28 марта 2024, четверг, 19:22
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

10 октября 2013, 12:34

Рельсы Жаждут Денег

Российские железные дороги
Российские железные дороги
Фото: rzd.ru

Российские железные дороги запросили у федерального правительства субсидию в размере 30 миллиардов рублей. По мнению монополии, эта сумма позволит покрыть убытки от заморозки тарифов. Также РЖД просят восстановить резерв по сомнительным долгам пригородных пассажирских компаний, что может принести монополии еще почти 19 миллиардов.

Срочное обоснование необходимости получения федеральных денег потребовалось железнодорожникам из-за того, что правительство в 2013 году внезапно решило заморозить тарифы естественных монополий.

С начала 2000-х годов рост тарифов стабильно опережал инфляцию, причем иногда в разы. В результате с 2000 года, за 12 лет, тарифы выросли, в зависимости от услуги, в 6-12 раз, а официальная инфляция за тот же период составила «всего лишь» 300 процентов.

 
Алексей Кудрин

Правительство объясняло необходимость роста цен на услуги естественных монополий и сектора ЖКХ тем, что в 1990-е годы тарифы росли существенно медленней инфляции, что привело к застою в отрасли и истощению всяких запасов прочности. В ответ на критику «слева», которая обвиняла правительство в росте цен, министр финансов Алексей Кудрин в 2006 году заявил, что рост тарифов не влияет на инфляцию.

Министр финансов исходил из того, что инфляция является чисто монетарным феноменом и вызывается не регулированием тарифов, а увеличением денежной массы и перекосами расходной части бюджета. Вполне понятная экономическая теория для простых россиян звучала как издевательство: министр, получается, заявил, что цены растут не из-за того, что правительство поднимает цены.

В начале 2010-х годов ситуация кардинально изменилась. Теперь правительство начало сдерживать рост тарифов. Вначале это было приурочено к президентским выборам 2012 года, затем оказалось, что и в 2013 году не стоит поднимать тарифы слишком сильно. И вот, ближе к осени 2013 года, правительство решило вовсе заморозить рост тарифов на услуги естественных монополий и ЖКХ. Теперь оказалось, что сдерживание роста цен на коммунальные и транспортные услуги позволит российскому бизнесу сэкономить миллиарды рублей, что приведет к росту экономики, снижению инфляции и прочим благам.

Новой политикой правительства, само собой, оказались недовольны в жилищно-коммунальном секторе и в естественных монополиях. Особенно громко дали понять о своем недовольстве в РЖД.

Сразу после появления информации о заморозке тарифов, в том числе и на грузовые железнодорожные перевозки, в прессе регулярно со ссылкой на источники в РЖД начала появляться информация о том, как монополия собирается дать отпор инициативе правительства.

 
Фото: rzd.ru

В РЖД, неофициально, угрожали увольнением 62 тысяч человек, переводом половины штата на сокращенную рабочую неделю, остановкой всякого строительства. Теперь, по данным «Ведомостей», требуют примерно 50 миллиардов рублей, при том, что тарифы на перевозку нефтепродуктов будут все-таки повышены.

Аппетиты РЖД всегда были большими: это один из крупнейших работодателей в стране, а сами железные дороги со времен Витте считаются «кровеносной системой» внутреннего рынка страны.

Но в последнее время РЖД заявила о себе как чуть ли не о крупнейшем потребителе федеральных дотаций.

В августе стало известно о планах по строительству трех новых вокзалов в Москве. С нового Курского будут отходить скоростные поезда в Казань и Сочи, вокзал на месте современной станции Каланчевская будет принимать экспрессы из Петербурга, а на месте станции Царицыно должен быть обустроен вокзал для обычных поездов, отправляющихся в южном направлении. Вся эта программа, по замыслу РЖД, должна обойтись бюджету в 1,4 трлн рублей.

Еще 560 млрд должно быть потрачено на «восточный полигон российских железных дорог» — модернизацию БАМа и Транссиба.

К Чемпионату мира по футболу РЖД планирует построить высокоскоростную магистраль от Москвы до Казани, которая в отдаленном будущем может быть продлена на восток до Красноярска. На это требуется 970 миллиардов, в том числе 650 — из бюджета.

 
Владимир Якунин. Фото: rzd.ru

Все эти проекты принято называть «инфраструктурными». Суть в том, что строить их вроде как надо, а прибыли они не принесут никогда. Из-за этого деньги на строительство должно выделять государство — ни одна частная компания не может себе позволить вложить десятки и сотни миллиардов рублей в априори неокупаемые проекты.

Организация такого масштаба как РЖД, само собой, обладает недюжими лоббистскими способностями. Якунин может встретиться с президентом Путиным для совместного поедания глухаря, в прессе могут появиться угрозы массовых увольнений, к которым, безусловно, прислушиваются министры социального блока правительства.

В итоге 50 миллиардов, которые требует сейчас у правительства РЖД — капля в море по сравнению с триллионными проектами, которые, возможно, начнут реализовываться уже в самое ближайшее время. Но железнодорожникам, похоже, важен сам принцип получения денег из бюджета.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.