Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
27 июля 2017, четверг, 23:41
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

09 июня 2013, 12:58

Велосипедом по Москве

В последний день весны, 31 мая, в Москве появился новый вид городского транспорта — прокат велосипедов. Идея перемещения на велосипеде по столице России — многомиллионному загазованному мегаполису с десяти- и более полосными дорогами, с ужасной культурой вождения, с длящейся треть года зимой, с бескультурным и склонным к вандализму населением, на первый взгляд, выглядит дико.

Ни Департамент транспорта, ни организатор системы Банк Москвы не потрудились разъяснить москвичам, что же это за развлечение такое — прокат велосипеда и почему его возникновение в Москве считается таким большим достижением.

Для того, чтобы понять, что же должен из себя представлять прокат велосипедов в Москве, какие у него выявились родовые недостатки, можно изучить опыт других стран, благо всякий, кто ездит хотя бы иногда в Европу или Северную Америку знает, что наличие подобных систем в крупных и не очень городах — не редкость, а скорее даже правило.

Для начала надо немного углубиться в теорию. Одна из целей существования правительства, в том числе и городского, — улучшение жизни граждан. Можно спорить, на кого стоит ориентироваться: на самую большую долю этих самых граждан, на среднестатистического гражданина или медианного, однако сам мало кто пытается отвергнуть. Один из смыслов существования городов — сожительство большого количества людей, что позволяет им легче и быстрее обмениваться деньгами, товарами, услугами, культурным опытом, да и вообще чем вздумается.

В больших городах серьезной проблемой становится транспорт: тысячи, а иногда даже миллионы людей одновременно выходят на улицы и хотят куда-то попасть. Хорошая мэрия пытается сделать так, что на процесс транспортировки собственного тела из точки А в точку Б человек затрачивал как можно меньше энергии и времени. Если транспортная система налажена хорошо, то горожанин может много времени и сил уделять работе или отдыху, в зависимости от приоритетов. Если транспорт ходит плохо — то человек приезжает на работу злой и уставший, а значит работает хуже, отдыхает плохо. Проще говоря, появляются все предпосылки для несчастья человека.

Конечно, для любого человека удобнее всего доехать на собственном автомобиле от своего дома до работы или кинотеатра. Но если таких автолюбителей слишком много, до дороги встают в пробках и с этим, фактически, ничего нельзя поделать. Строительство каждого километра дорог стимулирует покупать все новые и новые автомобили. Получается, что пробки в городе имеют такую длину, какую хотят те, кто в них стоят.

Менее удобная альтернатива автотранспорту — общественный транспорт. Конечно нельзя для каждого горожанина проложить специальную трамвайную ветку от его дома до работы, однако хорошо спроектированная комбинация разных видов транспорта, как правило, позволяет подавляющему большинству городских жителей доехать туда, куда им надо с умеренным количеством пересадок.

Центр города, однако, оказывается препятствием и для общественного транспорта. Обычно оказывается, что заметная часть деловой активности, а значит и рабочих мест, сосредоточена на площади в несколько квадратных километров. И если в принципе доехать до центра легко из любой точки города, то чтобы попасть в конкретное место, необходимо совершить одну-две пересадки.

Тут и выходит на сцену велосипед. Это модный, экологичный и демократичный вид транспорта. Но главное — он компактный и простой в управлении. Если покрыть весь центр сетью точек дешевых прокатов велосипедов, то люди не будут забивать салоны автобусов и трамваев, а также вагоны метро. Заметное число горожан будет доезжать до центра, брать велосипед и уже на нем ехать до дверей своего офиса. Для этого, конечно, рядом с офисом должна быть велопарковка. Велосипед, таким образом, становится транспортом «последней мили».

Первой системой «велошеринга» принято считать акцию голландской анархистской группы «Прово». Весной 1965 года на улицы Амстердама были выставлены 50 белых велосипедов, которыми могли пользоваться все желающие. Вдохновитель акции Люд Схиммелпеннинк (Luud Schimmelpennink) считал, что это стимулирует людей отказаться от поездок на автомобиле в центр города, что благоприятно скажется на экологии и городской среде. Эксперимент не был слишком удачным — уже через месяц большинство велосипедов были сломаны, а некоторые даже выкинуты в каналы.

Первая по-настоящему успешная система городских велосипедов появилась в 1974 году в портовом городе на западе Франции Ла-Рошель. Мэрия запустила программу бесплатного проката велосипедов, которые назывались Vélos Jaunes (желтые велосипеды) и выкрашены в характерный фирменный цвет. В несколько измененном виде программа работает и сегодня — аренда взимается только после двух часов проката, перед использованием необходимо зарегистрироваться в системе.

В 1993 году в британском университетском городе Кембридж появились Зеленые велосипеды — впрочем, хорошая репутация города не помогла, в течении года большинство велосипедов были расхищены. В 1995 году в британском же Портсмуте появились знакомые нам и сейчас велопрокаты. Каждый пользователь получал пластиковую карту с магнитной полосой, только после проведения ее через считыватель в пункте проката можно было получить велосипед. Компьютер запоминал, каждого пользователя, а видеокамеры позволяли, в случае необходимости, предъявить полиции все необходимые доказательства.

Все уже названные системы прокатов были скорее развлечением — были слишком мало пунктов проката для того, чтобы велосипед стал настоящим видом общественного транспорта. Первым городом, который запустил действительно крупную систему «велошеринга», оказался Копенгаген. В 1995 году в центре города были установлены 110 точек прокатов велосипеда. За выезд из центра или кражу предусматривался крупный штраф, а сами велосипеды были специально собраны из деталей, которые не подходили для обычных моделей, которые можно было купить в магазинах. Прокат был бесплатным, а доход предполагалось получать за счет рекламы, которая размещалась на велосипедах. После того, как эти надежды не оправдались, мэрия взяла на себя все расходы на поддержание системы.

Вообще кражи и вандализм — главная проблема велопроката. Поэтому, как правило, предлагаются неудобные для длительных поездок велосипеды, запчасти от которых непригодны для использования в обычных моделях. Для упрощения работы полиции, которая иногда пытается искать украденные велосипеды, все они красятся в фирменные, из далека заметные цвета.

Прокат велосипедов в Москве, в принципе, достаточно похож на своих собратьев в десятках других городов. Для того, чтобы начать пользоваться системой необходимо при помощи пластиковой карточки заплатить взнос за пользование системой. Если велосипедист решил пользоваться прокатом лишь один день, то это ему обойдется в 100 рублей, за сезон нужно будет заплатить 950 рублей. Стоимость собственно поездки определяется исходя из длительности: полчаса бесплатно, до часа — 30 рублей, два часа — 90 рублей, и далее по нарастающей вплоть до 900 рублей за шесть часов. Тарифы стимулируют не кататься на велосипеде, а пользоваться им именно как транспортом «последней мили». Внесение денег через пластиковую карточку дает хоть какую-то гарантию того, что велосипед не будет украден.

Если система тарифов, как и сами тарифы, вполне сравнимы с мировыми аналогами, то размещение пунктов прокатов довольно странно. Пока что 21 из 29 точек велопроката располагается на Бульварном кольце — то есть ровно там, где на велосипеде приятно кататься, а не использовать его как способ добраться от метро до работы и обратно. В Париже, например, пунктами проката велосипедов покрыт весь город. Причем расположены они так, что от любой точки города до ближайшего проката не более 300 метров, а обычно меньше. В Нью-Йорке сеть велопрокатов открыта за три дня до Москвы, 27 мая, а там работает уже 330 точек — то есть на порядок больше.

Вторая проблема столичного велопроката не так важна и, вероятно, вытекает из первой. Москвичам так и не разъяснили, что такое городской велосипед, зачем он придуман и как им пользоваться. Если зарегистрироваться на сайтене проблема, то понять, как, например, сменить тариф уже практически невозможно. А зачем логин называется «номер карты» не могут ответить даже в службе поддержки. Это все достаточно плохо, потому что велосипедом должно быть так же легко пользоваться, как, например, трамваем.

Впрочем, несмотря на все мыслимые и немыслимые препятствия, москвичи все больше и больше любят велосипеды. Еще пять лет назад велосипедист ловил на себе удивленные взгляды горожан, сегодня он стал привычной частью пейзажа примерно с апреля по октябрь. Все это позволяет надеяться, что заморский зверь «велошеринг» приживется в неуютной северной Москве.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:01 Двукратный чемпион Европы по тяжёлой атлетике утонул на Кубани
20:54 Капитализация Facebook превысила полтриллиона долларов
20:17 США прекратили сотрудничество с одной из оппозиционных группировок в Сирии
19:59 При крушении самолета в Абхазии погибли трое россиян
19:50 В Германии увидели в новых санкциях США помощь «Северному потоку-2»
19:30 Путин разрешил выезжать за рубеж при долге не более 30 тысяч рублей
19:10 Владелец «Югры» пообещал банку 21 млрд рублей в случае санации
18:52 Власти Москвы выставили на аукцион 33 здания рядом с Кремлем
18:29 Путин назвал особым цинизмом новые санкции США
18:04 Кадыров заявил о готовности сложить полномочия ради охраны мечети
17:49 Основатель Amazon отобрал у Гейтса звание богатейшего бизнесмена мира
17:32 «Яндекс» добавил сноску к новому слогану после угрозы ФАС
17:12 Росавиация опровергла дефицит пилотов
17:03 В Бразилии открыт новый птичий вирус
17:00 Багдасарян оштрафовали за вождение без прав на 15 тысяч
16:31 Всех выселенных в Мармарисе российских туристов разместили по отелям
16:15 Минтранс намерен проверять пилотов на ВИЧ и наркотики
15:45 В Белом доме намекнули на еще большее ужесточение Трампом санкций против РФ
15:30 Гуцериев решил снять «высокохудожественный фильм»
15:15 Собянин разрешил жениться в зоопарке и музеях
15:14 Бозон Хиггса способен распадаться на два прелестных кварка
15:00 Сергея Доренко вызвали в Роскомнадзор
14:45 Песков отказался комментировать возможные новые санкции ЕС и США
14:30 СМИ сообщили о вырубке «Парка вдов» в Волгограде ради ЧМ-2018
14:16 Савченко изъявила намерение баллотироваться в президенты Украины
14:06 Путин назначил Василия Небензю постпредом России при ООН
13:49 Суд отказался взыскать с Потанина 850 млрд рублей в пользу бывшей жены
13:31 Прокуратура оспорила освобождение Полонского от наказания
13:12 Путин ужесточил наказание за производство алкоголя без лицензии
12:49 Овечкин занял первое место в рейтинге российских знаменитостей Forbes
12:26 Генетики создали синюю хризантему
12:22 Лишенную прав Багдасарян задержали за рулем автомобиля
11:57 «Яндекс» назвал законным новый слоган «Поиск №1 в России»
11:37 Израиль убрал камеры наблюдения с Храмовой горы
11:35 Россиян могут освободить от поверок счетчиков воды в 2018 году
11:23 Роспотребнадзор дал рекомендации клиентам барбершопов
11:18 Чайка рассказал о сокращении числа выявленных случаев коррупции
11:02 Арестован еще один вице-губернатор Приморского края
10:41 В лонг-лист Букеровской премии вошли 13 авторов
10:31 Найдена гробница знатного жителя Помпей
10:17 СКР завершил расследование дела Никиты Белых
10:06 ФАС пригрозила «Яндексу» наказанием за новый слоган
09:49 Франция сократит срок оформления виз туристам до двух дней
09:32 Россию обвинили в слежке за кампанией Макрона через соцсети
09:15 Саакашвили решил побороться за гражданство Украины
09:00 В Израиле узаконили празднование Дня Победы 9 мая
08:43 Адвокат Азимова рассказал о принуждении отказаться от слов о секретной тюрьме
08:25 СМИ анонсировали сокращение дипмиссии США в РФ из-за санкций
08:14 ФРС США сохранила базовую ставку на прежнем уровне
07:55 Путин запретил уклонистам работать на государственных постах
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефон: +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.