Амебы-убийцы добрались до человеческого мозга

Увидев такой заголовок, можно решить, что это выдумка бульварной журналистики вроде появления чупакабры в Нижегородской области. Или заготовка сценария для одной из серий «Секретных материалов». Но, каким бы удивительным это не казалось, такая смертельно опасная амёба действительно существует и представляет собой пока еще нерешенную проблему для врачей. Недавно сообщили об очередной жертве амебы в США.

Знакомство ученых с этой амебой произошло в начале 1960-х. Австралийские врачи Малькольм Фаулер (Malcolm Fowler) и Родни Картер (Rodney F. Carter) опубликовали в British Medical Journal статью, в которой описали четыре случая гибели пациентов детской больницы в Аделаиде от острого менингита, вызванного неизвестной ранее инфекцией. Первым погибшим в 1961 году стал девятилетний мальчик из города Порт-Огаста. Врачи не обнаружили никакой патологии, кроме большого количества амёб неизвестного ранее вида в мозге и мозговых оболочках. В 1965 году в Аделаиде произошло еще три сходных случая, от менингита умерли две восьмилетние девочки и мужчина 28 лет.

У всех больных первым симптомом были вялость, потеря интереса к обычным занятиям, на следующий день начинались лихорадка, сильные головные боли, боль в горле, заложенность носа. Врачи, которым показывали заболевших детей, ставили диагноз инфекция верхних дыхательных путей и начинали лечения антибиотиками. К концу третьего дня состояние больных заметно ухудшалось, начиналась рвота, расстройства сознания, галлюцинации. Детей госпитализировали с предварительным диагнозом острый менингит. Развивалась глубокая кома, сердечная и дыхательная недостаточность, и, не смотря на все усилия врачей, на четвертый день наступала смерть. У единственного взрослого пациента болезнь протекала аналогично, только в его случае она длилась в течение двух недель.

Виновником заболевания оказалась амеба, которая впоследствии получила название Naegleria fowleri – в честь одного из описавших ее врачей. Она отнюдь не стремится проникнуть в организм человека, паразитизм не является для нее «нормой жизни», как для малярийного плазмодия, лямблии или дизентерийной амебы. Ее жизнь подробно описала микробиолог Франсин Марсиано-Кабраль (Francine Marciano-Cabral). Обычно Naegleria fowleri живет в теплых пресных водоемах, иногда ее находят в почве. Она похожа на ту обыкновенную амебу (Amoeba proteus), которую мы изучали в школе: передвигается с помощью ложноножек, питается бактериями, размножается делением. При некотором ухудшении условий жизни амёба переходит в жгутиконосную форму, которая может передвигаться с большей скоростью. В особо неблагоприятных условиях (отсутствие пищи, высыхание водоема, падение температуры ниже 10оС), подобно многим одноклеточным, образует цисту и ждет лучших времен.

Безобидное течение жизни Naegleria fowleri заканчивается, если она вдруг попадает в человека. Обычно это происходит при купании. Если человек просто проглотит воду, амеба погибнет в его желудке, но, когда амеба оказывается в носовой полости, она выживает, и ей ничего не остается делать, как питаться клетками человека. Причем предпочитает она нервные клетки, хотя может фагоцитировать также эритроциты, лейкоциты и другие типы клеток.

Внедрившись в слизистую оболочку носа, амебы по нервным волокнам проникают в головной мозг, где живут, питаясь его клетками. В результате начинается описанная Фаулером и Картером болезнь, которую назвали первичный амёбный менингоэнцефалит (primary amoebic meningoencephalitis). Первые симптомы проявляются через 1-7 дней после заражения, болезнь быстро прогрессирует, смерть наступает в течение 7-14 дней. Заразиться амебой непосредственно от больного невозможно.

К счастью, случаи заражения амёбой Naegleria fowleri достаточно редки, всего описано немногим более двух сотен. Помимо Австралии, они отмечены в Чехии (где погибло 16 человек, купавшихся в закрытом бассейне), Новой Зеландии, Великобритании, Пакистане, Иране, Мексике, Нигерии, Таиланде, на Тайване. Наиболее часто – более ста двадцати случаев за полвека – первичный амебный менингоэнцефалит встречается в южных штатах США. Анализируя старые гистологические образцы, Уильям Сайммерс (William St. Clair Symmers) обнаружил амеб в тканях пациента из английского графства Эссекс, умершего в 1909 году.

Чаще всего жертвами болезни становятся дети, которые чаще купаются в неподходящих для этого местах. Источником заражения может стать домашний бассейн, вода в котором недостаточно чиста. Порой из-за недостаточного контроля за водопроводной водой, амеба проникает и в нее. В Новой Зеландии люди заразились на геотермальных источниках. В Великобритании  Описаны также случаи заражения при использовании водопроводной воды для промывания носа. Один крестьянин в Нигерии заразился, взяв из пруда воду для ритуального омовения перед намазом (оно включает промывание носа).

До этого года были известны лишь два случая выздоровления больных: в 1978 году в Калифорнии и в 2003 году в Мексике. Медики полагают, что в этих случаях попались ослабленные штаммы амебы. Смертельная амеба Naegleria fowleri в 2000-х годах проникла даже в массовую культуру: с ней безрезультатно пытались бороться врачи из популярного телесериала «Доктор Хаус».

Летом 2013 года стал известен случай двенадцатилетней Кэли Хардиг (Kali Hardig) из Арканзаса, которая заразилась Naegleria fowleri в аквапарке. Врачи для спасения жизни девочки применили милтефозин. Этот препарат изначально был разработан и лицензирован для химиотерапии рака молочных желез. Однако клинические испытания показали его эффективность в лечении лейшманиоза – болезни, вызываемой одноклеточным паразитом. В дальнейшем стали проверять действие милтефозина на других болезнетворных простейших. И в целом ряде случаев он продемонстрировал свою эффективность, в том числе и в отношении Naegleria fowleri. Но эти испытания проводились in vitro, и до случая в Арканзасе никто не проверял работу препарата в организме больного. Чтобы замедлить развитие инфекции, медики погрузили пациентку в искусственную кому и охладили ее тело до 34оС. Ожидания врачей, возлагавшиеся на экспериментальное лекарство, оправдались. Милтефозин убивал амеб, у девочки начала восстанавливаться речь, координация движений, она снова стала ходить.

11 сентября девочка была выписана из больницы. Ей еще предстоит пройти период реабилитации, но восстановление идет хорошо, и состояние Кэли Хардинг не вызывает у врачей опасений. Вполне вероятно, что какие-то последствия поражения головного мозга будут сохраняться длительное время или даже останутся навсегда, но в любом случае судьбу Кэли можно назвать счастливой.

Однако о полной победе над Naegleria fowleri говорить пока рано. В августе 2013 года в США было еще два случая заболевания, у мальчиков четырех и двенадцати лет, закончившиеся летальным исходом. При этом в одном из них не помогло и применение милтефозина.