Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
17 августа 2017, четверг, 14:43
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

Александр Ковальджи

Школа: «не благодаря реформам, а вопреки»

"Дети должны учиться активно. Вообще, замечено, что чем сильнее ребенок, тем больше у него вопросов"
"Дети должны учиться активно. Вообще, замечено, что чем сильнее ребенок, тем больше у него вопросов"
Из архива героя интервью

Интервью с зам. директора по науке лицея «Вторая школа», директором Вечерней многопредметной школы (ВМШ) при лицее «Вторая школа» Александром Ковальджи. Беседовала Наталия Демина. 

Продолжая разговор о реформе науки и образования в России. Представьте гипотетическую ситуацию, что вы – министр образования, что бы вы сделали на этом посту? Какой была бы ваша программа-минимум?

Я бы, прежде всего, занимался вещами стратегическими. Я бы профессию учителя сделал более привлекательной. Во-первых, с точки зрения оплаты труда, во-вторых, с точки зрения нагрузки. Я бы раза в два уменьшил количество обязательных очных часов для учителя, чтобы у него оставалось время для саморазвития, для написания статей, для участия в дискуссиях и семинарах по обмену опытом.

Какое количество часов вам кажется оптимальным?

Я думаю, что было бы оптимально где-то 12 часов в неделю. Тогда возможна более качественная подготовка, проверка домашних заданий, индивидуальное внимание отдельным детям как слабым, так и сильным, плюс общение с коллегами. Тогда человек бы мог больше заниматься чтением книжек, освоением каких-то программных продуктов, в конце концов, написанием своих книжек. Если же учитель, приходя домой, без сил валится на кровать, то так долго протянуть нельзя, учитель выгорает и деградирует.

Но если опытные учителя не будут перегружаться, откуда взять дополнительное число хороших учителей?

Я сейчас говорю об образе идеального будущего. Сейчас есть больная система, а есть система, к которой надо перейти. Сейчас поощряется большая нагрузка учителей, потому что это повышает среднюю зарплату. Руководители нашего образования помешаны на средней зарплате любой ценой: хотите – сокращайте, хотите – перегружайте, только вынь да положь выше средней по экономике. Это безобразие! Все эти формальные показатели экономической эффективности фиктивны, поскольку ставка-то оплаты труда не повысилась. Да и конкуренция в учительской профессии не так важна, как важно сотрудничество и взаимопомощь, которые при излишней конкуренции не развиваются.

Я думаю, что нужно всячески привлекать к профессии учителя талантливую молодежь, но она туда пойдет, только если будут какие-то перспективы. И в смысле получения служебного жилья, и в смысле не слишком большой нагрузки и еще определенной свободы, потому что учитель не должен быть замучен поурочными планами. Одна учительница мне рассказывала, что в их школе требуют написать все домашние задания с 1 сентября по 31 мая.

Зачем?!

Таков технологический процесс, учитель должен все расписать «от» и «до». Это, конечно, безобразие.  Допустим, учитель видит, что дети забыли, как составлять и решать уравнения, ему бы посвятить урок этим воспоминаниям, но нет поурочные планы приказывают гнать «лошадей» дальше по программе. А то, что программа при таких прорехах не может быть нормально усвоена, никого из проверяющих не волнует.

А если класс будет усваивать какой-то материал труднее или легче, то все пошло-поехало.

Да-да. Как бы я ни готовился к уроку, но если я чувствую, что сейчас у детей возник какой-то важный вопрос, допустим, почему на нуль делить нельзя, я тут же его подхватываю и говорю: «О, какие молодцы, какие замечательные вопросы задаете! Давайте обсудим». На этот разговор может уйти полчаса. Я вроде бы не выполнил программу урока, но я знаю, что с точки зрения их образования такой разговор о делении на нуль может быть более важен, чем любое количество информации, которую я попытаюсь в них впихнуть без желания усвоить с их стороны.

Учителей надо спрашивать по конечному результату, а не по промежуточным отчетам, мол, какое домашнее здание ты дашь ребятам через 10 месяцев. Сейчас я с большим опасением смотрю на систему «Дневник.ру», потому что Институт качества образования и вообще все административные структуры непрерывно обрабатывают текущие отметки, которые учителя пишут в дневнике.

Дальше средних баллов не идет. Средний балл по предмету, средний балл по ученику, средний балл по учителю, средний балл по школе, прогноз среднего балла, и пошло-поехало. Начинается фетишизация этих отметок, а поскольку они начинают играть преувеличенную роль, то, естественно, и учителя, и директора понимают, что от этого зависит их благополучие. Они начинают завышать отметки. Это очевидно, и иначе быть не может. Тем не менее, всё это внедряется.

И мы сейчас опять получаем эти антирейтинги. Руководитель института педагогического мастерства Иван Ященко рассказывал на совещании в Департаменте, что он и его коллеги провели анализ «Дневника.ру», ранжировали школы по средним баллам по предметам, а потом смотрели те же результаты по ЕГЭ, оказалась, что корреляция отрицательная. Чем больше в школе создают видимость благополучия, тем хуже качество обучения на выходе. Спрашивается: кому нужны такие формы контроля и поощрения?

И кому они нужны?

Как кому? Чиновникам. Понимаете, чиновники, вообще, в некотором смысле должны оправдывать свое существование. Если они не будут без конца держать в страхе подчиненных, то вдруг какой-то подчиненный додумается задать вопрос: «А зачем эти чиновники нужны? Может быть, без них лучше, может быть, мы и так справимся».

Второй пункт в нашей программе – что же делать с чиновниками?

Система управления школьным образованием должна быть, конечно же, более доброжелательной. Допустим, приходит какая-то комиссия с проверкой, их самая главная цель – это нагнать страху, найти побольше нарушений и написать какой-нибудь страшный протокол о том, сколько всего надо исправить. Но ведь целью любой комиссии должно быть другое – как помочь школе работать, не застращать, не заставить лезть из кожи вон, а нормально работать.

Во многом у нас не хватает врачей от педагогики: врачей по отношению к детям, врачей по отношению к учителям, врачей по отношению к администрациям школ, то есть некой заинтересованности и доброжелательности. Но у нас, как только что-то не так, то говорят: «Надо снять директора!», «Уволить учителя!». Всё делается какими-то грубыми средствами. Всё держится на страхе, на принуждении. Как горько шутил Евгений Ямбург, «Школа это место, где дети мешают учителям писать отчеты».

С ног на голову.

Понимаете, школа держится на личной, глубокой заинтересованности директора и учителей в их работе. Директор 31-го лицея в Челябинске Александр Попов любит школу, любит детей, страшно переживает за всё, что ему хочется сделать, у него в голове туча планов, только успевай реализовывать, успевай добиваться, ему вечно не хватает денег на реализацию задуманного, он все время ищет, как и что улучшить, как кому помочь. Причем иногда делает фантастические вещи: из какого-то маленького городка приехала мама, сказала, что есть ребенок, который очень интересуется математикой, но у них совершенно нет средств, и А.Попов этого ребенка принял, на свои деньги его поддерживал и так далее.

Как вы объясните то, что с ним происходит? Публикуются предположения, что якобы борьба с ним – это борьба со всем оригинальным и живым в образовании. Почему раньше с ним не боролись, а сейчас начали? Почему он сейчас перестал устраивать чиновников?

Я думаю, что это достаточно случайный процесс, могло быть и на пять лет раньше. То, что именно сейчас, именно в этом году, это случайность. Просто, как говорится, кому-то на мозоль наступил, и началась кампания. Кроме того, тут, может быть, и неслучайно, потому что довольно много сейчас таких случаев, когда хороших учителей подставляют и пытаются их убрать.

Сколько таких случаев вы знаете? Десяток?

Я знаю около пятнадцати.

По разным регионам России?

Да, конечно. Ноя за этим, во-первых, не слежу специально, во-вторых, это, как правило, те случаи, которые вышли на поверхность. Я думаю, что большинство случаев до нас просто не доходят. У учителей и директоров не хватает ни сил, ни умения придать это гласности. Я думаю, что здесь логика, похожая на реформу РАН, что слишком самостоятельные учителя и директора очень раздражают систему управления и вертикаль власти. Они все время показывают, что управляющие только мешают работать. Тот же Попов прекрасно бы обошелся без Управления образованием. А, представьте себе, какая была бы экономия зарплаты на всех этих проверяющих!

Еще у меня есть такая ключевая идея, это относится не только к образованию, а вообще к организациям любой системы, что повышенный контроль должен быть только тогда, когда возникает что-то новое, когда нужно тщательно наблюдать, мониторить, или когда новый учитель, новый сотрудник, и еще непонятно, что он за человек, что он умеет. Знаете, как бывает молодой водитель, а рядом сидит опытный, и второй все время отслеживает, что первый делает, что правильно, что неправильно, дает полезные советы. Но чем лучше у работника идут дела, тем меньше надо его контролировать.

У нас же, когда контролируют учителей, то контролируют всех одинаково: что молодых, что пожилых, для всех одинаковые правила игры. Это неправильно. Как только у человека начинаются успехи, и при этом нет никаких проблем и жалоб, значит, надо ему давать больше свободы и больше денег, и меньше отчетов, вообще, в какой-то момент сказать: «Делай, что хочешь». Тому же Попову я бы сказал: «Делай и проси, что хочешь, а мы будем помогать всем миром».

Странно, что губернатор так не делает.

А им Закон об образовании не позволяет, им Трудовой кодекс не позволяет. Надо менять всю систему сверху донизу. Таким людям нужно лишь какие-то общие направления задавать, и то в качестве пожелания. А у нас, к сожалению, всё сводится к мелочному контролю. В школу приходит очередной проверяющий, и порой доходит до смешного. Есть требование, что все учителя должны повышать квалификацию.

Один из самых известных учителей Москвы по литературе рассказал, как к ним в школу пришла какая-то проверяющая девчонка и говорит ему: «Так, а где у вас курсы повышения квалификации?». Он отвечает: «Милочка, вы знаете, я сам веду курсы повышения квалификации». Она говорит: «Это все замечательно, но у вас должны быть курсы повышения квалификации». «Милочка, но ведь если я прочитал курс повышения квалификации, значит, я его прослушал. Запишите, что я его прослушал свой курс». Вот до чего доходит.

Что же вам дает повод для оптимизма? В целом получился довольно грустный рассказ.

Повод для оптимизма… Ну, и в советские времена выживали, когда было засилье идеологии, когда у каждой школы на стенде перед входом должна была висеть газета «Правда», когда нужно было без конца проводить ленинские зачеты и прочее, и прочее. Я все это проходил. Мы как-то выжили. Однако всё дело в том, что выживают немногие. Многие школы превращаются в совершенно унылые, калечащие детей заведения.

И сейчас то, о чем я говорил, что отметки стали играть слишком гипертрофированную роль в жизни школы, приводит к тому, что детей начинают обманывать и родителей тоже, создают видимость благополучия. То есть по отметкам ребенок отличник, всё ОК. Потом такие отличники идут поступать к нам в школу, и тут выясняется, что по обычной школьной программе они ничего не понимают.

Я стараюсь в присутствии родителей всё это говорить, потому что они должны четко понимать, что происходит с их детьми. Так вот выясняется, что дети просто дрессированные. Они что-то такое близко к тексту выучили, могут типовую задачку в два счета решить, но при этом они не понимают, что они делают, как они решили, чем они занимаются. У меня был такой случай, что парень пришел поступать в 10-й класс. Я говорю: «Понимаете, что вы сильно отстали». «Нет, – говорит, – у меня все хорошо». Да,  квадратное уравнение он решил мгновенно. И тут я его спрашиваю: «А что такое квадратный корень?». И оказывается, что он понятия не имеет, что такое квадратный корень, хотя дискриминанты считает. А еще хуже, когда начинаешь спрашивать, что такое рациональное число или основное свойство дроби.

Как же он вычисляет корни квадратного уравнения, если не знает, что такое квадратный корень?

Автоматически по рецепту. Это называется манипуляция с символами.

То есть он не знает, что такое квадратный корень?

Нет, он вообще не знает, что это такое. Я спрашиваю: «Корень из двух, это как понимать? Допустим, я ничего не знаю, объясни мне, что это такое». Он экает, мекает и даже вспомнить не может. К сожалению, сейчас произошла ужасная вещь, это не только с математикой произошло, что школа превратилась в такой дрессировочный центр. А ЕГЭ, кстати, это очень стимулирует. Если раньше на каждом учебнике математики были написаны слова Ломоносова, что «математику затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит», теперь этого не пишут, потому что теперь этого не делают.

Когда я пытаюсь спасти этих детей, я им говорю: «Милые, хорошие, вот вы отличники, значит, вы учитесь ради отметки, но учиться-то надо не для этого, не для мамы, не для учителя, а для себя». А в чем разница? А разница очень большая. Когда человек учится для себя, он хочет понять, чему его учат, зачем его учат, как этим пользоваться, и тогда у него появляются вопросы.

Для меня это критерий: если прошел урок, и у детей не было вопросов по существу, значит, урок был плохой, это вообще не урок. Дети должны учиться активно. Вообще, замечено, что чем сильнее ребенок, тем больше у него вопросов. Причем у сильных учеников такие вопросы, на которые учитель не всегда сразу может ответить. У нас многие учителя говорят: «Знаешь, я дома посмотрю серьезные книжки, посоветуюсь с моими друзьями». Например, ребенок может спросить: «А почему стекло прозрачное, почему свет в нем не застревает?». Попробуйте ответить.

Есть очень простые серьезные вопросы, которые должны возникать. Я у школьников спрашиваю: «Вы проходили, что на 0 делить нельзя? Проходили. А почему нельзя? Ты когда-нибудь задавал этот вопрос? Мало ли, что сказали нельзя, а вдруг можно». Многие дети и родители мне с грустью говорили: «Знаете, мы пробовали задавать вопросы, а учитель на нас сильно сердился и сказал, что “Сначала выучи, а потом задавай вопросы”, или “Не мешай вести урок”, или “Вот выскочка начитался, а теперь из себя изображаешь”». После этого дети перестают задавать вопросы.

По-моему, поощрение детей задавать вопросы – должно быть главным критерием в образовании. Дети должны учиться активно, они должны учиться задавать вопросы, и чем больше, тем лучше. Но вот тут и главной становится проблема квалификации учителя. Большинство учителей тут же окажутся в луже, они не смогут отвечать на вопросы. Я был на уроке одного учителя, правда, младших классов, когда они проходили четные числа. Ребенок его спрашивает: «Скажите, пожалуйста, а ноль – это четное число?». Учитель задумался и сказал: «Нет, это особое число».

Я не хотел ронять авторитет учителя на уроке, но после звонка подошел и сказал: «Вы знаете определение четного числа?». Он говорит: «Да, если оно делится на два». Я спрашиваю: «А ноль делится на два?». Он говорит: «Не знаю». Я говорю: «Как не знаете? Ноль разделить на два будет ноль. Ноль – это целое число, значит, по определению, ноль – это четное число». Он говорит: «Да, буду знать. Спасибо!».

То есть учителей таким вещам не учат. Я учителей физики спрашиваю: «Почему, если в пробку воткнуть две вилки и гвоздик, то на этом гвоздике конструкция качается и не падает?». Как правило, они не знают, редко кто может объяснить, почему существует устойчивое равновесие. Это означает, что самих учителей плохо учили. Я сейчас в Киношколу специально прихожу и беседую с учителями.

Я отказался давать открытые уроки, поскольку у меня был горький опыт, однажды я приходил помогать учителю в класс, все объяснял детям, а после этого авторитет учителя упал, дети перестали его уважать. Они увидели разницу, когда действительно интересно, когда можно задавать вопросы, а свой учитель этого не умел. Так нельзя. Поэтому я сказал: «Я буду вкладывать силы в учителей, делать семинар для учителей. Будем разбирать темы, интересные вопросы, всякие методики, и пусть они дальше это транслируют детям».

Пусть через них дети узнают что-то интересное, а не через кого-то постороннего. И действительно оказалось, что некоторые молодые учителя не знают азбучных истин, но открыты для новых знаний и методик. Будем работать не благодаря реформам, а вопреки. Делай, что должно, а там будь, что будет.

Обсудите в соцсетях


ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ: Наталия Демина
Система Orphus

Главные новости

14:33 Суд отказал абоненту МТС в рассмотрении иска на 30 млрд рублей
14:18 Госдеп объявил конкурс на закупку учебного оружия для украинских силовиков
14:07 Физические нагрузки помогают в изучении иностранного языка
14:02 Полиция задержала в Москве продававшего девушек сутенера
13:44 Украина начала транслировать свои телеканалы в Крым
13:28 Власти выделили обещанные деньги пострадавшим от паводка в Приморье
13:06 Глаголеву похоронят 19 августа на Троекуровском кладбище
12:57 Американский неонацистский сайт заблокировали в России вскоре после переезда
12:55 Греки исследуют затонувший корабль лорда Элгина
12:52 ЕС добился вывода из-под санкций США части энергопроектов с участием России
12:26 Россия предложила построить часть новой АЭС на востоке Китая
12:14 Ассанж заверил конгрессмена в непричастности РФ к взлому Демпартии США
11:57 Роспотребнадзор предупредил о бубонной чуме в США
11:34 Умер создатель кодировки для кириллицы Андрей Чернов
11:28 Минсельхоз предложил уничтожать не соответствующие техрегламентам продукты
11:17 Полиция освободила заложницу в здании голландской радиостанции
11:12 Коммунистов заподозрили в нежелании участвовать в выборах всерьез
11:06 Россия призвала ООН проверить данные о поставках западного химоружия в Сирию
10:44 Государственный адвокат отказался защищать Виктора Януковича
10:32 Абонент потребовал от МТС 30 млрд рублей за сгоревшие бесплатные минуты
10:15 Правительство предложило создать новый центр расследования авиапроисшествий
10:13 57 процентов опрошенных россиян уверены в виновности Улюкаева
09:58 «Ростех» потратит 800 млн рублей на защиту от хакеров
09:50 В сквере Нью-Йорка появилась скульптура кормящего твитами голубей Трампа
09:32 ЦБ лишил лицензии банк «Русский инвестиционный альянс»
09:30 Шлосберг объявил сбор средств на кампанию «Яблока» в Псковской области
09:19 На Первом канале рассказали о премьере двух новых программ с Юлией Меньшовой
09:11 Советник Трампа признал экономическую войну США с Китаем
16.08 20:58 СМИ узнали о смене формата и сокращении штата на телеканале Life
16.08 20:55 Саакашвили пообещал вернуться на Украину 10 сентября
16.08 20:31 Apple вложит миллиард долларов в 2017 году в производство телешоу
16.08 20:16 В Подмосковье ФАС возбудила дела против «Магнита» и «Дикси»
16.08 20:10 В Узбекистане отменили разрешения на выезд за границу
16.08 19:42 Джорджу Мартину дважды отказались перевести вопрос про Путина
16.08 19:31 RU-CENTER зарегистрировал главный сайт американских неонацистов
16.08 19:15 Порошенко потребовал расследовать возможные поставки украинских ракетных двигателей в КНДР
16.08 18:49 Замглавы Специального летного отряда «Россия» арестовали по делу о хищениях
16.08 18:37 СМИ назвали кандидатуру нового директора Белого дома по коммуникациям
16.08 18:15 Муж Веры Глаголевой рассказал подробности ее смерти
16.08 17:54 СМИ узнали о намерении Сергея Миронова баллотироваться в президенты
16.08 17:48 Овечкин прокомментировал смерть Веры Глаголевой
16.08 17:28 Глава «Южмаша» рассказал пранкерам об украинских ракетных двигателях в КНДР
16.08 17:18 Власти Москвы согласовали митинг «За свободный интернет» на проспекте Сахарова
16.08 16:53 Путин предостерег ведомства от работы в стиле НКВД
16.08 16:35 Атаку на врага пчел повели генетики
16.08 16:30 Transparency обнаружила нарушения при строительстве перинатального центра в Брянске
16.08 16:13 Умерла актриса Вера Глаголева
16.08 15:52 В Архангельске координатора «Последнего адреса» оштрафовали на 15 тысяч
16.08 15:28 В МИДе поверили сообщению о поставках в Сирию отравляющих веществ из США
16.08 15:09 Джордж Мартин раскрыл причину убийств героев «Игры престолов»
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефон: +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.