Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
26 сентября 2016, понедельник, 13:22
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

07 июля 2013, 17:52
Ванесса Дженнарелли

Проектный фундамент пирингового образования

Ванесса Дженнарелли
Ванесса Дженнарелли
P2P University

Ванесса Дженнарелли (Vanessa Gennarelli) - специалист в области образовательных практик, занимается исследованием образовательных процессов, в частности механизмами проектного обучения, неформальных учебных групп и учебного взаимодействия. В настоящий момент – один из кураторов крупного образовательного проекта P2P University.

Как получилось, что вы стали заниматься пиринговым образованием?

 
Ванесса Дженнарелли

Сначала я работала редактором учебников. Я работала в издательстве Flat World Knowledge, которое выпускает «открытые учебники». И там я познакомилась с одним из главных волонтеров P2PU Джоном Бриттоном (John Britton). Он очень много работал над P2PU, и он мне сказал: «Ты должна запустить там курс!» Я сказала: хорошо. Но в чем же я, собственно, разбираюсь? Допустим, можно, наверно, сделать курс о поэзии – например, о поэзии Рэнсома.

И тут я поняла, что совершенно не представляю себе, как люди учатся. Да, я занималась учебниками и, скажем, учебными проектами по программному обеспечению, но я не знала, как люди учатся. Поэтому я решила пойти поучиться и стать специалистом в области методик преподавания. Пока я училась, все мои исследования  проводились на платформе P2PU. Я изучала и методы привлечения студентов к участию, и устройство инструктажа, и способы оценивания, и проектное обучение, и многое другое, но вся моя исследовательская работа проходила на P2PU. Наконец Бриттон мне сказал: «Ты этим и так все время занимаешься. Почему бы тебе не пойти к нам работать?». Так я оказалась на P2PU в роли Learning Lead [1]. Там я и работаю над выстраиванием инструктажа, исследованиями и механизмами оценивания.

Когда это произошло?

P2PU запустил свою первую порцию курсов, я думаю, в конце 2009 — в начале 2010 г. Я, соответственно, обитаю там уже года три. Где-то, наверно, в начале 2011 г. я вступила в штат P2PU. До этого примерно год я просто организовывала и проводила там курсы.

Чем вы сейчас занимаетесь?

P2PU заинтересовал людей, занимающимися исследованиями в области образования. Моя задача, в частности, в том, чтобы помогать им в структурировании их исследования, организовывать интервью с представителями нашей команды и помогать со сбором данных. Еще я сейчас езжу по разным странам и разговариваю с организаторами разных неформальных образовательных сообществ, преимущественно технической направленности. Существует множество групп, которые занимаются образовательными проектами именно офлайн, причем у каждой из них свои методы. Разговаривая с этими людьми, я стараюсь составить связную картину практик неформального технического образования. Надеюсь, что в результате получится книга.

Какие у вас впечатления от этих встреч?

Уточню: этот проект организован под эгидой P2PU, но не собственно проект P2PU. Это просто мне любопытно, как люди учатся в офлайн-формате. К настоящему моменту я уже провела 4 интервью – с людьми из HackidemiaMozillaOpen Tech School и Coder Dojo. Все эти организации можно назвать «распределенными». Они образуют сети для взаимодействия через интернет, но они все устраивают еще и офлайн-курсы по всему миру. Они сталкиваются с соответствующими проблемами. Им нужно придумывать, как привлечь людей в учебное сообщество — людей, которые станут менторами, инструкторами или учениками. Им надо понять, как поддерживать в людях стремление продолжить учиться. И им нужно решать, какова будет культура взаимодействия.

А зачем они всем этим занимаются?

Я думаю, многие из тех, кто создает такие проекты, - это люди, которые хотят сами чему-то научиться и найти сообщество, где они смогут задавать вопросы по соответствующей теме – будь то веб-дизайн, 3D-моделирование или программирование. То есть здесь комбинация личной заинтересованности в изучении предмета и попытки помочь своему учебному сообществу. Кроме того, это может быть потребность, получив что-то от сообщества, вернуть ему долг: кто-то учил меня, и я теперь хочу передать полученный опыт другим. Плюс, я думаю, сам факт принадлежности к такому сообществу может быть привлекательным.

Я знаю, например, что Open Tech School часто устраивает встречи инструкторов. Так что, я думаю, ощущение принадлежности к учебному сообществу, возможность участвовать в определении его стратегий, убежденность в том, что вы привносите в его деятельность что-то хорошее, - это то, что привлекает и сплачивает людей в учебных проектах как онлайн, так и офлайн. Кстати, у фонда Уильяма и Флоры Хьюлетт (Hewlett Foundation) есть серия из шести элементов углубленного обучения. Шестой из них – это формирование академического мышления. В частности, это подразумевает, что у вас налаживаются механизмы взаимодействия с сообществом. Иными словами, вы учитесь, но главное, вы ощущаете, что вы находитесь в нужном месте, что вы полноправный участник процесса и что вам там хорошо.

Так что для P2PU ключевыми были вопросы о том, как человек становится частью учебного сообщества, что значит быть частью учебного сообщества и каким образом сообщество мотивирует участников к тому, чтобы устанавливать обратную связь. Я думаю, люди, которые организуют или пытаются организовывать учебные группы на P2PU или, скажем, в Open Tech School, заинтересованы в том, чтобы альтруистически делиться знаниями в ответ на то, что их чему-то научили; чтобы учиться новому, помогая учиться другим; и чтобы ощущать себя частью учебного сообщества.

Как вам кажется, такая растущая популярность проектов, основанных на принципе взаимного обучения, - это модный тренд, к которому многие в какой-то момент потеряют интерес, или распространение пиринговых моделей общедоступного образования может как-то повлиять на традицию образования?

Я думаю так. Трендом начала 2000-х гг. было раскрытие контента. В ходе этого процесса материалы становились всё более доступными. Тренд открытого образования, в свою очередь, - это установление связей между людьми, чтобы они обменивались между собой своим опытом обучения. Проблема доступности материалов в большой степени уже решена – контент открыт. Теперь люди стараются мотивировать друг друга к работе, а также находить других людей, которые могут помочь им получить те или иные навыки. Таким образом работают учебные пространства и онлайн, и офлайн. И здесь, я думаю, и находится потенциал таких организаций, как P2PU: в объединении, обмене и совместной работе.

Существует мнение, что такие образовательные модели в ряде областей могут стать полноценной альтернативой традиционному образованию. В первую очередь, я имею в виду такие инициативы, как DIY U (Do It Yourself University, самодельный университет). Как вы думаете, это реалистично?

Как нам сообщает теория обучения, когда вы создаете учебный проект или планируете это сделать, это задает вам направление, которое помогает определить, какие учебные материалы вам нужны, какие инструменты вы будете использовать и с кем вам нужно проконсультироваться. И инициатива DIY U помогает вам точнее проработать свою образовательную стратегию: что делать, с кем разговаривать и так далее. И это, конечно, касается неформальных учебных пространств любого типа. Даже в традиционной сфере профессиональной подготовки вы должны будете формулировать свои цели и говорить с компетентными людьми, чтобы определить, какие курсы брать на следующий год и в каком направлении двигаться. Так что, я думаю, DIY U – это такой инструмент для навигации по пространству открытого обучения для тех, кто хочет чему-то научиться.

Но могут ли результаты такой модели быть равноценны результатам институционального образования? Или это все-таки вспомогательный по отношению к традиционному образованию способ?

Я думаю, он может быть как самостоятельным, так и вспомогательным. Действительно, пиринговая образовательная среда отвергает идею сертификации. Кстати, я бы сказала, что навык самообразования сам по себе важен для каждого, кто собирается существовать в условиях креативной экономики XXI века. Посмотрите на пространства для коворкинга. Это хороший пример того, как работает среда, в которой люди могут выходить на связь друг с другом, получать навыки, находить заказчиков, рассказывать, над чем они работают, учиться друг у друга. Если угодно, можно вспомнить более формализованные в институциональном плане организации вроде DevBootcamp или Hackerschool. Это интенсивное трехмесячное обучение, а потом вы получаете предложения устроиться на работу. Далее, если говорить о случаях, когда люди радикально меняют карьеру или сферу деятельности, то этому обязательно предшествует предварительное знакомство с новой областью знаний или обучение прямо на работе – это тоже своего рода неформальное обучение.

Такие неформальные учебные пространства часто используют систему бейджей. Можно ли считать, что это такая альтернативная форма сертификации?

Наша теория обучения – а мы опираемся на теорию, разработанную Элфи Коном (Alfie Kohn) и Митчем Резником (Mitch Resnick), - говорит о том, что никто ничего не делает просто ради «морковки». Если вы собираетесь бросить курить или сбросить лишний вес, никакие сертификаты тут не помогут: надо принять решение. Сходный тип мотивации применим к обучению. Мы никогда не добиваемся от людей, чтобы они что-то делали ради сертификата. Мы хотим, чтобы они создавали проекты, которыми они сами будут гордиться и которые они могут показать потенциальным работодателям. Потому что в любом случае работодатели будут интересоваться именно проектами. «Вы учились в школе? - Прекрасно. А что вы умеете делать?». Сейчас главная часть резюме – это портфолио. И P2PU помогает создавать как раз систему оценивания проектов. В противоположность сертификации.

Бейджи, таким образом, - это как раз индикаторы оценки портфолио. И мы обычно говорим о них как об определенной форме обратной связи. Когда вы подаете свой проект на оценку в P2PU, вам нужно дать ссылку на свой проект, чтобы его можно было найти в Сети, и опубликовать своего рода рефлексивное описание этого проекта – что вы делали и что бы вы теперь, по итогам, сделали иначе. После этого кто-нибудь, кто уже был признан экспертом, дает свою рецензию этому проекту. Туда входит похвала за удачные моменты, вопросы по непонятным пунктам и замечания по поводу того, что ему показалось недоработанным. Затем вы снова возвращаетесь к своему проекту и пытаетесь его доработать, опираясь на высказанную оценку. И в итоге вы получаете бейдж, который становится символической репрезентацией этого диалога. Что, опять же, можно противопоставить штампу.

Как вам кажется, насколько проекты открытого образования повышают доступность образования для людей, которым иные образовательные форматы по тем или иным причинам не подходят? Какова аудитория открытых образовательных проектов?

Я обычно представляю себе, скажем, P2PU как сообщество сообществ. Одно из сообществ – это Школа образования (School of Education). Там преимущественно собираются педагоги, которые ищут новые направления для профессионального развития. Далее, есть Школа веб-мастерства (School of Webcraft). Туда приходят люди, которые хотят получить базовые навыки создания веб-проектов. У нас есть механические МООКи (массовые открытые онлайн-курсы) – для тех, кто хочет учиться в ходе создания проектов и в сотрудничестве с учебной группой, которая коллективно проводит эксперименты и тем самым учится. Тут, конечно, важно, чтобы человек интересовался предметом изучения, но главная идея в том, чтобы создать учебное сообщество вокруг того, что вам нравится или что вызывает у вас любопытство. Опять же, что касается P2PU, то главное требование для участия в его проектах – это наличие доступа в интернет, а также минимальные навыки работы с компьютером.

Известны ли вам какие-нибудь проекты неформального образования, которые проводят специальную работу по привлечению к себе людей из уязвимых социальных групп?

Ну, например, проект Hackidemia. Hackidemia как раз занимается, в частности, тем, что распространяет технические знания в неблагополучных областях. Они образуют группы по всему миру, учат людей, как получать доступ к интернету и снабжают их разного рода техническими навыками.

Как вам кажется, в чем принципиальная разница между набравшими большую популярность платформенными МООКами (вроде Coursera) и пиринговыми неформальными проектами?

Я думаю, что сейчас централизованным МООКам угрожает повторение старых ошибок, которыми в свое время грешила традиционная система образования. Одна из этих ошибок в том, что процесс обучения представляется как процесс потребления учебного материала. Потому что учеба – это не потребление контента, а применение знаний там, где это требуется. Флеш Плеер скачать бесплатно. Сюда же относится то, что они делают упор на просмотр видео-лекций и постоянно используют автоматизированные тесты. Это простые способы измерения прогресса, но они измеряют не то, что важно измерять. При этом упускается возможность использовать экспертный потенциал учебной группы. Часто участники централизованных МООКов чувствуют себя в изоляции и теряют мотивацию закончить курс. Механический (пиринговый) МООК предлагает решение для проблем, с которыми сталкиваются коммерческие массовые онлайн-курсы. Обычно в их основе лежит проект, который создают сами участники. Их учебный процесс состоит в том, что они совместно работают над этим проектом. Здесь всегда можно пообщаться с людьми - по электронной почте или на видеоконференции. Участники сами друг друга рецензируют и поощряют. Таким образом, мы стремимся к тому, чтобы создавались маленькие учебные группы, в которых люди могли бы спокойно общаться друг с другом. Опять же, участники таких групп часто продолжают сотрудничество и после завершения курса.

Примечания

[1] Learning Lead в этом случае можно приблизительно перевести как «проводник в учебном процессе». В сущности, имеется в виду куратор, который занимается организацией учебного процесса как практически, так и с исследовательских позиций.

Обсудите в соцсетях


ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ: Анна Сакоян
Система Orphus

Главные новости

13:06 СМИ раскрыли подробности брачного контракта Джоли и Питта
12:50 С октября ОСАГО будут оформлять на бланках нового образца
12:39 СМИ рассказали о связи полковника Захарченко с хищениями в РЖД
12:38 Сонная болезнь скрывается в человеческой коже
12:35 Барак Обама признал за собой склонность к нецензурным выражениям
12:28 ФАС предложила менять акцизы на топливо каждый месяц
12:06 ФИФА объявила о завершении борьбы с расизмом
12:04 ФСБ и Сбербанк создадут систему защиты от киберпреступников
11:58 СМИ сообщили об объявлении бывшего сенатора Лебедева в федеральный розыск
11:33 В Японии произошло два сильных землетрясения
11:31 Новосибирский подросток выжил после падения с 23-го этажа
11:29 Фигурант дела о растрате в Центре имени Хруничева получил условный срок
11:28 Кириенко назвал сообщения о переходе в Кремль слухами
11:15 В Таиланде утонул российский турист
11:14 iPhone 7 и iPhone 7 Plus побили прошлогодние рекорды продаж в России
11:03 Власти Подмосковья отсрочили внедрение платной парковки
10:53 СМИ узнали о сумме сделки по покупке Twitter
10:48 ЦБ решил исключить из реестра 620 микрофинансовых организаций
10:47 Премьер Японии выразил уверенность в успешном решении спора о Курилах
10:31 Консультативный совет впервые с 2014 года соберет почти всех иностранцев
10:24 80% опрошенных россиян признали наличие экономического кризиса
10:12 В Швеции неизвестный открыл огонь по прохожим
10:00 Дело гендиректора РАО передали в Следственный комитет
09:48 Главе Всероссийского объединения болельщиков cожгли машину
09:37 В ЦБ рассказали о разработке новой пенсионной реформы
09:36 Гендиректор КТРВ рассказал о разработке гиперзвукового оружия в России
09:22 Порошенко назвал слова Трампа о статусе Крыма «предвыборной риторикой»
09:14 ЦБ отозвал лицензию у Военно-промышленного банка
08:53 Стерджес рассказал о своем отношении к закрытию выставки в Москве
08:40 Поклонская займется контролем доходов депутатов Госдумы
08:26 Передачу дела «Реновы» в СКР объяснили новыми фигурантами
08:11 Касперская подтвердила планы правительства контролировать весь трафик РФ
25.09 20:58 Шпрыгин назвал свое задержание попыткой смещения с поста главы ВОБ
25.09 20:38 Сирийская оппозиция вышла из мирных переговоров
25.09 20:15 Пан Ги Мун призвал «положить конец ночному кошмару» в Сирии
25.09 19:49 Яшин анонсировал свое исключение из ПАРНАСа
25.09 19:34 Чуркин усомнился в возможности возвращения к миру в Сирии
25.09 19:21 «Спартак» потерпел первое в сезоне поражение в домашнем чемпионате
25.09 19:05 Постпред США в ООН обвинила Россию и Сирию в бомбардировке Алеппо
25.09 18:47 Звезда бейсбола Хосе Фернандес погиб при кораблекрушении в Майами
25.09 18:29 Медведица в польском зоопарке откопала снаряд от гаубицы
25.09 18:13 Новак опроверг получение от ОПЕК предложения сократить добычу нефти
25.09 17:44 Швейцарцы проголосовали за усиление слежки
25.09 17:10 Во Франции задержали готовивших теракт девушек
25.09 16:37 СМИ назвали амбиции Джоли в ООН причиной развода с Питтом
25.09 16:13 В ДТП в Дагестане погибли семь человек
25.09 15:53 В Красноярском крае нашли обломки пропавшего вертолета
25.09 15:35 Захарова ответила на обвинения главы британского МИДа о войне в Сирии
25.09 15:09 Неизвестный облил фотографии Стерджеса на выставке в Москве
25.09 14:38 Власти Крыма поблагодарили Киев за блокаду
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.