Первый пошел

Тверской районный суд Москвы в среду признал виновным руководителя юридической службы компании «Мира» Дмитрия Митяева. За покушение на мошенничество с имуществом Минобороны Митяев получил 2 года 8 месяцев колонии. Обвинение просило дать ему пять лет лишения свободы.

Дмитрий Митяев взят под стражу прямо в зале суда. Защита уже заявила о намерении обжаловать приговор.

Суд установил, что осенью 2012 года Дмитрий Митяев и бывший начальник отдела продаж «Центра правовой поддержки "Эксперт"» Николай Любутов пообещали директору «института строительной экспертизы» обеспечить его компании победу на аукционе по продаже принадлежащего Министерству обороны здания Щелковского комбината бытового обслуживания. В обмен Митяев и Любутов просили три миллиона рублей. Оба были задержаны при получении денег в октябре 2012 года, после чего им было предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере.

Николай Любутов свою вину признал и его дело рассматривалось в особом порядке. В начале апреля суд дал ему 2,5 года лишения свободы. Дмитрий Митяев до конца настаивал на своей невиновности, однако в итоге получил срок лишь на 2 месяца больше своего коллеги.

Суд счел, что вина Митяева доказывается показаниями Любутова. Заявления Митяева о том, что он не мог повлиять на оценщиков и снизить цену недвижимости, суд счел безосновательными.

Дмитрий Митяев также проходит свидетелем по «делу Оборонсервиса». В рамках этого дела в прошлом месяце была арестована Динара Билялова, бывшая директор «Миры» и, соответственно, начальница Митяева. В суде она выступала в защиту своего подчиненного.

Также уголовное дело заведено против Екатерины Сметановой, экс-главы «Центра правовой поддержки "Эксперт"». Ее обвиняют в коммерческом подкупе и мошенничестве в особо крупном размере. Она решила заключить сделку со следствием и пока находится под подпиской о невыезде.

Напомним, громкое расследование коррупции в Министерстве обороны началось в 2012 году именно с показаний Митяева. Он рассказал на допросах, что практически каждый объект Минобороны продается по заниженной цене за откаты в размере от 5% до 10% стоимости. Именно на основании этих показаний были начаты крупномасштабные обыски в «Оборонсервисе» и аффилированных с ним структурах.

Следственным комитетом сейчас рассматриваются два больших уголовных дела о злоупотреблениях в структурах министерства — в «Оборонсервисе» и «Славянке». В июне на заседании Хамовнического суда стало известно, что все дела по «Оборонсервису» объединены в единое производство, а следствие продлено до октября.

Проведенная недавно Счетной палатой проверка «Оборонсервиса» выявила задержки в выполнении контрактов по утилизации вооружений, а также завышение по ним цен.

Счетная палата исследовала эффективность и целевое использование бюджетных денег, выделенных на реализацию федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2015 годы и на период до 2020 года», а также сроки выполнения соответствующих соглашений.

Как заявил депутат Владимир Гутенев, по запросу которого проходила проверка, из отчета Счетной палаты следует, что договоры, фактически, не выполняются. В 2011 и 2012 годах, например, не было утилизировано ни одного вертолет и самолета, хотя по плану необходимо было утилизировать 599 единиц техники. Всего по итогам первых двух лет задания по утилизации выполнены только на 8,5 процентов.

Также аудиторы Счетной палаты пришли к выводу, что цена некоторых услуг «Оборонсервиса» была завышена, по крайней мере, в 1,5 раза. Так, по контракту Министерства обороны с предприятием «Приволжский испытательный полигон» один патрон калибра 5,45 утилизировался за 47 копеек. «Оборонсервис» ту же работу проделывал за 71 копейку. Утилизация только одной партии патронов обошлась государству в лишний 21 миллион рублей.

Открытое акционерное общество «Оборонсервис» было создано указом президента в 2008 году. Считалось, что эта компания возьмет на себя все функции по хозяйственному обслуживанию частей и техники, освободив от этой обязанности военнослужащих. Также эта структура была задействована для продажи непрофильных активов Министерства обороны.

В конце октября 2012 года стало известно о расследовании масштабных хищений в «Оборонсервисе». По предварительной информации, ущерб от деятельности злоумышленников превысил три миллиарда рублей. Оказалось, что многие фигуранты дела были давно знакомы с министром обороны Сердюковым, а бывший член совета директоров «Оборонсервиса» и начальница департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева, по некоторой информации, находилась с Сердюковым в близких отношениях. Сейчас она находится под домашним арестом в своей 13-комнатной квартире в центре Москвы. Следствие предполагает, что даже слуг для содержания своей квартиры Евгения Васильева нанимала за государственный счет.

Несмотря на многочисленные связи Сердюкова с обвиняемыми, сам он проходит по делу как свидетель. После того, как коррупционный скандал развернулся на полную, президент Путин отправил министра обороны в отставку.

Дело «Оборонсервиса» включает в себя девять эпизодов. Также расследуется дело о некачественной военной форме и дело о пропаже уникальных автомобилей Рязанского музея военной автомобильной техники. Простое перечисление самых известных эпизодов позволяет представить масштаб, с которым работали чиновники Министерства обороны.

В центре Москвы был продан комплекс зданий «31 ГПИСС». Компания «ВитаПроджект», подконтрольная в то время Васильевой, и «Сосновоборэлектромонтаж» купили, соответственно, 70% и 30% акций института по заниженной, как выяснило следствие, цене. «Центр правовой поддержки "Эксперт"», по версии следствия, по заказу «Оборонсервиса» оценивал объекты по заниженный цене, после чего выставлял их на продажу.

Вообще, практически все схемы продажи имущества Минобороны строились одинаково. Недвижимость оценивалась компанией «Центр правовой поддержки "Эксперт"», которая впоследствии стала называться «Мира», а затем выкупалась по, как уверены следователи, заниженной цене людьми, близкими к министру Сердюкову и его помощнице Васильевой.

В ходе проверки выяснилось, что между «Оборонсервисом» и фирмами-оценщиками заключались фиктивные договоры на оказание консультационных услуг. Реально никаких работ не проводилось, но сотрудники фирм ежемесячно получали от 70 тысяч до 180 тысяч рублей.