29 марта 2024, пятница, 04:58
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

23 сентября 2013, 15:08

Меркель III

Ангела Меркель
Ангела Меркель
Фото: DPA

В минувшие выходные  в Германии прошли  выборы в Бундестаг 18-го созыва. Именно эти выборы определяют политическую расстановку сил в стране на ближайшие четыре года. Германия —  парламентская республика, президент избирается депутатами и обладает крайне незначительными полномочиями.

В очередной раз на выборах победили правые. Однако победа, которая на первый взгляд выглядит разгромно, вынудит Ангелу Меркель начать диалог с левыми партиями.

Исторически сложилось, что правый фланг германского политического спектра выглядит своеобразно. Существует устойчивая коалиция двух партий — Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза. Причем ХСС действует только в рамках одной земли, Баварии. Вообще Бавария в послевоенной Германии обладает достаточно широкой автономией, в чем-то ее можно сравнить с Татарстаном в России. Бавария, например, до сих пор самостоятельно охраняет свои внешние границы, а также демонстративно одевает местную полицию в собственную униформу. В соответствии с коалиционным соглашением, ХСС не выставляет своих кандидатов в Баварии, а ХСС — по всей остальной стране. Две партии настолько тесно сотрудничают друг с другом, что их коалицию принято упрощенно называть ХДС/ХСС, не вдаваясь в подробности.

Другая правая партия — Свободные демократы, действующие по всей стране и иногда выступающие чуть не с либертарианской позицией.

Левый фланг выглядит намного привычнее: есть большая социал-демократическая партия, СДПГ, есть зеленые, которые так и называются, есть партия с ультралевыми для Германии взглядами, она называется просто «Левые».

 

Коалиция ХДС/ХСС во главе с Ангелой Меркель на выборах 22 сентября получила 41,5 процент и займет 311 мест в парламенте из 630, то есть почти половину. Это наибольший процент с 1990 года, когда Восточные земли впервые голосовали на выборах в Бундестаг, и наибольшая фракция в парламенте с 1957 года, когда партию вел на выборы еще Конрад Аденауэр, первый канцлер послевоенной Германии.

Свободные демократы получили 4,8 процента голосов и в парламент не прошли. Это реальный провал. Ранее с 1949 года партия попадала в парламенты всех созывов, а на предыдущих выборах получила 14,6 процента голосов и провела в парламент 93 депутатов. Такой низкий результат на прошедших выборах был предопределен двумя факторами. Во-первых, заметную часть голосов оттянули на себя европессимисты из партии «Альтернатива для Германии». Они получили всего на 30 тысяч голосов меньше, 4,7 процента. Во-вторых, на этот раз лидеры коалиции ХДС/ХСС решили не делиться голосами с младшими партнерами.

В Германии достаточно сложная система выборов. На первый взгляд все просто: половина мандатов в Бундестаге распределяется по одномандатным округам, половина — по пропорциональной системе.

На самом деле все сложнее. Избиратель и правда получает два бюллетеня, один с именами кандидатов, второй с названиями партий. В парламент попадают только набравшие более 5% голосов партии или те, чьи кандидаты победили не менее чем в трех одномандатных округах. Внутри одной партии мандаты распределяются среди тех, кто одержал победу в одномандатных округах. Если партия получила больше мандатов, чем имеет победителей в округах, то оставшиеся парламентские места заполняются согласно партийному списку. Если же у партии меньше мандатов, чем победителей в одномандатных округах, то для таких кандидатов в Бундестаг вводятся дополнительные места.

Руководство партии ХДС/ХСС зачастую призывает своих сторонников отдать свой «второй голос», то есть идущий за партийные списки, в пользу Свободных демократов. Это, как правило, выгодно, так как ХДС/ХСС и так одерживает победу во множестве одномандатных округов.

В 2013 году, однако, такого призыва не прозвучало, правые партийные боссы решили, что сами нуждаются в голосах избирателей. Расчет был сделан, видимо, на завоевание парламентского большинства ХДС/ХСС в одиночку — для этого коалиции не хватило всего лишь пяти мандатов. Возможно, также, руководители ХДС/ХСС решили таким образом «проучить» своих младших партнеров, которые на предыдущих выборах получили слишком много голосов.

 

В любом случае Ангела Меркель, хоть и получила самую большую фракцию в парламенте, вынуждена будет договариваться с одной из левых фракций для того, чтобы кабинет имел уверенный перевес в Бундестаге.

Пока наиболее предпочтительной выглядит коалиция с СДПГ — левой партией, которая ближе всех находится к «центру». «Большая коалиция» (так называют вынужденный союз двух самых больших, но идеологически противоположных по взглядам партий в парламенте) в Германии на федеральном уровне уже существовала.

В 1966 году, когда стало понятно, что в федеральном бюджете зияет порядочная дыра, руководство ХДС приняло решение поднять налоги, против чего выступили их партнеры из Свободных демократов. В результате переговоров канцлер Людвиг Эрхард ушел в отставку, новый кабинет создал Курт Кизингер, в него вошли представители ХДС/ХСС и СДПГ.

Вторая «большая коалиция» была создана в 2005 году. Тогда, как и сегодня, победу на выборах одержала ХДС/ХСС, однако у нее и Свободных демократов не хватило голосов для формирования кабинета. Большинство было у левых сил: три партии, СДПГ, «Левые» и «Зеленые», имели 327 голосов из 598. Однако европейские парламентские демократии, по традиции, выстраивают так называемый «санитарный кордон» перед радикальными партиями, даже если они получают заметную поддержку в обществе — такие движения стараются не допускать в правительство. «Левые», несомненно, по немецким меркам относятся к слишком уж радикальным партиям, так что в 2005 году руководство СДПГ предпочло оказаться на вторых ролях в кабинете впервые возглавившей правительство Ангелы Меркель, но не допускать в федеральное правительство представителей «Левых».

Несмотря на то, что «Левые» уже попадали в правительства двух регионов, Берлина и Передней Померании, а также сегодня участвуют в правящей коалиции Бранденбурга, им вряд ли в ближайшее время светит хотя бы один портфель федерального министра.

В теории ХДС/ХСС может пойти на альянс с «Зелеными», тем более что такая коалиция дважды складывалась на региональном уровне, в Гамбурге и Сааре. Однако, как показывает практика, разногласия между двумя партиями по ключевому для «Зеленых» вопросу экологии слишком сильны для создания коалиционного федерального правительства.

В итоге Ангеле Меркель, скорее всего, придется договариваться с СДПГ, и Германию будет ждать новое «черно-красное» правительство, третье за всю историю. Вряд ли канцлеру это будет приятно, вряд ли и руководство СДПГ в восторге от того, что придется идти на перемирие с главным политическим противником. Но выбора ни у той, ни у другой стороны, похоже, нет.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.