Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
9 декабря 2016, пятница, 08:56
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

09 июня 2013, 12:58

Велосипедом по Москве

В последний день весны, 31 мая, в Москве появился новый вид городского транспорта — прокат велосипедов. Идея перемещения на велосипеде по столице России — многомиллионному загазованному мегаполису с десяти- и более полосными дорогами, с ужасной культурой вождения, с длящейся треть года зимой, с бескультурным и склонным к вандализму населением, на первый взгляд, выглядит дико.

Ни Департамент транспорта, ни организатор системы Банк Москвы не потрудились разъяснить москвичам, что же это за развлечение такое — прокат велосипеда и почему его возникновение в Москве считается таким большим достижением.

Для того, чтобы понять, что же должен из себя представлять прокат велосипедов в Москве, какие у него выявились родовые недостатки, можно изучить опыт других стран, благо всякий, кто ездит хотя бы иногда в Европу или Северную Америку знает, что наличие подобных систем в крупных и не очень городах — не редкость, а скорее даже правило.

Для начала надо немного углубиться в теорию. Одна из целей существования правительства, в том числе и городского, — улучшение жизни граждан. Можно спорить, на кого стоит ориентироваться: на самую большую долю этих самых граждан, на среднестатистического гражданина или медианного, однако сам мало кто пытается отвергнуть. Один из смыслов существования городов — сожительство большого количества людей, что позволяет им легче и быстрее обмениваться деньгами, товарами, услугами, культурным опытом, да и вообще чем вздумается.

В больших городах серьезной проблемой становится транспорт: тысячи, а иногда даже миллионы людей одновременно выходят на улицы и хотят куда-то попасть. Хорошая мэрия пытается сделать так, что на процесс транспортировки собственного тела из точки А в точку Б человек затрачивал как можно меньше энергии и времени. Если транспортная система налажена хорошо, то горожанин может много времени и сил уделять работе или отдыху, в зависимости от приоритетов. Если транспорт ходит плохо — то человек приезжает на работу злой и уставший, а значит работает хуже, отдыхает плохо. Проще говоря, появляются все предпосылки для несчастья человека.

Конечно, для любого человека удобнее всего доехать на собственном автомобиле от своего дома до работы или кинотеатра. Но если таких автолюбителей слишком много, до дороги встают в пробках и с этим, фактически, ничего нельзя поделать. Строительство каждого километра дорог стимулирует покупать все новые и новые автомобили. Получается, что пробки в городе имеют такую длину, какую хотят те, кто в них стоят.

Менее удобная альтернатива автотранспорту — общественный транспорт. Конечно нельзя для каждого горожанина проложить специальную трамвайную ветку от его дома до работы, однако хорошо спроектированная комбинация разных видов транспорта, как правило, позволяет подавляющему большинству городских жителей доехать туда, куда им надо с умеренным количеством пересадок.

Центр города, однако, оказывается препятствием и для общественного транспорта. Обычно оказывается, что заметная часть деловой активности, а значит и рабочих мест, сосредоточена на площади в несколько квадратных километров. И если в принципе доехать до центра легко из любой точки города, то чтобы попасть в конкретное место, необходимо совершить одну-две пересадки.

Тут и выходит на сцену велосипед. Это модный, экологичный и демократичный вид транспорта. Но главное — он компактный и простой в управлении. Если покрыть весь центр сетью точек дешевых прокатов велосипедов, то люди не будут забивать салоны автобусов и трамваев, а также вагоны метро. Заметное число горожан будет доезжать до центра, брать велосипед и уже на нем ехать до дверей своего офиса. Для этого, конечно, рядом с офисом должна быть велопарковка. Велосипед, таким образом, становится транспортом «последней мили».

Первой системой «велошеринга» принято считать акцию голландской анархистской группы «Прово». Весной 1965 года на улицы Амстердама были выставлены 50 белых велосипедов, которыми могли пользоваться все желающие. Вдохновитель акции Люд Схиммелпеннинк (Luud Schimmelpennink) считал, что это стимулирует людей отказаться от поездок на автомобиле в центр города, что благоприятно скажется на экологии и городской среде. Эксперимент не был слишком удачным — уже через месяц большинство велосипедов были сломаны, а некоторые даже выкинуты в каналы.

Первая по-настоящему успешная система городских велосипедов появилась в 1974 году в портовом городе на западе Франции Ла-Рошель. Мэрия запустила программу бесплатного проката велосипедов, которые назывались Vélos Jaunes (желтые велосипеды) и выкрашены в характерный фирменный цвет. В несколько измененном виде программа работает и сегодня — аренда взимается только после двух часов проката, перед использованием необходимо зарегистрироваться в системе.

В 1993 году в британском университетском городе Кембридж появились Зеленые велосипеды — впрочем, хорошая репутация города не помогла, в течении года большинство велосипедов были расхищены. В 1995 году в британском же Портсмуте появились знакомые нам и сейчас велопрокаты. Каждый пользователь получал пластиковую карту с магнитной полосой, только после проведения ее через считыватель в пункте проката можно было получить велосипед. Компьютер запоминал, каждого пользователя, а видеокамеры позволяли, в случае необходимости, предъявить полиции все необходимые доказательства.

Все уже названные системы прокатов были скорее развлечением — были слишком мало пунктов проката для того, чтобы велосипед стал настоящим видом общественного транспорта. Первым городом, который запустил действительно крупную систему «велошеринга», оказался Копенгаген. В 1995 году в центре города были установлены 110 точек прокатов велосипеда. За выезд из центра или кражу предусматривался крупный штраф, а сами велосипеды были специально собраны из деталей, которые не подходили для обычных моделей, которые можно было купить в магазинах. Прокат был бесплатным, а доход предполагалось получать за счет рекламы, которая размещалась на велосипедах. После того, как эти надежды не оправдались, мэрия взяла на себя все расходы на поддержание системы.

Вообще кражи и вандализм — главная проблема велопроката. Поэтому, как правило, предлагаются неудобные для длительных поездок велосипеды, запчасти от которых непригодны для использования в обычных моделях. Для упрощения работы полиции, которая иногда пытается искать украденные велосипеды, все они красятся в фирменные, из далека заметные цвета.

Прокат велосипедов в Москве, в принципе, достаточно похож на своих собратьев в десятках других городов. Для того, чтобы начать пользоваться системой необходимо при помощи пластиковой карточки заплатить взнос за пользование системой. Если велосипедист решил пользоваться прокатом лишь один день, то это ему обойдется в 100 рублей, за сезон нужно будет заплатить 950 рублей. Стоимость собственно поездки определяется исходя из длительности: полчаса бесплатно, до часа — 30 рублей, два часа — 90 рублей, и далее по нарастающей вплоть до 900 рублей за шесть часов. Тарифы стимулируют не кататься на велосипеде, а пользоваться им именно как транспортом «последней мили». Внесение денег через пластиковую карточку дает хоть какую-то гарантию того, что велосипед не будет украден.

Если система тарифов, как и сами тарифы, вполне сравнимы с мировыми аналогами, то размещение пунктов прокатов довольно странно. Пока что 21 из 29 точек велопроката располагается на Бульварном кольце — то есть ровно там, где на велосипеде приятно кататься, а не использовать его как способ добраться от метро до работы и обратно. В Париже, например, пунктами проката велосипедов покрыт весь город. Причем расположены они так, что от любой точки города до ближайшего проката не более 300 метров, а обычно меньше. В Нью-Йорке сеть велопрокатов открыта за три дня до Москвы, 27 мая, а там работает уже 330 точек — то есть на порядок больше.

Вторая проблема столичного велопроката не так важна и, вероятно, вытекает из первой. Москвичам так и не разъяснили, что такое городской велосипед, зачем он придуман и как им пользоваться. Если зарегистрироваться на сайтене проблема, то понять, как, например, сменить тариф уже практически невозможно. А зачем логин называется «номер карты» не могут ответить даже в службе поддержки. Это все достаточно плохо, потому что велосипедом должно быть так же легко пользоваться, как, например, трамваем.

Впрочем, несмотря на все мыслимые и немыслимые препятствия, москвичи все больше и больше любят велосипеды. Еще пять лет назад велосипедист ловил на себе удивленные взгляды горожан, сегодня он стал привычной частью пейзажа примерно с апреля по октябрь. Все это позволяет надеяться, что заморский зверь «велошеринг» приживется в неуютной северной Москве.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

08:48 За сутки из Алеппо ушли 8,5 тысяч жителей
08:34 Московское метро может отключить сотовую связь
08:20 СМИ узнали о причине отмены ограничений на поставку оружия в Сирию
08:02 Россия поможет Кубе модернизировать армию
02:17 Московский суд арестовал депутата из Новгорода за взятку в 2 млн долларов
02:03 Рогозин объявил о начале космического сотрудничества с Кубой
01:57 Хворостовский отказался от участия в опере из-за болезни
01:50 Обама снял ограничения на военную помощь союзникам
01:19 Британская палата общин поддержала выход страны из ЕС
00:41 Сенаторы попросили Трампа поскорее определиться насчет Украины
00:34 Боевики ИГ атаковали блокпосты возле Пальмиры
00:28 Греф назвал WeChat лучшей соцсетью в мире
00:22 Пенсионный фонд собрался уволить 10% сотрудников
00:14 СМИ узнали о кандидатуре главы Минтруда при Трампе
08.12 23:10 МИД РФ сообщил о приостановке боев в Алеппо
08.12 21:40 Путин вступился за пластиковые пакеты перед экологами
08.12 21:02 СМИ сообщили об увольнении второго за сутки директора департамента Минобрнауки
08.12 20:29 Роскомнадзор рассказал о конструктивной встрече с представителями LinkedIn
08.12 20:28 Белоруссия заплатила за российский газ авансом
08.12 19:57 Кадыров опроверг наличие в Чечне батальонов «Восток» и «Запад»
08.12 19:56 Путин призвал прокуратуру проверить компетентность российских судей
08.12 19:38 СМИ сообщили о назначении нового главы московской полиции
08.12 19:30 Рада установила фильтр для «антиукраинских» книг из РФ
08.12 19:12 Полонский отказался признавать вину в мошенничестве
08.12 18:58 В Новосибирске из-за снега введен режим ЧС
08.12 18:48 Путин пообещал обсудить с Собяниным вырубку парка «Кусково»
08.12 18:45 СМИ сообщили об отказе Исинбаевой бороться за пост главы ВФЛА
08.12 18:21 Биржевой курс евро упал до полуторагодового минимума
08.12 18:19 Путин наградил Доктора Лизу госпремией
08.12 17:49 Путин поручил пересмотреть закон об «иностранных агентах»
08.12 17:44 В кабмине отказались поддержать «людоедское решение» по абортам
08.12 17:23 Правительство отказалось обязывать нефтяников сокращать добычу
08.12 17:10 Один из «крымских диверсантов» пожаловался в СКР на пытки
08.12 17:02 Директора спортшколы поместили под домашний арест после гибели детей в ХМАО
08.12 17:00 СМИ сообщили о задержании сотрудников антикоррупционного управления МВД
08.12 16:37 Путин посмертно наградил погибших в Сирии медсестер и военного советника
08.12 16:16 Посол Евросоюза констатировал прохождение «дна» в отношениях с Россией
08.12 16:08 В Кремле о приезде в Москву экс-советника Трампа узнали из СМИ
08.12 15:50 СМИ узнали о решении боевиков «Джебхат ан-Нусра» покинуть Алеппо
08.12 15:45 Медведев утвердил стратегию борьбы с контрафактом в РФ до 2025 года
08.12 15:31 Предложено противоядие от угарного газа
08.12 15:22 Источник рассказал об обысках ФСБ в ГУЭБиПК МВД России
08.12 15:09 В Думе объяснили переброску чеченского спецназа в Сирию
08.12 14:51 «Газпром» подписал контракт по прокладке первой ветки «Турецкого потока»
08.12 14:40 Древесные кольца подтвердили слова летописцев
08.12 14:33 Впервые за два года в РФ выросли продажи автомобилей
08.12 14:19 МВД предложило составить списки «опасных» футбольных фанатов
08.12 14:03 Кировский губернатор вступился за Навального
08.12 13:54 В управделами президента ответили на жалобы депутаток Госдумы
08.12 13:32 Ростуризм разработает программу льготных туров для пенсионеров
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.