Адрес: https://polit.ru/article/2013/06/28/war/


28 июня 2013, 09:43

Большая экономическая война

Как деятельность Международного валютного фонда способствовала текущему  глобальному кризису; как развитые страны начали массированную денежную эмиссию, как следствием этой эмиссии стал новый раунд борьбы за экономический передел мира, как первой жертвой этой войны пали офшорные зоны по всему миру и как на это отреагировали развивающиеся страны.

Еще 10 лет назад, когда в мире стали говорить о многополярности, Запад не был в восторге от потенциальной перспективы утраты лидерства. Появились крупные центры финансовой и производственной мощи. Новые сильные игроки – Китай, Индия, Латинская Америка - создали свои сильные экономики, сосредоточили в своих руках ресурсы и стали быстро набирать мощь.

Сейчас мы уже в состоянии рассмотреть контуры системного ответа Запада на этот вызов в условиях кризиса. Уместно говорить о начале полномасштабной «четвертой мировой войны». Термин, конечно, условный. Третьей мировой войной принять называть идеологическое и экономическое противостояние НАТО и Варшавского блока после окончания Второй мировой войны. Четвертая война, как и любая другая, – это конфликт за мировое господство и передел мировых ресурсов, и развязали ее те, кто уверены в быстрой победе. На этот раз это всё происходит в основном в сфере экономической.

В начале 2010 года вышел «доклад Стиглица» в котором нобелевский лауреат по экономике объясняет суть кризиса, начавшегося в 2008 году. Среди глобальных дисбалансов доклад особо выделяет проблему ЗВР (золотовалютных резервов) развивающихся стран. В теории роль международного источника ЗВР для стран, оказывающихся в кризисной финансовой ситуации, играет МВФ. Однако, «кто платит, тот и заказывает музыку» - на практике довольно быстро выяснилось, что МВФ действительно проводит спасательные операции, но спасает исключительно международных финансовых спекулянтов, чтобы помочь им зафиксировать сверхприбыли, полученные при раздувании пузырей на развивающихся рынках. При этом все долги за спасение перекладываются на страну, лишаемую при этом экономического суверенитета. Заметим, что даже после открытых дискуссий на эту тему МВФ не в состоянии изменить свою политику – наглядный пример – Греция, где МВФ как обычно, спас частных инвесторов, ввергнув страну в небывалую для мирного времени рецессию – почти 25%! МВФ даже признал свои ошибки в специальном докладе (июнь 2013), но действовать иначе, видимо, не может.

В итоге, понимая, что помощь МВФ зачастую разрушительнее самого кризиса, развивающиеся страны стали активно накапливать ЗВР, достигшие к середине 2008 года суммы в 4,5 триллиона долларов. Создание этих резервов привело к глобальному дисбалансу спроса – товары и услуги на эту сумму произвели и экспортировали, но на вырученные деньги ничего не купили – товары и услуги, которые должны были бы быть проданы в обмен, оказались невостребованными. Чтобы не допустить такого обвала спроса на рынках развитых стран, изъятие из оборота этих сумм было компенсировано кредитной эмиссией.  Спрос в экономику был возвращён двумя путями:

- кредит населению развитых стран (ипотека и потребительское кредитование);

- госзаказ за счёт увеличения госдолга.

Понятно, что по мере роста долговой пирамиды устойчивость системы понижалась, что и послужило одной из фундаментальных причин кризиса. После начала кризиса в 2008 году долговая накачка спроса в экономике стала невозможна, развивающиеся страны продолжили накапливать ЗВР, мировые центры силы начали залповую денежную эмиссию, счёт пошёл на триллионы долларов в год. Этот рискованный шаг, вынужденный небывалым кризисом, открыл небывалые возможности для эмитентов мировых валют. С одной стороны, можно обесценить все ЗВР, созданные развивающимися государствами, с другой – скупить сильным странам все интересные активы в слабых.

  • ФРС США эмитировал два триллиона долларов к началу 2013, и продолжает эмиссию в объёме $85 млрд. в месяц «до улучшения ситуации»;
  • Центральный банк Японии объявил о решении удвоить денежную базу за два года (эмиссия, эквивалентная 1,5 триллионам долларов США), для чего приступил к эмиссии йены на уровне, эквивалентном тем же $85 млрд. в месяц;
  • Банк Англии эмитировал 350 млрд. фунтов;
  • ЕЦБ – 800 млрд. евро

Вся эта эмиссия принципиально отличается от классической денежной эмиссии тем, что центробанки развитых стран начали покупать напрямую на свои балансы ценные бумаги  в национальных валютах, включая долговые обязательства собственных государств.

Таким образом, с 2007 в финансовую систему Запада влито свыше 5 триллионов долларов.

Понятно, что за несколько будущих лет объем реальных активов в мире, включая сырьевые ресурсы, производственные активы, инфраструктуру, торговые и транспортные сети, существенно не изменится. Возможный годовой прирост не может быть больше 3%.

Естественно, что в такой ситуации действия по захвату ресурсов в основном будут производиться путем скупки активов. И для этого мы уже видим серьезные тактические движения основных игроков.

Во-первых, по всему миру активизировались фонды, которые занимаются прямыми инвестициями в реальные активы. И эти фонды имеют возможность привлекать практически неограниченные средства для скупки всего интересного.

Во-вторых, несмотря на кризис, крупные игроки разогнали мировые фондовые индексы до исторических максимумов, и как бы случайно в это же время из развивающихся экономик происходит вывод средств, роняющий их фондовые индексы. Что приводит к существенному удешевлению реальных активов атакуемых стран и создает выгодную позицию для поглощений путём обмена акциями.

Еще одной легкой добычей нападающих являются ЗВР стран, которые вздумали хранить их в валютах стран-агрессоров. Вывести быстро такие объемы средств невозможно без их сильного обесценивания, но обесценивание все равно неминуемо из-за залповой эмиссии. 

Страны, которые копили валюту в надежде использовать ее в случае кризиса, оказались в проигрыше.

Если бы, например, российские ЗВР использовали для строительства инфраструктуры, то Россия имело бы резервы в виде реальных активов на своей территории. Теперь же на накопленные средства построить их уже можно не более трети, и с каждым днем это соотношение только ухудшается.

Одновременно все возможные убежища и «райские уголки» для хранения сбережений и скрытого контроля над активами попали под опасность внесудебной реквизиции. Формальная индульгенция есть только у денег, происхождение которых не вызывает сомнений. На Кипре всем продемонстрирована модель внесудебной конфискации вне правового поля вообще.

Нанесен удар по офшорным структурам  на Британских Виргинских островах, острове Кука и в других уголках, как сообщает американская журналистская организация International Consortium of Investigative Journalists (ICIJ).  Масштаб операции огромен.  В ней задействованы более 40 мировых СМИ, включая BBC, The Guardian, Le Monde, The Washington Post, немецкие Norddeutscher Rundfunk и Süddeutsche Zeitung, Deutsche Welle, канадскую телекомпанию CBC и др. Работа велась более 15 меcяцев. Общий объем превышает 250 Гб по более чем 2 млн. документов по более чем 120 тысячам компаний за последние 30 лет. Естественно, что анализировались связи, схемы и денежные потоки не только фирм, но и отдельных лиц общим объемом 32 триллиона долларов США из 170 стран мира.

Теперь, в связи с атакой на банковскую тайну в Швейцарии и Люксембурге, а также с практической ликвидацией офшорных механизмов в традиционных офшорных юрисдикциях, все средства и все трансакции не только стали заведомо публичными, но, по сути, находятся под угрозой блокировки во внесудебном, произвольном порядке.

Для всех, кроме очень неявно избранных, по умолчанию отменяется презумпция законности владения. Для того чтобы провести сделку, вам нужно доказать банку ее законность, но банк может и не согласиться. Судиться бесполезно.

Кстати, даже Швейцария эмитировала франков на сумму свыше 500 млрд. USD и догнала Россию по ЗВР. Швейцарский ЦБ скупает на свой баланс только иностранную валюту с целью недопущения укрепления швейцарского франка.

Конечно, на все эти доводы можно возразить, что все вышеописанные действия производились совсем с другими целями (не допустить дефляции, поддержать спрос, избежать банковских дефолтов и т.п.). Это правда, но не вся. Описанные последствия имеют место быть. Высокоорганизованные социальные структуры развитых обществ в состоянии прогнозировать и использовать не только прямые, но и косвенные следствия собственных шагов. Можно не сомневаться, что уникальные возможности по переделу мира они не упустят.

Чем сможет ответить остальной мир на такое массированное нападение? Это во многом зависит от того, насколько своевременно опасность будет осознана, и от того, смогут ли попавшие под атаку игроки правильно консолидировать свои силы. Многие страны с большими ЗВР – Китай, страны Персидского залива - вступили в активную борьбу за скупку перспективных активов по всему миру. Такие страны, как Южная Корея и Мексика активно продвигают свои компании на высокотехнологичных рынках (смартфоны, автомобили, химия и т.д.).

А что у нас в России? А у нас экономические власти до сих пор добровольно (!) следуют рекомендациям МВФ. Миссия МВФ недавно спрогнозировала в России перегрев (!) экономики - и вот уже министр финансов России Силуанов ссылается на мнение МВФ как на основу для принятия решений. А суть этих решений проста – никакой активной экономической политики, потихоньку улучшать инвестиционный климат, и вместо 5-6% годового роста считать, что и 3% много. Задача оставить Россию пассивным свидетелем происходящего в мире - пока решается успешно.