Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
3 декабря 2016, суббота, 07:36
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Как звучал индоевропейский праязык

«Овца и кони» - басня, сочиненная Августом Шлейхером в 1868 году на праиндоевропейском языке
«Овца и кони» - басня, сочиненная Августом Шлейхером в 1868 году на праиндоевропейском языке
 
Партнер проекта

Журнал Archaeology, выпускаемый  Американским археологическим институтом (Archaeological Institute of America), предложил посетителям своего сайта услышать, как звучала речь на индоевропейском праязыке. Подготовил реконструкцию и выступил в качестве диктора компаративист Эндрю Бёрд (Andrew Byrd) из Университета штата Кентукки.

Бёрд использовал два текста, которые уже известны в индоевропеистике. Первый - басня «Овца и кони» опубликован в 1868 году одним из пионеров реконструкции индоевропейского праязыка Августом Шлейхером. Шлейхер придерживался оптимистичных взглядов на результаты праязыковой реконструкции. Он писал, что индоевропейский праязык «нам совершенно известен», и, видимо, был уверен, что написанная им басня была бы без труда понята древними индоевропейцами.

В дальнейшем компаративисты стали сдержаннее оценивать праязыковую реконструкцию. Они лучше, чем Шлейхер представляли всю сложность реконструкции связного текста, а главное - понимали некоторую условность реконструируемого праязыка. Им была ясна и сложность синхронизации восстановленных языковых явлений (ведь праязык менялся во времени), и диалектная неоднородность праязыка, и то, что какие-то элементы праязыка могли не отразиться в языках-потомках, а значит, реконструировать их невозможно.

Тем не менее, периодически лингвисты предлагают обновленные версии текста шлейхеровской басни с учетом последних достижений сравнительно-исторической фонетики и грамматики индоевропейских языков. Текст оказался удобным способом продемонстрировать развитие индоевропейской реконструкции.

Второй текст называется «Царь и бог». Он основан на эпизоде из древнеиндийского трактата «Айтарея-брахмана», где царь просит бога Варуну даровать ему сына. Профессор Калькуттского университета Субхадра Кумар Сен предложил ряду ведущих индоевропеистов написать "перевод" текста на индоевропейский праязык. Результаты были опубликованы в Journal of Indo-European Studies в 1994 году. Целью опроса было на наглядном материале продемонстрировать различия во взглядах ученых на индоевропейский язык. Порой различия касались не только фонетики или морфологии языка. Например, Эрик Хэмп предпочел вместо бога Веруноса (Варуны) упомянуть  другого - Лугхуса (известно в ирландской мифологии под именем Луг), видимо, посчитав, что Варуна недостаточно надежно реконструируется на праиндоевропейском уровне.

Несмотря на занимательность подобных опытов, не следует забывать всю условность и предлагаемых текстов, и, тем более, их звукового облика.

«Овца и кони»

Овца, [на] которой не было шерсти, увидела коней: одного, везущего тяжелую повозку, другого - с большой поклажей, третьего, быстро несущего человека. Овца сказала коням: сердце теснится [во] мне, видя коней, везущих человека. Кони сказали: послушай, овца, сердце теснится [от] увиденного: человек - господин, делает шерсть овцы теплой одеждой [для] себя, и [у] овец нет шерсти. Услышав это, овца повернула [в] поле.

Вот как должен был выглядеть индоевропейский текст басни, по мнению Августа Шлейхера.

Avis akvāsas ka

Avis, jasmin varnā na ā ast, dadarka akvams, tam, vāgham garum vaghantam, tam, bhāram magham, tam, manum āku bharantam. Avis akvabhjams ā vavakat: kard aghnutai mai vidanti manum akvams agantam. Akvāsas ā vavakant: krudhi avai, kard aghnutai vividvant-svas: manus patis varnām avisāms karnauti svabhjam gharmam vastram avibhjams ka varnā na asti. Tat kukruvants avis agram ā bhugat.

Такой вариант предложили в 1979 году Уинфред Леманн и Ладислав Згуста:

Owis eḱwōskʷe

Gʷərēi owis, kʷesjo wl̥hnā ne ēst, eḱwōns espeḱet, oinom ghe gʷr̥um woǵhom weǵhontm̥, oinomkʷe meǵam bhorom, oinomkʷe ǵhm̥enm̥ ōḱu bherontm̥. Owis nu eḱwobh(j)os (eḱwomos) ewewkʷet: "Ḱēr aghnutoi moi eḱwōns aǵontm̥ nerm̥ widn̥tei". Eḱwōs tu ewewkʷont: "Ḱludhi, owei, ḱēr ghe aghnutoi n̥smei widn̥tbh(j)os (widn̥tmos): nēr, potis, owiōm r̥ wl̥hnām sebhi gʷhermom westrom kʷrn̥euti. Neǵhi owiōm wl̥hnā esti". Tod ḱeḱluwōs owis aǵrom ebhuget.

А вот этот текст басни «Овца и кони» озвучил Бёрд:

H2óu̯is h1éḱu̯ōs-kwe

 h2áu̯ei̯ h1i̯osméi̯ h2u̯l̥h1náh2 né h1ést, só h1éḱu̯oms derḱt. só gwr̥hxúm u̯óǵhom u̯eǵhed; só méǵh2m̥ bhórom; só dhǵhémonm̥ h2ṓḱu bhered. h2óu̯is h1ékwoi̯bhi̯os u̯eu̯ked: “dhǵhémonm̥ spéḱi̯oh2 h1éḱu̯oms-kwe h2áǵeti, ḱḗr moi̯ aghnutor”. h1éḱu̯ōs tu u̯eu̯kond: “ḱludhí, h2ou̯ei̯! tód spéḱi̯omes, n̥sméi̯ aghnutór ḱḗr: dhǵhémō, pótis, sē h2áu̯i̯es h2u̯l̥h1náh2 gwhérmom u̯éstrom u̯ept, h2áu̯ibhi̯os tu h2u̯l̥h1náh2 né h1esti. tód ḱeḱluu̯ṓs h2óu̯is h2aǵróm bhuged.

«Царь и бог»

Жил-был царь. У него не было детей. Царь хотел сына. Он попросил жреца: «Пусть родится у меня сын!». Жрец сказал царю: «Молись богу Веруносу». Царь обратился к богу Веруносу с молитвой: «Услышь меня, отец Верунос». Бог Верунос спустился с небес: «Чего ты хочешь?» - «Я хочу сына» - «Да будет так» - сказал сияющий бог Верунос. Жена царя родила сына.

Этот вариант реконструкции использовал Эндрю Бёрд:

H3rḗḱs dei̯u̯ós-kwe

H3rḗḱs h1est; só n̥putlós. H3rḗḱs súhxnum u̯l̥nh1to. Tósi̯o ǵʰéu̯torm̥ prēḱst: "Súhxnus moi̯ ǵn̥h1i̯etōd!" Ǵʰéu̯tōr tom h3rḗǵm̥ u̯eu̯ked: "h1i̯áǵesu̯o dei̯u̯óm U̯érunom". Úpo h3rḗḱs dei̯u̯óm U̯érunom sesole nú dei̯u̯óm h1i̯aǵeto. "ḱludʰí moi, pter U̯erune!" Dei̯u̯ós U̯érunos diu̯és km̥tá gʷah2t. "Kʷíd u̯ēlh1si?" "Súhxnum u̯ēlh1mi." "Tód h1estu", u̯éu̯ked leu̯kós dei̯u̯ós U̯érunos. Nu h3réḱs pótnih2 súhxnum ǵeǵonh1e.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM iPhone MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi Адыгея Александр Лавров альтернативная энергетика Анастасия Волочкова «Ангара» антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика аутизм Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса британское кино Византия визуальная антропология викинги вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология геофизика глобальное потепление грибы грипп дельфины демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк зрение Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лексика лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг моллюски Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. одаренные дети онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы РадиоАстрон ракета растения РБК РВК РГГУ регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы сердце сериалы Сингапур сланцевая революция смертность СМИ Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа школьные олимпиады эволюция эволюция человека экология эмбриональное развитие эпидемии этика этнические конфликты этология Юпитер ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.