29 марта 2024, пятница, 17:55
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 июля 2013, 10:25

Идея эмиграции

Фото: newstalk.ie
Фото: newstalk.ie

Столичную публику в последние пару-тройку лет сильно заботит вопрос: а пора ли валить из страны? Или даже так: а когда станет понятно, что вот теперь точно пора? Столичная публика — понятно, у нее свои воззрения, возможности и идеалы. Может и не столь отличные от страны, как любят говорить товарищи, населяющие Старую площадь, но про «две России» и вполне серьезные специалисты толкуют. А что там со страной?

Если верить данным свежего опроса Всероссийского центра общественного мнения (ВЦИОМ), то россияне не слишком хорошо относятся к идее покинуть страну. Задумывается об эмиграции всего 13 процентов россиян. 85 процентов на вопрос «хотели бы Вы уехать из России на постоянное место жительство» ответили отрицательно. То есть «валить», по общему мнению, не надо?

К тому же те, кто выразил желание уехать, совершенно об этом не думали. Всего 5 процентов говорят, что готовы уехать в ближайшие год-два. А вот «еще не думали» - сразу 50 процентов.

 

Дьявол тут в деталях, как водится. Потому что: для многих «валить» это вовсе не ПМЖ. Опрос того же ВЦИОМа от 2008 года, например, давал следующую картину: на ПМЖ хотели уехать 8 процентов (отметим, что к 2011 процент вырос, в относительных значениях — весьма существенно), 4 — поехать учиться, 9 — поработать и 35 — попутешествовать. То есть в принципе число потенциальных эмигрантов и тогда было где-то процентов 15-20. При этом чем выше образование, тем менее популярен был ответ «ни в какую другую страну я ехать не хочу». С неполным средним образованием никак не желали покидать Родину 89 процентов, со средним и выпускники техникумов не желали уехать из страны в половине случаев, а люди хотя бы с неполным высшим образованием оказывались «квасными патриотами» всего в 37 процентах случаев из ста.

И тогда среди образованных респондентов желание уехать на ПМЖ было существенно выше «среднего по больнице». Более того: на сегодняшний день идея эмиграции все меньше вызывает у россиян отторжение. Два года назад ее называли «непатриотичным поступком» 58 процентов опрошенных, теперь их доля сократилась до 46. Число же людей, считающих, что страна для жизни не имеет значения, а главное — комфорт, увеличилось с 37 процентов до 48, побив позиции «патриотов». Иными словами: скоро родные березки могут и перестать быть незыблемой ценностью. Вот такие вот последствия глобализации, все становятся космополитами.

Или все-таки виновата не только глобализация и открытость границ. Есть один весьма тревожный для властей нюанс. Наиболее низок процент желающих покинуть Россию в возрастных группах старше 45: там 93-98 процентов никуда уезжать не хотят. А вот в группе молодых респондентов 18-24 лет заявляют о желании эмигрировать 31 процент.

 

Власть это должно тревожить: образованные и молодые говорят о желании уехать из страны. Это в определенном смысле приговор для деятельности власти: ей не удалось создать страну, удобную и комфортную для проживания наиболее активной части населения. Будущее поколение отворачивается от России и ищет (пусть абсолютно пассивно, но явно ищет) место, где было бы «не так». И то не просто поколенческая прихоть. Люди помладше и чуть побогаче увидели мир, в том числе те несчастные страны Запада, где каждодневно буквально мучают российских детей, всех прослушивают и пытают в огромном концлагере Гуантаномо, где «арабская весна» и «оранжевая угроза», и хотят туда свалить из нашей могучей и поднимающейся с колен державы.

Мифы мифами, но ведь и впрямь властям не удалось создать мало-мальски комфортную для обитания социальную среду. Никто не спорит, что когда-то («при царском режиме», «при Сталине», в «лихие девяностые») было и хуже. Но ведь и лучше, чем «у них», точно не стало. Мы построили при активном участии российской власти крайне некомфортную для жизни страну — дорогую, с плохими условиями проживания, почти без возможности по ней перемещаться (попробуйте купить авиабилет в Якутск или Салехард и поймете, что Бангкок и Нью-Йорк — это куда как ближе). С жуткой бюрократией, все еще высокой преступностью, неэффективными и, как говорят, насквозь продажными агентами государства, действующими от его имени.

У россиян, давно живущих за рубежом, было, кстати, едва ли не поветрие: на волне протестов декабря 2011 года многие, почувствовав ветерок перемен на Родине, хотели вернуться. Чтобы принять участие в судьбах своей (пока еще) страны. Некоторые даже вернулись и участие пытались принимать. Надо думать, что многие из них теперь разочарованы подумывают о возвращении обратно за границу. Кто-то уже и вернулся.

Но не заботит это правящую элиту. Понятно политически: больший вес в электорате что Путина, что любого другого представителя власти занимают люди старшего поколения, те, для кого «патриотизм» противоположен «эмиграции». Те, кто более-менее хорошо помнит, «как было плохо», и ценит, как стало «хорошо». Их все-таки большинство. «Путинское», скажем, большинство. И это большая проблема Путина.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.