Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
3 декабря 2016, суббота, 01:18
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

31 мая 2013, 10:54
Сергей Ёлкин

«Надеюсь, снова придет мода на ручную работу»

Сергей Елкин
Сергей Елкин
Фото: Наташи Четвериковой

«Полит.ру» продолжает цикл интервью с мастерами политической карикатуры. О проблемах, стоящих на пути карикатуры, о цензуре, о молодых карикатуристах и многом другом мы побеседовали с бессменным художником «Полит.ру» Сергеем Ёлкиным.

Сергей, сейчас в России осталось всего несколько известных карикатуристов. Нормальна ли такая ситуация? Отличается ли она от того, что происходит в западных странах? Не связано ли это с тем, что искусство карикатуры потеснили демотиваторы, интернет-мемы и т.д.?

У нас действительно такая вот ситуация… Так сложилось, что сейчас у нас действительно мало карикатуристов, которые делают что-то по политическим и актуальным темам. На Западе таких карикатуристов много, десятки.

Такие явления, как демотиваторы, фотожабы появились в Америке, пришли к нам и тоже прекрасно развились. Современная компьютерная техника позволяет любому человеку делать такие штуки. Это нормально, пускай будет. Они будут продолжать развиваться и в будущем, конкурируя с карикатурой.

Хотя вообще-то, конечно, карикатуристам нужно бояться этого, потому что редакторы онлайн-изданий могут спокойно, если это им подходит по смыслу, заменить карикатуру на хороший демотиватор или коллаж, сделанный с помощью фотошопа. Но, повторюсь, что конкуренция - вполне нормальная штука.

Есть и плюс для карикатуристов в развитии интернета. Он дает гораздо больше возможностей работы по сравнению с бумажным рынком 80-х, 90-х годов. Гораздо больше приходит и денег, и заказов в Сеть.

А как за рубежом и у нас становятся карикатуристами?

На Западе я точно не знаю, как это дело происходит, но там есть хорошая школа рисования в любой европейской стране, в Америке… И люди, которые попадают в редакции рисовальщиками, начинают получать какие-то задания выполнить карикатуры по политическим темам, их называют editorial cartoonists. Они втягиваются в это дело и становятся хорошими, нормальными политическими карикатуристами. У нас нет такой культуры. У нас были хорошие карикатуристы и есть. Но почему-то в 90-е годы их с рынка подвинули… Чем это объяснить, не знаю. 90-е годы с точки зрения цензуры нормальные были, можно было рисовать что угодно…

 
Карикатура: Сергей Елкин

Просто до этого была традиционная "крокодильская" карикатура, где линчевалась социалка (алкоголики, тунеядцы и т.д.). Но в 90-е тематика оказалась совершенно не востребована, не интересна и не нужна, а вовремя заменить чем-то актуальным не сложилось.

Расскажите о том, как Вы сами пришли к карикатуре. Похож ли этот путь на традиционный для этой профессии?

У меня нетипичный личный путь, неправильный и нехарактерный. В 90-е годы я был главным редактором провинциальной газеты, мне это было интересно, и я считал себя вполне приличным профессионалом, но в 1998 году кризис всю эту карьеру прервал, тогда многие газеты закрыли… Я стал просто безработным, мне нужно было чем-то заниматься, кормить семью. От безделья и безысходности начал рисовать, и случайно оказался востребованным. Это получилось случайно, какого-то целенаправленного движения тут не было. С тех пор я не стал останавливаться и продолжил развивать эту сторону своей карьеры.

А ваша первая карикатура когда появилась?

Смотря, что называть карикатурой. Я уже в первом классе какие-то картинки начал рисовать.

Первая, которую вы продали?

1985-й год. Меня напечатали, кажется, в «Собеседнике».

Это ведь было раньше, чем вы начали отдельную карьеру в этой сфере?

Я не думал быть карикатуристом, это было просто какое-то хобби в начале.

На что вы ориентируетесь при создании карикатур? Сами пытаетесь уловить, что востребовано обществом или все-таки заказчики направляют?

Бывает и так, и так. Бывает, что издание доверяет художнику и главред говорит: «Ты сам чувствуешь какую-то ситуацию, движение в политической жизни, можешь об этом рисовать». Тогда встаю утром, читаю ленту новостей, аналитику, обзоры экономические, макроэкономические и на основании этого сам соображаю, что лучше рисовать.

А бывало такое, что ваши работы браковались?

Нечасто, но бывало. Какой-нибудь смелый редактор говорит: «Давай нарисуем Путина вот так вот». Потом идет к главному начальнику и тот говорит: «Нет, мы не рискнем».

А цензура подобного рода всегда была одинаковой или можно выявить какое-то ее развитие?

Где-то до 2002, 2003 года можно было почти все, дальше происходил такой постепенный зажим, и сейчас процесс продолжается.

И в чем выражается этот зажим?

Я говорю не столько о себе, а столько о том, что вижу вокруг себя. Редактора журналов, изданий, газет не хотят проблем с какими-нибудь звонками сверху, с приездом налоговой или пожарной инспекции. Поэтому некоторые картинки просто не рисуются. Карикатуристы, которые хотели бы взяться за это просто не берутся. Зачем работать впустую?

А есть у вас какие-то внутренние цензурные ограничения при подготовке ваших произведений?

Конечно, какие-то ситуации или юмор ниже пояса  я не буду использовать. Или, например, я могу Путина высмеивать, но не его родственников. Этого вряд ли стоит касаться, это неэтично.

Ну, я здесь спрашиваю, скорее, не об этических барьерах, а политических…

Сама моя естественная граница проходит там же, где и эти рамки… У меня нет потребности нарисовать какую-то гадость и потом прятаться от людей. Я такую гадость не стану делать, так как это противоестественно моей природе.

Бывали ли случаи, когда вы получали активную критику за опубликованные карикатуры?

Интернет такая штука, что любой может написать комментарий. И там много людей, которые за деньги или бесплатно могут ненавидеть мою работу, и они будут писать нехорошие вещи, даже угрозы, ну и что? Это нормальная жизнь. В 90-е годы я рисовал еще в Воронеже на местных политиков, тогда было больше проблем и угроз. В это время можно было делать, что хочешь. Но если рисуешь на какого-то локального политика, то он может начать действовать. Но это было весело. Вот мне как-то прислали костыли домой, это меня даже раззадорило. Ничего дальше не последовало.

А когда вам было лучше?

Сложно сказать… Атмосфера была совершенно другая. Не было интернета, но зато можно было рисовать и не смотреть на страх издателя и главного редактора.

Так было лучше?

Я не знаю, чем закончится нынешняя ситуация, я вижу, что идет движение в какую-то нехорошую сторону. Сколько это будет продолжаться, и чем закончится, я не знаю. В 90-е годы было свободней, была вольница.

Со знакомыми по профессии случались какие-то более серьезные инциденты, чем с костылями?

О таких вещах не слышал. Обычно, дальше каких-то склок и интернетовской ругани дело не шло.

Какие основные проблемы сейчас стоят на пути карикатуры?

Основная проблема в том, что власти решили, что надо идти путем закручивания гаек, запретов, давления на СМИ, и все это отражается и на карикатуристах.

Вы как-то протестует против этого?

Зачем протестовать? Есть интернет, где я могу выкладывать все, что считаю нужным. Его пока еще не закрыли.

 
Карикатура: Сергей Елкин

А не боитесь черного билета за какие-то карикатуры?

Если ситуация в стране будет и дальше идти по этому сценарию, количество запретов и запретительных законов будет расти, то, возможно, рано или поздно подобное может случиться, и я боюсь этого.

Общаетесь с коллегами по профессии? Как происходит это общение?

В Москве бывают время от времени какие-то выставки, люди на них собираются, общаются. Как и в любой другой профессиональной среде, есть несколько десятков карикатуристов, которые как-то общаются.

А случаи плагиата в вашей профессиональной среде бывают?

Раньше, возможно, такого было больше, но сейчас, с появлением интернета, это явление все менее и менее возможно. Любую картинку можно прогуглить. Если ты придумал какую-то карикатуру и хочешь убедиться, что она никем не была нарисована, то просто вбиваешь в поисковик ее ключевые элементы. И бабах! У тебя вылетают сотни картинок, и ты видишь, что какой-то колумбиец это уже нарисовал, или болгарин какой-нибудь..., тогда отказываешься рисовать.

То есть вы стараетесь не повторяться даже с международными коллегами?

Да. Если раньше российский карикатурист нарисовал какую-то картинку с классным гэгом, а в этом же время или раньше какой-то карикатурист в Америке, Мексике или Франции нарисовал что-то подобное, то они не знали друг о друге. Они могли существовать параллельно. Теперь такое случается реже. Это вопрос внутренней этики. Не хочется, чтобы потом на тебя пальцем показывали.

А общаетесь вообще с международными коллегами?

Это опять же сейчас не сложно. Я могу через facebook найти интересных мне карикатуристов в Европе, Америке и во всем мире… Я могу их зафрендить, они это сделают в ответ, дальше могу написать комментарий к их карикатурам, указать, какие мне нравятся, а какие нет… Он мне ответит и таким образом контакт возникает.

Касаясь творчества международных коллег… А у них с цензурой как обстоят дела?

 
Сергей Елкин

Зависит от изданий. Там есть свои традиции… Совершенно нормально, если ты рисуешь карикатуры Обамы, написать на ней «Обама». Чтобы никто уже не ошибся, и всем было понятно. У нас, если нарисуешь Путина и напишешь на нем «Путин», это будет как-то не совсем нормально для нашей карикатурной жизни... В целом, цензуры там, конечно, меньше. Хотя есть консервативные издания, которые не позволят себе того, что позволяют себе левацкие издания. Где-то спокойно выходят, например, такие карикатуры: умирает какая-то известная принцесса, уже пожилая женщина, которая много курила и пила, и карикатуристы рисуют, как она открывает ворота рая, а облака там покрыты бычками, пустыми банками и бутылками. У нас бы это было бы совершенно неприемлемо, и я бы даже не стал ничего подобного рисовать. Но там это норма, желтые издания печатают такое каждый день.

Несколько лет назад была известная история с карикатурами на пророка Мухаммеда. Тогда все-таки оказалось, что и на Западе не все толерантны к карикатурам…

Да, нашлись люди, силы, заинтересованные раздуть скандал, чтобы обострить противоречия между Западом и Востоком и нагреть руки. Теперь на Западе смотрят на подобное уже немножко с опаской. Некоторые продолжают этим заниматься, как тролли. Включается самоцензура…

Возвращаясь к России… Известно, что у нас  многие художники сейчас с трудом обеспечивают себя, а как с этим обстоят дела у карикатуристов?

У меня нет художественного образования, и рисовать я не умею. Я вижу вокруг себя огромное количество прекрасных художников, настоящих профессионалов, которые закончили лучшие вузы страны и которые не могут реализовать себя. Их картины не продаются. Просто нужно еще смотреть на всю эту ситуацию через маркетинг, раскрутку, пиар. Без этих вещей на этом рынке денег не заработаешь. Надо самому как-то смотреть, предвидеть ситуацию, как она может быть дальше.

А может ли молодой человек, решивший посвятить себя карикатуре, обеспечивать семью?

Таких людей, наверное, мало. Теоретически, это возможно, но это трудно. Нужно не только рисовать картинку, которая понравится сотне друзей и френдов, а нужно выстраивать целую стратегию. Нужно вписываться в формат того издания, с которым ты хочешь работать. Недостаточно думать только над композицией картинки или цветовым решением. Нужно думать, как встроить ее в коммерческую структуру, чтобы она была востребована.

Не боитесь, что из-за всех этих сложностей будут трудности с молодым пополнением в профессии?

Есть такая опаска, потому что тех людей, которые раньше шли в художественную школу, училище и учились классически рисовать, было много, и преподавание было высокое, а сейчас они могут с помощью компьютерных придумок пойти другим путем. Боюсь, что из-за этого произойдет отток потенциальных художников классической карикатуры.

А что бы вы порекомендовали молодым авторам?

Плетью обух не перешибить. Все будет идти, как идет, и ничего не изменишь. Но надеюсь, что через 5-10 лет, возможно, снова придет мода на ручную работу. И тогда появятся новые свежие силы.

У художников есть такое понятие как куратор, который помогает молодым авторам, подсказывает идеи для работ… В карикатурном жанре есть что-то подобное?

Мне такие люди не встречались. Если какой-то начинающий карикатурист обратится к какому-то маститому карикатуристу, то он может дать ему какие-то советы. Такая практика есть. Но специальных людей таких не бывает.

А молодое поколение свободно обращается к старшим?

Да, я сам когда-то приезжал в Москву с какой-то ерундой на бумажках нарисованной, ходил к Валентину Розанцеву. Он сказал: «Нормально, давай».

То есть он вас порекомендовал в какое-то издание?

Тогда нельзя было никуда порекомендовать. Изданий, которые печатали карикатуры, было раз-два и обчелся. Он просто сказал: «Можешь продолжать этим заниматься».

А к вам молодые карикатуристы обращаются?

Сейчас это стало проще, мне любой человек может прислать картинку в facebook, задать вопрос, хороша ли она, стоит ли этим заниматься. Несколько человек мне так писали, и я им отвечал. Пишут, конечно, нечасто. Но я вижу людей, которые моложе меня и этим занимаются.

Где-то вас назвали «народным политологом»… Для карикатуриста важно ведь не только уметь рисовать смешные картинки, но и чувствовать политическую ситуацию и доносить ее. Может ли это вообще присутствовать и у молодого человека, как развивать подобные качества?

Надо вариться в этом политическом бульоне и не только смотреть на поверхность, но и предполагать, какие есть подводные течения, тогда это будет получаться.

А вы чувствуете в своей работе какую-то личную миссию? Доносить обществу свои идеи и т.д.?

Я слышал, что какие-то люди об этом говорят. Они чувствуют. А я просто делаю свою работу, стараюсь делать ее лучше. Это миссия, если она есть, делается не специально, не нарочно. Просто так мне проще рисовать и жить.

То есть у вас никогда не было стремления внушить обществу какие-то свои мысли, помочь разобраться?

Нет, я просто как человек, который сидит в компании, где идет какой-то серьезный разговор, а он время от времени просто шутит. И эта шутка обычно спонтанна. Этот человек не несет никакой миссии, просто сидит и бросает время от времени какую-то фразу.

Есть ли какая-то государственная поддержка карикатуристам?

Какие-то госструктуры периодически устраивают конкурсы. Их можно пересчитать на пальцах одной руки. Обычно они не очень удачные. Жюри набираются из начальников и друзей начальников. Карикатуристов даже не подпускают. Подбирают людей, которые не профессионалы, которые даже, может, не очень хорошо разбираются в этом, им просто нравится чем-то рулить.

А среди самих карикатуристов считается нормальным участвовать в таких конкурсах?

Ничего плохого в этом нет, если это не какая-то совершенно оторванная организация националистического или радикального толка.

Общее мировоззрение в вашей среде либеральное, толерантное?

Есть несколько карикатуристов из старой, "крокодильской" гвардии, которые стоят на традиционных коммунистических позициях, ругаются со всеми… А так художник, конечно, птица свободная, а свобода и либерализм дружат. Поэтому и ближе художникам и карикатуристам именно такие принципы.

Есть какие-то коллеги, творчество которых вы бы особенно выделили?

Михаил Златковский, Сергей Тюнин,  Виктор Богорад.

Почему именно они?

Я учился на их творчестве. Еще когда был школьником, разглядывал их картинки и, может быть, думал, что смогу когда-то тоже что-то такое нарисовать.

И заключительные вопросы: какова сейчас роль карикатуры в России?

В России роль карикатуры незначительна, но хотелось бы, чтобы она стала более значительной, чтобы она стала нормальным обыденным явлением для СМИ. Сейчас этого пока нету, но надеюсь, что в эту сторону все будет двигаться.

Для этого нужно больше карикатуристов?

Хороших карикатуристов. Будет больше плохих, пойдет все в обратную сторону.

Обсудите в соцсетях


ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ: Андрей Винокуров
Система Orphus

Главные новости

00:27 Московский арбитраж отклонил иск Минфина к Потанину
00:20 Захватчик заложников в парижском турагентстве сбежал от полиции
00:09 Патриарх Кирилл предложил вывести лапту на мировую арену
02.12 23:35 Парламенту Южной Кореи предложили начать импичмент президента
02.12 23:26 Корабль из РФ сел на мель в Мраморном море
02.12 23:19 Минобороны РФ отправило саперов разминировать восток Алеппо
02.12 23:12 Шахназаров опроверг существование цензуры в России
02.12 22:28 Стивена Хокинга положили в больницу из-за сильного недомогания
02.12 22:23 Вооруженный налетчик взял заложников в парижской турфирме
02.12 22:21 Путин сказал итальянским строителям аrrivederci
02.12 22:05 Порошенко назвал целью войны на Украине «похороны» СССР
02.12 21:47 ИП смогут сэкономить на взносах в Пенсионный фонд
02.12 21:26 Трамп и Дутерте обменялись приглашениями
02.12 21:04 Путин поблагодарил Вербицкую за исправление ошибок в произношении
02.12 20:56 СМИ узнали о влиянии семьи Олланда на его отказ от переизбрания
02.12 20:44 Американские конгрессмены запретили Пентагону сотрудничать с Россией
02.12 20:25 Нидерланды согласились расследовать возможные кибератаки на банки РФ
02.12 20:08 Закон о «запрете определенных действий» прошел первое чтение в Госдуме
02.12 19:49 Глава МИД Японии передал Путину послание премьер-министра
02.12 19:30 Голикова рассказала о провале программы господдержки банков
02.12 19:28 Посольство подтвердило гражданство РФ подозреваемого в убийстве приемных родителей в США
02.12 18:53 Европол предупредил о готовящихся в Европе терактах
02.12 18:45 Путин вспомнил цитату Мартина Лютера Кинга
02.12 18:20 Росберг ушел из «Формулы-1» после первой победы в чемпионате мира
02.12 18:06 В Краснодарском крае задержан оператор «Дождя»
02.12 17:53 Названа тройка претендентов на звание футболиста года ФИФА
02.12 17:48 Путин предложил упростить получение паспорта выходцам из СССР
02.12 17:42 Путин отказался освободить украинца Сенцова по просьбе Сокурова
02.12 17:32 «Нафтогаз Украины» отказал «Укртрансгазу» в закупке оборудования из-за «Турецкого потока»
02.12 17:07 Путин предложил выработать критерии допустимости в искусстве
02.12 17:06 Силуанов назвал неприемлемыми условия Киева по погашению долга
02.12 16:50 Алишер Усманов впервые включен в список богатейших людей Швейцарии
02.12 16:46 Путину поручил найти отменивших рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда» в Омске
02.12 16:17 Храм бога ветров скрывался под супермаркетом в Мехико
02.12 16:14 Дания отозвала свои F-16 после ошибочного удара по сирийским военным
02.12 16:01 На «Байконуре» назвали причину аварии «Прогресса»
02.12 15:46 Руководство IKEA оспорит арест своих счетов в России
02.12 15:26 Два брата под Псковом забросали горючей смесью полицейских
02.12 15:16 Путин подтвердил незыблемость принципа свободы в искусстве
02.12 15:10 Шум не дает спать дельфинам на Гавайях
02.12 15:08 Музыкант Дидье Маруани вылетел во Францию
02.12 14:53 Саакашвили открыл сбор средств на создание собственной партии на Украине
02.12 14:39 Минкомсвязи предупредило операторов связи о возможных кибератаках
02.12 14:29 Кремль подготовит список губернаторов на увольнение
02.12 14:27 В Думу внесли законопроект о снижении возрастного ограничения на выборах
02.12 14:22 Американский телеканал транслировал послание Путина Федеральному Собранию
02.12 14:11 Эрмитаж проверят из-за выставки Яна Фабра
02.12 13:54 Суд арестовал 9,3 млрд рублей на счетах российской «дочки» IKEA
02.12 13:50 Купить имя звезды станет сложнее
02.12 13:34 Хокинг заявил о наступлении самого опасного времени на Земле
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.