Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
15 августа 2018, среда, 18:43
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

10 июня 2013, 16:21
Вадим Захаров

На честном слове

Вадим Захаров и два джентльмена из проекта "Даная", Венеция, 2013. Фото: Данила Захаров.
Вадим Захаров и два джентльмена из проекта "Даная", Венеция, 2013. Фото: Данила Захаров.

Художник Вадим Захаров, представляющий Россию на Венецинской биеннале, согласился ответить на вопросы "Полит.ру".

- Признание и премии вам не в новинку, но быть художником русского павильона на венецианской биеннале – это нечто особенное. Как вы восприняли то, что вам придется за страну отвечать?

- Я за страну не отвечаю, я представляю современное русское искусство. Действительно, биеннале в Венеции  - это формат, резко отличающийся от всех остальных: вы можете выставиться в национальном павильоне только один раз в жизни. Когда Стелла Кесаева, комиссар павильона России, предложила мне с делать проект в этом году, я воспринял это с огромным удивлением и с благодарностью, конечно.

- То есть это не является для вас высказыванием от России?

- Я русский художник, выставляющийся в русском павильоне. Мне кажется этого уже достаточно для ответа.

- Однако она построена по принципу национального представительства.

И этот принцип мне нравится – некоторых художников мы можем найти только так, румынских или африканских, в других обстоятельствах они бы не смогли пробиться, попасть в наше поле зрения. Интересно смотреть на работы, в которых проявлены национальные черты, но у меня русская идентичность выведена за рамки. Что я должен  выставлять – матрешки, водку, балет? Идентичность сегодня складывается сама собой, на основе действия каждого из нас. А мы до сих пор пользуемся старым, утомительным для всех вариантом…

- Московский концептуализм, направление, к которому и вы принадлежите – это интернационально признанная ценность русской культуры, наряду с иконами и авангардом. А что в концептуализме и «Данае» специфически «нашего»?

- Многослойность прочтения. Это всегда было спецификой моих работ, и меня за это критиковали и русские, и западные критики, говоря, что «слишком много всего». Я постарался здесь все лишнее убрать, но чем больше я убирал, тем больше появлялось. Чем лаконичней, тем больше трактовок. Еще есть момент, свойственный концептуализму, – дистанция. Она и здесь присутствует, но подчас кажется, что я ее потерял – я вдруг стал рассуждать по поводу гендерной проблематики. Я никогда раньше не занимался этим вопросом, но в данном случае эта проблематика заложена в самом мифе. Вообще банальные, примитивные темы при погружении в них обнаруживают в себе невероятную глубину. Что было новым для меня -  суметь без страха обращаться к любым символам, метафорам, общим замученным местам, от которых профессионалы бегут.

- Зрителей взволновал в вашем проекте именно гендерный вопрос. Для Европы тут есть некая провокация – разделение, когда что-то позволено женщинам, а мужчинам – нет, указание на то, что женщина – это женщина. Для феминисток наверняка обидное высказывание. И не толерантное – а вы, как художник, живущий в Германии и в России, считаете, что толерантность – это благо или источник проблем?

- Реакция многих женщин – это улыбка на лице и счастье, когда они выходили из пещеры, держа в руке монету “Одна Даная”. Многие из них говорили: «Спасибо, что кто-то наконец сказал о том, что мир, выстроенный мужчинами, – не самый хороший, и есть надежда, что у женщин получится лучше». Меня, честно говоря, это смущало - этот проект не совсем про равноправие полов. Но эта тема заложена в концепции – попросить женщин описать наш мир из «платоновской пещеры», нижнего зала инсталляции, который доступен только для них, хотя, конечно, это очередная утопия. Но были и зрительницы, которые говорили, что это возмутительно и нарушает равноправие, и спрашивали меня, зачем я это сделал. А это не я – это древние греки. Я лишь повторил интригу мифа эллинов, в котором нет места мужчинам. Моя работа - это взлом очевидного, а не его демонстрация.

- Еще один момент мне показался провокационным - в каталоге дан список использованных в проекте предметов, расходных материалов  и наряду с ними – «два джентльмена».  Почему они в одном списке, похожем на перечисление действующих лиц спектакля, Для вас тут больше люди как вещи, или напротив, вещи оживают?

- Это просто картинка нашей жизни - люди сведены к вещам, громовержец Зевс - к бирже. Но замечательные русские актеры, которых вы видите в проекте, играют молча, но то, как они это делают, объясняет очень многое в нашей жизни. Каждый из них привнес в проект свои смысловые нюансы, о которых я не думал, и я им очень благодарен за это.

 
Павильон России в Венеции, Вадим Захаров, "Даная", 2013. Фото: Данила Захаров.

- Профессиональные актеры, список ролей… недавно вы сделали спектакль-перформанс по Брехту – почему у вас возник интерес  к театру?

- К театру я обращался только один раз, в «идеологическом дефиле» по произведению Брехта «Ме-ти. Книга перемен». А здесь мне было важно найти формат, который не является понятным, каноническим; это не инсталляция, и не театр, и не перформанс. Это “перформанс в пяти актах», который будет длиться полгода в пяти комнатах, и который невозможно нарушить – он как часы. Аппарат, в котором каждое колесико должно двигаться - и если оно ломается, актер заболевает, или девушки перестают бросать монеты, то все останавливается.

- Проект «Даная» описывает современный мир – получается, что наш мир  гармонично устроен, и в нем ни прибавить ни убавить?

Наш мир - это сложнейший механизм, в работе которого мы все участвуем, подчас забывая о том, что все держиться на деталях, то есть на каждом из нас. Общая тема главного проекта биеннале - «Энциклопедический дворец», систематизация мира, попытка объяснить, как он устроен. И там представлены индивидуальные миры, развертывающиеся в бесконечность. В моей работе много схожего, но акцент поставлен на самом механизме, и детали бесконечно важны. Падение кожуры от арахиса, который щелкает мужчина-бизнесмен, сидящий наверху, - это пародия на процесс с падающими с крыши павильона золотыми монетами. Миллионы для мачо – это ничто, он бросает их вниз.

Важно, чтобы процесс, начинающийся в инсталляции, продолжался в голове у зрителя. Арахис  падет на дно, а зритель погружается в глубину культуры:  скажешь «Даная», и пошло-поехало, нет конца интерпретациям.

- А может быть, и этому приходит конец? Преподаю детям 6-10 лет, моей любимой книгой в их возрасте были «Греческие мифы» Куна, а им мне пришлось объяснять, кто такой Икар. Греки были культурным эсперанто для всей Европы, а теперь это уходит. Как  быть с этим?

- Никак. Происходит девальвация образов. У меня Даная превращается в сателлит, антенну, которая находится на фасаде павильона. Самое ценное сегодня – это информация. Правда, эту антенну почти никто не замечает. А ты ее видела?

- Я тоже упустила ее из виду, заметила  только потом, в каталоге на фотографии. Антенна - обычный элемент городской жизни, так что я ее причислила не к искусству, а к быту. Как у Кориной в ее проекте в Манеже мало кто понял, что металлические заграждения, как на митингах, через которые надо пройти к центру инсталляции – тоже часть работы.  Привыкли к заграждениям как к норме. Но теперь понятно,  почему женщины так возмущаются –  у вас в проекте женщина-антенна, приемник и передатчик информации.

- Нет, это не в проекте так, это сегодняшний мир интерпретирует гениальный образ красавицы, сводит beauty до антенны, Зевса – до спекуляции. И то, что у меня в «списке ролей», ингридиентов проекта  рядом стоят «50 кг арахиса, 1 алтарная преграда, 1 леди» и «зрители» - это тоже наш мир, а не мое мнение.

Мне диктует и миф, и специфика павильона. В нем есть два пространства, первого и второго этажа, совершенно не связанные между собой. Внизу вообще изначально было техническое помещение, архитектор павильона Щусев не задумывал его как выставочный зал, и только потом, когда места для собственно выставки стало недостаточно, подняли пол второго этажа, чтобы увеличить высоту первого. Но все равно люди не всегда понимают, что есть еще одна часть экспозиции наверху, и уходят, недосмотрев, а бывает, что просто сбегают из этого подвала от приступа клаустрофобии. Для художников, которые здесь выставляются -  это всегда проблема.  . Еще до идеи «Данаи» первой моей мыслью было соединить два пространства. Мы пробили дыру между первым и вторым этажом, они стали связанными.  Ты как женщина можешь зайти на первый этаж и посмотреть снизу, как все это выглядит.

 
Павильон России в Венеции, Вадим Захаров, "Даная", 2013. Фото: Данила Захаров.

- И тут я в очередной раз почувствовала, что мне повезло, что я не мужчина - могу посмотреть и снизу вверх, и сверху вниз. А мужчинам в нижний зал нельзя.

Я говорю о людях в целом, разделение на мужчин и женщин условно. Уже пишут в рецензиях, что женщинам отводится просто роль механики, живого конвейера для перемещения денег, но это не так. У женщин есть выбор, они могут решать, бросать им деньги в ведро, принося из пещеры, поддерживать жизнь проекта или нет. И многие из посетительниц отказались участвовать.

- А у мужчин какая роль?

- Мужчина, сидящий под потолком - роденовский «Мыслитель» сегодня. Это важный образ. Он, в дресс-коде, забирается под потолок, чтобы увидеть мир, который он создавал в течение тысячелетий. Грызет земляные орехи, сплевывает скорлупу, пародирует  реальность. Но при этом он оторван от реальности – мужчина в седле, ковбой Мальборо – это уходящий образ. Лошади, которая и есть реальность, под ним нет  - седло лежит на бетонной балке, так далеко не уедешь. Это позиция сегодняшнего мыслителя. У меня нет к этому негативного отношения, подчеркну – в этой инсталляции нет ничего личного. Я выстроил “дворец зеркал” – все, что вы видите, лишь отражение ваших мыслей.

- И художник тоже в таком подвешенном положении, как этот «ковбой»?

- Конечно. Но художник понимает, что дела обстоят именно так, что и он лишился контакта с реальностью, у него есть возможность дистанцироваться, а у мужчины в седле – нет. Свое понимание мира я могу подтвердить только своим честным словом, что я и делаю - на самой монете мелкими буквами написано:  «художник гарантирует ценность своим честным словом». Это серьезная заявка, мне придется ее сдержать.

О русском павильоне на 55 Венецианской биеннале современного искусства

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

18:32 «Спартак» попал под расследование УЕФА
18:09 СМИ узнали о наследниках прав на творчество Успенского
17:36 Власти Германии поддержали легализацию третьего пола
17:11 Дегтярев потребовал снять Балакина с выборов мэра Москвы
16:50 Спасательную операцию в Генуе прервали из-за риска нового обрушения
16:28 Россиянин в пятый раз выиграл чемпионат Google для программистов
16:05 «АвтоВАЗ» перенес презентацию новой Lada Granta
15:34 Опрошенные россияне начали отказывать себе в шоколаде и кофе
15:17 Вдова Успенского назвала место прощания и похорон
15:00 Кремль подтвердил подготовку встречи с советником Трампа по безопасности
14:40 Путин посетовал на нехватку позитива в соцсетях
14:28 Пенсионеры составили не более 7% пользователей сайтов с вакансиями в РФ
14:11 Третий спутник ГЛОНАСС запустят в 2019 году
13:51 Прокурор Генуи назвал причину обрушения моста
13:37 ЦБ РФ понизил курс евро сразу на рубль
13:28 Mail.ru вышла в Думу с инициативой амнистии осужденных за репосты
13:06 Уткин получил 783 тысячи рублей за один матч ЧМ-2018
12:41 На «зеленой» ветке метро Москвы возник сбой из-за пожара
12:30 Власти Москвы допустили появление улицы Успенского
12:17 В России впервые за последние годы снизилось число кинозалов
11:55 В Думе вновь попытались вписать гироскутеры в ПДД
11:34 Куратора рухнувшего моста в Генуе оштрафуют на 150 млн евро
11:12 «ВКонтакте» раскроет статистику запросов властей о пользователях‍
10:53 Путин выразил готовность встретиться с Ким Чен Ыном в ближайшее время
10:37 Крым окончательно остался без Visa и MasterCard
10:20 Родня Сенцова получила ответ Кремля на просьбу о помиловании
10:06 Турция подняла пошлины на американские товары
10:02 США опровергли заморозку Договора об открытом небе
09:50 СМИ узнали о возможном сохранении возраста «пенсионных» льгот
09:40 Число жертв обрушения моста в Генуе достигло 38 человек
09:21 Эдуард Успенский умер в возрасте 80 лет
14.08 20:43 В Генуе ближайшие к рухнувшему мосту дома эвакуированы
14.08 20:17 Минтранс подготовился к отмене Украиной транспортного сообщения с Россией
14.08 19:59 В Венесуэле арестовали двух офицеров по подозрению в покушении на Мадуро
14.08 19:57 Минтранс предложил компенсировать авиакомпаниям рост цен на авиатопливо
14.08 19:39 Вашингтон испугался «ненормального» поведения российского спутника
14.08 19:33 МОК включил мужской хоккей в программу Олимпиады-2022
14.08 19:14 Израиль нашел деньги на «Евровидение»
14.08 19:11 Генконсульство узнало об отсутствии россиян на месте трагедии в Генуе
14.08 19:05 От рака слонов защищает «зомби-ген»
14.08 18:57 ФАС уточнила критерии монополий в рунете
14.08 18:30 СМИ узнали об уголовном деле против мэра Оренбурга
14.08 18:12 Минтранс Италии назвал причину обрушения моста в Генуе
14.08 18:05 Число жертв обрушения моста в Генуе выросло до 30
14.08 18:00 Ford отзовет почти 4 тысячи машин в России
14.08 17:42 Россия выдала все разрешения «Северному потоку — 2»
14.08 17:20 Минфин объяснил экологический налог просьбой бизнеса
14.08 17:00 Куратор дорог Италии опроверг аварийность рухнувшего в Генуе моста
14.08 16:47 В Москве задержали Сергея Удальцова
14.08 16:41 Лукашенко потребовал предложений по замене правительства
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Первый канал Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.