Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
10 декабря 2016, суббота, 04:08
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Денежная магия в современной России

Памятник жабе в Киеве
Памятник жабе в Киеве

Журнал «Антропологический форум» в последнем выпуске своей электронной версии разместил подборку статей, объединенных темой «Представления о деньгах в культурных традициях России». Среди них – исследование (pdf) фольклористов Александры Архиповой (РГГУ) и Якоба Фрухтманна (Институт исследований Восточной Европы, Бремен), посвященное мифологическим представлениям о деньгах и денежной магии в современной России.

Магические методы, направленные на достижение богатства, известны давно и у многих народов. Как пишут исследователи, «с помощью магии человек, не понимавший общественной власти денег и своей зависимости от них, мог найти правила поведения, которые делали их квазиуправляемыми, по крайней мере в его воображении». Можно было предположить, что с разрушением традиционного общества, в котором фольклор и магические практики были органичным компонентом мировоззрения, «денежная магия» должна исчезнуть, однако этого не происходит. Более того, за последние пару десятилетий в России подобные явления пережили бурный расцвет.

С помощью магии человек, не понимавший общественной власти денег и своей зависимости от них, мог найти правила поведения, которые делали их квазиуправляемыми, по крайней мере в его воображении

Среди самых распространенных фольклорных представлений и обычаев, связанных с деньгами и финансовым благополучием: запрет свистеть в доме (денег не будет), запрет дарить некоторые предметы (ножи, платки) – при подарке надо взять символическую плату, запрет передавать деньги из рук в руке, запрет дарить пустой кошелек – надо положить внутрь монетку, обычай переворачивать веник, чтобы денег было больше.

Ряд обычаев связан с ситуацией торговли. Продавец старается, чтобы первым покупателем был мужчина. Как утверждают информанты-продавцы: «[первого покупателя] нельзя обсчитывать, наоборот, надо положить немножко лишнего (помидорку и т.д.) — чтобы торговля шла удачно». Купюрами, полученными от первого покупателя, продавец обмахивает товар, чтобы всё успешно распродать. Эти представления связаны с широко распространенным в традиционных культурах представлением об определяющей роли первого – первого встреченного человека, первого гостя, пришедшего в дом в праздник. Мужчина в этой роли воспринимался как хорошее предзнаменование. Это представление сохранилось и в наши дни. Один из информантов поведал даже историю о директоре цирка, который перед премьерой новой программы караулил у кассы: если первый билет покупал мужчина, директор был спокоен, а если в кассу первой приходила женщина, директор покупал первый билет сам.

 
Домовой с монетками. Запорожская обл. (с. Осипенко Бердянского р-на), 2012 г. Фото Ю. Буйских

С 1990-х годов в России получили распространение разного рода «амулеты» и «обереги», приносящие денежное благополучие. Это разнообразные фигурки «домовых» и «страшилок», держащие в руках монеты или купюры, «денежные деревья» и прочее. Иногда эти предметы покупаются в сувенирных магазинах, иногда изготавливаются самими «пользователями». Сейчас изготовление таких талисманов стало отраслью бизнеса, которая удовлетворяет имеющийся спрос как дешевыми фигурками, которые можно купить в киоске у метро, так и довольно дорогими изделиями.

Авторы статьи проследили частоту употребления словосочетаний амулеты от кризиса и подобных в российской прессе. Они появляются в текстах 1996 года, в 1997 – 1998 годах их число резко возрастает, затем оно сохраняется на одном уровне вплоть до 2008 – 2009 года, когда происходит новый всплеск.

Распространенным магическим средством привлечения богатства стала долларовая купюра. Исследователи отмечают: «Начиная с 1990-х гг., перейдя из категории запретных и опасных денежных единиц в категорию сверхнужных, доллар стал восприниматься как протоденьги («прототипические деньги»). В таком качестве он способен «притягивать» себе подобное». При этом распространилось представление о том, что долларовая купюра должна не просто лежать в кошельке, а быть сложенной особым образом, в треугольник. Как пишут А. Архипова и Я. Фрухтманн, эта форма возникла под влиянием китайских сувениров, приносящих удачу, а также модных пособий по фэн-шуй.

Золотая жаба, приносящая богатство – персонаж китайского фольклора и народного лубка

Китайская традиционная культура вообще оказала немалое влияние на «денежную магию» современных россиян. Популярный денежный талисман – фигурка жабы, тоже пришел к нам через магазины китайских сувениров. Золотая жаба, приносящая богатство – персонаж китайского фольклора и народного лубка. То, что именно жаба у китайцев стала символом богатства отчасти обусловлено лингвистически: слово «деньги» (цянь, в диалектах чянь) созвучно слову «жаба» (чжань или чянь).

В России за прошедшие годы использование фигурки жабы (лягушки) в качестве финансового талисмана обросло фольклорными предписаниями. Один информант сообщает: «Лягушка сидит на деньгах, она должна быть повернута от входа в квартиру, тогда деньги будут приходить в дом. Если наоборот, то будут уходить», другой говорит, что лягушка «не должна быть пыльной», третий рассказывает: «Медных-бронзовых надо ставить лицом к собеседнику, их обычно ставят на кассах в магазинчиках или на столе у менеджеров, лицом к клиенту, а деревянных лягушек ставят лицом к себе».

Еще одним распространенным мотивом китайских народных лубков, приносивших богатство и благополучие, было денежное дерево. На рисунках можно было увидеть, как «веселые мальчуганы трясут дерево, и монеты дождем сыпятся кругом». Сейчас искусственное деревце, к ветвям которого прикреплены монетки или имитации купюр можно купить в магазине.

Впрочем, в качестве магического «денежного дерева» может выступать и настоящее комнатное растение. Это толстянка овальная (Crassula ovata), толстые блестящие листья которой напоминают монетки, что отражено в ее названиях в ряде языков (англ. money tree, нем. Geldbaum, Pfennigbaum). Распространено представление, что посадив в горшок это деревце, можно привлечь в дом достаток: «Если дерево хорошо растет, листья у него крупные, круглые — финансовые дела непременно пойдут на лад». Иногда в землю, в которой растет деревце, зарывают монетки или подкладывают из под горшок.

 
Денежное дерево в квартире. Петербург, 2008 г. Фото В. Лурье

Один из сайтов содержит подробную магическую инструкцию по правильному уходу за денежным деревом: «Приобретите денежное дерево, а лучше возьмите саженец денежного дерева и вырастите свое собственное дерево. На растущей луне приобретите керамическую посуду зеленого или черного цвета. День пересаживания — среда. Пересаживая растение, положите на дно 8 монет одинакового достоинства гербом вверх, начитывая на них денежный заговор любой какой знаете. Когда посадите дерево, пожалейте его, трижды читая заговор: «Тебе расти, а мне в богатстве цвести. Такова моя воля. Да будет так!» <…> Поливать его по средам, читая вышеприведенный заговор».

Также с Востока в современный российский обиход пришли статуэтки бога счастья, благополучия и богатства. Он известен у нас под японским именем Хотей, хотя изначально родом из Китая, где зовется Будай (布袋). Для достижения желаемого результата фигурку надо гладить по животу. Возник даже заговор: «Хотеюшка-хотэй, дай нам денюжек скорей».

Интерес вызывает превращение традиционных обычаев, которые изначально не связаны с деньгами, в практики «денежной магии». В традиционной культуре славян запрет на свист объяснялся связью свиста с нечистой силой («свистеть – черта вызывать», свист лешего). Теперь же это запрет мотивирован мифологическим взглядом на деньги («свистеть в доме нельзя — денег не будет»).

Издавна был распространен обычай при новоселье прятать и бросать в доме мелкие монетки. Они служили аналогом традиционной строительной жертвы: «В Архангельской области, входя в новый дом, по нему раскидывали мелкие деньги, говоря при этом: “Выкупаю квартиру, не людями, а деньгами”; делали это для того, чтобы в доме никто не умер». Современные информанты тоже рассказывают фольклористом об обычае разбрасывать по полу мелочь, но делается это с иной мотивацией – чтобы деньги не переводились.

Помимо магических практик, распространенных широко, есть и локальные традиции. Часть они связаны с местными объектами. Например, в Ярославле экскурсоводы охотно рассказывают туристам, что для обеспечения достатка нужно встать на том месте, откуда открывается вид на здания и памятник Ярославу Мудрому, изображенные на тысячерублевой купюре, и показать им эту купюру. В Краснодаре в июне 2011 году был установлен памятник десятирублевой купюре. В течение года появилась традиция для привлечения достатка тереть бронзовую купюру. Киевляне, чтобы разбогатеть кидают монетки к памятнику жабе, установленному неподалеку от Музея воды.

Если в традиционной культуре роль контролирующей инстанции брали на себя сами представители сообщества, то в последние двадцать лет в российской культуре она отведена газетам и Интернету

Исследование показало, что финансовые магические практики не только широко распространены в современном российском обществе, но и воспринимаются всерьез многими из тех, кто их использует. Авторы статьи отмечают, что «зависимость человека от наличия денег привела к трансформации и реактуализации старых или же к созиданию / импорту новых обычаев. У современного социума, который постоянно думает о поиске денег на самые насущные нужды и не может их получить в достаточном количестве, появляется необходимость в представлениях, которые поддерживали бы убежденность в том, что личное благосостояние может быть увеличено, и практиках, которые воздействовали бы на текущую ситуацию магическим образом. Подобного рода представления активно распространяются в СМИ. Если в традиционной культуре роль контролирующей инстанции брали на себя сами представители сообщества, то в последние двадцать лет в российской культуре она отведена газетам и Интернету».

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM iPhone MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi Адыгея Александр Лавров альтернативная энергетика Анастасия Волочкова «Ангара» антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика аутизм Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса британское кино Византия визуальная антропология викинги вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология геофизика глобальное потепление грибы грипп дельфины демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк зрение Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лексика лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг моллюски Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. одаренные дети онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы РадиоАстрон ракета растения РБК РВК РГГУ регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы сердце сериалы Сингапур сланцевая революция смертность СМИ Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа школьные олимпиады эволюция эволюция человека экология эмбриональное развитие эпидемии этика этнические конфликты этология Юпитер ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.