10 декабря 2016, суббота, 09:52
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

ТЕАТР

Пандоравирусы: поражает не размер, а непохожесть

Pandoravirus salinus
IGS CNRS-AMU

Партнер проекта

Этим летом весь мир облетело сообщение ученых об открытии пандоравирусов. Он имеет гигантский для мира вирусов размер – 1,5 на 0,5 микрометра, то есть его с легкостью можно увидеть в оптический микроскоп. Прошлые претенденты на роль гиганта среди вирусов – мимивирус и мегавирус – ему уступают. Однако быстро стало ясно, что самое необычное в новом вирусе – это вовсе не размер, а его непохожесть на другие организмы.

Напомним недавнюю историю открытия. Мир узнал о пандоравирусах 19 июля из статьи в журнале Science. Авторами статьи была группа французских ученых, которую возглавляли Жан-Мишель Клавери (Jean-Michel Claverie) и его жена Шанталь Абержель (Chantal Abergel). Как и предыдущие рекордсмены, мимивирус и мегавирус, новый гигант был обнаружен в ядре амеб рода Acanthamoeba. Впервые его нашли в амебе из проб взятых возле побережья Чили, близ впадения в океан реки Тенкен. Еще две амебы со сходным вирусом были найдены в водах пруда в Австралии, недалеко от Мельбурна. Исследователи присвоили обнаруженным вирусам родовое название Pandoravirus, чилийский вид стал называться Pandoravirus salinus, так как обнаружен в амебе, обитающей в соленой воде, а австралийский – Pandoravirus dulcis.

Пандоравирусы в организме попадались ученым и ранее, но не были опознаны как вирусы из-за своего большого размера.

Надо отметить, что, как выяснили исследователи после поиска среди научных публикаций, пандоравирусы в организме попадались ученым и ранее, но не были опознаны как вирусы из-за своего размера. Их принимали за бактерий или архей. Действительно, не только размер вируса Pandoravirus salinus превосходит все известные аналогии, но и геном его, имеющий 2,5 миллиарда пар оснований, для вируса огромен. Вполне тянет на небольшую бактерию. Генома Pandoravirus dulcis несколько меньше, но тоже впечатлят – 1,9 миллиарда пар оснований.

Когда геном пандоравируса (P. salinus) был исследован, выяснили новые удивительные вещи. Лишь менее семи процентов генов этого вируса имеют аналоги у других представителей органического мира. Это крайне мало. Столь малое генетическое сходство пандоравирусов с кем бы то ни было, заставило ученых предположить, что существовали какие-то другие формы жизни (ни вирусы, ни бактерии, ни археи, ни эукариоты), от которых произошли пандоравирусы. Сторонники теории панспермии, предполагающие, что жизнь на Землю была занесена из космоса, уже высказали мнение, что это событие могло произойти дважды: один раз на Землю попали предки все прочих организмов, а в другой – предки пандоравирусов.

Не исключена вероятность и происхождения пандоравируса из бактерий. Согласно одной из теорий возникновения вирусов, все вирусы возникли из очень сильно редуцировавшихся бактерий. Таким может быть и пандоравирус. Вызывает сомнение только слишком малая близость его генома к бактериям.

Однако не все ученые спешат присоединиться к открывателям пандоравирусов в постулировании нового домена. Они указывают на недостаточную изученность геномов вирусов, на несомненные совпадения в геноме пандоравирусов и других вирусов, а также на особенности эволюции вирусов, в которой возможен активный обмен генетическим материалом с другими организмами, что делает трудным определение места конкретного вируса на филогенетическом древе.

В любом случае пандоравирусы поставили перед исследователями немало интересных вопросов. Следует ожидать появления новых гипотез, авторы которых постараются объяснить происхождение вирусов-гигантов и причины, по которым они достигли такого размера. Также весьма вероятны открытия новых представителей этой группы, ведь психологический барьер, заставляющий видеть в объекте размером в 1 микрометр не вирус, а бактерию, теперь сломан.