывозят, музеи закрывают, памятники рушат - тем сложнее будет пускать пыль по поводу "культурной столицы", тем больше официальная культура будет вызывать отторжение у молодежи, тем больше шансов на то, что появится что-нибудь новое и живое».

 
Пабло Пикассо, "Дриада", 1909. Эрмитаж. Григорий Ющенко, "Свобода на баррикадах remixed", 2013. Пабло Пикассо, "Абсент", 1901. Эрмитаж.

 

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

00:27 Московский арбитраж отклонил иск Минфина к Потанину
00:20 Захватчик заложников в парижском турагентстве сбежал от полиции
00:09 Патриарх Кирилл предложил вывести лапту на мировую арену
02.12 23:35 Парламенту Южной Кореи предложили начать импичмент президента
02.12 23:26 Корабль из РФ сел на мель в Мраморном море
02.12 23:19 Минобороны РФ отправило саперов разминировать восток Алеппо
02.12 23:12 Шахназаров опроверг существование цензуры в России
02.12 22:28 Стивена Хокинга положили в больницу из-за сильного недомогания
02.12 22:23 Вооруженный налетчик взял заложников в парижской турфирме
02.12 22:21 Путин сказал итальянским строителям аrrivederci
02.12 22:05 Порошенко назвал целью войны на Украине «похороны» СССР
02.12 21:47 ИП смогут сэкономить на взносах в Пенсионный фонд
02.12 21:26 Трамп и Дутерте обменялись приглашениями
02.12 21:04 Путин поблагодарил Вербицкую за исправление ошибок в произношении
02.12 20:56 СМИ узнали о влиянии семьи Олланда на его отказ от переизбрания
02.12 20:44 Американские конгрессмены запретили Пентагону сотрудничать с Россией
02.12 20:25 Нидерланды согласились расследовать возможные кибератаки на банки РФ
02.12 20:08 Закон о «запрете определенных действий» прошел первое чтение в Госдуме
02.12 19:49 Глава МИД Японии передал Путину послание премьер-министра
02.12 19:30 Голикова рассказала о провале программы господдержки банков
02.12 19:28 Посольство подтвердило гражданство РФ подозреваемого в убийстве приемных родителей в США
02.12 18:53 Европол предупредил о готовящихся в Европе терактах
02.12 18:45 Путин вспомнил цитату Мартина Лютера Кинга
02.12 18:20 Росберг ушел из «Формулы-1» после первой победы в чемпионате мира
02.12 18:06 В Краснодарском крае задержан оператор «Дождя»
02.12 17:53 Названа тройка претендентов на звание футболиста года ФИФА
02.12 17:48 Путин предложил упростить получение паспорта выходцам из СССР
02.12 17:42 Путин отказался освободить украинца Сенцова по просьбе Сокурова
02.12 17:32 «Нафтогаз Украины» отказал «Укртрансгазу» в закупке оборудования из-за «Турецкого потока»
02.12 17:07 Путин предложил выработать критерии допустимости в искусстве
02.12 17:06 Силуанов назвал неприемлемыми условия Киева по погашению долга
02.12 16:50 Алишер Усманов впервые включен в список богатейших людей Швейцарии
02.12 16:46 Путину поручил найти отменивших рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда» в Омске
02.12 16:17 Храм бога ветров скрывался под супермаркетом в Мехико
02.12 16:14 Дания отозвала свои F-16 после ошибочного удара по сирийским военным
02.12 16:01 На «Байконуре» назвали причину аварии «Прогресса»
02.12 15:46 Руководство IKEA оспорит арест своих счетов в России
02.12 15:26 Два брата под Псковом забросали горючей смесью полицейских
02.12 15:16 Путин подтвердил незыблемость принципа свободы в искусстве
02.12 15:10 Шум не дает спать дельфинам на Гавайях
02.12 15:08 Музыкант Дидье Маруани вылетел во Францию
02.12 14:53 Саакашвили открыл сбор средств на создание собственной партии на Украине
02.12 14:39 Минкомсвязи предупредило операторов связи о возможных кибератаках
02.12 14:29 Кремль подготовит список губернаторов на увольнение
02.12 14:27 В Думу внесли законопроект о снижении возрастного ограничения на выборах
02.12 14:22 Американский телеканал транслировал послание Путина Федеральному Собранию
02.12 14:11 Эрмитаж проверят из-за выставки Яна Фабра
02.12 13:54 Суд арестовал 9,3 млрд рублей на счетах российской «дочки» IKEA
02.12 13:50 Купить имя звезды станет сложнее
02.12 13:34 Хокинг заявил о наступлении самого опасного времени на Земле
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.