Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
6 декабря 2016, вторник, 03:53
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

12 августа 2013, 14:04

Долгие ночи просвещения

Занятия в школе
Занятия в школе
Александр Щербак/Коммерсантъ

Говорят, что образование – это то, что остается, когда забывается все, чему учили.

Расхожие фразы обыкновенно содержат элемент парадокса, может быть, за то их и любят. Если все забыто, что же осталось?

Оптимист скажет, что это как в загадке "А И Б СИДЕЛИ НА ТРУБЕ." Пусть "А" упало, пусть "Б" пропало – нам осталось "И", возблагодарим же судьбу. "И" как раз и есть самая полезная вещь (скажет оптимист), это умение пользоваться справочным материалом, отличать доказанное от недоказанного и фальсифицировать (собственные) гипотезы, чтобы их проверить – а также понимание, когда они требуют проверки.

Пессимист поддержит своего привычного оппонента из анекдотов – дескать, в самом деле, кроме "И", нам рассчитывать не на что. А это "И" есть самая унылая вещь на свете: иллюзия, что ты знаешь толк в том, в чем ни разу так и не разобрался (этот неловкий момент забывается первым), детская дружба или студенческое товарищество, превращенные во взрослые "связи", уверенность в своем праве пускать пыль в глаза профанам, размахивая знаменем Alma Mater (если, конечно, у нее есть подходящее знамя).

Наверное, как всегда, оба правы: если стакан наполовину пуст, то он же наполовину полон. В конце концов, задача образовательной системы – дать образование тем, кто хочет и может его взять, то есть, по меньшей мере, предоставить людям возможность выбора между опциями, обозначенными выше.

Как это сделать, совершенно неочевидно. Как-то раз мне случайно довелось поработать один год вместе с замечательной командой энтузиастов, которую собрал ученик Н. Н. Константинова Олег Гриценко (теперь он преподает в 179 школе химию и географию). Они старались учить школьников весело, поощрять в них всяческую инициативу и дух сомненья, неизбежную рутину свести к минимуму. В то время – а было это начало "нулевых" – они набрали математический класс и параллельно в соседней аудитории обучали бывших беспризорников. Детей пятнадцати лет нужно было учить складывать в столбик, таблицы умножения они не знали. В походы и в геологические экспедиции дети из соседних аудиторий ездили вместе. Получалось вроде бы неплохо: не знаю, как судить о результатах, но сам процесс шел отлично. Школьники были с преподавателями на "ты", имели право отвода учителей (но не злоупотребляли), с большой охотой изучали старославянский. Мне было сообщено, что при обсуждении программы команда учителей по каждому пункту задается вопросом "зачем". То есть, зачем это изучать, и даже более жестко – почему в своем будущем школьник не сможет обойтись без этого. Тогда я удивилась и попросила указать мне один конкретный факт или технический навык, без которого школьник заведомо не сможет обойтись в своем будущем. Автор концепта секунду подумал и сказал что такого, быть может, и нет, но это неважно. Из дальнейшего разговора я вынесла представление о том, что (а) лишние и даже вредные элементы стандартного обучения, вроде "отступите ровно пять клеточек справа и две сверху", удобно резать именно под этим лозунгом; (б) если ты работаешь со школьником, ты должен быть уверен в том, что знание, которое ты намерен ему сообщить, в жизни ему будет необходимо – тогда ему передастся твоя уверенность, и он будет хорошо учиться, радуясь своей избранности и посмеиваясь над беднягами, которым приходится отступать клеточки. Может быть, это только моя интерпретация, но факт, что "зачемный" принцип буквально не применялся, и фактически был не более чем вдохновляющей метафорой.

В. В. Розанов, который в свое время работал в школе и имел соображения о том, каким должно быть образование, ненавидел в современной ему системе отсутствие видимой цели, понятной школьнику (писал, что воину понятна "великая цель" его обучения, монаху понятна, а гимназист, напротив, может быть уверен, что цели нет), и с разных сторон порицал неизбежное отчуждение, также заложенное в системе. "Мы с этими именами (в истории), с этими движениями, делами, походами, усилиями, соединяем в уме своем тысячи подробностей; но для того, кто ничего не соединяет с ними, не одевает ни одно имя живою плотью, не представляется ли русская, французская, греческая, всякая история какою-то странною толкотней тысячи ног, ступни которых он видит, головы же и туловища над ними не может рассмотреть, - и, однако, почему-то должен непременно запомнить, какая нога кому принадлежит. [...] Поистине, какое-то odium humani generis [ненависть к роду человеческому (лат.)] может невольно возникнуть при взгляде на эти вереницы людей, которые так долго жили и так мало переменились, жили повсюду и все с теми же лицами, не научились ничему из опыта жизни, кроме как поворачивать с юга на север или с запада на восток и потом обратно." Розанов полагал, что учебники истории детям не нужны, а нужно работать с первоисточниками. Кроме того, нужно делать уроки длинными, с тем, чтобы каждому предмету можно было предаться с душою, сосредоточенно – а самих предметов должно быть меньше. Тогда, в конце XIX века, уже было принято критиковать новое поколение за короткий "attention span", неумение подолгу держать внимание на одном предмете. Считалось, что современная молодежь больше не читает книг, предпочитая газеты, и были опасения, что периодическая печать убивает книжное дело. Но ненависть к учебникам у В. В. Розанова, по-видимому, превосходила его стремление к сосредоточенности. Многие помнят чудесное место из дневников ("ПЕРЕД САХАРНОЙ"), поэтическое во всем, в частности, в том, как оно ставит в тупик читателя:

N-ня, опустясь на пол и положа тетрадь на кушетку, сидела в труде. Два часа ночи.

Взял. Посмотрел.

"Теорема. Общие кратные двух чисел суть общие кратные наименьшего кратного (?? В. Р.) двух из них и третьего числа" (!!??В.Р.).

(Билибин: "Теоретическая арифметика" 21).

Не понимаю. Вчитываюсь, вдумываюсь, усиленно вдумываюсь, и не могу понять, сообразить, усвоить, что такое тут "требуется доказать" ("теорема"),- а не то уже, чтобы понять ход и сущность доказывания этой теоремы. Мне 57 лет, дочке 15; я прошел классическую гимназию и университет, она же в 7-м .классе гимназии N-ой. 22

Гимназия с курсом "естествознания", физики и химии, рациональная,- и с дикими насмешками законоучителя N над чудесами Библии и прямо с выражениями перед классом, что "в Библии рассказывается много глупого" и заведомо ложного.

Но что "я", "мы" не понимаем...

- Может быть, Мусин Пушкин (Попечитель СПб-ского учебного округа.) понимает? Мотает головой.

- Может быть, понимает Кассо? Тоже мотает головой.

- Но ведь вы все хорошие люди и развитые? Обе головы утвердительно кивнули.

- Тогда отчего же то, чего не понимают министр и попечитель, должна "непременно" знать бледненькая девочка в 15-16 лет?

По прочтении может показаться, что речь идет об арифметическом факте – всякое общее кратное двух чисел делится на их наименьшее общее кратное. Сформулированно неуклюже (мало ли, древний учебник), но вроде бы вполне понятно, хотя кто их знает, министра и попечителя. А. Шень, наткнувшись на это место, не поленился, однако, разыскать учебник Билибина и найти соответствующую страницу (номер 53). Из текста, предпосланного утверждению о кратных, видно, что в его формулировке просто опечатка. На самом деле речь идет об общих кратных трех чисел.

93. Пусть данные числа суть A, B, C. Общие кратные чисел A,B,C обладают двойным свойством: они суть общие кратные чисел A и B и суть кратные числа C.

Видели сейчас, что все общие кратные чисел А и B суть кратные их наименьшего кратного, которое назовём буквою M, и взаимно. Отсюда следует, что вместо того, чтоб искать числа, обладающие двойным свойством: быть общими кратными чисел A и B и кратными числа C, можно искать числа, обладающие двойным свойством: быть кратными M и кратными C.

Отсюда вытекает:

Общие кратные двух чисел суть общие кратные наименьшего кратного двух их них и третьего числа

В последней фразе должно быть: "Общие кратные трех чисел..." Доказывать же в этом месте ничего не требуется, поскольку эта мысль как раз завершает доказательство.

Эти примеры показывают, что в системе принципов, согласно которым берешься строить образование, бывает заложена большая неопределенность. Да и сам думаешь, что нацелен на одно, а на самом деле имеешь в виду другое, невыразимое словом или по крайней мере трудно декларируемое намерение. Так, исходить из потребностей школьников в будущем может быть, и разумно, если обладаешь достаточной информацией о будущем. В какой-то мере на будущее можно воздействовать посредством образования. Скажем, если учить детей бить гомосексуалистов, то в будущем они, скорее всего, смогут применить полученное знание на практике: распространять видеоролики, где записано, как они бьют гомосексуалистов, или скрываться, если вырастут людьми с нетрадиционной ориентацией. Но даже самоисполняющиеся пророчества не обладают высокой предсказательной силой. В 90-е годы в МФТИ готовили будущих научных сотрудников в видах грядущего прогресса – а обстоятельства сложились так, что им пришлось переквалифицироваться в менеджеры. Вузы стали готовить менеджеров, но и в их числе, как говорят, наступило переполнение.

Локально, если ты энтузиаст и тебе просто нравится учить детей, с какого-то момента этих трудностей для тебя не существует. Ты входишь в детскую аудиторию, как в море, ты можешь в тысячный раз рассказывать очередным школьникам один и тот же факт, и тебе не скучно, потому что вслед за ними ты видишь его новыми глазами – даже догадываешься, как соотнести его с тем, с чем и не думал соотносить раньше. Для тебя будет праздником, если кто-то из учеников тебя превзойдет, а иначе ты будешь тосковать и считать, что год не удался. Если бы все учителя были такими, можно было бы и не пытаться жестко выстроить систему образования, а положиться на их интуицию и наплевать на неопределенность. Но, по-видимому, таких учителей на каждое поколение не больше, чем гениев в любой области – не так чтоб уж очень мало, но на всех не хватит, даже если относиться к ним бережно.

Жить в мире, где не каждый из нас гений, тоскливо, конечно, но приходится. Эта беда вполне может быть связана с тем, что в детстве нам помешали развивать свои естественные способности. Если так, есть надежда вырваться из этого порочного круга и не помешать, в свою очередь, детям – шанс, может, один на миллион, но попробовать стоит. Хотя бы потому, что альтернатива – прислушиваться к людям, которые требуют "перестать соблазнять дебилов видами на образование, дать им возможность спокойно сесть у телека с пивасиком, не мешать им и не портить им аппетит". Странное требование, дебилов ведь вообще трудно сбить с толку – скажем, сами эти люди, как правило, считают себя интеллектуалами, будучи дебилами, и это нисколько им не мешает.

Расчет на то, что к чему-то хорошему могут приблизить реформы "сверху", пока не представляется осмысленным. "Верхи" явно не могут, если бы и хотели. Технические ходы вроде аккуратной разработки единого государственного экзамена несут в себе очевидные всем системные ошибки, и не последняя из них – слишком узкое толкование понятия"справедливого конкурса". В чем цель экзамена? Нам говорят: в том, чтобы понять, что ребенок усвоил из предыдущего обучения, и может ли он учиться дальше. Допустим. Пусть задания экзамена достаточно хорошо продуманы, чтобы по результатам можно было составить об этом представление. Но это будет представление как о способностях ребенка, о его желании учиться и его добросовестности, так и о том, как его учили – и эти два фактора невозможно разделить.

Даже в предположении, что каждый ребенок может понять, хорошо его учат или плохо, а каждый родитель может найти своему ребенку хорошую школу или заработать на репетитора – это экзамен не только для детей, но и для родителей. На нем проверяется, оказался ли родитель социально / финансово состоятельным, захотел ли он и смог ли подсуетиться и найти ребенку хороших учителей. Если это не так – всем школьникам, из плохих школ или из хороших, должны быть созданы условия для честного соревнования. Как – неизвестно. Если же это так, то обе стороны экзамена, и конкурс детей, и соревнование между родителями, должны быть сделаны максимально прозрачными. Как – неизвестно. Выделять государственные кредиты на репетитора для малоимущих? Нам скажут – это профанация идеи образования; репетитор ведь есть не что иное, как организм, паразитирующий на несовершенстве бесплатной образовательной системы. Вывешивать рейтинги учителей, сумевших заинтересовать почти всех учеников в классе, а не только пятерых отличников? А как их составлять – ведь в каждом классе бывает по несколько учителей, а сколько-нибудь объективная статистика существует только по результатам экзаменов. При текущих условиях как минимум странно звучит требование "соревноваться честно и не списывать", обращенное к детям: у этого бегуна личные сапоги-скороходы, у этого ковер-самолет, у этого шапка-невидимка, а ты беги себе босиком, да смотри, не срезай углы! Вон у товарища простые фирменные кроссовки, а ничего, бежит и показывает неплохой результат. А вот этих камушков мы нарочно насыпали, чтобы проверить упругость ваших подошв. А как исправить положение, неизвестно.

Представление о том, что честность – это удобно, именно в смысле житейского комфорта, вообще-то первое, что должно оставаться от образования, "когда забудется все, чему учили". Иногда и забывать все необязательно.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

00:57 Госдеп осудил удар по российскому госпиталю в Сирии
00:35 Премьер Турции выразил надежду на отмену виз с Россией
00:00 Россия заблокировала резолюцию по Сирии в Совбезе ООН
05.12 23:53 Нью-Йорк попросил у Обамы 35 млн долларов на охрану Трампа
05.12 23:15 Замглавы МИД передал Тегерану предложения Госдепа по Сирии
05.12 23:10 Президент Италии призвал премьера не покидать пост до утверждения бюджета
05.12 22:35 Трамп и его дочь встретились с Альбертом Гором
05.12 22:25 Московские власти завершили снос третьего списка самостроя
05.12 22:18 Васильева анонсировала синхронизацию литературы и истории в школе
05.12 21:49 Минкомсвязи пригласило на работу миллион IT-специалистов
05.12 21:35 Глава правительства Франции заявил об уходе в отставку
05.12 21:01 Путин задумался о проверке правительства на употребление алкоголя
05.12 21:00 Путин поделился планами после ухода из политики
05.12 20:46 МТС отказалась повышать тарифы за рубежом
05.12 20:43 Минфин Чечни отказался от претензий к размеру дотаций
05.12 20:28 Путин объяснил засилье криминала на ТВ
05.12 20:08 Главком ВС Украины рассказал об ожидании российского удара «отовсюду»
05.12 20:07 Путин объяснил пользу замещения импорта
05.12 19:44 Фигурант дела о «крымских диверсантах» отказался от показаний
05.12 19:44 WikiLeaks выложил в сеть переписку зятя Эрдогана
05.12 19:25 86 бывших депутатов не съехали со служебных квартир
05.12 19:13 «Мемориал» признал блогера Соколовского политзаключенным
05.12 19:01 Белый дом подтвердил встречу глав США и Японии в Перл-Харборе
05.12 18:44 Формирование правительства Свердловской области практически завершено
05.12 18:40 Путин подписал закон о штрафах за недопуск газовиков к проверке плит
05.12 18:28 Путин поручил создать орган власти по адаптации мигрантов
05.12 18:23 ФАС предложила запретить госкомпаниям покупать акции коммерческих фирм
05.12 17:55 В Алеппо умерла вторая сотрудница российского госпиталя
05.12 17:53 Путин вошел в тройку людей года по версии читателей Time
05.12 17:33 Инженеры выяснили причину перегрева Galaxy Note 7
05.12 17:27 Европа определилась с приоритетами в космических исследованиях
05.12 17:13 В разбившемся в Югре автобусе мог пропасть видеорегистратор
05.12 17:09 Кировский суд отказал в возвращении дела «Кировлеса» в прокуратуру
05.12 16:51 Чечня пообещала добиваться увеличения бюджетных дотаций
05.12 16:37 Путин пригласил избранного президента Узбекистана в Россию
05.12 16:26 Медведев решил «ограничить аппетиты» чиновников при госзакупках
05.12 16:08 Ливийские военные освободили Сирт от ИГ
05.12 16:01 Шувалов сообщил об изменении условий поддержки ипотеки
05.12 15:47 Минобороны подтвердило гибель в Сирии российского медика
05.12 15:41 Песков прокомментировал потерю второго истребителя с «Адмирала Кузнецова»
05.12 15:25 Дадина перевели в колонию в Кировской области
05.12 14:49 СМИ сообщили о гибели в Алеппо российской медсестры
05.12 14:47 Дело о ДТП в Югре передано Главному следственному управлению СКР
05.12 14:41 В конце дня шахматисты склонны к более рискованным ходам
05.12 14:32 Президентом Узбекистана избран Шавкат Мирзиёев
05.12 14:29 Минкомсвязи обсудит с прокурорами зарплату главы «Почты России»
05.12 14:08 Арбитраж в Киеве обязал «Газпром» выплатить 6,8 млрд долларов
05.12 13:54 «Почта России» запустила свои самолеты
05.12 13:26 Источник сообщил о падении в море второго истребителя с «Адмирала Кузнецова»
05.12 13:26 Цена барреля Brent впервые за полтора года превысила 55 долларов
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.