Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
4 декабря 2016, воскресенье, 00:56
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

10 июня 2013, 16:21
Вадим Захаров

На честном слове

Вадим Захаров и два джентльмена из проекта "Даная", Венеция, 2013. Фото: Данила Захаров.
Вадим Захаров и два джентльмена из проекта "Даная", Венеция, 2013. Фото: Данила Захаров.

Художник Вадим Захаров, представляющий Россию на Венецинской биеннале, согласился ответить на вопросы "Полит.ру".

- Признание и премии вам не в новинку, но быть художником русского павильона на венецианской биеннале – это нечто особенное. Как вы восприняли то, что вам придется за страну отвечать?

- Я за страну не отвечаю, я представляю современное русское искусство. Действительно, биеннале в Венеции  - это формат, резко отличающийся от всех остальных: вы можете выставиться в национальном павильоне только один раз в жизни. Когда Стелла Кесаева, комиссар павильона России, предложила мне с делать проект в этом году, я воспринял это с огромным удивлением и с благодарностью, конечно.

- То есть это не является для вас высказыванием от России?

- Я русский художник, выставляющийся в русском павильоне. Мне кажется этого уже достаточно для ответа.

- Однако она построена по принципу национального представительства.

И этот принцип мне нравится – некоторых художников мы можем найти только так, румынских или африканских, в других обстоятельствах они бы не смогли пробиться, попасть в наше поле зрения. Интересно смотреть на работы, в которых проявлены национальные черты, но у меня русская идентичность выведена за рамки. Что я должен  выставлять – матрешки, водку, балет? Идентичность сегодня складывается сама собой, на основе действия каждого из нас. А мы до сих пор пользуемся старым, утомительным для всех вариантом…

- Московский концептуализм, направление, к которому и вы принадлежите – это интернационально признанная ценность русской культуры, наряду с иконами и авангардом. А что в концептуализме и «Данае» специфически «нашего»?

- Многослойность прочтения. Это всегда было спецификой моих работ, и меня за это критиковали и русские, и западные критики, говоря, что «слишком много всего». Я постарался здесь все лишнее убрать, но чем больше я убирал, тем больше появлялось. Чем лаконичней, тем больше трактовок. Еще есть момент, свойственный концептуализму, – дистанция. Она и здесь присутствует, но подчас кажется, что я ее потерял – я вдруг стал рассуждать по поводу гендерной проблематики. Я никогда раньше не занимался этим вопросом, но в данном случае эта проблематика заложена в самом мифе. Вообще банальные, примитивные темы при погружении в них обнаруживают в себе невероятную глубину. Что было новым для меня -  суметь без страха обращаться к любым символам, метафорам, общим замученным местам, от которых профессионалы бегут.

- Зрителей взволновал в вашем проекте именно гендерный вопрос. Для Европы тут есть некая провокация – разделение, когда что-то позволено женщинам, а мужчинам – нет, указание на то, что женщина – это женщина. Для феминисток наверняка обидное высказывание. И не толерантное – а вы, как художник, живущий в Германии и в России, считаете, что толерантность – это благо или источник проблем?

- Реакция многих женщин – это улыбка на лице и счастье, когда они выходили из пещеры, держа в руке монету “Одна Даная”. Многие из них говорили: «Спасибо, что кто-то наконец сказал о том, что мир, выстроенный мужчинами, – не самый хороший, и есть надежда, что у женщин получится лучше». Меня, честно говоря, это смущало - этот проект не совсем про равноправие полов. Но эта тема заложена в концепции – попросить женщин описать наш мир из «платоновской пещеры», нижнего зала инсталляции, который доступен только для них, хотя, конечно, это очередная утопия. Но были и зрительницы, которые говорили, что это возмутительно и нарушает равноправие, и спрашивали меня, зачем я это сделал. А это не я – это древние греки. Я лишь повторил интригу мифа эллинов, в котором нет места мужчинам. Моя работа - это взлом очевидного, а не его демонстрация.

- Еще один момент мне показался провокационным - в каталоге дан список использованных в проекте предметов, расходных материалов  и наряду с ними – «два джентльмена».  Почему они в одном списке, похожем на перечисление действующих лиц спектакля, Для вас тут больше люди как вещи, или напротив, вещи оживают?

- Это просто картинка нашей жизни - люди сведены к вещам, громовержец Зевс - к бирже. Но замечательные русские актеры, которых вы видите в проекте, играют молча, но то, как они это делают, объясняет очень многое в нашей жизни. Каждый из них привнес в проект свои смысловые нюансы, о которых я не думал, и я им очень благодарен за это.

 
Павильон России в Венеции, Вадим Захаров, "Даная", 2013. Фото: Данила Захаров.

- Профессиональные актеры, список ролей… недавно вы сделали спектакль-перформанс по Брехту – почему у вас возник интерес  к театру?

- К театру я обращался только один раз, в «идеологическом дефиле» по произведению Брехта «Ме-ти. Книга перемен». А здесь мне было важно найти формат, который не является понятным, каноническим; это не инсталляция, и не театр, и не перформанс. Это “перформанс в пяти актах», который будет длиться полгода в пяти комнатах, и который невозможно нарушить – он как часы. Аппарат, в котором каждое колесико должно двигаться - и если оно ломается, актер заболевает, или девушки перестают бросать монеты, то все останавливается.

- Проект «Даная» описывает современный мир – получается, что наш мир  гармонично устроен, и в нем ни прибавить ни убавить?

Наш мир - это сложнейший механизм, в работе которого мы все участвуем, подчас забывая о том, что все держиться на деталях, то есть на каждом из нас. Общая тема главного проекта биеннале - «Энциклопедический дворец», систематизация мира, попытка объяснить, как он устроен. И там представлены индивидуальные миры, развертывающиеся в бесконечность. В моей работе много схожего, но акцент поставлен на самом механизме, и детали бесконечно важны. Падение кожуры от арахиса, который щелкает мужчина-бизнесмен, сидящий наверху, - это пародия на процесс с падающими с крыши павильона золотыми монетами. Миллионы для мачо – это ничто, он бросает их вниз.

Важно, чтобы процесс, начинающийся в инсталляции, продолжался в голове у зрителя. Арахис  падет на дно, а зритель погружается в глубину культуры:  скажешь «Даная», и пошло-поехало, нет конца интерпретациям.

- А может быть, и этому приходит конец? Преподаю детям 6-10 лет, моей любимой книгой в их возрасте были «Греческие мифы» Куна, а им мне пришлось объяснять, кто такой Икар. Греки были культурным эсперанто для всей Европы, а теперь это уходит. Как  быть с этим?

- Никак. Происходит девальвация образов. У меня Даная превращается в сателлит, антенну, которая находится на фасаде павильона. Самое ценное сегодня – это информация. Правда, эту антенну почти никто не замечает. А ты ее видела?

- Я тоже упустила ее из виду, заметила  только потом, в каталоге на фотографии. Антенна - обычный элемент городской жизни, так что я ее причислила не к искусству, а к быту. Как у Кориной в ее проекте в Манеже мало кто понял, что металлические заграждения, как на митингах, через которые надо пройти к центру инсталляции – тоже часть работы.  Привыкли к заграждениям как к норме. Но теперь понятно,  почему женщины так возмущаются –  у вас в проекте женщина-антенна, приемник и передатчик информации.

- Нет, это не в проекте так, это сегодняшний мир интерпретирует гениальный образ красавицы, сводит beauty до антенны, Зевса – до спекуляции. И то, что у меня в «списке ролей», ингридиентов проекта  рядом стоят «50 кг арахиса, 1 алтарная преграда, 1 леди» и «зрители» - это тоже наш мир, а не мое мнение.

Мне диктует и миф, и специфика павильона. В нем есть два пространства, первого и второго этажа, совершенно не связанные между собой. Внизу вообще изначально было техническое помещение, архитектор павильона Щусев не задумывал его как выставочный зал, и только потом, когда места для собственно выставки стало недостаточно, подняли пол второго этажа, чтобы увеличить высоту первого. Но все равно люди не всегда понимают, что есть еще одна часть экспозиции наверху, и уходят, недосмотрев, а бывает, что просто сбегают из этого подвала от приступа клаустрофобии. Для художников, которые здесь выставляются -  это всегда проблема.  . Еще до идеи «Данаи» первой моей мыслью было соединить два пространства. Мы пробили дыру между первым и вторым этажом, они стали связанными.  Ты как женщина можешь зайти на первый этаж и посмотреть снизу, как все это выглядит.

 
Павильон России в Венеции, Вадим Захаров, "Даная", 2013. Фото: Данила Захаров.

- И тут я в очередной раз почувствовала, что мне повезло, что я не мужчина - могу посмотреть и снизу вверх, и сверху вниз. А мужчинам в нижний зал нельзя.

Я говорю о людях в целом, разделение на мужчин и женщин условно. Уже пишут в рецензиях, что женщинам отводится просто роль механики, живого конвейера для перемещения денег, но это не так. У женщин есть выбор, они могут решать, бросать им деньги в ведро, принося из пещеры, поддерживать жизнь проекта или нет. И многие из посетительниц отказались участвовать.

- А у мужчин какая роль?

- Мужчина, сидящий под потолком - роденовский «Мыслитель» сегодня. Это важный образ. Он, в дресс-коде, забирается под потолок, чтобы увидеть мир, который он создавал в течение тысячелетий. Грызет земляные орехи, сплевывает скорлупу, пародирует  реальность. Но при этом он оторван от реальности – мужчина в седле, ковбой Мальборо – это уходящий образ. Лошади, которая и есть реальность, под ним нет  - седло лежит на бетонной балке, так далеко не уедешь. Это позиция сегодняшнего мыслителя. У меня нет к этому негативного отношения, подчеркну – в этой инсталляции нет ничего личного. Я выстроил “дворец зеркал” – все, что вы видите, лишь отражение ваших мыслей.

- И художник тоже в таком подвешенном положении, как этот «ковбой»?

- Конечно. Но художник понимает, что дела обстоят именно так, что и он лишился контакта с реальностью, у него есть возможность дистанцироваться, а у мужчины в седле – нет. Свое понимание мира я могу подтвердить только своим честным словом, что я и делаю - на самой монете мелкими буквами написано:  «художник гарантирует ценность своим честным словом». Это серьезная заявка, мне придется ее сдержать.

О русском павильоне на 55 Венецианской биеннале современного искусства

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

03.12 21:03 Савченко обвинила Россию в намерении «дойти до Британии»
03.12 20:45 В Крыму прокомментировали арест золота скифов судом Киева
03.12 20:26 Появилось видео визита Грефа в Сбербанк в костюме инвалида
03.12 20:17 Пожар на вечеринке в Калифорнии привел к гибели девяти человек
03.12 19:57 В Махачкале убиты пять предполагаемых боевиков
03.12 19:45 Ураган сорвал крышу многоэтажки в Сочи
03.12 19:14 В районе Алеппо сбит самолет сирийских ВВС
03.12 19:02 Гонщик Виталий Петров вызвался заменить Нико Росберга
03.12 18:46 В Баку мужчина попытался подорваться у ТЦ
03.12 17:14 Группа калининградских школьников отравилась после экскурсии по Москве
03.12 16:57 Читатели «Полит.ру» выбрали человека недели
03.12 16:47 В Коми самолет с пассажирами застрял в сугробе
03.12 16:23 Около тысячи человек остались без газа из-за падения дерева в Сочи
03.12 15:59 В Крыму пообещали глушить украинские телеканалы
03.12 15:37 Лавров получил от Керри предложения по Алеппо
03.12 15:18 Лавров призвал Японию заключить мирный договор
03.12 15:01 Отмену христианской рок-оперы в Омске объяснили низкими продажами
03.12 14:39 В Индонезии рухнул самолет с полицейскими
03.12 14:18 В Вирджинии школьникам запретили читать «Приключения Гекльберри Финна»
03.12 14:06 Источник рассказал об исправности ракеты-носителя «Прогресса»
03.12 13:53 Взрыв на угольной шахте в Китае привел к гибели 21 человека
03.12 13:37 Московских арестантов будут перевозить на освященных автозаках
03.12 13:20 Медведев предложил платить долги по зарплате раньше налогов
03.12 12:56 В Норвегии нашли украденные ворота немецкого концлагеря
03.12 12:36 Роналду заподозрили в сокрытии 150 млн евро налогов
03.12 12:15 Белый дом и МИД Китая прокомментировали разговор Трампа с главой Тайваня
03.12 12:00 Фидель Кастро лидирует в опросе о человеке недели на «Полит.ру»
03.12 11:53 Неизвестный сбросил девушку в Фонтанку за отказ знакомиться
03.12 11:32 Восьмиклассник на «семерке» совершил смертельное ДТП в Башкирии
03.12 11:05 ЦБ опроверг кражу хакерами 2 млрд рублей
03.12 11:00 Глава Пентагона оценил своего преемника
03.12 10:50 Минобороны России призвало Лондон «не мешать помогать» Алеппо
03.12 10:18 Обломок «Прогресса» найден в Туве
03.12 10:07 При атаке на кампус в Огайо пострадал россиянин
03.12 09:51 Кубанская полиция освободила оператора «Дождя»
03.12 09:19 Хакеры вывели 2 млрд рублей со счетов Банка России
03.12 09:15 Греф под видом инвалида пришел в Сбербанк за кредитом
03.12 00:27 Московский арбитраж отклонил иск Минфина к Потанину
03.12 00:20 Захватчик заложников в парижском турагентстве сбежал от полиции
03.12 00:09 Патриарх Кирилл предложил вывести лапту на мировую арену
02.12 23:35 Парламенту Южной Кореи предложили начать импичмент президента
02.12 23:26 Корабль из РФ сел на мель в Мраморном море
02.12 23:19 Минобороны РФ отправило саперов разминировать восток Алеппо
02.12 23:12 Шахназаров опроверг существование цензуры в России
02.12 22:28 Стивена Хокинга положили в больницу из-за сильного недомогания
02.12 22:23 Вооруженный налетчик взял заложников в парижской турфирме
02.12 22:21 Путин сказал итальянским строителям аrrivederci
02.12 22:05 Порошенко назвал целью войны на Украине «похороны» СССР
02.12 21:47 ИП смогут сэкономить на взносах в Пенсионный фонд
02.12 21:26 Трамп и Дутерте обменялись приглашениями
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.