Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
11 декабря 2016, воскресенье, 14:46
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Инстинкт, обучение и мышление животных

Голубая сойка (Cyanocitta cristata)
Голубая сойка (Cyanocitta cristata)
 
 

23 мая в Государственном Дарвиновском музее в рамках выставки «Братья по разуму?» состоялась публичная лекция доктора биологических наук, заведующей лабораторией физиологии и генетики поведения биологического факультета МГУ Зои Александровны Зориной «Ученые в поисках разума».

С древних времен, наблюдая поведение животных, человек получал представления об их психологии и часто приходил к выводу о том, что их поведение разумно. Строящие плотину бобры ведут себя подобно людям-строителям. Поведение птицы, уводящей человека от гнезда, «притворяясь» раненой, расценивалось как сознательное самопожертвование. Люди склонны приписывать животным свои чувства – любовь, ненависть и так далее – и оценивать их поведение как подобное человеческому. Подобный антропоморфизм в представлениях о психической деятельности животных господствовал до конца XIX века.

Со временем, начиная с XVIII века, возникло представление о разделении поведения животных на два типа: «инстинкт» и «разум». Инстинктом назвали врожденную способность животных выполнять стереотипные (хотя подчас и довольно сложные действия). Уже Жорж-Луи Бюффон понимал, что поведение общественных насекомых – пчел, муравьев – чисто механические действия, которые нельзя назвать истинно разумным.

Дарвин выделил в поведении животных три составляющие. Во-первых, это инстинкт – действия, которые выполняются животными автоматически и присущи им врожденно. Во-вторых, обучение – действия, выполнять которые особь начинает, подражая другим. И, наконец, рассуждение (reasoning).

Эти составляющие в поведении животных выделяются и сейчас. Если инстинкт, как врожденное поведение, определяет приспособленность животного к типичным для данного вида ситуациям, обучение – изменение поведения в ходе приобретения индивидуального опыта, то под мышлением понимаются действия по преодолению новых, неожиданно возникших проблем, когда готового решения нет. Эти три составляющие поведения могут сочетаться, причем в разных случаях может преобладать одна из них.

Под мышлением понимаются действия по преодолению новых, неожиданно возникших проблем, когда готового решения нет.

З. А. Зорина особо отметила, что внешне сходные действия у разных животных могут быть результатом разного типа поведения. Например, у галапагосских вьюрков, использующих шип растения в качестве орудия для добычи насекомых из-под коры, это поведение – результат врожденного инстинкта. Иную природу имеет случай с голубой сойкой (Cyanocitta cristata), зафиксированный в одной лаборатории. Птица сумела, оторвав полоску от газеты, застилавшей пол клетки, и согнув ее пополам, притянуть к клетке лежавший рядом корм. Для сойки это была необычная задача, ситуация, в которую птица никогда ранее не попадала. В данном случае такое поведение – результат мыслительной деятельности. При этом птицы из соседних клеток, видевшие эти события, тоже стали использовать кусочек газеты для добычи корма – для них это результат обучения.

Основным методом изучения мышления животных являются эксперименты, производимые в лаборатории. Полученные в ходе них данные легко проверить, воспроизведя эксперимент снова. Вторым источником наших данных по мышлению животных служат регулярные наблюдения в природе, проводимые специалистами.


 
Эксперимент с грачом
 

Выводы, сделанные людьми из случайных наблюдений за животными, должны впоследствии проверяться экспериментально. К античному историку Фукидиду восходит рассказ о вороне, который в пору засухи бросал камни в дупло, чтобы поднять уровень воды и суметь напиться. Также этот сюжет встречался в басне Эзопа «Ворона и кувшин», сочинениях Аристотеля и Френсиса Бекона и даже в сказках народов Поволжья. Были и свидетельства современных наблюдателей. Наконец, в 2009 году в журнале Current Biology появилась статья английских ученых Кристофера Бёрда и Натана Эмери, где это явление подтверждалось в лабораторном эксперименте. Исследователи поставили перед грачом узкий цилиндрический сосуд с водой, в которой плавало лакомство – червячок. Птица не могла достать до поверхности воды клювом. Но, используя положенные рядом с сосудом камни, она повысила уровень воды и дотянулась до червячка (видео).

В ситуации «видит око, да зуб неймет» шимпанзе, как выяснилось, были способны применять оказавшиеся в их распоряжении вспомогательные средства.

Важной вехой в изучении поведения животных стали работы немецкого психолога Вольфганга Келера, который экспериментально подтвердил способность шимпанзе к решению новых для них задач. Келер работал в 1913 – 1920 году на экспериментальной станции, находившейся на острове Тенерифе (Канарские острова). Он стал основоположником обширного класса экспериментов на добывание животными видимой приманки. Пища была недоступна для обезьяны: подвешена высоко над полом, отделена преградой. В ситуации «видит око, да зуб неймет» шимпанзе, как выяснилось, были способны применять оказавшиеся в их распоряжении вспомогательные средства. Они подтаскивали ящик и становились на него, чтобы достать подвешенный фрукт, использовали палку, чтобы придвинуть пищу, отделенную решеткой и так далее. При этом, что особенно важно, они находили решение без предварительных проб и ошибок, осмысляя ситуацию и вырабатывая адекватные действия сразу. Такой тип решения задач Келер назвал инсайтом.

Иван Павлов в 1930-е годы воспроизвел опыты Келера в СССР с шимпанзе Рафаэлем. Он сделал вывод, что результаты этих опытов показывают «…случаи образования знания, улавливания нормальной связи вещей» и расценил это как «зачатки конкретного мышления, которым мы орудуем». В дальнейшем знаменитая исследовательница шимпанзе Джейн Гудолл обнаружила случаи спонтанного применения ими орудий и в природе.

Упомянула З. А. Зорина и еще один метод исследования – продолжительные наблюдения за живущими в неволе, но имеющими естественную структуру группами животных. В качестве примера такого исследования, З. А. Зорина привела проект ученых Пражского зоопарка Odhalení («Открытие»), в ходе которого за группой горилл в течение 2005–2009 годов постоянно наблюдали с помощью нескольких видеокамер. В результате были зафиксированы многочисленные случаи спонтанного употребления орудий.

Какие же животные, кроме человекообразных обезьян, способны к таким мыслительным актам, как применение орудия в новой ситуации? Выясняется, что низшие обезьяны – макаки, павианы – на это не способны. Их можно научить подобным действиям лишь в результате длительной дрессировки. Есть ряд подтверждений, что такая способность существует у дельфинов. У представителей отряда ее нет, правда, известны очень редкие исключения, когда некоторые хищные животные ее всё-таки демонстрировали. На видео зафиксирован опыт с группой собак динго, в вольере которых была подвешена приманка. Одна из собак сумела подтащить стоявший внутри вольера стол и, взобравшись на него, достать-таки пищу.

Интересно, что спонтанное применения и даже изготовление орудий оказались доступными некоторым птицам, а именно врановым и попугаям (какаду). Известность получили новокаледонские вороны (Corvus moneduloides), которые способны изготавливать и применять орудия для добычи пищи. Орудия у них бывают разных типов: палочки, «штыки» и крючки – и используются, чтобы вытаскивать из укрытий жуков, которыми эти птицы питаются. Во многом в основе такого поведения лежат инстинкты, частично вороны способны обучаться у других особей.


 
Новокаледонский ворон изготавливает крючок
 

Однако в статье (pdf) английских ученых был описан эксперимент, в котором новокаледонские вороны вынуждены были модифицировать орудия в необычной обстановке. Пища в эксперименте помещалась в контейнер с ручкой, находившийся на дне цилиндрического сосуда. Птица из имеющихся орудий выбирала крючок, зацепляла им ручку контейнера и доставала пищу. Но экспериментаторы убрали крючки, оставив птицам только прямые алюминиевые прутики. В этой ситуации вороны загибали кончик прутика, делая из него крючок. Ни материал орудия, ни действия по его изготовлению не совпадали с теми, которые обычны для этих птиц в природе. Доступны видеозаписи этих экспериментов. Позднее такой же эксперимент был удачно проведен и с грачом (видео).

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Facebook Google GPS IBM iPhone PRO SCIENCE видео ProScience Театр Wi-Fi альтернативная энергетика «Ангара» античность археология архитектура астероиды астрофизика Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса визуальная антропология вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология глобальное потепление грибы грипп демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии коронавирус космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. открытия палеолит палеонтология память педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы ракета растения РБК РВК регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы Сингапур смертность Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа эволюция эволюция человека экология эпидемии этнические конфликты этология ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.