12 декабря 2017, вторник, 17:13

Президенту Российской Федерации В.В. Путину

Депутатам Государственной Думы Российской Федерации

Многоуважаемый Господин Президент,

Многоуважаемые Господа Депутаты,

Мы, нижеподписавшиеся иностранные ученые и ученые-соотечественники, работающие в России, ясно видим необходимость продуманной и глубокой реформы российской науки. Однако, предложенная реформа Российской академии наук и других академий вызывает глубочайшие опасения за будущее не только самой Академии,  с почти 300-летней историей, но и всей системы академических институтов и лабораторий, и, в особенности, o будущем молодых ученых, работающих в этой системе. Несмотря на назревшую реформу Российская академия наук остается главным научным учреждением России. Среди всех российских ученых с индексом цитирования свыше 1000 две трети работают в институтах нынешней РАН, и более 400 из этих ученых являются ее членами. Скоропалительность предложенного закона и отсутствие открытого его обсуждения крайне настораживают, поскольку может привести к новому разрушительному удару по науке в России.

Мы убедительно просим Вас 1) приостановить намеченую реформу; 2) предоставить время для обсуждения реформы с участием Правительства и реформируемых академий; 3) провести всеобъемлющую, продуманную, и прозрачную реформу в течении 12-18 месяцев -- реформу, которая получит поддержку Российского и международного научного сообщества и обеспечит продуктивную работу Российской академии наук и ее институтов. Мы предлагаем также создать независимый консультативный совет из числа уважаемых ученых и представителей научных сообществ, который бы мог оказывать консультативную помощь в процессе подготовки и осуществления реформы.

С уважением

Андрей Аграчев (Andrei Agrachev), Международная школа высших исследований, Триест, Италия и Математический институт им. В. А. Стеклова РАН, Россия (Мегагрант 2013 г. по математике) .

Искандер Ахатов (Iskander Akhatov), профессор Университета штата Северная Дакота, США и Башкирского государственного университета, Россия (Мегагрант 2010 г. по механике).

Давид Бессон (David Besson) профессор Университета Канзаса, США, ведущий ученый МИФИ, Россия (Мегагрант 2013 г. по физике).

Фёдор Богомолов (Fedor Bogomolov) профессор Университета Нью-Иорка, США и ГОБУ ВПО "Государственный университет - Высшая школа экономики", Россия (Мегагрант 2010 г. по математике).

Фридрих Вагнер (Friedrich Wagner), Director. em. Max-Planck-Institut für Plasmaphysik, Greifswald, Германия; ведущий ученый ГОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Россия (Мегагрант 2011 г. по физике).

Алексей Виноградов (Alexei Vinogradov), заведующий лаборатории стойкости материалов и умных диагностических систем Тольятинского государственного университета (на постоянной основе с 2011 г.), Россия, и профессор на общественных началах Университета г. Осаки, Япония (Мегагрант 2010 г. по машиноведению).

Павел Гройсман (Pavel Groisman), AGU Fellow, Project Scientist of the Northern Eurasia Earth Science Initiative, UCAR Project Scientist в Национальном центре данных по климату, США; ведущий ученый Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук, Россия (Мегагрант 2013 г. по наукам о Земле).

Александр Долгов (Alexander Dolgov), Александр Долгов,ИПрофессор университета Феррары и научный сотрудник Национального  Института Ядерной Физики, Италия и ведущий научный сотрудник Институт теоретической и экспериментальной физики, Москва, Россия (Мегагрант 2011 г. по астрономии и астрофизике).

Борис Дубровин (Boris Dubrovin), Professor of Mathematics, International School for Advanced Studies (SISSA), Trieste, Италия, руководитель лаборатории геометрических методов математической физики, МГУ им. М.В. Ломоносова (Мегагрант 2010 г. по математике).

Борис Животовский (Boris Zhivotovsky), профессор и директор отдела токсикологии, Каролинского института, Стокгольм, Швеция; профессор и заведующий лаборатории исследования механизма апоптоза, МГУ им. М. В. Ломоносова (Мегагрант 2010 г. по медицине).

Владимир Захаров (Vladimir Zakharov), регент-профессор факультета математики в Аризонском Университете, США, и заведующий сектором математической физики в ФИАНе им. Лебедева, заведующий лабораторией нелинейных волновых процессов при Новосибирском государственном университете, Россия (Мегагрант 2010 г. по физике).

Сергей Зилитинкевич (Sergej Zilitinkevich), профессор-исследователь Финского метеорологического института, Финляндия, и ведущий ученый Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Россия (Мегагрант 2011 г. по наукам о Земле).

Григорий Ениколопов (Grigori Enikolopov), Лаборатория Колд Спринг Харбор, США и Московский физико-технический институт, Россия (Мегагрант 2011 по биологии).

Александр Кабанов (Alexander Kabanov), профессор и со-директор института наномедицины Университета Северной Каролины в Чапел Хилл, США; профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия (Мегагрант 2010 г. по химии).

Роберт Каптейн (Robert Kaptein), Почетный профессор химии, Университет Утрехта, Голландия, ведущий ученый Новосибирского государственного университета (Мегагрант 2011 г. по химии).

Алексей Кондрашов (Alexey Kondrashov), профессор Университета Мичигана, США и МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия (Мегагрант 2010 г. биологии).

Питер Колтерман (Peter Koltermann), руководитель лаборатории МГУ им. М.В. Ломоносова (Мегагрант 2010 г. по наукам о Земле).

Юрий Котелевцев (Yuri Kotelevtsev), ведущий исследователь Kардиологического Центра Королевского института медицинских исследований Эдинбургского университета, Шотландия, руководитель лаборатории Модификации генома стволовых клеток, Пущинский государственный университет, Россия (Мегагрант 2010 г. по медицинским наукам и технологиям).

Леонид Кузьмин (Leonid Kuzmin), Professor, Department of Microtechnology and Nanoscience, Chalmers University of Technology, Швеция, руководитель лаборатории ГОУ ВПО "Нижегородский государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева" (Мегагрант 2010 г. по радиоэлектронике).

Паоло Маккиарини (Paolo Macchiarini), профессор Каролиского института, Стокгольм, Швеция; руководитель лаборатории ГОУ ВПО Кубанский государственный медицинский университет, Россия (Мегагрант 2011 г. по медицинским науке и технологиям).

Дженнаро Мелино (G. Melino), профессор Университета Рима II, Италия; профессор Университета Лейчестера, Великобритания; руководитель лаборатории ГОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный технологический институт, Россия (Мегагрант 2011 г. по биотехнологии).

Стефан Джеймс О' Брайен (Stephen J. O'Brien),  руководитель Центра геномной биоинформатики им. Ф.Г. Добржанского, ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет, Россия (Мегагрант 2011 г. по медицинским науке и технологиям).

Atem Oganov Артем Оганов, доктор наук (Habilitation), профессор Университета Штата Нью Йорк (Стони Брук), США и заведующий Лабораторией компьютерного дизайна Материалов, Московского физико-технического института, Россия (Мегагрант 2013 г. по физике).

Георгий Павлов (George Pavlov), Senior Scientist and Professor of the Pennsylvania State University, США и Санкт-Петербугский Политехнический университет), Россия (Мегагрант 2013 г. по астрофизике).

Александр Пухов (Alexander Pukhov), профессор теоретической физики, Университет им. Генриха Гейне, Дюссельдорф, ФРГ (Мегагрант 2013 г. по суперкомпьютерным технологиям).

Василий Студитский (Vasily Studitsky), профессор биохимии университета Ратгерс, США, и руководитель лаборатории МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия (Мегагрант 2010 г. по биологии).

Иорн Тиде (Jörn Thiede), профессор Академии науки, гуманитарных наук, и литературы Майнца, Германия и профессор ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет, Россия (Мегагрант 2010 г. по наукам о Земле).

Дмитрий Трещев, чл.-корр. РАН, зам. директора МИАН, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, ведущий ученый, Россия (Мегагрант 2010 г. по Механике и процессам управления).

Сергей Турицин (Sergei K. Turitsyn), профессор и директор Института фотонных технологий Астона, Университет Астона, Великобритания, Новосибирский Государственный Университет, Россия (Мегагрант 2013 г. по физике).

Збигнев Стижинский (Zbigniew Styczynski), professor of the Otto-von-Guericke-University Magdeburg, Германия, и заведующий лабораторией Иркутского государственного технического университета, Россия (Мегагрант 2011 г. по энергии).

Алексей Устинов (Alexey Ustinov), профессор, заведующий кафедрой Технологического института Карлсруэ, Германия, заведующий Лабораторией сверхпроводящих метаматериалов НИТУ МИСиС, Москва, член научного совета Российского квантового центра, Москва (Мегагрант 2013 г. по физике).

Валерий Фокин (Valery Fokin) профессор Исследовательского института Скрипса, США; заведующий лабораторией биоортогональной химии, ведущий  ученый Московского физико-технического института, Россия (Мегагрант 2013 г. по химии).

Дмитрий Функ (Dmitri Funk), ведущий ученый, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский Томский государственный университет (Мегагрант 2013 г. по истории и археологии).

Петр Чумаков (Peter Chumakov), профессор молекулярной биологии, Институт молекулярной биологии им. В.А. Энгельгарта, РАН, Россия, профессор молекулярной медицины, Case Western Reserve University, Cleveland, USA (Мегагрант 2010 г. по медицинским технологиям).

* * *

English version

A letter of a group of the Leading Scientists working in Russian Federation

To President of Russian Federation V.V. Putin

To Deputies of the State Duma of the Russian Federation

Dear Mr. President,

Dear Deputies of the State Duma

We, undersigned foreign scientists and "scientists-compatriots" working in Russia clearly see the need for a thoughtful and deep reform of the Russian science. However, the proposed reform of the Russian Academy of Sciences and other academies causes grave concerns about the future of not only the Academy with nearly 300-year-old history but also of the entire system of academic institutes and laboratories, and especially about the future of young scientists working in this system. Despite a need for reform the Russian Academy of Sciences remains the major research institution in Russia. Among all Russian scientists with citation index over 1000 two-third work in institutions of Russian Academy of Sciences and over 400 of those are members of this Academy. The hastiness of the proposed legislature and the lack of open discussion are very alarming and may result in new and devastating blow to science in Russia.

Therefore, we respectfully ask you to intervene in order to 1) place the hastily prepared reform on hold; 2) allow time for discussion of the reform involving the Government and the Academies to be reformed and 3) carry out a comprehensive, considered, and transparent reform in 12 to 18 months -- a reform that would be supported by the Russian and International scientific community and would ensure the productive functioning of the Russian Academy of Sciences and its institutes. We also propose to appoint a Blue Ribbon Panel of respected scientists and representatives of scientific communities which could provide consulting assistance in course of the prearation and excution of the reform.

Respectfully yours