Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
4 декабря 2016, воскресенье, 13:11
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Женщина на лошади-зайце и слепой Паша: календарная мифология коми-зырян

Коми-зыряне, начало XX в.
Коми-зыряне, начало XX в.

В календарной мифологии коми-зырян образ мороза был связан с треском бревен в деревянных стенах. Как рассказывается в статье Анатолия Васильевича Панюкова, опубликованной в «Известиях Коми научного центра Уральского отделения РАН», персонификация мороза в коми-зырянском языке обозначалось словом пашляк. Когда зимой слышали потрескивание в стене, говорили пашляк лыйсьö «пашляк стреляет». Слово пашляк, этимология которого неясна, ассоциировалось у говорящих с русским именем, поэтому мороз стали звать сьлепöй Паш «слепой Паша». Использовались и другие имена мороза: öжын (возможно, связанное со словами öжын «долото», öжынасьны «долбить»), öшым (так в старину народ коми называл декабрь).

Когда зимой слышали потрескивание в стене, говорили пашляк лыйсьö «пашляк стреляет».

Также мороз представлялся в виде женщины, которая едет в берестяном лотке, запряженном зайцем. Ее звали кöч вöла баба «женщина на лошади-зайце» или кöдзыд баба «морозная женщина». Этой женщине или ее ездовому зверю также приписывалось потрескивание в стенах: кöч вöла баба чужъясе «женщина на лошади-зайце пинается», кöч-вöла шердын додьнас стенмас инмалö «запряженный заяц задевает об стены санями-лотком».

Вот, как об этом рассказывала коми-зырянка из села Вымь Усть-Вымского района Республики Коми: «Громыхнет в стену, зимой особенно, как будто гром гремит: «Это на запряженном зайце, слышишь, быстро ездит, и как будто гром гремит [задевает стены]». А какой он на зайце-лошади? - «Вместо саней берестяной лоток, очень легкий, и заяц этот быстро бегает, ударит, дальше побежит и опять ударит [об стену]!». Бабушка говорила мне про «упряжку с зайцем», а я вправду верила, что на лотке, запряженном зайцем, ездит кто-то. Заяц – это лошадь, лоток – сани, а кто там сидит? На зайце-лошади кто-то в стены бьет. А это морозно, и бревна трещат» (приведен русский перевод записи из Фольклорного фонда Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН).

Святки, когда, как считалось, наступали самые сильные морозы, были связаны с особыми морозными духами. Тогда появлялись куття войса – ледяные человечки. Слово куття, возможно, связано с ий куть «сосулька» или же происходит о русского слова кутья, которое в ряде говоров обозначало сочельник.

У коми-ижемцев, самых северных коми, такие морозные духи назывались шы пуляк.  Их появление связывали с наступлением самых сильных морозов: «Бегают, маленькие, мохнатые, белые человечки. Быстро бегают, поменьше человека, как лилипуты, говорят. Бегают, когда очень холодно».

Святочным морозным духам также приписывался треск. Ижемцы рассказывают: «Деревья станут трещать [от мороза], сами и говорим, что «шы пуляки» снова бегают» (запись из села Красное Нарьян-Марского района Ненецкого автономного округа).

Интересно, что даже название праздника Крещения, которым заканчивались святки, в речи коми-зырян иногда превращалось в Трещенье и связывалось с глаголом трещать (Трещенье – празник тай выйим, самэй кöдзидъясыс. Трещенье – сэк трещитэ «Трещенье – праздник такой ведь есть, самые морозы. Трещенье – тогда трещит»).

«Трещенье – праздник такой ведь есть, самые морозы. Трещенье – тогда трещит».

Возможно, с этим свойством морозных духов был связан ряд традиционных святочных запретов. В период святок у коми-зырян запрещались работы, связанные со стуком и треском. Нельзя было колоть дрова и приносить их в дом вечером (чтобы не стучать поленьями), стучать веретеном, щипать и ломать лучину. Существовала примета: если в святки постучишь, хлеб плохой уродится. Однако «естественный» стук, производимый не человеком, а самим морозом, считался хорошим предзнаменованием: «Трескучий мороз зимой – к хорошему урожайному году».

Звуковой образ мороза был и в русском фольклоре. В пословице «Трещит варюха: береги нос да ухо» говорится о Варварином дне (17 декабря). Была и загадка о морозе: «За нашим амбаром стоит дед с барабаном».

 
Шуликун, иллюстрация В.А. Кононенко

Известны в русской народной культуре и святочные духи. Поверья о них характерны для севера Европейской части России, Урала, Прикамья, Сибири и Дальнего Востока. Их называние – шуликуны или шиликуны – возможно, заимствовано из коми-пермяцкого языка. Выглядят шуликуны как маленькие человечки, с кулак или чуть больше, с вытянутой головой или в остроконечной шапке. Появляются шуликуны из воды на Рождество, а уходят обратно перед Крещением. Иногда они считаются неопасными: бегают, «проказят», толпятся возле проруби, катаются на конях или «маленьких лошадках», скачут на ухвате или кочерге. Но иногда они представляют опасность, особенно для детей, могут затащить их в прорубь или защекотать.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM iPhone MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi Адыгея Александр Лавров альтернативная энергетика Анастасия Волочкова «Ангара» антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика аутизм Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса британское кино Византия визуальная антропология викинги вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология геофизика глобальное потепление грибы грипп дельфины демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк зрение Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лексика лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг моллюски Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. одаренные дети онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы РадиоАстрон ракета растения РБК РВК РГГУ регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы сердце сериалы Сингапур сланцевая революция смертность СМИ Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа школьные олимпиады эволюция эволюция человека экология эмбриональное развитие эпидемии этика этнические конфликты этология Юпитер ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.