19 марта 2024, вторник, 10:00
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 сентября 2013, 09:25

Академия под дождем

Академик Юрий Апресян стоял у Совета Федерации под музыку дождя и цитату из Салтыкова-Щедрина
Академик Юрий Апресян стоял у Совета Федерации под музыку дождя и цитату из Салтыкова-Щедрина
Фото Н. Деминой

24 сентября 2013 года непрерывно лил дождь, но к Совету Федерации периодически подходили ученые, чтобы постоять в одиночном пикете против законопроекта о реформе РАН. Больше всего меня поразил приход академика РАН Юрия Апресяна, который стоял под дождем у входа c фразой из Салтыкова-Щедрина: «Есть легионы сорванцов, у которых на языке «государство», а в мыслях – пирог с казенной начинкою». 

Юрий Дереникович потом посетовал, а где, мол, 1200 членов Академии? «Наверное, считают все эти акции бессмысленными», – предположила я. «Так и я считаю их бессмысленными», – с иронией и грустью сказал 84-летний академик, но нельзя же безропотно принимать всё то, что делают с Академией наук. 

Этот день был днем протеста историков, лингвистов и географов. Утром географа Сергея Черноморца из МГУ сменила член-корр РАН Ольга Соломина из Института географии РАН, затем караул был сдан географу Вячеславу Шуперу, который передал пост лингвисту Юрию Апресяну. 

«Хоть я считаю, что все это бесполезно, все равно нужно до последнего сопротивляться этому безобразному закону и тому безобразному способу, которым он был принят. И вообще это плевок в лицо гражданскому обществу, хотя не все это понимают», – сказала Ольга Соломина, пока Юрий Дереникович стоял в пикете. 

«Что будут делать ученые делать после принятия закона?», – спросила я Ольгу. «Я думаю, что большинство все-таки уедет. - ответила она. - Вопрос в том, кто останется в этой стране. Похоже, что началась активная война против интеллигентности. Ну, что - будем приспосабливаться, как обычно. Я – пенсионерка, мне ничего не страшно, но, наверное, я куда-нибудь уеду, еще поработаю, потому что здесь будет работать невозможно, это совершенно ясно». 

Видеозапись комментария О. Соломиной: 

«Может быть, не все так плохо? Кто-то говорит, что наконец-то над учеными не будет “гнета Президиума РАН”», – спросила я. «Я – член-корреспондент РАН, а в законе очень туманно написано, что с нами будет. Мы очень хорошо знаем тех людей, которые нами будут управлять. Да и они частично уже нами управляют. Только что я два дня заполняла какую-то бумагу, которую должны заполнить все члены Ученого совета. Бесконечное количество какой-то ахинеи, индексы цитирования, DOI, …. И это не самое страшное, ведь по формальным критериям у меня нет никаких проблем. Я публикуюсь на Западе, и цитируемость у меня неплохая для географии. Просто это люди другого сорта, они думают о своей карьере, они будут лезть по головам, как они обычно это делают в бюрократических учреждениях». 

«В этом году мы отметили 150-летие со дня рождения Вернадского. Владимир Иванович прожил очень трудную жизнь, полную опасностей, в самые кошмарные периоды нашей истории. Но мог ли он предположить, что 150-летие его рождения будет отмечено ликвидацией Академии наук?» – сказал, в свою очередь, Вячеслав Шупер. «Мы будем работать при любых обстоятельствах, нам не привыкать. Мне уже 60, я никуда не поеду, но мой исключительно талантливый ученик, которому сейчас 26, вполне может поехать за границу, раз мы тут никому не нужны. Я его отговаривать не буду», – сказал географ. 

Видеозапись комментария В. Шупера:

Неожиданно встреченный нами у Совета Федерации президент РАН Владимир Фортов сказал, что постарается донести до Валентины Матвиенко настроения в трудовых коллективах и информацию о региональном аспекте. 

Видеокомментарий В.Е. Фортова, 24 сентября 2013 г.:

Судя по голосованию на следующий день, глава высшей палаты парламента и другие сенаторы сочли, что настроения в трудовых коллективах РАН ничего тревожного для судеб страны не сулят. Впрочем, решили создать некую специальную рабочую группу, которая будет мониторить ситуацию с создаваемым Агентством по управлению имуществом Академии наук. 

«Это же глупый закон, и откуда он идет понятно, уж не из этого дома, – сказал географ Юрий Мачерет, стоявший в пикете, когда Фортов шел на встречу с Матвиенко. – Наука в подвешенном состоянии. Нас как при крепостном праве приписали к какой-то собственности и продают ‘вместе с крестьянами’». 

Видеозапись комментария Ю. Мачерета:

«Пришла безумная анкета: публикации за 5 лет, конференции за 5 лет, количество аспирантов. Надо полмесяца, чтобы ее заполнить. Какая бессмысленная затея, непонятно кому она нужна. Проверять членов Ученого совета на состоятельность – это глупо. И кто будет их проверять», – сказал он. Кажется, именно эта анкета была последней каплей, которая вывела его на акцию протеста. 

Юрия Апресяна и Юрия Мачерета сменила членкор РАН Анне Дыбо. Затем героическая Елена Ляпустина из Института всеобщей истории РАН простояла у Совета Федерации больше часа, держа плакат «Не трогай мои чертежи». Эти слова, по легенде, были сказаны Архимедом римскому воину, убившему знаменитого математика и механика. А Анна Владимировна в это время, прячась от дождя, сидела у стены здания парламента на корточках и работала над статьей в ноутбуке, периодически отвечая на вопросы по лингвистике звонившим коллегам. Проходившие мимо нее с регулярностью раз в полчаса покурить сотрудницы СФ – девицы в легинсах и на высоченных каблуках и довольные жизнью мужчины в хороших костюмах – не могли скрыть своего удивления. 

Большой интерес охранников здания вызвало появление зам. директора Института географии РАН Александра Беляева, который стоял у Совета Федерации под проливным дождем. «Скажите, этот тот самый телеведущий?» – спросил меня охранник. А полицейский попросил Беляева показать документы. Последним в «карауле» в тот день был молодой ученый-географ Илья Шоркунов. 

«Это абсолютно никчемный документ, – сказал Беляев о законопроекте. – не имеющий отношения к развитию нашей науки, в которое я, все-таки, верю. Этот законопроект как минное поле, поэтому обсуждать его не имеет смысла». 

На Совет Федерации у Александра Беляева не было надежды, а вот на президента еще оставалась: «Хотелось бы, чтобы он утром встал, нормальной головой подумал и притормозил вводить в действие этот закон». «Слава Богу, что у нашего народа и наших ученых есть очень хороший союзник – это наша погода, она очень тонко чувствует состояние общества и солидарна с этим состоянием», – сказал он в заключение своего комментария «Полит.ру». 

Видеозапись комментария А. Беляева:

Лингвист Анна Дыбо отметила, что главный посыл проводящейся в России реформы образования и науки – «это дальнейшая бюрократизация». «Я не могу сказать, что это тотальное усиление контроля, но …реально это все выливается в бюрократизацию. Бюрократизация приводит к видимости деятельности». 

«Начиная с позапрошлого года, Министерство образования и науки занялось усилением отчетности в РАН. Теперь мы пишем отчет не раз в полгода, а четыре раза в год. И объем отчета увеличился. …Эта же тенденция наблюдается в образовании. Стандарты третьего поколения, в отличие от стандартов второго, они что делают? Я делала программу по историческому языкознанию для бакалавриата теоретической и прикладной лингвистики, а до этого я делала такую же программу для специалистов. Старая программа занимала пять страниц, новая – 25 страниц, а содержательно она не изменилась». 

Видеозапись комментария А.В. Дыбо:

Гуляния у Совета Федерации, состоявшиеся 25 сентября, были не такими многочисленными как у Госдумы и собрали около 400 человек. Приходящих на акцию встречали несколько автозаков, да и ОВД «Тверское», примыкавшее к зданию парламента. Свой протест пришли выразить академики РАН Александр Кулешов, Алексей Старобинский, Сергей Стишов, Валерий Рубаков, Виктор Васильев и Юрий Апресян. Пока Рубаков давал интервью иностранным репортерам на английском языке, в отделение полиции отвели голодающего уже девятый день геолога Бронислава Гонгальского, а затем биолога из Пущино Александра Осипова. Ученых отпустили после полутора часов в отделении и оформления протоколов. 

Доктор геолого-минералогических наук Бронислав Гонгальский голодает с 17 сентября, о чем он написал президенту РФ Владимиру Путину и даже получил ответ. «Представители регионов, как вы будете выходить из кризиса без науки? Голодовка 9-й день. 9.2 кг жертвую во благо Российской науки», – было написано у него на листе А4, за что его и задержали в начале гуляний ученых. Впрочем, он сам говорит, что отношения к гуляниям ученых не имел, а пришел с одиночным пикетом, на что у него было косвенное разрешение в ответе от администрации президента. 

«Торшин по секрету со мной поделился, что Агентство по имуществу РАН возглавит Фортов. Но я подписки о неразглашении не давал, и на «Дожде» Лобкову об этом сказал», – весело выдал нам все парламентские секреты Гонгальский. «Нас не интересуют академические стипендии, нас интересует возможность работать. Сейчас такой возможности не будет», – уверен Бронислав Иосифович.

Видеозапись комментария Б.И. Гонгальского: 

Его рассказ о ситуации с разведкой и добычей месторождений был печален, но, как говорится, "без бутылки" на холоде в нем было не разобраться:

«Как вы себя чувствуете?», – спросила я. «Замечательно. Может быть, кто первый раз... А я себе если сказал, что голодаю, то голодаю без потери трудоспособности». Потом он неспешно пошел к метро. «Быстро я уже не могу». 

Кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника Института биофизики клетки РАН Александра Осипова освободили, выдав протокол о якобы несанкционированном пикете и нарушении по ст КоАП 20.2 ч.2. «У меня зарплата 17 тысяч и 4 детей, где я им 20 тысяч найду», – сказал он, узнав о грозящем ему административном штрафе. Суд, как и у Бронислава Гонгальского, у него намечен на 11 часов утра 22 октября. 

«Надо соорганизовываться. Не хватает организованности, не хватает людей, не хватает внятного понимания, что можно было бы делать, чтобы это было не просто выражением позиции, а результативными действиями», – заявил Александр в комментарии «Полит.ру». 

Почему Александру не нравится принимаемый закон? Может быть, правы те, кто говорит, что хуже не будет? Закон Осипову не нравится по трем причинам. «Первый аспект – тривиально-бытовой. В стране осталась только одна недоразворованная область – наука, и ее решили доворовать, чтобы всю страну подчистую. Но это эмоции, которые не могут быть документом», – отрецензировал самого себя биолог. 

Видеозапись комментария А. Осипова:

«А вот, что касается самой Академии и закона непосредственно: фактически ученого, который что-то делает, собираются лишить инструмента его работы. Науку за редким исключением нельзя делать на кухне, и лишение управления имуществом означает, что мы лишаемся своего рабочего инструмента: институтов, лабораторий и т.д. Кроме того, передача науки под управление чиновников по очевидным причинам ни к чему хорошему не приведет. Мы имеем очень хороший пример структуры, параллельной РАН, которая создавалась чиновниками, и в которую вливаются огромные деньги – Курчатник. Выхлопа научного немного, а денег уходит много. То, что останется от Академии, ожидает та же самая ситуация». 

«Какие настроения в Пущино? Что народ говорит?». - «Народ говорит то же самое, что и везде. Люди понимают, что ни к чему хорошему это не приведет. А дальше доминируют две точки зрения. Первое мнение: "А что мы можем? Все равно это ни к чему не приведет". А второе мнение: "Мы ученые, мы занимаемся наукой, а заниматься политикой – не дело ученого". В результате мы имеем очень мало людей, которые в явной форме выражают на улице свой гражданский протест. Одна из необходимых вещей сейчас – разъяснять и агитировать даже среди ученых по поводу необходимости каких-либо действий. Без этого мы не сможем проводить агитацию в народе. Мы не сможем доносить до народа ситуацию и возможные действия, если мы не можем ее донести даже до самих себя. Значит, что-то нужно делать в этом направлении», – уверен Александр. 

«Что вы будете делать дальше?», – спросила я у одного крупного ученого, пришедшего на «гуляния». «Как, что?! Баррикадироваться!». - «А если без шуток?» - «Так, я не шучу, будем баррикадироваться, чтобы не пускать ЭТИХ». Он был очень зол на главу РАН Владимира Фортова, мол, все сдал, надо было избирать Жореса Алферова, у того «хоть стержень есть», и хоть он и пожилой, но «на полгода его бы хватило». 

В заключение акции физик из ФИАН Евгений Онищенко рассказал, что в четверг, в 11 утра, он и другие представители академического профсоюза принесут в приемную президента РФ на ул. Ильинка более 120 тыс. подписей граждан России. «Было много кампаний по сбору подписей ученых. И одна из самых массовых – это проведенная Профсоюзом научных работников РАН». Он также сообщил, что 28 сентября в 12 часов в Новопушкинском сквере состоится встреча граждан с депутатами Госдумы от КПРФ. «Почему такая форма? Мэрия Москвы отвергла все наши заявки – и Болотную площадь, и площадь Революции, и разрешила собраться только на Суворовской площади. Но эта площадь не в центре и достаточно небольшая», – сказал Евгений. «Было решено не соглашаться на те площадки, которые предлагают власти, а согласиться на более массовую акцию в Новопушкинском сквере». 

Каковы настроения ученых? «Настроения не радостные, потому что несмотря на успокоительные заявления властей, того же Путина, который сказал 4 сентября, что будут приняты практически все предложения Академии наук… И это заявление в значительной степени успокоило научное сообщество». Из слов президента РФ выходило, что он согласовал с Фортовым то, что научные и кадровые вопросы по НИИ останутся в ведении Академии наук, а Агентство будет контролировать лишь недвижимое имущество. «В тех поправках, которые появились после дня выборов, 13 сентября, из Администрации президента, эта основная договоренность была проигнорирована». 

«Если президент Путин подпишет этот закон, то будет очевидно, что он договоренностей с Фортовым не придерживается, говорит одно, а делает другое. Это должно быть очевидно всем ученым и всем гражданам России. Хочет ли Путин себя представить как политика, который за свои слова отвечает или как человека, который слово дал, слово взял – он нам и покажет», – подчеркнул Евгений Онищенко. 

В день, когда Совет Федерации при двух воздержавшихся одобрил законопроект о реформе РАН, было опубликовано открытое письмо восьми глав отделений РАН президенту РФ Путину. В нем они предупредили главу государства о возможных рисках, которые грозят стране после подписания закона. 

Если доверять информации из разных источников о том, что законопроект о реформе трех академий был разработан в администрации Президента РФ при активном участии советника Путина Андрея Фурсенко и главы Управления президента РФ по научно-образовательной политике Александра Хлунова, то процедура подписания президентом не несет в себе никакой интриги. Ждать чудес не приходится. Но, тем не менее, пока документ не подписан, пространство маневра у Путина еще остается. 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.