Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
18 июля 2018, среда, 06:19
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

09 июня 2013, 12:58

Велосипедом по Москве

В последний день весны, 31 мая, в Москве появился новый вид городского транспорта — прокат велосипедов. Идея перемещения на велосипеде по столице России — многомиллионному загазованному мегаполису с десяти- и более полосными дорогами, с ужасной культурой вождения, с длящейся треть года зимой, с бескультурным и склонным к вандализму населением, на первый взгляд, выглядит дико.

Ни Департамент транспорта, ни организатор системы Банк Москвы не потрудились разъяснить москвичам, что же это за развлечение такое — прокат велосипеда и почему его возникновение в Москве считается таким большим достижением.

Для того, чтобы понять, что же должен из себя представлять прокат велосипедов в Москве, какие у него выявились родовые недостатки, можно изучить опыт других стран, благо всякий, кто ездит хотя бы иногда в Европу или Северную Америку знает, что наличие подобных систем в крупных и не очень городах — не редкость, а скорее даже правило.

Для начала надо немного углубиться в теорию. Одна из целей существования правительства, в том числе и городского, — улучшение жизни граждан. Можно спорить, на кого стоит ориентироваться: на самую большую долю этих самых граждан, на среднестатистического гражданина или медианного, однако сам мало кто пытается отвергнуть. Один из смыслов существования городов — сожительство большого количества людей, что позволяет им легче и быстрее обмениваться деньгами, товарами, услугами, культурным опытом, да и вообще чем вздумается.

В больших городах серьезной проблемой становится транспорт: тысячи, а иногда даже миллионы людей одновременно выходят на улицы и хотят куда-то попасть. Хорошая мэрия пытается сделать так, что на процесс транспортировки собственного тела из точки А в точку Б человек затрачивал как можно меньше энергии и времени. Если транспортная система налажена хорошо, то горожанин может много времени и сил уделять работе или отдыху, в зависимости от приоритетов. Если транспорт ходит плохо — то человек приезжает на работу злой и уставший, а значит работает хуже, отдыхает плохо. Проще говоря, появляются все предпосылки для несчастья человека.

Конечно, для любого человека удобнее всего доехать на собственном автомобиле от своего дома до работы или кинотеатра. Но если таких автолюбителей слишком много, до дороги встают в пробках и с этим, фактически, ничего нельзя поделать. Строительство каждого километра дорог стимулирует покупать все новые и новые автомобили. Получается, что пробки в городе имеют такую длину, какую хотят те, кто в них стоят.

Менее удобная альтернатива автотранспорту — общественный транспорт. Конечно нельзя для каждого горожанина проложить специальную трамвайную ветку от его дома до работы, однако хорошо спроектированная комбинация разных видов транспорта, как правило, позволяет подавляющему большинству городских жителей доехать туда, куда им надо с умеренным количеством пересадок.

Центр города, однако, оказывается препятствием и для общественного транспорта. Обычно оказывается, что заметная часть деловой активности, а значит и рабочих мест, сосредоточена на площади в несколько квадратных километров. И если в принципе доехать до центра легко из любой точки города, то чтобы попасть в конкретное место, необходимо совершить одну-две пересадки.

Тут и выходит на сцену велосипед. Это модный, экологичный и демократичный вид транспорта. Но главное — он компактный и простой в управлении. Если покрыть весь центр сетью точек дешевых прокатов велосипедов, то люди не будут забивать салоны автобусов и трамваев, а также вагоны метро. Заметное число горожан будет доезжать до центра, брать велосипед и уже на нем ехать до дверей своего офиса. Для этого, конечно, рядом с офисом должна быть велопарковка. Велосипед, таким образом, становится транспортом «последней мили».

Первой системой «велошеринга» принято считать акцию голландской анархистской группы «Прово». Весной 1965 года на улицы Амстердама были выставлены 50 белых велосипедов, которыми могли пользоваться все желающие. Вдохновитель акции Люд Схиммелпеннинк (Luud Schimmelpennink) считал, что это стимулирует людей отказаться от поездок на автомобиле в центр города, что благоприятно скажется на экологии и городской среде. Эксперимент не был слишком удачным — уже через месяц большинство велосипедов были сломаны, а некоторые даже выкинуты в каналы.

Первая по-настоящему успешная система городских велосипедов появилась в 1974 году в портовом городе на западе Франции Ла-Рошель. Мэрия запустила программу бесплатного проката велосипедов, которые назывались Vélos Jaunes (желтые велосипеды) и выкрашены в характерный фирменный цвет. В несколько измененном виде программа работает и сегодня — аренда взимается только после двух часов проката, перед использованием необходимо зарегистрироваться в системе.

В 1993 году в британском университетском городе Кембридж появились Зеленые велосипеды — впрочем, хорошая репутация города не помогла, в течении года большинство велосипедов были расхищены. В 1995 году в британском же Портсмуте появились знакомые нам и сейчас велопрокаты. Каждый пользователь получал пластиковую карту с магнитной полосой, только после проведения ее через считыватель в пункте проката можно было получить велосипед. Компьютер запоминал, каждого пользователя, а видеокамеры позволяли, в случае необходимости, предъявить полиции все необходимые доказательства.

Все уже названные системы прокатов были скорее развлечением — были слишком мало пунктов проката для того, чтобы велосипед стал настоящим видом общественного транспорта. Первым городом, который запустил действительно крупную систему «велошеринга», оказался Копенгаген. В 1995 году в центре города были установлены 110 точек прокатов велосипеда. За выезд из центра или кражу предусматривался крупный штраф, а сами велосипеды были специально собраны из деталей, которые не подходили для обычных моделей, которые можно было купить в магазинах. Прокат был бесплатным, а доход предполагалось получать за счет рекламы, которая размещалась на велосипедах. После того, как эти надежды не оправдались, мэрия взяла на себя все расходы на поддержание системы.

Вообще кражи и вандализм — главная проблема велопроката. Поэтому, как правило, предлагаются неудобные для длительных поездок велосипеды, запчасти от которых непригодны для использования в обычных моделях. Для упрощения работы полиции, которая иногда пытается искать украденные велосипеды, все они красятся в фирменные, из далека заметные цвета.

Прокат велосипедов в Москве, в принципе, достаточно похож на своих собратьев в десятках других городов. Для того, чтобы начать пользоваться системой необходимо при помощи пластиковой карточки заплатить взнос за пользование системой. Если велосипедист решил пользоваться прокатом лишь один день, то это ему обойдется в 100 рублей, за сезон нужно будет заплатить 950 рублей. Стоимость собственно поездки определяется исходя из длительности: полчаса бесплатно, до часа — 30 рублей, два часа — 90 рублей, и далее по нарастающей вплоть до 900 рублей за шесть часов. Тарифы стимулируют не кататься на велосипеде, а пользоваться им именно как транспортом «последней мили». Внесение денег через пластиковую карточку дает хоть какую-то гарантию того, что велосипед не будет украден.

Если система тарифов, как и сами тарифы, вполне сравнимы с мировыми аналогами, то размещение пунктов прокатов довольно странно. Пока что 21 из 29 точек велопроката располагается на Бульварном кольце — то есть ровно там, где на велосипеде приятно кататься, а не использовать его как способ добраться от метро до работы и обратно. В Париже, например, пунктами проката велосипедов покрыт весь город. Причем расположены они так, что от любой точки города до ближайшего проката не более 300 метров, а обычно меньше. В Нью-Йорке сеть велопрокатов открыта за три дня до Москвы, 27 мая, а там работает уже 330 точек — то есть на порядок больше.

Вторая проблема столичного велопроката не так важна и, вероятно, вытекает из первой. Москвичам так и не разъяснили, что такое городской велосипед, зачем он придуман и как им пользоваться. Если зарегистрироваться на сайтене проблема, то понять, как, например, сменить тариф уже практически невозможно. А зачем логин называется «номер карты» не могут ответить даже в службе поддержки. Это все достаточно плохо, потому что велосипедом должно быть так же легко пользоваться, как, например, трамваем.

Впрочем, несмотря на все мыслимые и немыслимые препятствия, москвичи все больше и больше любят велосипеды. Еще пять лет назад велосипедист ловил на себе удивленные взгляды горожан, сегодня он стал привычной частью пейзажа примерно с апреля по октябрь. Все это позволяет надеяться, что заморский зверь «велошеринг» приживется в неуютной северной Москве.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

17.07 20:25 РФ и Украина признали необходимость в газовых контрактах нового типа
17.07 20:07 Экс-главу московского СК арестовали на два месяца
17.07 19:42 Место производства «Новичка» утратит статус закрытого города
17.07 19:24 СМИ узнали об отравительнице Скрипалей и пары в Эймсбери
17.07 19:22 Генпрокуратура составила список американцев для допроса по делу Браудера
17.07 19:02 Российского бизнесмена заподозрили в проплате беспорядков в Македонии
17.07 18:43 В Конгрессе США приготовились к новым санкциям против РФ
17.07 18:26 Кабмин решил обязать работодателей платить взносы за гастарбайтеров
17.07 18:19 Собянин поспорил с Кудриным о разрастании Москвы
17.07 17:53 Дума одобрила закон о штрафах за многократные заявки на митинги
17.07 17:30 МИД Эстонии вызвал российского посла
17.07 17:14 СМИ узнали об отставке гендиректора авиакомпании «Россия»
17.07 16:57 Мастерскую бальзамировщиков нашли в Египте
17.07 16:54 В Тульской области задержали более 20 подозреваемых в экстремизме
17.07 16:41 Племянница Скрипаля рассказала о беседе с его дочерью
17.07 16:28 Минтруд спрогнозировал резкое сокращение числа пенсионеров
17.07 16:02 В РПЦ призвали отказаться от платных дорог во имя свободы
17.07 15:54 «АвтоВАЗ» показал обновленный седан Lada Granta
17.07 15:37 Крестный ход в Екатеринбурге в память о царской семье собрал 100 тысяч человек
17.07 15:24 Госдума рассмотрела поправки о рекламе в детских телепередачах
17.07 15:10 Думский комитет счел жестким закон о пенсионной реформе
17.07 14:54 Балакин подал в суд за отказ в регистрации на выборах мэра Москвы
17.07 14:37 Дрыманову предъявлено обвинение во взяточничестве
17.07 14:29 Медведев выделил 36 млрд рублей на прибавку к МРОТ
17.07 14:18 Россиян обязали сдавать недействительные полисы ОМС
17.07 14:15 Скорпионы Бразилии приспособились к городской жизни
17.07 13:57 ЕСПЧ признал неэффективным следствие по делу Политковской
17.07 13:51 СМИ узнали детали дела Дрыманова
17.07 13:17 Роспотребнадзор составил антирейтинг питьевой воды по регионам
17.07 13:04 Порошенко по-своему понял разговор Путина с Трампом
17.07 12:38 ГИБДД обновила инструкцию для кортежей и их эскорта
17.07 12:30 В Госдуме решили наградить Черчесова и игроков сборной
17.07 12:28 В Шотландии выбрали место для космодрома
17.07 12:09 ЕСПЧ присудил компенсацию Pussy Riot по делу о «панк-молебне»
17.07 12:03 Финляндия полностью оплатила встречу Путина с Трампом
17.07 11:46 ФСБ задержала экс-руководителя столичного главка СКР
17.07 11:31 Forbes назвал самых высокооплачиваемых мировых звезд
17.07 10:55 Росстандарт предложил ввести штрафы за недолив топлива на АЗС
17.07 10:35 «Яндекс» назвал виновников утечки личных данных с онлайн-сервисов
17.07 10:26 В Думе предложили ввести платеж за факт покупки в интернет-магазинах
17.07 09:39 «Русский Букер» оказался под угрозой закрытия из-за денег
17.07 09:28 Россиянку задержали в США за «лоббирование интересов РФ»
16.07 21:01 Глава Amazon стал самым богатым человеком в современной истории
16.07 20:37 США пожаловались в ВТО на ответные пошлины Китая и ЕС
16.07 20:06 Путин и Трамп не пришли к общему мнению по Крыму
16.07 19:49 Путин подарил Трампу мяч ЧМ-2018
16.07 19:26 Путин объявил сообщения о компромате на Трампа шелухой
16.07 19:22 Трамп признал отсутствие связи 12 обвиняемых в США россиян с выборами
16.07 18:50 Трамп пообещал России серьезную конкуренцию на газовом рынке ЕС
16.07 18:47 «Ювентус» за день отбил половину стоимости Роналду
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Первый канал Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.