Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
27 сентября 2017, среда, 01:04
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

07 июля 2013, 17:52
Ванесса Дженнарелли

Проектный фундамент пирингового образования

Ванесса Дженнарелли
Ванесса Дженнарелли
P2P University

Ванесса Дженнарелли (Vanessa Gennarelli) - специалист в области образовательных практик, занимается исследованием образовательных процессов, в частности механизмами проектного обучения, неформальных учебных групп и учебного взаимодействия. В настоящий момент – один из кураторов крупного образовательного проекта P2P University.

Как получилось, что вы стали заниматься пиринговым образованием?

 
Ванесса Дженнарелли

Сначала я работала редактором учебников. Я работала в издательстве Flat World Knowledge, которое выпускает «открытые учебники». И там я познакомилась с одним из главных волонтеров P2PU Джоном Бриттоном (John Britton). Он очень много работал над P2PU, и он мне сказал: «Ты должна запустить там курс!» Я сказала: хорошо. Но в чем же я, собственно, разбираюсь? Допустим, можно, наверно, сделать курс о поэзии – например, о поэзии Рэнсома.

И тут я поняла, что совершенно не представляю себе, как люди учатся. Да, я занималась учебниками и, скажем, учебными проектами по программному обеспечению, но я не знала, как люди учатся. Поэтому я решила пойти поучиться и стать специалистом в области методик преподавания. Пока я училась, все мои исследования  проводились на платформе P2PU. Я изучала и методы привлечения студентов к участию, и устройство инструктажа, и способы оценивания, и проектное обучение, и многое другое, но вся моя исследовательская работа проходила на P2PU. Наконец Бриттон мне сказал: «Ты этим и так все время занимаешься. Почему бы тебе не пойти к нам работать?». Так я оказалась на P2PU в роли Learning Lead [1]. Там я и работаю над выстраиванием инструктажа, исследованиями и механизмами оценивания.

Когда это произошло?

P2PU запустил свою первую порцию курсов, я думаю, в конце 2009 — в начале 2010 г. Я, соответственно, обитаю там уже года три. Где-то, наверно, в начале 2011 г. я вступила в штат P2PU. До этого примерно год я просто организовывала и проводила там курсы.

Чем вы сейчас занимаетесь?

P2PU заинтересовал людей, занимающимися исследованиями в области образования. Моя задача, в частности, в том, чтобы помогать им в структурировании их исследования, организовывать интервью с представителями нашей команды и помогать со сбором данных. Еще я сейчас езжу по разным странам и разговариваю с организаторами разных неформальных образовательных сообществ, преимущественно технической направленности. Существует множество групп, которые занимаются образовательными проектами именно офлайн, причем у каждой из них свои методы. Разговаривая с этими людьми, я стараюсь составить связную картину практик неформального технического образования. Надеюсь, что в результате получится книга.

Какие у вас впечатления от этих встреч?

Уточню: этот проект организован под эгидой P2PU, но не собственно проект P2PU. Это просто мне любопытно, как люди учатся в офлайн-формате. К настоящему моменту я уже провела 4 интервью – с людьми из HackidemiaMozillaOpen Tech School и Coder Dojo. Все эти организации можно назвать «распределенными». Они образуют сети для взаимодействия через интернет, но они все устраивают еще и офлайн-курсы по всему миру. Они сталкиваются с соответствующими проблемами. Им нужно придумывать, как привлечь людей в учебное сообщество — людей, которые станут менторами, инструкторами или учениками. Им надо понять, как поддерживать в людях стремление продолжить учиться. И им нужно решать, какова будет культура взаимодействия.

А зачем они всем этим занимаются?

Я думаю, многие из тех, кто создает такие проекты, - это люди, которые хотят сами чему-то научиться и найти сообщество, где они смогут задавать вопросы по соответствующей теме – будь то веб-дизайн, 3D-моделирование или программирование. То есть здесь комбинация личной заинтересованности в изучении предмета и попытки помочь своему учебному сообществу. Кроме того, это может быть потребность, получив что-то от сообщества, вернуть ему долг: кто-то учил меня, и я теперь хочу передать полученный опыт другим. Плюс, я думаю, сам факт принадлежности к такому сообществу может быть привлекательным.

Я знаю, например, что Open Tech School часто устраивает встречи инструкторов. Так что, я думаю, ощущение принадлежности к учебному сообществу, возможность участвовать в определении его стратегий, убежденность в том, что вы привносите в его деятельность что-то хорошее, - это то, что привлекает и сплачивает людей в учебных проектах как онлайн, так и офлайн. Кстати, у фонда Уильяма и Флоры Хьюлетт (Hewlett Foundation) есть серия из шести элементов углубленного обучения. Шестой из них – это формирование академического мышления. В частности, это подразумевает, что у вас налаживаются механизмы взаимодействия с сообществом. Иными словами, вы учитесь, но главное, вы ощущаете, что вы находитесь в нужном месте, что вы полноправный участник процесса и что вам там хорошо.

Так что для P2PU ключевыми были вопросы о том, как человек становится частью учебного сообщества, что значит быть частью учебного сообщества и каким образом сообщество мотивирует участников к тому, чтобы устанавливать обратную связь. Я думаю, люди, которые организуют или пытаются организовывать учебные группы на P2PU или, скажем, в Open Tech School, заинтересованы в том, чтобы альтруистически делиться знаниями в ответ на то, что их чему-то научили; чтобы учиться новому, помогая учиться другим; и чтобы ощущать себя частью учебного сообщества.

Как вам кажется, такая растущая популярность проектов, основанных на принципе взаимного обучения, - это модный тренд, к которому многие в какой-то момент потеряют интерес, или распространение пиринговых моделей общедоступного образования может как-то повлиять на традицию образования?

Я думаю так. Трендом начала 2000-х гг. было раскрытие контента. В ходе этого процесса материалы становились всё более доступными. Тренд открытого образования, в свою очередь, - это установление связей между людьми, чтобы они обменивались между собой своим опытом обучения. Проблема доступности материалов в большой степени уже решена – контент открыт. Теперь люди стараются мотивировать друг друга к работе, а также находить других людей, которые могут помочь им получить те или иные навыки. Таким образом работают учебные пространства и онлайн, и офлайн. И здесь, я думаю, и находится потенциал таких организаций, как P2PU: в объединении, обмене и совместной работе.

Существует мнение, что такие образовательные модели в ряде областей могут стать полноценной альтернативой традиционному образованию. В первую очередь, я имею в виду такие инициативы, как DIY U (Do It Yourself University, самодельный университет). Как вы думаете, это реалистично?

Как нам сообщает теория обучения, когда вы создаете учебный проект или планируете это сделать, это задает вам направление, которое помогает определить, какие учебные материалы вам нужны, какие инструменты вы будете использовать и с кем вам нужно проконсультироваться. И инициатива DIY U помогает вам точнее проработать свою образовательную стратегию: что делать, с кем разговаривать и так далее. И это, конечно, касается неформальных учебных пространств любого типа. Даже в традиционной сфере профессиональной подготовки вы должны будете формулировать свои цели и говорить с компетентными людьми, чтобы определить, какие курсы брать на следующий год и в каком направлении двигаться. Так что, я думаю, DIY U – это такой инструмент для навигации по пространству открытого обучения для тех, кто хочет чему-то научиться.

Но могут ли результаты такой модели быть равноценны результатам институционального образования? Или это все-таки вспомогательный по отношению к традиционному образованию способ?

Я думаю, он может быть как самостоятельным, так и вспомогательным. Действительно, пиринговая образовательная среда отвергает идею сертификации. Кстати, я бы сказала, что навык самообразования сам по себе важен для каждого, кто собирается существовать в условиях креативной экономики XXI века. Посмотрите на пространства для коворкинга. Это хороший пример того, как работает среда, в которой люди могут выходить на связь друг с другом, получать навыки, находить заказчиков, рассказывать, над чем они работают, учиться друг у друга. Если угодно, можно вспомнить более формализованные в институциональном плане организации вроде DevBootcamp или Hackerschool. Это интенсивное трехмесячное обучение, а потом вы получаете предложения устроиться на работу. Далее, если говорить о случаях, когда люди радикально меняют карьеру или сферу деятельности, то этому обязательно предшествует предварительное знакомство с новой областью знаний или обучение прямо на работе – это тоже своего рода неформальное обучение.

Такие неформальные учебные пространства часто используют систему бейджей. Можно ли считать, что это такая альтернативная форма сертификации?

Наша теория обучения – а мы опираемся на теорию, разработанную Элфи Коном (Alfie Kohn) и Митчем Резником (Mitch Resnick), - говорит о том, что никто ничего не делает просто ради «морковки». Если вы собираетесь бросить курить или сбросить лишний вес, никакие сертификаты тут не помогут: надо принять решение. Сходный тип мотивации применим к обучению. Мы никогда не добиваемся от людей, чтобы они что-то делали ради сертификата. Мы хотим, чтобы они создавали проекты, которыми они сами будут гордиться и которые они могут показать потенциальным работодателям. Потому что в любом случае работодатели будут интересоваться именно проектами. «Вы учились в школе? - Прекрасно. А что вы умеете делать?». Сейчас главная часть резюме – это портфолио. И P2PU помогает создавать как раз систему оценивания проектов. В противоположность сертификации.

Бейджи, таким образом, - это как раз индикаторы оценки портфолио. И мы обычно говорим о них как об определенной форме обратной связи. Когда вы подаете свой проект на оценку в P2PU, вам нужно дать ссылку на свой проект, чтобы его можно было найти в Сети, и опубликовать своего рода рефлексивное описание этого проекта – что вы делали и что бы вы теперь, по итогам, сделали иначе. После этого кто-нибудь, кто уже был признан экспертом, дает свою рецензию этому проекту. Туда входит похвала за удачные моменты, вопросы по непонятным пунктам и замечания по поводу того, что ему показалось недоработанным. Затем вы снова возвращаетесь к своему проекту и пытаетесь его доработать, опираясь на высказанную оценку. И в итоге вы получаете бейдж, который становится символической репрезентацией этого диалога. Что, опять же, можно противопоставить штампу.

Как вам кажется, насколько проекты открытого образования повышают доступность образования для людей, которым иные образовательные форматы по тем или иным причинам не подходят? Какова аудитория открытых образовательных проектов?

Я обычно представляю себе, скажем, P2PU как сообщество сообществ. Одно из сообществ – это Школа образования (School of Education). Там преимущественно собираются педагоги, которые ищут новые направления для профессионального развития. Далее, есть Школа веб-мастерства (School of Webcraft). Туда приходят люди, которые хотят получить базовые навыки создания веб-проектов. У нас есть механические МООКи (массовые открытые онлайн-курсы) – для тех, кто хочет учиться в ходе создания проектов и в сотрудничестве с учебной группой, которая коллективно проводит эксперименты и тем самым учится. Тут, конечно, важно, чтобы человек интересовался предметом изучения, но главная идея в том, чтобы создать учебное сообщество вокруг того, что вам нравится или что вызывает у вас любопытство. Опять же, что касается P2PU, то главное требование для участия в его проектах – это наличие доступа в интернет, а также минимальные навыки работы с компьютером.

Известны ли вам какие-нибудь проекты неформального образования, которые проводят специальную работу по привлечению к себе людей из уязвимых социальных групп?

Ну, например, проект Hackidemia. Hackidemia как раз занимается, в частности, тем, что распространяет технические знания в неблагополучных областях. Они образуют группы по всему миру, учат людей, как получать доступ к интернету и снабжают их разного рода техническими навыками.

Как вам кажется, в чем принципиальная разница между набравшими большую популярность платформенными МООКами (вроде Coursera) и пиринговыми неформальными проектами?

Я думаю, что сейчас централизованным МООКам угрожает повторение старых ошибок, которыми в свое время грешила традиционная система образования. Одна из этих ошибок в том, что процесс обучения представляется как процесс потребления учебного материала. Потому что учеба – это не потребление контента, а применение знаний там, где это требуется. Флеш Плеер скачать бесплатно. Сюда же относится то, что они делают упор на просмотр видео-лекций и постоянно используют автоматизированные тесты. Это простые способы измерения прогресса, но они измеряют не то, что важно измерять. При этом упускается возможность использовать экспертный потенциал учебной группы. Часто участники централизованных МООКов чувствуют себя в изоляции и теряют мотивацию закончить курс. Механический (пиринговый) МООК предлагает решение для проблем, с которыми сталкиваются коммерческие массовые онлайн-курсы. Обычно в их основе лежит проект, который создают сами участники. Их учебный процесс состоит в том, что они совместно работают над этим проектом. Здесь всегда можно пообщаться с людьми - по электронной почте или на видеоконференции. Участники сами друг друга рецензируют и поощряют. Таким образом, мы стремимся к тому, чтобы создавались маленькие учебные группы, в которых люди могли бы спокойно общаться друг с другом. Опять же, участники таких групп часто продолжают сотрудничество и после завершения курса.

Примечания

[1] Learning Lead в этом случае можно приблизительно перевести как «проводник в учебном процессе». В сущности, имеется в виду куратор, который занимается организацией учебного процесса как практически, так и с исследовательских позиций.

Обсудите в соцсетях


ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ: Анна Сакоян
Система Orphus

Главные новости

26.09 20:55 В Иране завели уголовное дело на Павла Дурова
26.09 20:45 Избранный глава РАН пообещал омолодить президиум организации
26.09 20:28 Ракета «Тополь» долетела с российского полигона до казахского
26.09 20:14 Шанцев связал череду отставок губернаторов с новой стратегией Кремля
26.09 19:44 «ВКонтакте» радикально обновила свои мобильные приложения
26.09 19:22 Кадыров опроверг принудительный сгон студентов на матч «Ахмата»
26.09 19:01 Поклонская рассказала о личном общении с Николаем II
26.09 18:34 Новым главой РАН избран Александр Сергеев
26.09 18:23 Министр связи России намекнул на возможность переговоров с Facebook
26.09 17:56 Путин уволил главу Россотрудничества
26.09 17:37 Российские бомбардировщики уничтожили командные пункты ИГ в Сирии
26.09 17:36 Путин уволил главу ВКС Виктора Бондарева
26.09 17:34 Минобороны Литвы обвинило Россию в отработке нападения на страны Балтии
26.09 17:13 На перевозку пассажиров «Вим-Авиа» из госбюджета выделят 200 млн рублей
26.09 17:12 Новым красноярским губернатором может стать глава ФАНО
26.09 16:56 Минобороны умолчало о гибели в Сирии военных из Ярославля и из Чечни
26.09 16:51 Вице-премьер Козак допустил отставку еще нескольких губернаторов
26.09 16:32 Топилин заявил о сокращении социальной помощи из-за повышения МРОТ
26.09 16:24 Глава Минтранса назвал бессмысленной поддержку «ВИМ-Авиа»
26.09 16:04 Робот осваивает нунчаки
26.09 16:04 В Москве объявлен «желтый» уровень погодной опасности
26.09 15:46 Причиной гибели российского генерала в Сирии назвали слив данных ИГ
26.09 15:26 В Китае разблокировали WhatsApp
26.09 15:22 В Лондоне после взрыва эвакуировали станцию метро
26.09 15:17 «Ельцин Центр» погасил взятый у Минфина кредит в 2 млрд рублей
26.09 14:58 Топилин рассказал о «серьезно высокой» индексации пенсий в России
26.09 14:53 Лидер ультраправой «Альтернативы для Германии» покинет партию
26.09 14:38 СМИ сообщили о причастности к звонкам о заложенных бомбах уроженца Ставрополья
26.09 14:31 Президента РАН не смогли выбрать в первом туре
26.09 14:25 Ростуризм открыл горячую линию для клиентов «ВИМ-Авиа»
26.09 14:13 В Кремле напомнили Facebook об обязанности соблюдать законы
26.09 14:04 В Москве из-за звонков о бомбах эвакуировали несколько районных управ
26.09 13:49 Путин сменил нижегородского губернатора
26.09 13:47 В Москве началась пятая волна сноса самостроя
26.09 13:38 Всех актеров «Гоголь-центра» вызвали в Следственный комитет
26.09 13:24 Роскомнадзор пригрозил Facebook блокировкой
26.09 13:13 Путин поздравил Меркель с победой на парламентских выборах
26.09 13:08 Австралия создаст свое агентство космических исследований
26.09 13:00 СМИ сообщили о допросе приближенного Березовского по делу об убийстве Политковской
26.09 12:56 Даниил Квят отстранен от участия в «Формуле-1»
26.09 12:35 При взрыве газа на границе с Россией погиб грузинский пограничник
26.09 12:30 Тиньков пообещал «без условий» отозвать все иски против Nemagia
26.09 12:19 Москва утвердила 210 стройплощадок для реновации
26.09 12:04 СМИ анонсировали ограничение полетов российских военных самолетов над США
26.09 11:58 На Новом Арбате полицейского на разделительной полосе сбила насмерть машина ФСБ
26.09 11:50 Санацию крупнейших банков РФ оценили в 500 млрд рублей
26.09 11:38 Рейсы «Вим-Авиа» перенесли во Внуково
26.09 11:27 Правительство одобрило разработку системы сообщений граждан о нарушениях ПДД
26.09 11:18 «Калашников» показал прототип квадрокоптера для полета людей
26.09 11:08 Яровую увидели новым губернатором Мурманской области
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.