Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
25 марта 2017, суббота, 14:44
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

31 мая 2013, 18:23

Ленинский проспект: мнения экспертов и протест жителей

Митинг против реконструкции Ленинского проспекта
Митинг против реконструкции Ленинского проспекта

Вокруг спорного проекта реконструкции Ленинского проспекта не утихают страсти. Жители и муниципальные депутаты выходят на митинги, власти Москвы говорят, что реконструкция состоится, несмотря на протесты, а тем временем все больше экспертов уже не только из России критикуют градостроительные планы.

В начале недели появилось сообщение о том, что фонд «Городские проекты», созданный блоггером Ильей Варламовым и муниципальным депутатом Максимом Кацом, привлек для оценки проекта реконструкции Ленинского проспекта специалистов с мировыми именами. Ими оказались: академик Вукан Р. Вучик (США), профессор Жан-Клод Зив (Франция) и магистр наук Тур К. Хотвайт (Норвегия). «Полит.ру» удалось ознакомиться с отчетом, подготовленным по результатам работы урбанистов.

Что говорят эксперты

В отчете даны общие рекомендации по развитию транспортной системы Москвы, а также проанализированы два конкретных градостроительных проекта: реконструкция Ленинского проспекта и Северо-Западной хорды. В случае с Ленинским проспектом есть две проблемы: Гагаринская площадь и выезд со МКАДа. На данный момент это два самых загруженных участка. И предлагаемый проект никак не решает  проблему пробок на них. Получается, что едет ли автомобилист в центр или из центра, он все так же будет стоять в пробках на этих местах, пропускная способность между участками не так важна. Более того, в случае, если она будет увеличена, пробки могут стать только длиннее.

Жители проспекта безусловно негативные последствия от нового варианта дороги ощутят в полной мере. «В крайне важном вопросе определения баланса качества жизни на Ленинском проспекте и фривея с максимальной пропускной способностью, который привлечет дополнительный транспортный поток в этот коридор, проект полностью пренебрегает интересами прилегающей к проспекту местности и ее жителей в пользу автомобилистов, многие из которых не принесут проспекту никакой пользы, а лишь приведут к возникновению проблем. Снижение качества жизни вдоль Ленинского проспекта снизит удобство всего города для жизни», – говорится в отчете.

Его авторы отмечают, что в случае реализации реконструкции Ленинского проспекта, десятки тысяч людей почувствуют на себе проблемы, связанные повышением уровня загрязнения и шума на территории их проживания.

 
Плакаты на митинге

Урбанисты отмечают, что с технической точки зрения проект выполнен на хорошем уровне и был бы уместен где-нибудь в пригородной зоне, но не подходит для города: «Проект типичен для фривея в пригородной зоне с неплотной застройкой и ориентацией на автомобили, где отсутствуют пространственные ограничения и негативное влияние большой автомобильной дороги».

Самая главная проблема таких проектов состоит в том, их логика сводится к созданию более комфортных условий для автомобилистов. Для больших городов подобные действия, как следует из отчета, ошибочны - что показывает мировая практика. В Лос-Анджелесе и Чикаго политика предоставления льгот автомобилистам уже была реализована и показала свою неэффективность. «Основной целью городского планирования должно быть развитие города, удобного для жизни, а не обеспечение максимального потока и скорости транспортных средств», – говорится в отчете. 

Любителям авто такие выводы вряд ли очень понравятся. Урбанисты считают, что им нужно платить более высокую цену за использование машин (платные парковки, ограничение въезда в центр города, приоритет общественному транспорту), но это единственный верный путь, если думать о том, как обеспечить максимально удобное передвижение по городу для максимального количества граждан, а не только об интересах автовладельцев. В конце концов, автомобиль наносит городу урон, поэтому логично, что и за пользование им нужно платить свою цену.

Сейчас в Москве поездка на машине на работу часто оказывается даже дешевле, чем использование общественного транспорта, что не дает последнему преимуществ в сознании жителей мегаполиса.

Еще эксперты предлагают внедрить на ленинском проспекте легкорельсовый трамвай. Не стоит путать его с трамваями, которые ходят по Москве сейчас. Тот, что предлагают эксперты, и движется со в два раза большой скоростью (18-30 км/ч), и вагоны его по длине гораздо больше, чем у нынешних московских (23-40 м). Но главное его путь обособлен от другого транспорта.

 
Макет Ленинского проспекта с трамваем

Выделенные полосы, которые предлагаются в проекте реконструкции Ленинского проспекта, это, конечно, хорошо, но все мы знаем, что в случае заторов автомобилисты пренебрегают тем, что это дороги не для них.

Презентация полной версии доклада «Транспорт в Москве» состоится 3 июня в 19:00 в зале Библиотеки иностранной литературы им. Рудомино.

 
Михаил Блинкин

О недостатках проекта реконструкции неоднократно говорил и московский эксперт в сфере транспортной политики, директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин: «В данном случае интересы местного населения задеты очень сильно. Ленинский проспект – это старая весьма комфортная улица. Городская среда будет здесь основательно испорчена. Трафиковый выигрыш, мягко говоря, невелик, если он вообще существует. Отрезок между площадью Гагарина и МКАДом держат два жутких тромба.  Один – это площадь Гагарина, другой – развязка с  МКАД. Едешь по проспекту и все нормально. Какие-то минуты теряешь на всех светофорах, а потом после Михлухо-Маклая попадаешь в зону, в которой можешь простоять час. Почему? Дело в поворотном трафике на восток, хвост которого по мере своего разрастания занимает одну полосу за другой  и в итоге тормозит основной поток.  Для начала  надо бы решить проблему с этим узлом и понять резервы, которые мы здесь получим в результате  замены старой «клеверной» развязки на новую, с направленными съездами. Развязку эту во всех случаях надо строить. Вопрос только в том, что даже самая продвинутая конфигурация развязки не способна кардинально улучшить ситуацию, когда поворотный трафик упирается в хронический затор на внешней стороне МКАДа». Эксперт отмечает, что уже был аналогичный проект «большая Ленинградка». В итоге ничего хорошего из этого не вышло.

На взгляд Блинкина, очень важно при реализации подобных реконструкций учитывать то, как нему относятся местные жители: «Городская власть, к которой я в целом хорошо отношусь, должна понимать простую вещь. Подобные большие дорогие проекты должны отвечать одновременно двум целям: реальные трафиковые улучшения и позитивные социально-психологические эффекты. Город не имеет права расходовать деньги на проекты, где обе эти цели (в комплексе!) не достигаются!».

О позитивных социально-психологических эффектах для населения пока говорить не приходится, а вот негатив налицо. Михаилу Блинкину приходит на почту море сообщений от муниципальных депутатов и жителей проспекта с жалобами на проект. Причем жалобами дело не ограничивается.

Протест жителей

30 мая в сквере между улицами Крупской и Марии Ульяновой прошел митинг против реконструкции Ленинского проспекта. Он начался в 7 часов вечера и продолжался два часа. На нем выступали жители проспекта и муниципальные депутаты разных районов Москвы.

Многие выступающие отмечали, что дело не только в реконструкции Ленинского проспекта, а в градостроительной политике столичных властей в целом. Ведь подобные проекты с аналогичными последствиями для жителей могут реализовываться в разных местах.

 
Александра Парушина на митинге

В свое время предлагалась реконструкция и Комсомольского проспекта, но ее удалось предотвратить. Об этом в беседе с корреспондентом «Полит.ру» рассказала муниципальный депутат района Хамовники Александра Парушина, поддержавшая митинг: «В той ситуации можно отметить адекватную позицию властей, которые услышали жителей, потому что проект был абсолютно нецелесообразен. Но жители проявили очень активную гражданскую позицию. Весь Комсомольский проспект бегал по квартирам и собирал друг у друга подписи. Власти района не ожидали подобной реакции. Для публичных слушаний были выделены маленькие помещения, но люди в них не уместились, все негодовали страшно. Власти задумались, рассмотрели проект и поняли, что это действительно нецелесообразно. Там была похожая ситуация с бутылочными горлышками, тем более это исторический центр. Он стал бы примером очередного уродливого планирования магистрали, которая совершенно нецелесообразна, так как пробок нет. И, несмотря на то, что это было связано с огромными инвестициями и деньгами, жители города сумели выразить свой протест».

По мнению активистки, координирующей деятельность протестующих в районе Тропарево-Никулино, Татьяны Котенко, на митинг против реконструкции Ленинского проспекта пришло более 500 человек, и он удался: «Одних подписей против реконструкции мы собрали 560 штук, а если учесть, что мы не всех могли охватить (ну мало ли, кто-то не подписался), то это однозначный успех. Но организационные выводы, конечно, мы сделаем и будем подходить к делу более "профессионально" что ли. Меня порадовали жители: если честно, я не ожидала такой организованности и желания действовать. У нас в результате попросили формы обращений, продолжается сбор подписей по домам! Завелись, в общем!».

 
Плакаты на митинге

Некоторые жители жалели, что мероприятие не началось позже. По их мнению, тогда бы пришло еще больше людей. Причем многие из них готовы бороться уже не только за место своего проживания: «Ленинский – это частность, нужно отстаивать город целиком. Получается не город, а отдельные гетто-районы, жестко поделенные хайвеями», – считает один из участников митинга Максим.

На мероприятии также собирали подписи для обращения к Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву с просьбой обратить внимание на готовящуюся реконструкцию.

«Здесь я бы отметила два момента. Заметен сильный настрой на прагматику. Сейчас лето, многие жители уезжают за город. И этим всегда пользуются застройщики при реализации своих проектов. Большинство настроено на массовую протестную компанию. Ищутся альтернативные процедуры, которые позволят показать, что большинство против реконструкции. Из опросов  жителями друг друга, это уже видно», – рассказала свои впечатления от митинга депутат муниципального собрания Гагаринского района Елена Русакова.

Что говорят власти Москвы

На «Полит.ру» подробно описывалось то, как проходили публичные слушания по проекту. Они вызвали массу сомнений в их легитимности. Но пока, судя по высказываниям властей Москвы, градостроители не настроены так просто уступить жителям.

На встрече с депутатами Юго-западного округа мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что реконструкция состоится, несмотря на споры.

Он также отметил, что реконструкция будет «максимально щадящей», а стоить будет 16-17 млрд рублей. Протестует против проекта, по его мнению, меньшая часть жителей, а поддерживают 65% населения прилегающих районов. По словам градоначальника, это данные некой «общей социологии». Запустят проект уже в 2013 году.

 
Марат Хуснуллин

Заместитель мэра Москвы по строительству Марат Хуснуллин в своем интервью «Ведомостям» также сказал пару слов о Ленинском проспекте. Судя по всему, он считает, что то, что жители должны быть благодарны уже тому, что их хотя бы спрашивают о том, что они думают по поводу реконструкции: «Вы думаете, в Пекине с населением будут обсуждать реконструкцию Ленинского проспекта? Партия приняла решение — и все! Все пошли строить».

Что касается публичных слушаний, он подчеркивает то, что по законодательству они носят лишь рекомендательный характер: «По Градостроительному кодексу РФ результат публичных слушаний — это информирование граждан, обратная связь. Мы должны выслушать, но обязательств полностью следовать результатам слушаний нет. Хотя мы стараемся максимально учитывать замечания и предложения граждан. Например, отказались от эстакад на Ленинском, строим тоннели, хотя это и дороже, не строим боковые проезды вдоль шоссе Энтузиастов, хотя эффективность реконструкции при этом снижается».

Интересно, что власти учли именно те мнения жителей, которые позволили увеличить стоимость проекта.

Такие принципиальные позиции разных сторон превращают т спор о реконструкции в яркий прецедент борьбы жителей Москвы и их муниципальных депутатов с действующей властью столицы и ее градостроительными планами. Если последним не удастся отстоять такой крупный проект после таких уверенных заявлений о его целесообразности, то понятно, что это пошатнет их авторитет и придаст уверенности обитателям мегаполиса в их борьбе и против других крупных и малых застроек.

 

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

14:18 Глава Европарламента признал множество допущенных Евросоюзом ошибок
13:45 Ислямов показал фотографии украинского флага над Симферополем
13:36 В ОПЕК заявили об отсутствии спора с РФ по темпам сокращения нефтедобычи
13:17 Зюганов напомнил о религиозных корнях «ненависти» Запада к России
12:43 Медведев поручил проработать вопрос о введении скидок в «Платоне»
12:26 «Новая газета» узнала детали нападения на войсковую часть в Чечне
11:56 Трамп прокомментировал отзыв законопроекта об отмене Obamacare
11:31 Ливийские военные объяснили присутствие в стране российской ЧВК
11:12 Мария Максакова впервые прокомментировала убийство Вороненкова
10:56 В результате стрельбы в Сент-Луисе пострадали шесть человек
10:45 В ДТП в Подмосковье погибли трое детей и взрослый
10:32 В Белоруссии задержали оппозиционого лидера Некляева
10:13 Немецкий госбанк случайно перевел 5,4 млрд долларов другим банкам
09:51 Лондон отклонил российскую инициативу о миссии ООН по химоружию
09:25 РФ направила в Верховный суд США аргументацию по делу Бута
09:13 Меркель призвала исправлять ошибки Евросоюза
24.03 21:06 Сборная России по футболу уступила Кот-д'Ивуару 2:0
24.03 21:00 Убийца Вороненкова был уволен из Нацгвардии Украины за нарушение контракта
24.03 20:41 В Харьковской области потушили пожар на артиллерийском складе
24.03 20:29 Госдума одобрила штраф за ввоз в страну более пяти литров крепкого алкоголя
24.03 20:06 Общественники составили рейтинг трезвости российских регионов
24.03 19:47 Смертник взорвался у аэропорта столицы Бангладеш
24.03 19:37 МАК назвал причину крушения Boeing под Бишкеком
24.03 19:08 Кадыров назвал цель атаки на войсковую часть Росгвардии
24.03 18:54 Организаторы «Евровидения» продолжат уговаривать Киев впустить Юлию Самойлову
24.03 18:32 Toyota и Hyundai признаны самыми угоняемыми марками машин в России
24.03 18:18 В Волгограде бритоголовая молодежь напала на Навального
24.03 18:06 Радиолокация помогла найти фундамент древнего храма
24.03 17:59 ИГ взяло ответственность за атаку на часть Росгвардии в Чечне
24.03 17:43 Перед пожаром на военном складе в Балаклее выпивали генералы
24.03 17:23 Появилось видео убийства Вороненкова
24.03 17:12 Медведев предложил снабжать чипами обувь и древесину
24.03 16:50 Кокорин лишился водительских прав на четыре месяца
24.03 16:47 На Урале хотят запретить блокноты «Уничтожь меня!»
24.03 16:32 Умер летчик Степан Микоян
24.03 16:23 Вулкан на Марсе последний раз извергался 50 миллионов лет назад
24.03 16:19 США пригласили Лукашенко в гости
24.03 16:07 В Кремле назвали абсурдом версию об убийстве Вороненкова российским агентом
24.03 15:34 В Кремле прокомментировали возможное повышение призывного возраста
24.03 15:20 Региональные вузы попросили власти прекратить проверки и реформы высшей школы
24.03 15:01 СБУ нашла связь между убийством Вороненкова и взрывами в Балаклее
24.03 14:45 Автомобили проекта Google Maps будут искать утечки метана
24.03 14:44 Дума присоединила Россию к Монреальской конвенции по авиаперевозкам
24.03 14:26 Путин отверг влияние России на выборы во Франции
24.03 14:24 Хосни Мубарак отпущен на свободу
24.03 14:11 Госдума приняла закон о добровольном обучении студентов на офицеров запаса
24.03 14:00 Экспертиза «Полит.ру»: Расширение упрощенного разбирательства разгрузит суды
24.03 13:51 Шойгу рассказал о почти полном выполнении оборонзаказа прошлого года
24.03 13:45 Центробанк снизил ключевую ставку
24.03 13:44 Путина попросили об отставке губернатора Подмосковья
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефон: +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.