Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
10 декабря 2016, суббота, 02:14
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Древнегреческая религия: взгляд из XXI века

Смерть Поликсены. Древнегреческая ваза, ок. 550 года до н.э.
Смерть Поликсены. Древнегреческая ваза, ок. 550 года до н.э.

В июне 2013 года в журнале Currents in Biblical Research вышла статья професора Северо-Каролинского Универститета Фреда Нэйдена, которая подводит итог изучению древнегреческой религии в ХХ веке и открывает перед историками и филологами новые перспективы.

С XIX века в науке было принято подчеркивать, что восприятие религии древними греками в корне отличается от нашего. В чем же состоит это отличие? Во-первых, по мнению ряда ученых, для древних греков не была важна вера в богов. Вера – свойство догматических религий, а древнегреческая религиозная система таковой не являлась. На первое место сторонники такого подхода выдвигали ритуал, провозгласив, что для греков не важно, как верить в богов, а важно правильно почитать их, совершая обряды. Таким образом, сами боги, их существование и свойства отходили на второй план, а часто и вовсе оставались без внимания. Предметом изучения стали ритуалы, правила, праздники, святилища. Первенство ритуала позволило сосредоточиться на понятии священного и на том, как священное воплощалось в пространстве храма, во времени религиозного праздника и в единстве участников ритуала.

Основная функция религии по Дюркгейму заключается в том, что она солидализирует группу людей вокруг божества, создает общество.

Из этого единства, возникающего вокруг ритуального действия, следует вторая провозглашаемая особенность древнегреческой религии: ее огромное значение для общественной жизни греков. Концепция религии как общественной деятельности была предложена социологом Эмилем Дюркгеймом в 1912 году и значительно повлияла на изучение древнегреческой религии в ХХ веке. Основная функция религии по Дюркгейму заключается в том, что она солидаризирует группу людей вокруг божества как носителя общей идентичности и таким образом создает общество. В науке об античности теорию Дюркгейма развивали структуралисты Ж.-П. Вернан и М. Детьен. Их взгляд состоял в том, что совместный ритуальный пир был для греков ключевым обрядом, который структурировал политическую и социальную жизнь городской общины.

Знаменитая полисная теория греческой религии, предложенная Кр. Сурвину-Инвуд в небольшой статье в 1991 года, во многом восходит к социологии религии в духе Дюркгейма: «Религия стала центральной идеологией полиса, она давала структуру и значение всем элементам, составлявшим идентичность полиса... Религия была самым центром греческого полиса». Теория полисной религии до сих пор доминирует в классической филологии и археологии: в 2011 году Роберт Паркер опубликовал обширное исследование греческой религии, в основе которого лежат идеи Сурвину-Инвуд.

Кроме того, древнегреческая религия долгое время считалась религией без жрецов, как назвал ее Вальтер Буркерт в эпохальной книге «Греческая религия: архаика и классика», вышедшей в 1977. Также ей отказывали и в морали: Эрик Робертсон Доддс в не менее знаменитой книге «Греки и иррациональное» (1951) продемонстрировал, что греческая философия и религии находились, скорее, в оппозиции друг к другу, и этические вопросы были прерогативой философов.

Эти особенности греческой религии, волновавшие историков и филологов ХХ в., направлены во многом на то, чтобы преодолеть европейское представление о религии, которое сформировалось под влиянием христианства. Однако Нэйден остроумно показывает, что, отталкиваясь от христианства, большинство исследователей в нем же и увязло. В книге «Дымовые сигналы богам» (2013) он рассматривает различные теории жертвоприношения как центрального ритуала греческой религии и делает вывод, что они сформировались под влиянием христианских представлений о жертве, вине и искуплении.

Различные теории жертвоприношения как центрального ритуала греческой религии сформировались под влиянием христианских представлений о жертве, вине и искуплении.

На рубеже нового тысячелетия многие гипотезы, предложенные учеными в ХХ в., стали подвергаться сомнению. Так, был заново открыт институт жречества в греческой религии, безапеляционно отвергнутый Буркертом. Оказалось, что у греков было очень много различных исполнителей культа: храмовый персонал, мистериальные должности, пророки и гадатели. Была размыта и граница между частной и общественной религией. Появились исследования по межполисной религии, которая играла не менее важную роль для греческих общин, чем полисная. Далеко продвинулось изучение мистериальных культов и магии. Накопился огромный эпиграфический материал, в том числе так называемые «священные законы», который поставил под сомнение еще одну гипотезу Буркерта о том, что в греческой религии не было законов, данных богами, в отличие от религий откровения.

Одним из решающих открытий стало понятие веры как культурного явления. О вере заговорил уже Томас Харриссон в связи с «Историей» Геродота. В книге «Божество и история: религия Геродота» он доказывает, что религиозные воззрения Геродота сыграли главную роль в его концепции истории. Тема веры постепенно отвоевывает у ритуала все больше позиций. Гарвардский филолог Альберт Хенрикс опубликовал в 2010 году статью «Что такое греческий бог?», в которой предлагает вернуть теологию в изучение греческой религии. Хенрикс выдвигает тройную теологическую модель греческого бога: его ключевые качества это бессмертие, антропоморфизм и могущество.

Теология, как считает Хенрикс, это античное понятие, которое может и должно применяться к языческой религии, тем более, что впервые оно появляется у Платона. Нэйден вслед за Хенриксом предлагает отказаться от абстрактных структуралистских теорий ХХ в. и вернуться к богам как к существам, обладавшим в представлении греков личностью. Примером такого подхода к богам как к личностям, которые живут, действуют и вступают в общение с людьми, можно считать книгу Нэйдена «Дымовые сигналы богам». В ней он анализирует жертвоприношения в греческой религии с точки зрения того, угодны или неугодны они богам, которые могут как принять, так и отвергнуть жертву.

По мнению Нэйдена и Хенрикса, следует описывать верования греков с точки зрения их собственной системы ценностей, а не с точки зрения универсальных категорий, которые хотя и претендуют на научную объективность, все-таки само их формурование остается под влиянием наших собственных представлений. Если для самих греков боги были важны, то мы должны изучать их теологию, пусть и не кодифицированную в текстах: эмоции, память, воображение верующих. Боги должны изучаться в опыте (эпифания), чувствах (вера) и мыслях (теология) верующих.

Работы Нэйдена открывают новую эпоху в изучении древнегреческой религии. Впрочем, многое в его подходе напоминает теоретические работы феноменологов религии ХХ в. Рудольфа Отто, Уильяма Бреде Кристенсена, Мирча Элиаде и других, которые также делали акцент на личном религиозном опыте, переживании божества, вере индивида и его свидетельстве о своих верованиях, а также настаивали на несводимости религиозного опыта к социальным или психологическим явлениям. Феноменология религии как методология не получила широкого признания в науке ХХ века. Возможно, она окажется востребована и в XXI веке.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Facebook Google GPS IBM iPhone PRO SCIENCE видео ProScience Театр Wi-Fi альтернативная энергетика «Ангара» античность археология архитектура астероиды астрофизика Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса визуальная антропология вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология глобальное потепление грибы грипп демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии коронавирус космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. открытия палеолит палеонтология память педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы ракета растения РБК РВК регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы Сингапур смертность Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа эволюция эволюция человека экология эпидемии этнические конфликты этология ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.