Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
18 июля 2018, среда, 06:18
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

Платон Маматов

«Позволять политику самому вести свой блог — грубая ошибка»

Платон Маматов
Платон Маматов

Предвыборная кампания в Москве и Подмосковье в разгаре. И в повестке дня имеется важный вопрос: станут ли эти выборы первыми «интернет-выборами». Регионы с высоким проникновением Cети именно оттуда, а вовсе не из телевизора, узнают новости. За разъяснением специфики ведения кампаний в Сети «Полит.ру» обратился к директору коммуникационного агентства Magic, inc Платону Маматову.

Москва и Подмосковье — регионы с довольно высоким уровнем интернетизации. Насколько важна роль интернета в процессе предвыборной кампании?

По данным исследований «Яндекса», более семи миллионов совершеннолетних жителей Москвы регулярно пользуются интернетом. Насколько кандидату в мэры важен канал коммуникации, с помощью которого можно охватить такое количество избирателей? Я думаю, очень важен. Кроме того, Сеть влияет на аудиторию не только напрямую, но и косвенно: журналисты традиционных медиа (ТВ, радио, газеты и журналы) активно используют в работе материалы, найденные во всемирной паутине. Также интернет можно использовать для сбора средств, привлечения волонтеров, сбора подписей под различными документами, а также сбора людей на митинги и другие массовые мероприятия.

Чем кардинально отличается позиционирование абстрактного кандидата в Сети и в офлайне? И что в этой связи можно было бы рекомендовать конкретным Собянину и Воробьеву?

 
Платон Маматов

Эффективное продвижение кандидата в Сети возможно только тогда, когда его интернет-позиционирование и офлайн-позиционирование идеологически близки и логически взаимоувязаны. Например, один из кандидатов в мэры города N большую часть жизни занимался жилищным строительством и благоустройством городских пространств. В его предвыборной программе акценты расставлены именно на этих вопросах. Соответственно, все сетевые активности, от комиксов до сложных интерактивных проектов, были так или иначе завязаны на жилье и коммуналку. И это дало очень мощный эффект.

При этом интернет – достаточно своеобразная среда, диктующая определенные требования к форме подачи материала. Пользователи не терпят официоза, любят критиковать, распространяют понравившуюся информацию в своем круге общения, предпочитают короткие тексты длинным, картинки – текстам, а видео – картинкам. Подводных камней, которые стоит учитывать, довольно много. Поэтому сетевыми проектами должны заниматься отдельные люди, способные найти нужные формы коммуникации, не растеряв по дороге смыслы кампании.

Что касается нынешних выборов в Москве и Московской области, то мои советы довольно просты. Технологам Собянина – транслировать в Сеть увязанный с их кандидатом позитив из жизни столицы для создания соответствующего фона и сделать мощную кампанию по Навальному. Причем уделить внимание не только контрагитации, но и саботажу деятельности его волонтеров. Штабу Воробьева – сконцентрироваться на повышении узнаваемости. Их кандидат руководит областью меньше года, и большинству жителей региона он неизвестен не только в интернете, но и в реальной жизни.

Какие конкретно механизмы продвижения в Сети можно было бы рекомендовать основным кандидатам на губернаторские посты в Москве и Подмосковье?

Прежде всего, я бы обратил внимание на социальные сети. «ВКонтакте» посещает 6,6 миллионов совершеннолетних москвичей, Фейсбук – 2,2 миллиона. Это две самые популярные площадки, и на них надо сосредоточить основные усилия. Механизмов «белого» продвижения много – личные страницы кандидатов, таргетированная реклама, платные репосты, конкурсы, прочий интерактив, и так далее, и тому подобное. «Контру» тоже надо сосредотачивать в социальных сетях. У Навального в одном только «ВКонтакте» более 200 тысяч поклонников в группе. Это только прямое влияние. А если посчитать аудиторию этих сторонников, которую они вовлекают репостами, то ее размеры будут в разы больше. Надо технологам Собянина с этим что-то делать? Мне кажется, надо.

 
Алексей Навальный и Сергей Собянин

Сайты кандидатов и их присутствие в блогах нужны фоново. На этих площадках за два оставшихся месяца раскрутиться все равно невозможно. Тем не менее, присутствовать там надо, чтобы не создавать вакуум, который оппоненты не преминут заполнить негативом. Также в блогах можно поработать над тем, чтобы создать «белый шум» - сотни малоосмысленных упоминаний Навального, среди которых потеряются выгодные ему смыслы.

Отдельно можно сделать интернет-проекты, влияющие на ход кампании косвенно, а не напрямую. Здесь вариантов множество. Это может быть сайт политической сатиры, юмористическое жизнеописания (яркий
пример – владимир.владимирович.ру), онлайн-игра или какой-либо большой и серьезный сервис, предполагающий вовлечение горожан в решение одной из актуальных московских проблем (экология, пробки, нуждающиеся в помощи общества люди, и так далее). У Навального такие проекты уже есть (Роспил, Росяма), хотя они в большей степени ориентированы на федеральный уровень.

Кроме того, в каждом из городов Подмосковья есть одна-две сетевых площадки, на которых каждый день тусуются почти все местные пользователи. Это может быть группа  «ВКонтакте», городской портал, локальный форум или что-нибудь еще в этом роде. Штаб кандидата в губернаторы может с помощью этих площадок доносить до жителей региона месседжи, касающиеся именно их городов. Конкретика ведь намного эффективнее общих слов.

Насколько агитация в Сети, по Вашему опыту, дает электоральный эффект? Имеет ли смысл заводить аккаунты кандидатов в Твиттере, Фейсбуке и на иных площадках? Имеет ли смысл массовая рассылка политической рекламы, размещение баннеров на популярных и массово посещаемых ресурсах, создание виртуальной поддержки в виде ботов и так далее?

Прежде всего, электоральный эффект дает отсутствие агитации в Сети. Даже в «мирное время» вакуум обычно заполняется дерьмом. Нехватка информации о публичном деятеле ведет к появлению слухов, домыслов, подтасовок и откровенного вранья. А в условиях предвыборной гонки конкуренты обязательно зальют негативом все пустоты, до которых только дотянутся.

В прошлом году штаб кандидата в мэры Красноярска Эдхама Акбулатова затянул сроки запуска интернет-проекта – и получил неожиданный подарок. Конкуренты сделали фальшивый сайт Акбулатова и опубликовали на нем программу, в которую аккуратно было вставлено несколько пунктов, гарантированно вызывающих ярость у любого жителя города. Сейчас аналогичная ситуация может повториться в Свердловской области. Здесь уже месяц действуют фейковые площадки кандидата в мэры Екатеринбурга Якова Силина. Поэтому аккаунты кандидата на всех основных площадках обязательно нужно завести и регулярно обновлять. Это, может, и не даст большого прироста голосов, но минимизируют ущерб от вражеской «чернухи».

Агитация в интернете дает существенный электоральный эффект, если она ведется массово, ежедневно и с соблюдением правил коммуникации в Сети. Выбор конкретных мер – ботов, баннеров, рассылок, публикаций в электронных СМИ и прочего зависит от специфики кампании. Для продвижения Собянина подойдут фактически все существующие методы. Что касается Воробьева, то здесь я бы ограничился сайтом кандидата, городскими форумами и группами в социальных сетях.

Сергей Собянин на днях запустил предвыборный сайт. Насколько это необходимый шаг? Не кажется ли, что такого рода проекты просто никто не читает и не смотрит?

Сайт Собянина, как и 99% ресурсов такого рода, наполнен исключительно формальными и скучными материалами, не оптимизирован с точки зрения поисковиков и никоим образом не продвигается. Конечно, сайты такого рода не собирают широкой аудитории, но все равно необходимы. Хотя бы для того, чтобы снабдить справочной информацией журналистов и предотвратить появление фейковых сайтов.

 
Константин Ашифин

Бывают и удачные сайты. Свежий пример – портал кандидата в мэры Воронежа от КПРФ. Константин Ашифин не побоялся смелого эксперимента, нанял профессионалов сетевой рекламы и в результате получил ресурс, буквально взорвавший интернет. Нечасто можно увидеть, чтобы федеральные СМИ добровольно и бесплатно освещали запуск сайта, посвященного политику из провинциального городка.

Как продвигать фигуры кандидатов в социальных сетях наиболее эффективно и дает ли это результат в электоральном плане?

Нанять толкового специалиста по SMM (продвижению в соцсетях), обеспечить ему взаимодействие с идеологом, райтером и дизайнером, дать адекватные бюджеты. И сделать это не за две недели до дня выборов, а намного раньше. Тогда будет высокий электоральный результат. Если же социальными сетями заниматься по остаточному принципу, то высоких показателей ждать не стоит.

Самые распространенные ошибки политиков и политтехнологов при ведении кампании в Сети?

 
Платон Маматов

Не использовать сеть для агитации – ошибка. Верить, что выборы можно выиграть только в интернете, без «полей» и традиционных СМИ – ошибка. Вывешивать в Сеть сканы предвыборных газет и надеяться, что они хоть кому-то будут интересны – ошибка. Заводить группы в социальных сетях и поручать их ведение секретарше – ошибка. Просить веб-дизайнера написать тексты на сделанный им сайт – ошибка. Верить в  честность интернет-голосований – ошибка. Хамить пользователям – ошибка. Стирать однажды написанное – ошибка. Отмалчиваться в ответ на упреки и острые вопросы – ошибка. Нанимать интернетчиков, в политике не работавших – ошибка. Блокировать «неудобных» пользователей – ошибка. Не блокировать чужих троллей и провокаторов – ошибка. Скупать без разбору журналистов и блоггеров – ошибка. Надеяться, что ваши ресурсы не будут атакованы оппонентами – ошибка. Позволять политику самому вести свой блог – грубая ошибка.

У политтехнологов и политиков есть десятки возможностей облажаться. Но все они в конечном итоге сводятся к двум вариантам. Иногда имеют место неоправданно высокие ожидания от интернета, и в этом случае ресурсы на него расходуются в больших количествах, но с низким КПД. Но чаще мы видим, что технологи не считают интернет серьезным рабочим инструментом, и потому занимаются им кое-как сами либо поручают это направление кому ни попало. Результаты подобного подхода вполне предсказуемы.

Сколько может стоить приличная кампания в интернете в регионе уровня Москвы и Подмосковья? И в какие средства встанет федеральная кампания? сколько человек в идеале должны работать?

Приличная кампания - это очень размытое понятие. Месяц довольно средней по объему интернет-кампании в городе с населением ровно в миллион жителей стоил порядка 900 тысяч рублей. Федеральная кампания - смотря что имеется в виду. Президентская? Там я даже не представляю, сколько. Десятки миллионов.

Сколько человек - опять же, каких человек. Руководитель проекта. СЕО-специалист. Веб-разработчик. Медиаменеджер. Спец по мониторингу. Креативная группа (художник, дизайнер, спец по видео, райтер, фотограф и т.д.) - если ее брать со стороны, а не задействовать штабные мощности. Комментаторов наемных может вообще быть полсотни. Какие-то технические вещи можно отдать на аутсорс.

На полноценную интернет-кампанию в Москве я бы задействовал полтора-два десятка человек плюс от двадцати до ста комментаторов и прочей пехоты, плюс кое-что вывел бы за штат.

Алексей Навальный, заявивший об участии в выборах мэра Москвы, известен во многом благодаря интернету и своему блогу. Насколько он может использовать Сеть в качестве инструмента? Как Вы оцениваете профессионализм его команды, в частности Леонида Волкова, который, вроде бы, стал начальником штаба у Навального?

У Навального весьма сильные позиции в Сети. Он активно будет использовать интернет для агитации, а также для сбора средств на предвыборную гонку, привлечения волонтеров в качестве бесплатных полевых работников – агитаторов, разносчиков газет, клейщиков листовок, пикетчиков. Наверняка Алексей через Сеть будет собирать людей на митинги и другие массовые мероприятия. То есть в данном случае мы видим, что интернет стал не только агитационным инструментом, но и источником ресурсов для ведения кампании, и средством координации работы штаба.

Ну, а назначение Волкова начальником предвыборного штаба ясно говорит нам:
Навальный эти выборы выигрывать не собирается. Леонид провалил все свои политические проекты и объявил, что эмигрирует в Люксембург сразу после выборов. Но главное не это. Руководство штабом – это очень сложная работа, требующая соответствующих профессиональных навыков, опыта пары десятков успешных кампаний за плечами и наличия собственной слаженной команды. У Волкова ничего из этого нет. Его компетенций недостаточно для управления кампанией в огромном мегаполисе.

Если бы выборы велись исключительно в интернете, то союз двух блогеров – Навального и Волкова – имел бы очень приличные шансы на победу. Но поскольку это не так, то Алексею мэрское кресло явно не светит. Я думаю, что это понимают все, включая самого кандидата и его начальника штаба.  

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

17.07 20:25 РФ и Украина признали необходимость в газовых контрактах нового типа
17.07 20:07 Экс-главу московского СК арестовали на два месяца
17.07 19:42 Место производства «Новичка» утратит статус закрытого города
17.07 19:24 СМИ узнали об отравительнице Скрипалей и пары в Эймсбери
17.07 19:22 Генпрокуратура составила список американцев для допроса по делу Браудера
17.07 19:02 Российского бизнесмена заподозрили в проплате беспорядков в Македонии
17.07 18:43 В Конгрессе США приготовились к новым санкциям против РФ
17.07 18:26 Кабмин решил обязать работодателей платить взносы за гастарбайтеров
17.07 18:19 Собянин поспорил с Кудриным о разрастании Москвы
17.07 17:53 Дума одобрила закон о штрафах за многократные заявки на митинги
17.07 17:30 МИД Эстонии вызвал российского посла
17.07 17:14 СМИ узнали об отставке гендиректора авиакомпании «Россия»
17.07 16:57 Мастерскую бальзамировщиков нашли в Египте
17.07 16:54 В Тульской области задержали более 20 подозреваемых в экстремизме
17.07 16:41 Племянница Скрипаля рассказала о беседе с его дочерью
17.07 16:28 Минтруд спрогнозировал резкое сокращение числа пенсионеров
17.07 16:02 В РПЦ призвали отказаться от платных дорог во имя свободы
17.07 15:54 «АвтоВАЗ» показал обновленный седан Lada Granta
17.07 15:37 Крестный ход в Екатеринбурге в память о царской семье собрал 100 тысяч человек
17.07 15:24 Госдума рассмотрела поправки о рекламе в детских телепередачах
17.07 15:10 Думский комитет счел жестким закон о пенсионной реформе
17.07 14:54 Балакин подал в суд за отказ в регистрации на выборах мэра Москвы
17.07 14:37 Дрыманову предъявлено обвинение во взяточничестве
17.07 14:29 Медведев выделил 36 млрд рублей на прибавку к МРОТ
17.07 14:18 Россиян обязали сдавать недействительные полисы ОМС
17.07 14:15 Скорпионы Бразилии приспособились к городской жизни
17.07 13:57 ЕСПЧ признал неэффективным следствие по делу Политковской
17.07 13:51 СМИ узнали детали дела Дрыманова
17.07 13:17 Роспотребнадзор составил антирейтинг питьевой воды по регионам
17.07 13:04 Порошенко по-своему понял разговор Путина с Трампом
17.07 12:38 ГИБДД обновила инструкцию для кортежей и их эскорта
17.07 12:30 В Госдуме решили наградить Черчесова и игроков сборной
17.07 12:28 В Шотландии выбрали место для космодрома
17.07 12:09 ЕСПЧ присудил компенсацию Pussy Riot по делу о «панк-молебне»
17.07 12:03 Финляндия полностью оплатила встречу Путина с Трампом
17.07 11:46 ФСБ задержала экс-руководителя столичного главка СКР
17.07 11:31 Forbes назвал самых высокооплачиваемых мировых звезд
17.07 10:55 Росстандарт предложил ввести штрафы за недолив топлива на АЗС
17.07 10:35 «Яндекс» назвал виновников утечки личных данных с онлайн-сервисов
17.07 10:26 В Думе предложили ввести платеж за факт покупки в интернет-магазинах
17.07 09:39 «Русский Букер» оказался под угрозой закрытия из-за денег
17.07 09:28 Россиянку задержали в США за «лоббирование интересов РФ»
16.07 21:01 Глава Amazon стал самым богатым человеком в современной истории
16.07 20:37 США пожаловались в ВТО на ответные пошлины Китая и ЕС
16.07 20:06 Путин и Трамп не пришли к общему мнению по Крыму
16.07 19:49 Путин подарил Трампу мяч ЧМ-2018
16.07 19:26 Путин объявил сообщения о компромате на Трампа шелухой
16.07 19:22 Трамп признал отсутствие связи 12 обвиняемых в США россиян с выборами
16.07 18:50 Трамп пообещал России серьезную конкуренцию на газовом рынке ЕС
16.07 18:47 «Ювентус» за день отбил половину стоимости Роналду
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Первый канал Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.