Заявление Комиссии общественного контроля за ходом и результатами реформ в сфере науки о новых правилах проверки и мониторинга научных организаций

Правительство РФ своим Постановлением № 979 от 1 ноября 2013 года утвердило новые правила проверки и мониторинга научных организаций (http://government.ru/media/files/41d49e9b662b95c8613a.pdf). Публикуем заявление Комиссии общественного контроля за ходом и результатами реформ в сфере науки, принятое на ее заседании 11 ноября 2013 года. Оригинал см. на странице Комиссии

 

Заявление Комиссии общественного контроля
за ходом и результатами реформ в сфере науки

1 ноября 2013 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление № 979 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. № 312» (далее – Постановление), устанавливающее правила оценки результатов деятельности научных организаций.

Теперь оценкой результативности деятельности научных организаций РАН будут заниматься три структуры с переплетающимися полномочиями: ФАНО, Министерство образования и науки РФ, а также Рособрнадзор. В их компетенцию включены: разработка перечня количественных показателей оценки научной результативности, разработка и утверждение методики оценки результативности деятельности научных организаций, формирование референтных (тематически однородных) групп научных организаций, расчет минимальных значений результативности для референтных групп, ликвидация научных организаций, не соответствующих формальным требованиям.

Чиновникам этих федеральных органов исполнительной власти отданы такие полномочия, как разработка программ развития и формирование перечня научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения для научных организаций.  РАН не фигурирует ни в одном из пунктов этого положения, в прямом противоречии с недавно принятым Федеральным законом № 253, который предусматривает формирование научной политики с участием Российской академии наук,

Очевидно, что у чиновников нет компетенции, необходимой для подготовки стратегии развития научной организации. Тем самым, Постановление узаконивает либо некомпетентное руководство научными организациями со стороны чиновников, либо скрытое (через чиновников) руководство научными организациями со стороны отдельных особо влиятельных представителей научного менеджмента, не имеющих для этого формальных полномочий, и не несущих тем самым никакой ответственности за свои решения.

Мощным коррупциогенным фактором Постановления является полное отсутствие профессиональной научной составляющей в принятии решений о ликвидации и слиянии институтов.

Особое внимание в «Правилах…» привлекает п. 16, который может быть использован для молниеносного закрытия институтов РАН вне зависимости от их реального вклада в развитие научных исследований.

В самом деле, к 3-ей категории (институты, подлежащие ликвидации или реорганизации) будут относить уже те организации, которые более чем на 25% ниже «среднего значения» по некоему «интегральному показателю», который никак не определен. Для наиболее развитых в России научных областей (например, математика или теоретическая физика) это может привести к закрытию институтов, вполне конкурентоспособных на мировом уровне. Как ясно каждому, не забывшему основ школьной математики, через несколько итераций количество институтов в результате такой процедуры будет сокращено в разы.

Документ профессионально безграмотен, что говорит о том, что его разработчики либо не представляют реалии организации современной науки в мире и в России, либо понимают последствия своих действий, но преследуют цели, не имеющие ничего общего с поддержкой науки в РФ.

Прискорбно, что в аппарате Правительства РФ не нашлось компетентных специалистов, которые смогли бы объяснить Председателю Правительства РФ подлинный смысл предлагаемого документа.