Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
4 декабря 2016, воскресенье, 11:08
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Романтики с большой науки

Фрагмент обложки книги Эрнста Фишера «Warum Spinat nur Popeye stark macht».
Фрагмент обложки книги Эрнста Фишера «Warum Spinat nur Popeye stark macht».
 
 

В начале лета 2013 года в русском переводе вышла книга немецкого историка науки Эрнста Фишера с жутковатым названием «Растут ли у покойника волосы?». Оригинальное немецкое заглавие, правда, сильно отличается от переводного: «Warum Spinat nur Popeye stark macht» - «Почему шпинат придаёт сил только Попаю». Издатели здраво решили, что герой американских мультфильмов моряк Попай, приобретавший огромную силу, съедая банку консервированного шпината, - не самый известный русскому читателю персонаж.

В аннотации сказано: «Фишер развенчивает самые живучие и самые нелепые мифы в истории науки». В действительности это не совсем так.  Да, конечно, мифы вроде представлений о непогрешимости Нобелевского комитета (хотя не думаю, что у нас так уж свято верят в его непогрешимость), плохой успеваемости Эйнштейна или ужасном вреде ночных походов к холодильнику, Фишер действительно опровергает. Но, кажется, самого его эти мифы мало занимают. Набор разоблачаемых мифов не то что бы совсем банален, но на эксклюзивность не претендует. Во всяком случае, с разоблачениями некоторых из них читатель уже мог познакомиться в прошлом году, когда в России издали Джона Уоллера - «Правда и ложь в истории великих открытий». Фишер вообще про другое: в первую очередь его книга - попытка взглянуть на естественные науки с точки зрения гуманитария. И широкая эрудиция вполне позволяет автору это сделать.

Фигура гения-одиночки, противостоящего миру, или, как минимум, косной среде, столь любимая  популяризаторами науки, перекочевала в историю науки прямо из поэзии романтизма.

Фишер обнаруживает, например, что наука имеет много общего с романтизмом. Петру Образцову, написавшему подробную рецензию на книгу для "Русского журнала", эти рассуждения кажутся мало убедительными, как и попытки доказать, что результаты научного исследования столь же уникальны, как и произведения художественного творчества. Но я здесь скорее готов согласиться с Фишером. Фигура гения-одиночки, противостоящего миру, или, как минимум, косной среде, фигура столь любимая  популяризаторами науки, перекочевала в историю науки прямо из поэзии романтизма. Между байроновскими Каином и Манфредом и, скажем, академиком Вернадским в изображении серии ЖЗЛ,- не такая большая разница. Уж если что-то я и мог бы поставить в вину издателям, так это некоторую корявость перевода: «…Сегодня учёным приходится отвечать перед судом возмущённой общественности, которая подводит итог ущербу окружающей среды…» - я не сочувствую граммар-наци, но это всё-таки коряво написано.

Впрочем, недостатки перевода с лихвой компенсируются содержанием. Выводы и предположения Фишера часто неожиданны, почти парадоксальны. Например, он отмечает, что учреждение Нобелевской премии может быть связано с возрождением Олимпийских игр, что точность не всегда помогает знанию, и, в конце концов, что наука и религия далеко не всегда стремятся друг друга уничтожить. Он пишет, что Ламарк, создавая свою, ещё несовершенную идею эволюции, исходил из религиозной идеи о благости творца. Конечно, на смену ламаркистским гипотезам пришел дарвинизм, намного скептичней смотревший на идею божественного вмешательства в земные дела. Однако, хотя Дарвин к Ламарку и ламаркистам относился без особого почтения, создал бы он свою великолепную теорию, не будь у него религиозного предшественника?

Впрочем, в попытках помирить науку и религию Фишер порой заходит слишком далеко. Его декларация о том, что открытия Коперника вовсе не противоречили официальным представлениями католической теологии, кажется надуманной. Но в других случаях ему действительно удается объединить вещи совершенно, на непросвещенный взгляд, не связанные, такие как философия Канта и коперниковская астрономия, физика Ньютона и произведения Гофмана. Он представляет науку не оторванной от мира, а связанной с ним: с искусством, спортом, модой.

Если вы гуманитарий с дипломом историка, искусствоведа или филолога или просто человек, которому  интересней читать Гофмана, а не разбираться в формулах (подозреваю, что таковых на земле пока ещё большинство), этот текст - для вас. Он создан, чтобы вы не боялись естественных наук с их страшными графиками и вычислениями - они человечней, чем кажется.

Выходные данные:

Эрнст Петер Фишер. Растут ли волосы у покойника? Мифы современной науки. – М., БИНОМ: лаборатория знаний, 2013. - 248 С. ISBN 978-5-9963-1647-2

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM iPhone MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi Адыгея Александр Лавров альтернативная энергетика Анастасия Волочкова «Ангара» антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика аутизм Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса британское кино Византия визуальная антропология викинги вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология геофизика глобальное потепление грибы грипп дельфины демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк зрение Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лексика лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг моллюски Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. одаренные дети онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы РадиоАстрон ракета растения РБК РВК РГГУ регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы сердце сериалы Сингапур сланцевая революция смертность СМИ Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа школьные олимпиады эволюция эволюция человека экология эмбриональное развитие эпидемии этика этнические конфликты этология Юпитер ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.