28 марта 2024, четверг, 13:20
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

От коммуникации обезьян до выбора полового партнера у человека

В продолжение темы становления речи у человека Сергей Владимирович Васильев (д.и.н., заведующий Центром антропологии ИЭА РАН) рассказывает о наблюдениях за общением у приматов, закономерностях в коммуникации от низших к высшим обезьянам и роли дружелюбия. Вторая часть. Часть первая.

 
Н.Н. Ладыгина-Котс и шимпанзе Йони. 1920-е годы

Во второй половине 80-х годов мы начали наблюдать за коммуникативными системами антропоидов, отрабатывать методики. Почти все лето сидели в обезьяньем питомнике в Сухуми, а в осенне-зимний период ездили в Ленинградскую область, в Колтуши, к Фирсову (Леонид Александрович Фирсов – приматолог и этолог) и там работали с шимпанзе. Много обезьян пришлось посмотреть, наблюдали и в вольерах, и в природе – в советское время под Сухуми обезьяны жили в заказнике на Гумисте. Мы ходили по горам, по лесам и наблюдали за коммуникативным поведением павианов-гамадрилов.

Мы начитались этологической литературы, описывающей коммуникативные системы разных животных, птиц, где выделяются различные последовательности сигналов, которые выстраиваются в предложения – секвенции. Первое, что мы обнаружили, что обезьяны общаются друг с другом не при помощи отдельных сигналов (один сигнал сменяет другой), а комплексами сигналов. С Маргаритой Александровной Дерягиной мы назвали это «комплексы коммуникаций» - когда одновременно могут использоваться несколько сигналов из различных каналов коммуникации.

У животных выделяют 4 канала коммуникации.

1. Первый – визуальный или зрительный. Он дистантный (используется на расстоянии) и включает в себя то, что животное может видеть и так или иначе интерпретировать, получать информацию. Эти сигналы – мимика, позы и наиболее прогрессивный – жесты. В основном эти элементы – поза, мимика и жесты  – передают информацию об эмоциональном состоянии животного (поза подчинения, поза агрессии; жесты – агрессивный замах, протянутая рука – дружелюбный жест и мимика лица, глаз). Изучая мимику глаз, мы выделяли два элемента - животное дружелюбно или агрессивно. Например, пристальный взгляд – это агрессия, нейтральный, скользящий взгляд – дружелюбный, мимика бровей  –  flash (вздернутые брови) – тоже агрессия, и так далее.

Что касается появления в ходе эволюции, позы – очень древний элемент коммуникации, причем не только у млекопитающих, но и у земноводных животных. У разных видов животных одни и те же позы могут передавать разную информацию, даже противоположную по смыслу. Например, если собака ложится на спину и подставляет живот, чтобы почесали – это демонстрация дружелюбия, но если ту же самую позу примет какой-нибудь грызун (морская свинка, крыса), это будет поза агрессии, пальчик сунешь, чтобы почесать животик – может укусить.

У разных видов животных одни и те же позы могут передавать разную информацию, даже противоположную по смыслу.

Жесты - наиболее прогрессивные элементы, и появляются они только у обезьян, у полуобезьян практически нет жестовой коммуникации. У низших, узконосых обезьян жесты в основном агрессивной направленности, а дружелюбные жесты появляются толькоуже у высших человекообразных обезьян, например, они махают, когда приветствуют друг друга на расстоянии; протягивая руку, демонстрируют расположение.

Одна из наших сотрудниц Ольга Григорьева писала диплом на эту тему, в котором она высказала предположение, что жест – это незаконченная тактильная коммуникация: протянутая рука – незаконченное касание, замахивание – незавершенный удар. Есть жесты, связанные с переадресацией: я не могу до тебя дотянуться, я стукну по столу – и это будет агрессивный жест.

Мимика развита у многих животных, в том числе у приматов, но наибольшее развитие получает у обезьян, поскольку именно у человека и обезьян срастается верхняя губа, появляется круговая мышца рта. Ни одна собачка, ни одна кошечка, не имея круговой мышцы рта, тебя не поцелует. Они не могут сделать раструб (этот элемент называется раструб) – верхняя губа у них «разорвана». Мимика губ в основном – это дружелюбная мимика. Наблюдая за мимикой губ у приматов, мы выделяли до 100 элементов, они могут губами такое вытворять, это что-то невероятное. А вот мимика рта – зевание, полуоскал, это уже агрессия.

Все это относилось к визуальному каналу восприятия.

4 канала коммуникации приматов: визуальный, тактильный, ольфакторный, акустический.

2. Второй канал, который мы уже упоминали, - это тактильный, контактный. Дружелюбные элементы – всевозможные объятья, поцелуи, грумминг (обыскивание), агрессивные – это различные элементы драки: толкание, кусание, щипание и т.д.

3. Самый примитивный и древний канал общения – ольфакторный, при помощи запахов. Многие виды животных используют этот канал коммуникации. Среди приматов он очень хорошо развит у полуобезьян, у которых имеются железы, выделяющие секреты с определенным запахом. Этими секретами они метят себя, свою территорию, особей своей группы и т.д. Иногда выделяются секреты, связанные с определенной ситуацией, например, с опасностью. Этот запах моментально оповещает всех об угрозе.

У обезьян же ольфакторный канал не так развит, но хорошо работает в двух ситуациях: во-первых, в дружелюбном контексте поведения, мы назвали этот элемент «назо-назальное обнюхивание» - обнюхивание нос-в-нос. Когда, например, высокоранговая самочка сидит, а низкоранговая хочет сесть рядом с ней и таким образом получить некоторое покровительство, то она должна подойти и понюхать нос-в-нос. Если высокоранговая не отворачивается, значит можно сесть рядом.

Во-вторых, ольфакторная коммуникация имеет большое значение в половом поведении. В процессе овуляции у самок выделяется определенный секрет, с характерным запахом, который передает сообщение самцу о том, что она готова к спариванию и зачатию детеныша. Этот элемент мы назвали «назо-анальным». В гаремах павианов можно очень часто наблюдать, как самец подходит, поднимает самке хвост, нюхает и определяет, готова или не готова она к спариванию.

Как показывают исследования, человек выбирает себе полового партнера с запахом, который он помнит с детства, – запах родителей.

У человека ольфакторный канал коммуникации как-то перешел в область подсознательного. Например, мы зачастую неосознанно выбираем себе полового партнера именно с тем запахом, который нам нравится. С тем, чей запах не нравится, будет очень трудно. Как показывают исследования, человек выбирает себе полового партнера с запахом, который он помнит с детства, – запах родителей, матери, отца. Подсознательно ты ищешь этот запах, и любой другой будет некомфортен.

4. Четвертый - акустический канал коммуникации, то, что мы называем звуковое общение. Мы довольно подробно изучали звуки полуобезьян, обезьян и высших человекообразных обезьян. Из высших человекообразных в основном изучали шимпанзе, так как орангутаны как правило группами не живут, соответственно, акустических сигналов у них практически нет, они молчаливые животные. Довольно «говорливые» помимо шимпанзе гориллы, но гориллы в наших зоопарках в советское время жили по одной.

95-pFsUaizc
 
Песня гиббонов
 

Иногда и гиббонов относят к человекообразным, их мы тоже изучали. Эти своеобразные животные, которые умеют петь, причем не только соло, но и дуэтом. В свое время я записал много кассет с их разными песнями. Дело в том, что гиббоны ведут парный моногамный образ жизни и, как было выявлено этологами, наблюдавшими за ними в природе, песня, а ее поет самец или самка с самцом, является маркером территории. И песня поется обычно с утра, когда они просыпаются – сказать окружающим о том, что территория занята, и вечером, когда ложатся на ночевку. Эти песни невероятно красивы, они могут длиться до 15 минут. Повторить их невозможно, они поют на очень высоких частотах, звуки идут до 4 кГц, чтобы дальше могли распространяться по лесу. Эти песни не несут никакой смысловой нагрузки, кроме одной — маркер территории.

У многих видов низших узконосых обезьян – макак, мартышек - одинаковый агрессивный звук. 

В плане акустической коммуникации были неплохо изучены шимпанзе. Мы записи с магнитофона передавали на сонограф и все записанные звуки получали в виде графиков, где ось y – частота звука в герцах, x – продолжительность в миллисекундах, а интенсивность закрашивания линий – амплитуда, то есть громкость звука. Удалось выявить, что у многих видов низших узконосых обезьян – макак, мартышек - одинаковый агрессивный звук. Причем воспроизвести его практически невозможно, это такой смешанный звук – в нем нет четко выделенных гармоник, это шумовой звук от 100 до 600 Гц. Когда анализируем сонограмму, то на ней виден сам звук, который воспроизводится гортанью, он наиболее окрашен, и гармоники – отражения от щек и т.д., располагаются сверху и снизу от основной. Этот звук воспроизвести человеку невозможно в силу того, что человек разговаривает на выдохе, а этотакой хриплый звук кха, который произносится на вдохе.

Дружелюбные звуки – это в основном звуки переклички, и их используют приматы, живущие в лесу группами и коллективами. В лесах, где за листвой их может быть не видно, они время от времени издают звук, как бы говоря «я здесь», «у меня все нормально». Это могут быть разные звуки. Описывая их, Бунак использовал термины «блямканье», «мямканье», «шлемканье». Эти звуки уже гармоничные – четко выделяются основная гармоника и гармоники отражения от ротовой полости. Они идут примерно на той же частоте, на которой мы разговариваем, – примерно 600 Гц, до 1кГц.

Сонограммы показали также то, что не воспринимает человеческое ухо. Я сидел и сутками записывал одну обезьяну, и мне казалось, что она производит один и тот же звук. Но на сонограмме становится видно, что меняется то частота, то продолжительность, то громкость. Получается, что это очень разные звуки. Причем они видоспецифичны – разные виды макак, мартышек имеют свой определенный звук. Их гармоники иногда напоминают четкое, артикуляционное произнесение гласных. Типа «э», «о», «у». Например, макаки-лапундеры произносят что-то вроде «э-э-э-э», они сидят и раз в 15-20 минут произносят такие звуки. Бунак полагал, что от этих звуков произошла речь, речевая сигнализация.

Мышление возникает раньше, чем речь, и именно мышление помогает развитию речи.

У Виктора Валериановича Бунака был давний спор с психологом Львом Семеновичем Выготским, который он, мне кажется, проиграл. Бунак полагал, что речь произошла от шумовых звуков, он их называл «жизненные шумы». И полагал, что мышление появляется с первым словом. На что Выготский ему резонно возражал, что мышление возникает раньше речи, и чтобы научиться говорить, надо сначала научиться мыслить. Многочисленные опыты Кёлера, Ладыгиной-Котс и многих других действительно показали, что наглядно-образное мышление, особенно у высших обезьян, развито колоссально – они способны в условиях эксперимента решать сложнейшие задачи, которые не всякий человек решит.

 
Лев Семенович Выготский

Таким образом, было показано, что мышление возникает раньше, чем речь, и именно мышление помогает развитию речи.

Если мы возьмем шимпанзе, то у них акустическая сигнализация еще более сложная. У них появляются четко артикулируемые гласные, проблем с артикуляцией у шимпанзе нет. Более того, они и звуки произносят сериями: «а-а-а-а-а», «у-у-у-у-у», «о-о-о-о-о». С согласными – проблемы, они требуют более сложной артикуляции, чем гласные, и, видимо, устройство гортани не позволяет воспроизводить согласные. Гласные у шимпанзе уже полифункциональны - в силу того, что один и тот же звук может воспроизводиться как в агрессивном, так и в дружелюбном контексте. Меняется не сам звук, а частота, амплитуда и частота воспроизведения. Например, если шимпанзе в добром расположении духа, она произносит «у—у—у—у», а если злая «у-у-у-у-у»– звук учащается, меняется частота.

Когда мы изучали комплексы коммуникаций (одновременно воспроизводящиеся элементы различных каналов коммуникации — КК), обнаружили интересные закономерности:

Первое, что КК с эволюционной ступенькой усложняются. Если у полуобезьян комплексы могут содержать 2-3 элемента максимум: например, лемурчик может сделать пристальный взгляд, оскал и издать агрессивный звук, то у низших узконосых, типа макак и мартышек, в комплексе коммуникаций появляется уже до 7-8 элементов.И эти элементы всегда одной направленности – агрессивной или дружелюбной. Дружелюбный комплекс меньше, агрессивный - больше. По нашему твердому убеждению, чем больше элементов в комплексе агрессивного контекста, тем более агрессивно настроено животное.

Наблюдая за коммуникацией шимпанзе и одновременно изучая их ЧСС (частоту сердечных сокращений), я и исследователи в группе Фирсова выяснили, чем больше элементов, тем выше ЧСС. Например, пристальный взгляд – «я вижу», пристальный взгляд и flash (вздернутые брови) – «я вижу» (угрожающе), пристальный взгляд +flash+оскал+ тело подалось вперед+ удар по субстрату – все, терпение кончается. С добавлением каждого элемента усиливается и агрессивный накал.

В эволюции приматов в комплексах коммуникации нарастает частота одновременного воспроизведения жеста и акустического сигнала. 

А у человекообразных обезьян появляются шикарные комплексы, которые мы объясняем строением социальной структуры. Дело в том, что социальная структура у большинства низших узконосых обезьян – жесткая иерархия, чаще похожа на линейную, как в армии. Каждый знает свое место – кем он может командовать и кому он должен подчиняться. У шимпанзе система сложной иерархии, причем ранг особи может постоянно меняться. Их поведение не строго с «минусом» или «плюсом», у них появляется то, что мы называем оттенками эмоций:когда в одном комплексе коммуникации появляются элементы как агрессивные, так и дружелюбные, воспроизводимые одновременно. Шимпанзе может пристально на тебя смотреть, сделать flash (поднять брови) и при этом что-то делать губами – «я, конечно, могу за себя постоять, но что нам делить, давай дружить». Эмоциональные оттенки передаются вот такими вот коммуникационными комплексами.

Второе, мы поймали то, что и ожидали поймать: в эволюции приматов в комплексах коммуникации нарастает частота одновременного воспроизведения жеста и акустического сигнала. Это дает нам понимание того, как из жеста понятийная информация перешла на акустику через одновременное воспроизведение. Это четко прослеживается в системах коммуникации приматов.

Третье, если мы говорим об эволюции, комплекс довербальной коммуникации (поза, мимика, жесты действия, указательные жесты, формирующие понятия, акустика) никуда не исчезает у человека, а просто превращается в вербальную и невербальную коммуникацию. Внутри этих комплексов понятийная информация с жестов переходит на акустику, а комплексы остаются, становясь невербальной коммуникацией и отражая эмоциональное состояние человека. При этом акустика эту функцию тоже не теряет. Происходит инверсия – внутри комплексов понятия переходят с жестов на акустические сигналы, таким образом, из довербальной коммуникации образуется вербальная и невербальная.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.