Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
20 апреля 2018, пятница, 00:33
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

04 июня 2013, 13:59

Пиринговое образование

Логотип P2PU
Логотип P2PU
Источник: facebook.com/P2PUniversity

Пиринговое образование

Стремительно распространившаяся модель массовых открытых онлайн-курсов (МООК) исходит из того, что благодаря возникновению новых технологий высшее образование можно перестроить таким образом, что учебный процесс как таковой станет бесплатным. Хотя статус этих проектов еще далек от стабильности, ресурсы вроде Coursera, Udacity, edX и Khan Academy уже снискали большую популярность среди пользователей. Однако при всей инновационности, все эти проекты в основе своей опираются на традиционную образовательную схему – когда есть образовательный институт, есть санкционированный им курс, который обязательно ведет преподаватель из этого института, есть класс, задания, система итоговой аттестации и возможность сертифицировать повышение квалификации. Просто эту модель пытаются перевести на новые рельсы.

На этом фоне весьма примечательный феномен представляет собой массовое онлайн-движение, которое к настоящему моменту оформилось в виде так называемого пирингового обучения (P2P learning) [1]. Его специфика в том, что оно родилось именно из тех возможностей, которых раньше не было. Его основание – это интернет, технологии 2.0, массовая оцифровка всевозможных материалов и большое количество открытых образовательных ресурсов (open educational resources, OER).

Прототипы, разумеется, существовали и раньше. Наиболее очевидные из них – это учебные коллективы, основанные на горизонтальных связях (стади-группы, кружки) и бартерный обмен знаниями. Но характерная черта именно этого случая в том, что объемы доступных материалов, которые можно использовать в образовательных целях, многократно возросли. Плюс стало гораздо больше возможностей находить людей с близкими интересами и вступать с ними в контакт. С одной стороны, большое разнообразие и доступность материалов – это хорошо. С другой стороны, таким богатством трудно воспользоваться, когда, например, нужно приобщиться с нуля к абсолютно новой теме. Здесь необходима навигация, причем желательно компетентная.

Традиционно таким навигатором в новой области становится преподаватель. Подбор преподавателя, в свою очередь, осуществляется либо по институциональному принципу, либо по рекомендации. Еще такими проводниками могут быть сведущие знакомые, но если их нет, то возникает вопрос, откуда их брать. В ситуации «пользователь + весь интернет» найти преподавателя бывает трудно, а учиться в одиночку и того труднее. Но если есть некая точка, в которой собираются люди, желающие чему-то научиться, и туда же приходят компетентные люди, готовые поделиться своими знаниями на добровольных началах, то организовать учебный процесс уже гораздо проще.

Пиринговые учебные платформы

Где спрос, там и предложение. Платформы, дающие возможность для такого рода взаимодействия, начали появляться в русле движения за свободу и открытость, примерно в том же ряду, что некоммерческие организации и добровольческие объединения за свободную культуруоткрытый софтдоступ и, наконец, данные. Здесь сразу можно отметить существенное отличие от централизованных платформ-провайдеров МООКов. Так как многие из этих платформ-провайдеров созданы как коммерческие организации (Coursera, Udacity), они находятся друг с другом в отношениях конкуренции, и их главная задача в том, чтобы пользователи пришли учиться именно к ним, а не к конкурентам.

С пиринговыми платформами все наоборот. Они как раз существуют за счет постоянного обмена ресурсами, методами и кадрами, поэтому почти любой крупный пиринговый проект будет оказываться одним из узлов в сети аналогичных проектов-партнеров. В качестве примера возьмем платформу P2PU (Peer 2 Peer University, Пиринговый университет). В настоящий момент он находится в тесных партнерских отношениях с такими проектами, как Creative Commons (и их Школой открытости), Open Knowledge Foundation (в частности, с его Школой данных), Mozilla (и ее Школой веб-ремесла [2]), CodecademyMIT OpenCourseWareOpen Study и многими другими.

Итак, P2PU – это созданный в 2010 г. сайт, на котором любой пользователь может создать свой курс по абсолютно любому предмету и на любом языке. Сам сайт первоначально англоязычный, но пользователи (на добровольной основе, естественно) могут переводить его на родные языки, что постепенно и происходит. Уже есть версии (на разных стадиях готовности) по-испански, по-корейски, по-китайски, по-шведски и на иврите. Для тех, кто не знает, как переводить сайт технически, там же есть специальный вводный курс. Помимо разрозненных пользовательских курсов, там же размещают свои курсы вышеупомянутые школы.

Курс выглядит как выстроенные в определенном порядке задания с пояснениями, как их выполнять, и ссылками на внешние источники, которые рекомендуется использовать в ходе выполнения. Каждому заданию посвящена отдельная страница, и на каждой странице пользователи могут оставлять комментарии и общаться друг с другом. Проходить курс тоже может кто угодно, но есть три градации участия, предполагающие разную степень активности. Можно проходить курс, не регистрируясь, а просто выполняя по своему усмотрению задания (те, которые допускают выполнение в одиночку, потому что есть и групповые задания). Можно зарегистрироваться на сайте и записаться на «отслеживание» курса. Это для тех, кто в общем-то не собирается участвовать активно, но в принципе рассматривает такую возможность и, главное, не хочет, чтобы курс случайно потерялся. Наконец, можно (тоже после регистрации) записаться в качестве участника. Это формат для тех, кто собирается активно общаться с другими участниками и делиться своими достижениями.

Важная черта любого курса в том, что там нет (и не предполагается) преподавателя, ни даже инструктора. Курс – это вариант последовательности действий, ведущих к приобретению того или иного навыка. Люди, которые сочли, что им этот навык нужен, собираются на этот курс и дальше, используя комментарии и другие формы взаимодействия, пытаются научиться. Теоретически возможен вариант, при котором группа пользователей решает, что курс неэффективен (зато люди хорошие), и будет дальше совместно искать другие возможности для получения всё того же навыка.

Создатель курса может тоже участвовать в комментировании и прочем взаимодействии, однако это отнюдь не обязательная часть, и никакой контролирующей функции он не выполняет. С этим связан тот момент, что большое количество курсов начинается с того, что предлагает участникам создать свою сеть взаимодействия. Наиболее популярный способ – предложить пользователям завести себе учебный блог (это довольно распространенный жанр) и поделиться ссылкой в комментариях, а затем публиковать в блоге отчеты о выполненных заданиях и вообще рассказывать о впечатлениях. После этого пользователи могут подписываться на понравившиеся блоги, отслеживать таким образом чужой опыт и делиться своими соображениями по конкретным вопросам. Собственно, одна из важнейших задач пирингового курса – дать участникам побольше мотивации для совместной работы.

Отечественная инициатива

Тут можно вспомнить отечественную инициативу, никак не связанную с P2PU, но, тем не менее, использующую некоторые сходные принципы. Речь идет о проекте «Твоя история», History4you. Он появился относительно недавно, однако уже видно, что по ряду признаков очень напоминает пиринговую платформу. В настоящий момент «Твоя история» предлагает к изучению преимущественно российскую историю 1990-х гг.: «Уникальность  периода 90-х годов состоит в том, что  эта история живая. Живая история хороша тем, что есть очевидцы событий и опасна тем, что эти очевидцы абсолютизируют свой взгляд на эти вещи… Портал  дает возможность ученикам посмотреть на разные взгляды разных очевидцев и убедиться, что в истории есть много живого, и это не линейный процесс, а большая мозаика», - пояснил один из создателей ресурса, профессор Департамента образовательных программ НИУ ВШЭ Андрей Иоффе.

 
Скриншот сайта

Одна из характерных пиринговых черт ресурса в том, что он, будучи централизован на сайте, также активно подключает к процессу социальные сети. Сам сайт содержит различные материалы, касающиеся этого периода, и их число могут пополнять сами пользователи.

Одна из особенностей в том, что пользователь может менять у себя в профиле свою роль – «ученик» или «учитель». На правах ученика можно участвовать в «уроках» или «открытых уроках»; на правах «учителя» можно создавать свои собственные учебные проекты.

Денис Терехов, директор агентства «Социальные сети», которое разрабатывало портал, считает, что эту платформу надо доработать до большей универсальности, и тогда ее можно будет использовать в применении к разным гуманитарным дисциплинам.

Механический МООК

Мы уже говорили о платформенных МООКах, для которых требуются серьезные технические разработки и большие финансовые вложения. Между тем, существует формат, который, при всей своей специфике, полностью соответствует всем признакам МООКа и при этом не требует практически никаких финансовых вложений, равно как и специальных технологий. Под признаками МООКа мы здесь понимаем массовость (то есть отсутствие лимита на число участников), локализацию онлайн, бесплатность для участников и ограниченность по времени.

В качестве примера такого МООКа, который, в частности, первым осознал себя таковым, можно привести совместный проект P2PU, MIT OCWCodecademy и OpenStudy под названием “A Gentle Introduction to Python”. Этот проект представляет собой регулярно повторяющийся восьминедельный вводный курс по языку программирования «Питон» (ближайший курс, уже четвертый по счету, стартует в июне). Регистрация проходит на сайте МООКа. В ходе регистрации участники, прежде всего, оставляют свой электронный адрес, на который будет после начала курса еженедельно приходить рассылка с заданиями. Как и в случае с курсами на P2PU, никакого инструктора у курса нет – даже рассылка производится ботом. Есть только задания, вспомогательные материалы, на которые даются ссылки, и другие участники, с которыми можно советоваться или им помогать. Важная составляющая курса – опять же, навигация по сетям и сообществам, где можно получить адресно помощь, если возникнут какие-то проблемы с выполнением заданий. Параллельно с этим у проекта есть блог, в котором, в частности, публикуются все рассылки (вот, например, за январь 2013 г.), и их можно прочитать в любое время.

Все материалы курса также доступны независимо от регистрации. Один из ключевых «учебников» этого МООКа – это платформа Codecademy, точнее размещенные там интерактивные задания для освоения «Питона». Эти задания, естественно, сами по себе можно выполнять вне какой-либо связи с этим курсом и даже не зная о его существовании, так как платформа сама по себе известна и популярна. Там даются пошаговые четкие задания, которые можно выполнять в том же окне браузера и мгновенно получать результат.

В чем, в таком случае, смысл регистрации и участия в рассылке? В том, что регистрация представляет собой фильтр для пользователей по уровню подготовки и интересам. Зарегистрированный пользователь автоматически попадает в среду людей, которые тоже изучают «Питон» и тоже находятся на начальных этапах. При этом у кого-то, конечно, будет уровень чуть повыше, у кого-то чуть пониже. Однако все будут находиться в равном положении и смогут задавать соответствующие уровню вопросы, на которые кто-то, вероятно, уже нашел ответы и готов ими поделиться.

По аналогичному принципу строятся учебные программы (фактически тоже механические МООКи) в Школе данных, которые называются «экспедициями данных» (Data Expeditions) и могут организовываться как Школой (рассылку осуществляет бот), так и отдельными пользователями по интересующей их теме.

Специфика P2P-образования

Разумеется, подобные проекты представляют собой богатый материал для исследователей, занимающихся теориями образовательных процессов, и для практикующих преподавателей, которых интересуют новые подходы и способы их применения. Область совсем новая, поэтому пока там пытаются вырабатывать методы исследования и критерии оценки результатов. Одно из недавних исследований, как раз на материале P2PU, можно посмотреть здесь (.pdf).

Предсказуемый скепсис, как и в случае с краудсорсинговыми проектами вроде Википедии, может вызывать полное отсутствие централизации и институтов, которые могли бы гарантировать качество. Еще один момент состоит в том, что, в отличие от институциональных курсов, в пиринговые курсы не встроены механизмы принуждения и механизмы экспертного оценивания. То есть в каждом конкретном случае их, конечно, можно достроить, если на то будет воля учебной группы, но в целом все это опирается на личную заинтересованность участников в том, чтобы как-то двигать процесс. Главный вопрос в том, каким образом пиринговые модели пытаются решить проблемы, для которых традиционное образование уже выработало решение.

Дисциплина. Задача любого учебного курса в том, чтобы его прошли. Традиционное образование действует тут методом кнута и пряника. Кнут – это система контроля и оценок; пряник – это итоговая аттестация и возможность верифицировать, а в дальнейшем и монетизировать свои навыки. Пиринговая модель ни тем ни другим по умолчанию не располагает. Но тут она задается вопросом: а обязательно ли всем проходить курс до конца? Что если человек удовлетворился навыками, полученными в середине курса, и пока ему больше не нужно? Проводившиеся среди участников механического МООКа опросы свидетельствуют в пользу того, что многие пользователи, сошедшие с дистанции до формального окончания, считают свои результаты вполне удовлетворительными и способны применять их в своих интересах.

 
 Пиринговый университет. Фото: facebook.com/P2PUniversity 

Руководство процессом. В традиционном образовании для этого есть преподаватель или инструктор. В пиринговом такового нет. Способна ли группа организоваться так, чтобы слаженно следовать совершенно безликим инструкциям? Тут, опять же, вопрос мотивации участников и их способность к взаимодействию. Как показывает вышеупомянутое исследование, как правило, учебный коллектив всякий раз распадается на две части: активных участников, которые постоянно общаются и обмениваются опытом, и пассивных участников, которые за всем этим молча наблюдают. Среди активных обычно находятся те, кто, собственно, становится двигателем процесса и связующим звеном между всеми прочими участниками активного общения. Это далеко не обязательно самый осведомленный пользователь, но он выступает инициатором общения, и его примеру начинают следовать прочие.

Пассивную аудиторию есть соблазн рассматривать как безбилетников, которые только пользуются плодами чужих трудов, а сами ничем не делятся. Однако, как показывает всё то же исследование, в пиринговом образовании эта молчаливая часть – важный потенциал, из которого в дальнейшем формируются новые активные участники. В частности, среди молчаливых много новичков, которые впервые оказались в пиринговой среде и чувствуют себя в ней неуверенно – соответственно, им нужно время, чтобы привыкнуть.

Измерение прогресса. Учебный процесс подразумевает, что учащиеся будут получать новые знания. Чтобы оценить успехи, нужен какой-то механизм. В традиционном образовании – это некий экспертный институт (преподаватель или комиссия). В пиринговом образовании все гораздо менее однозначно. Тем не менее, существуют разные способы измерения. Во-первых, есть навыки, овладение которыми поддается автоматизированному оцениванию. Во-вторых, возможно пиринговое оценивание, когда другие участники высказывают свое мнение о результатах и предлагают свои рекомендации. В-третьих, можно попытаться применить свои навыки к практическим задачам и посмотреть, что получится. В-четвертых, наконец, можно найти эксперта. Участники пирингового сообщества существуют не в вакууме. Обычно у них есть вполне общедоступные профили, в которых указаны их контакты, а также регалии, выходящие далеко за пределы P2P-сообщества. Если найти себе эксперта в соответствующей области, можно обратиться за оценкой к нему.

Репутация. В традиционном варианте это дипломы, сертификаты и степени. В пиринговом варианте этого всего нет. В качестве своего рода суррогата появилась и развивается система бейджей. Бейдж – это, собственно, символическая картинка, которой присвоено то или иное значение. Значение может быть любое: от «просто хороший человек» до «отличный блоггер» или «веб-мастер». Системы бейджей бывают локальными, то есть они действуют только внутри какого-то одного сообщества (в Codecademy, например) или более общими. Сейчас в этом деле тон задала Mozilla, создав систему «открытых бейджей» (Open Badges), в которую начали интегрироваться бейджи партнерских проектов вроде P2PU. Бейдж может создать кто угодно (на P2PU, опять же, специальный курс).

Создать бейдж – значит сделать для него картинку, определить, в каких случаях он присваивается и какова процедура присвоения. Некоторые можно давать просто из симпатии; другие – в качестве благодарности за полезные рекомендации; третьи автоматически присваиваются по итогам прохождения какого-нибудь курса; четвертые, наконец, присваиваются за проекты, представленные для пирингового оценивания (проекту начислили не менее такого-то числа баллов – его автор получает бейдж).

 
Бейджики  P2PU

Естественно, вне пирингового сообщества такие бейджи роли не играют, но, во-первых, они помогают сориентироваться внутри сообщества, во-вторых, в силу интеграции, существенно выросло сообщество, в котором они имеют значение.

Панкующие

 
Аня Каменец

По итогам всего этого появилось движение Edupunk, которое формализовала и популяризовала американская писательница Аня Каменец (Anya Kamenetz) в виде сайта Edupunks’ Guide. Собственно, этот проект – попытка алгоритмизации образовательного процесса на основе существующих в Сети способов получить бесплатное образование. Специфика проекта в том, что его цель – вывести процесс самостоятельного образования к тем же практическим результатам, которое дает традиционное образование, то есть к получению реального сертификата и дальнейшему трудоустройству. И, конечно, в основе этого подхода лежат пиринговые принципы.

Прежде всего, проект по шагам рассматривает этапы выстраивание личного образовательного курса: определение цели; поиск людей, которые могут помочь советами или поделиться навыками; формирование индивидуальной программы, позволяющей овладеть нужными знаниями; расчет сроков обучения; поиск менторов (людей, которые добровольно возьмутся помогать в обучении); создание сети контактов в социальных медиа; и, наконец, получение сертификата в различных институтах. Речь идет, естественно, об американских институтах с их спецификой. В частности, в ряде случаев можно сдать платные экзамены по требуемым дисциплинам, и если их успешно сдать, институт дает сертификат.

Насколько эта система действительно работает, пока судить трудно. Однако поклонников у нее много (на ее основе, в частности, есть курс на P2PU), и они в той или иной форме применяют разные аспекты этой методики.

Примечания

[1] Слово «пиринговый» происходит от английского «peer», что в данном случае обозначает партнеров, или людей, находящихся между собой в равном положении. Выражения «peer to peer», или «peer 2 peer», или «P2P» в применении к сообществам подразумевают, что они устроены по горизонтальному принципу и что блага в этих сообществах распространяются не от центра к периферии, а от одного участника к другому на равных основаниях.

[2] В оригинале мозилловская Школа веб-ремесла называется School of Webcraft. Среди участников этого пирингового проекта нередко встречаются высказывания о том, что первичный импульс вступить в эту школу был вызван созвучием названия School of Webcraft со School of Witchcraft (and Wizardry), Школой чародейства и волшебства, известной также под названием Хогвартс.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

19.04 21:23 МИД РФ допустил прекращение прямых перелетов в США
19.04 21:10 Мединский открыл ММКФ дифирамбом российскому кино
19.04 20:38 На экс-замглавы ФСИН завели дело о взятке
19.04 20:27 Посольство РФ призвало Британию снять цензуру по «делу Скрипаля»
19.04 20:05 Скворцова признала Россию неготовой к отказу от импортных лекарств
19.04 19:51 Сирия запросила у РФ инвестиции в строительство жилья
19.04 19:34 МВФ решил пересмотреть свою политику из-за ситуации в мире
19.04 19:15 Генсек НАТО отказался активировать устав о коллективной обороне из-за Скрипаля
19.04 19:08 Участники госзакупок изобрели «беспрецедентно наглое» нарушение
19.04 19:00 Блокировки Роскомнадзора добрались до «облака» Microsoft
19.04 18:46 Рауль Кастро пообещал Кубе новую конституцию
19.04 18:29 ФАС связала подорожание бензина с сельским хозяйством
19.04 18:05 Морякам «Норда» не дали покинуть Украину
19.04 17:38 Отец Виктора Цоя выиграл суд по договорам на песни «Кино»
19.04 17:26 Кабмин утвердил порядок хранения данных по «пакету Яровой»
19.04 17:17 ЦБ РФ предупредил о влиянии санкций на ключевую ставку
19.04 16:59 В Ереване задержаны сто демонстрантов
19.04 16:51 В Минкомсвязи опровергли проблемы из-за блокировки Telegram
19.04 16:36 Песков счел идею Порошенко об автокефалии подготовкой к расколу церкви
19.04 16:25 Глава Генштаба ВС встретился с командующим силами НАТО в Европе
19.04 16:21 Мигель Диас-Канель возглавил Кубу вместо Рауля Кастро
19.04 16:11 В «Роскосмосе» допустили новое соглашение по МКС с США
19.04 16:02 Первым кандидатом из «списка Титова» на возвращение в РФ может стать Дюльгеров
19.04 15:58 МИД РФ сообщил о европейском химоружии в Восточной Гуте
19.04 15:58 Учитель и школьник нашли серебро Харальда Синезубого
19.04 15:51 Ирак нанес удары по террористам на сирийской территории
19.04 15:45 Младшего брата экс-главы «Росгосстраха» арестовали по делу о растрате
19.04 15:19 Минстрой предложил заменить радиоточки в квартирах интернетом
19.04 14:56 Россия потребовала от США компенсацию за пошлины на сталь и алюминий
19.04 14:30 Создатель «Новичка» рассказал о двух отравлениях этим ядом
19.04 14:28 Синоптики пообещали столичному региону сугробы до 15 см
19.04 14:24 АП предложила Путину провести инаугурацию на площади
19.04 14:09 Кладбище под Ратушной площадью Копенгагена оказалось древнее города
19.04 13:53 В Кремле ответили на идею о «временной национализции» «Русала»
19.04 13:25 Кремль не поверил в дискредитацию Роскомнадзора
19.04 13:03 Рогозина попросили обанкротить единственного производителя БМП
19.04 12:58 Стоимость барреля нефти Brent впервые с 2014 года превысила 74 доллара
19.04 12:35 Экс-главу администрации Нижнего Новгорода объявили в розыск из-за взятки
19.04 12:34 ЦБ возобновил закупку валюты после обвала рубля
19.04 12:31 Нестандартные структуры ДНК станут наноконтейнерами для лекарств
19.04 12:10 Акции «Русала» подорожали из-за переговоров с китайцами
19.04 12:09 Кемеровский суд разрешил массовый митинг против Амана Тулеева
19.04 12:02 Apple зарегистрировала в РФ 11 «неопознанных» моделей iPhone
19.04 11:44 Клименко назвал одну из причин конфликта Роскомнадзора и Дурова
19.04 11:40 Минтранс разработал единые для России правила проезда в метро
19.04 11:26 Петербургский депутат предложил запретить беременным пить и курить
19.04 11:16 Moody’s сочло ущерб российской экономике от санкций незначительным
19.04 10:43 С Байконура запустили российский военный спутник «Благовест»
19.04 10:29 SpaceX начала поиск пригодных для жизни планет
19.04 10:08 Google закрыл возможность использовать свою сеть для обхода блокировок
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.