Адрес: https://polit.ru/article/2013/10/04/av041013/


04 октября 2013, 17:37

Взгляд КГИ на выборы и распределение мандатов

Комитет гражданский инициатив, возглавляемый экс-заместителем председателя правительства РФ Алексеем Кудриным, разработал свои рекомендации к корректировке избирательного законодательства.

Среди рекомендаций КГИ выделяются две, самые непростые: «Запретить использование методов распределения мандатов, не отвечающих критериям пропорциональности, в частности, метода делителей Империали; уход на региональных и муниципальных выборах от несвязанной смешанной системы». Что за этим кроется - пояснил политолог Аркадий Любарев.

По его словам, нынешняя система распределения мандатов обеспечивает дополнительное преимущество партии власти: «Есть такой термин «сфабрикованное большинство». Мы решили его не использовать и заменить на «непропорционально большинство», хотя в научном сообществе он существует с 2005 года, а в англоязычной литературе еще дольше. Это ситуация, когда партия получает менее половины голосов, но по итогам у нее больше половины мандатов». Существуют два фактора, влияющих на ситуацию.

Метод делителя Империали  (ликбхз – тут, см. "Вопрос 8") имеет отношение только к распределению мандатов по партийным спискам. Такой матметод распределения дает преференции победившей партии. Утверждается, что его создатель, маркиз Империали даже не скрывал, что собирался с помощью него ограничить пропорциональную систему в Бельгии. Главная претензия экспертов к методу состоит в том, что этот вариант распределения мандатов не отражает реальную пропорцию набранных голосов между партиями. Дополнительные мандаты просто забирает тот, за кого проголосовало большинство избирателей.

Второй фактор связан с тем, что на российских выборах места в парламенте, полученные по одномандатным округам просто суммируются с мандатами партийного списка. Это и называется "несвязанной смешанной системой выборов". А в качестве примера связанной системы Любарев привел Германию – там все сложнее и применяются различные корректировки.

По расчетам Любарева, эти два фактора на последних выборах обеспечили «Единую Россию» «непропорциональным большинством» в девяти региональных парламентах из шестнадцати, где проходил выборы, и соответственно, в семи городских собраниях административных центров из двенадцати.

На взгляд главы КГИ, экс-заместителя председателя правительства РФ Алексея Кудрина, нынешние разговоры о реформе избирательной системы со стороны власти напоминают «жонглирование»: «Сначала у нас было много партий, потом были ограничения по количеству партий, доведенные до предела. Теперь у нас обратная ситуация  – снова вернулись к большому списку партий. У нас была также система, когда партии обязаны были собирать подписи для регистрации своих выдвиженцев. Потом это было отменено. Сейчас обсуждается возвращение этой нормы».

В остальном большинство рекомендаций, изложенных КГИ, мало чем отличаются от аналогичных предложений других оппозиционных лидеров и партий: отмена муниципального фильтра, возврат избирательного залога, увеличение доли допустимого брака в подписных листах, отмена требования для кандидатов отказаться от зарубежных активов до избрания, конкретизация перечня документов для регистрации кандидатов и партсписков, восстановление института избирательных блоков т.д. Все они основаны на проекте «Избирательного кодекса», разработанного экспертами «Голоса». Этот документ глава КГИ А.Кудрин обещал продвигать еще в феврале этого года.

«Гражданская платформа» недавно тоже представила свой доклад, с похожими  рекомендациями. Зато рекомендации КГИ охватывают почти все проблемные вопросы, которые имеются в избирательном законодательстве.

Особо Кудрин выделил проблему единого дня голосования. Он считает, что от него «пострадала» даже «Единая Россия». Имеет смысл ввести хотя бы два дня, а лучше – каждому региону дать свой. «Экономии денег здесь точно нет. Экономия достигается в совмещении в единый день голосования внутри субъекта. А внутри всей страны это не дает серьезной экономии. Надо подстраиваться под удобство тех субъектов, в которых очередные выборы планируются», – добавил экс-министров финансов и не политологический аргумент.

Сам он заявил, что, хотя все рекомендации и будут донесены до власти, основной их целью является показать гражданам «альтернативу». Но, судя по всему, есть у доклада и еще одна цель – Алексей Кудрин публично присоединился к сообществу деятелей, критикующих российскую избирательную систему.

Председатель КГИ добавил, что созданию рекомендаций предшествовал тщательный анализ прошедших избирательных кампаний: «Такого полного обзора, как доклады КГИ, сегодня ни у кого нет».

На собственно рабочей части заседания комитета свои позиции излагали региональные эксперты. И они показали, что даже там, где вроде бы победила не власть, по итогам выборов у альтернативных политических сил не все в порядке. Так, Евгений Ройзман неизбежно должен будет сотрудничать с городской администрацией, но наибольший интерес представляется ситуация в городском собрании Красноярска. О ней подробно рассказал депутат Госдумы фракции «Справедливая Россия» Валерий Зубов. На выборах в городское собрание он возглавлял список эсеров. По итогам выборов, 14 мандатов неожиданно получили «Патриоты России», 12 мандатов – «Единая Россия», 5 мандатов – «Справедливая Россиия», 4 мандата – «Гражданская платформа», 1 мандат – КПРФ. Казалось бы, для партии власти ситуация не самая выгодная.

Но только набравшие больше всех «Патриоты России» в итоге не получили ни поста спикера, ни вице-спикера. Их представители даже не возглавили большинство комитетов. Просто представители власти в регионе успели заручиться поддержкой справороссов и депутатов от «ГП» перед заседанием гордумы. Зубов отметил, что пытался убедить коллег не отдавать добровольно свою силу, но не вышло.

А в Тольятти избранный в 2012 мэр Сергей Андреев, вошедший в федеральный гражданский комитет «ГП», призывал на выборах в гордуму голосовать за команду губернатора. Местный эксперт считает, что его ужаснула судьба Урлашова.

Коррекция избирательной системы в какой-то мере может позволить представителям альтернативных партий добиться власти в регионах. Но только прецеденты говорят о том, что даже в этом случае им вовсе не обязательно дадут эту власть применить.