Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
19 января 2017, четверг, 01:08
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

19 ноября 2013, 20:03

Брийанте Мендоса – гений места

Б.Мендоса и И.Сукманов
Б.Мендоса и И.Сукманов

Брийанте Мендоса – 53-летний филиппинский режиссер, фаворит Каннского фестиваля и лично Жиля Жакоба, экс-президента Канн, определявшего пути развития кинематографа на протяжении чуть ли не полувека.

Открыв для всего мира румынскую, тайскую, корейскую школы, найдя выдающиеся фильмы даже в Бангладеш, г-н Жакоб обратил свой взор и на Филиппины, познакомив нас с новым «гением места», Брийанте Мендосой.

В свою очередь Игорь Сукманов, киновед маниакальной эрудиции, готовый, как и Жакоб, объездить весь мир в поисках новых талантов, смог пригласить г-ну Мендосу в Минск, на фестиваль «Листапад» (Игорь уже четвертый год подряд работает там программным директором: в результате слава об этом фестивале распространилась по всей Европе, да и Азии тоже).

В Минске был представлен новый фильм Мендосы «Чрево твое» - о бесплодной женщине (при этом повитухе по профессии), которая ищет для своего мужа молодую жену, готовую родить ребенка. Мендоса снимал свою картину в условиях, максимально приближенных к «боевым»: в тех отдаленных местах Филиппин, где живет племя Тави-Тави, «морские цыгане», как их тут называют, исповедующие мусульманство (остальная часть Филиппин – католическая).

В результате на свет появился не только настоящий ребенок (роды были сняты документальным способом), но и величайший шедевр, безо всяких там преувеличений. Ибо эта картина, кажущаяся поначалу «экзотической», наподобие программ «Вокруг света» или документальных опытов Флаэрти, постепенно вырастает в универсальную драму: о жертвенной любви, о той последней жертве, о какой говорил апостол Павел.

Сам Мендоса библейских и иных универсалистских аллюзий не признаёт, говоря, что снимает свои истории о любви и смерти, о жертве и искуплении, адресуясь исключительно к человеку, его экзистенциальной, онтологической сущности, И то правда: он показывает нам человека как он есть, не обремененного общекультурными соображениями – то есть человек Мендосы опирается на самого себя. Любопытно, что и сам Мендоса, похоже, опирается на самого себя: говоря о вещах глобальных, он никогда никого не цитирует, ни Библию, ни философов. К слову сказать, и сам он – самоучка, начавший снимать кино в 44 года и за 9 лет успев снять 26 (!) фильмов. Почти все они (даже комедия про порно-кинотеатр, забавная, на грани фола) – о вещах, важных для человека и его существования, хотя, повторюсь, Мендоса «умничать» не любит. И еще одна, немаловажная его черта, чисто человеческая: безграничное, какое-то всепоглощающее уважение к собеседнику; во время пресс-конференции он и на глупые вопросы отвечал серьезно, вдумчиво, а на агрессивные – с улыбкой. Не понимая, впрочем, что это агрессия: притом, что именно он, и никто другой, снимал фильмы о неконтролируемом насилии и ужасах современного мира.

После пресс-конференции нам удалось встретиться с Мендосой с глазу на глаз.

 

- Господин Мендоса, как вам удалось так внедриться в среду племени Тави-Тави? У нас было полное ощущение, что снимаете не вы, а «сама» камера, авторская рука не чувствовалась…

- Да, несмотря на то, что я родом из Филиппин, на этом острове для меня все было чуждым: я раньше там никогда не бывал и ничего об этих людях не знал. Но потом, когда узнал, то начал не только изучать материалы о них, то буквально поселились с ними: мы там со своим оператором просто жили. Потом на этом острове высадились и наши актеры. И тоже сроднились с этим племенем… И вот только тогда, когда актеры смогли затеряться среди жителей племени, я решился снимать. Это было долгий процесс, вживания и физического, и морального, и всяческого: нам нужно было как бы стать ими, слиться с ними, стать неразличимыми среди них…

- Ничего себе…

- Ну, а как иначе-то? Иначе бы ничего бы не вышло. Процесс освоения нового опыта долго продлился, пока я не ощутил такой как бы толчок изнутри: пора!

- Почему именно они, племя Тави-Тави? Ведь эта история, насколько мы понимаем, универсальна?

- Совершенно верно: это могло случиться где угодно, даже, может, и в Европе…

- У Ларса фон Триера девушка отдает свою жизнь – в буквальном смысле, в фильме «Рассекая волны», - чтобы любимый человек выжил. И даже проституткой становится, будучи чистой, как ангел, по его требованию… Многие этого не поняли. Как сейчас иные не поняли жертвы вашей героини.

- Да, и та история, триеровская, и моя – история безоговорочной, жертвенной, ничего не просящей взамен, любви. В этом все дело. И когда меня спрашивают, не из «дикости» ли здешних нравов главная героиня поступает таким образом, не потому ли, что «не уважает» себя, мне становится как-то…

- Не по себе?

- Да нет, немного странно это слышать. Это ведь фильм не об экзотических нравах, не о дикости и докультурных формах существования, наоборот – о высшей жертве любви, о самоотречении. Что же касается места, почему я выбрал именно этот остров, то это чисто случайно. Тем более что история – реальная: какая-то женщина из этих мест и вправду нашла своему мужу девушку, девушка же потребовала, чтобы жена ушла, когда она родит, и мужчина был вынужден подчиниться.

- Здесь интересовались, повсеместная ли это практика для племени Тави-Тави? И бесплодные женщины племени добровольно отказываются от своих мужей, то и дело подыскивая им других, плодных?

- (улыбается). Вы правильно уловили: нет, конечно. Случай этот совершенно уникальный, как и история Бесс у Триера. Если бы это было традицией, я бы кино об этом не снимал.

- Ну да, тогда бы вы работали бы не в кино, а для компании Discovery

- Да, так и есть. И потом, знаете, вот еще что… Многим кажется, что мы многого достигли: права женщин уважаются, и я, разумеется, не против этого, человек – так считается - должен быть индивидуалистом, думать прежде всего о своей выгоде… Называемой чувством собственного достоинства. Однако – возможно, звучит это парадоксально – мне-то как раз кажется именно такой, прагматичный подход более примитивным, нежели выбор моей героини.

- Понятно…

- Надеюсь… Очень рассчитываю, что зритель поймет меня правильно: именно в том ключе и диапазоне, в каком я и задумывал эту картину..

- А это зависит от уровня зрителя.

- Я снимаю для всех: моя цель быть услышанным каждым, у кого сердце открыто.

- Заметно, что вы снимаете ручной камерой, подвижной,- то есть так, что на самом деле ничего незаметно, как будто находишься внутри этого мира. Причем безо всякого там 3D… Как это сделано? Невероятно просто!

- Тремя камерами. Одиссей Флорес, мой постоянный соавтор, оператор, мы с ним давно работаем, у нас сложившийся тандем, умеет работать в духе особого правдоподобия, я бы так это назвал. Магия, о которой вы говорите – во многом его заслуга. Он проникает в плоть жизни, внутри нее существует, живет как бы вместе с камерой…

- Камера как продолжение его глаза?

- Можно и так сказать.

- Это чувство кино, которое от природы человеку свойственно, как думаете? Или несвойственно? Тут есть в жюри один режиссер, он просто беспощаден к тем, кто снимает театр на пленку: ему подавай чистый кинематограф.

- Вы знаете, я ведь не теоретик: я самоучка, начал снимать в 44 года. Снимал, правда, рекламу, ролики, кое что по мелочи до этого.

- Вы?! Рекламу?

- Вы правильно изумляетесь: я действительно со своим другом Флоресом делаю все возможное, чтобы отойти от чистой, гламурной картинки, ни в коем случае не сделать «красиво» и нарочито: жизнь должна быть зафиксирована на пленке как живой процесс, а не как фото из роскошного журнала.

- Это и есть – суть кино? Как думаете?

- Я никогда ни о чем таком не думаю... Я думаю и живу во время съемок, подчиняясь исключительно внутреннему чувству, интуиции. И не теоретизирую никогда, поверьте…

- Поразительно. Ну а драматургия – она же у вас крепкая, как кремень! Это же, должно быть результатом – так , по крайней мере, в Европах учат, - школы, проработки, изучения поведения персонажей, их логики и прочего. Разве нет?

- Не знаю.

- Трудно даже поверить…

- Клянусь. Не знаю. Я только чувствую, ЧТО должен сделать персонаж и КАК он должен поступить – больше ничего не знаю.

- Откуда же в ваших фильмах такая универсальность? Понятная в любом конце земного шара?

- Тоже не знаю. В общем, я ничего не знаю. Уж извините…

- Сократ говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». Все вцепились во вторую часть изречения: «ничего не знаю», Между тем, философы говорят, что нужно обратить внимание на первую часть: акцент на том, что ОН ЗНАЕТ. Это важно сейчас для нашего с вами разговора… Да?

- Я понял. Спасибо. Будем считать, что Я ЗНАЮ, что ничего не знаю, Возможно – вы правы – в этом мое спасение.       

Фотографии Анастасии Грищенко

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

21:38 «Транснефть» не добилась отвода судьи в разбирательстве с «Роснефтью»
20:54 По факту покушения на бизнесмена в центре Москвы возбуждено дело
20:32 СМИ сообщили о деле о побоях на отца изъятых приемных детей с ВИЧ
20:04 Минфин решил сберечь доходы от подорожавшей нефти
19:46 Минздрав предложил ограничить на ТВ рекламу колбасы и газировки
19:38 Кадыров заявил о задержании пародирующих его мошенников
19:12 В центре Москвы киллер расстрелял бизнесмена
19:11 РФ и Турция начали первую совместную воздушную операцию в Сирии
18:46 Власти Петербурга отказались согласовать митинг после передачи РПЦ Исаакия
18:34 За опасное вождение предложили лишать прав
18:21 В Екатеринбурге возбудили дело из-за перепутавшего время ребенка
18:03 СМИ сообщили о сокращениях в Институте развития интернета Клименко
17:37 Суд оправдал йога из Петербурга по делу о миссионерстве
17:27 СМИ рассказали об отказе КПРФ от кандидатуры Зюганова на выборах президента
17:15 С родителями изъятых с ВИЧ детей расторгли договор опеки
17:13 Минздрав предложил открыть бесплатные столовые для бедных
16:42 Виталий Кличко в Давосе назвал жизнь борьбой
16:33 Американские журналисты направили Трампу открытое письмо с критикой
16:20 СМИ узнали о новом месте жительства семьи Обамы
15:57 В Раде пообещали «выгрызть» Крым вместо обмена на Донбасс
15:27 Лавров подтвердил согласие Москвы на вооружение наблюдателей ОБСЕ в Донбассе
15:21 Столичный полицейский из «танцующего» кортежа уволен из МВД
15:04 Матвиенко признала возможной отмену «закона Димы Яковлева»
15:02 Правительство предложило организовать выдачу паспортов в банках
14:53 Владимир Мау связал падение доходов россиян со «сдувшимся пузырем»
14:17 В Италии снова произошло мощное землетрясение
14:13 СМИ сообщили о возможном участии Ройзмана в губернаторской гонке
14:09 Физики из МФТИ научились точно предсказывать плазмонные шумы
14:06 Сенатора от Бурятии лишили мандата после избрания академиком РАН
14:04 СБУ в обход запрета разрешила Наташе Королевой приехать на похороны бабушки
13:45 Музеи Крыма оспорили передачу Украине золота скифов
13:28 Песков заявил о незаинтересованности Кремля в судьбе Сноудена
13:22 Депутат Баталина исключила возможный пересмотр «закона Димы Яковлева»
12:55 «Нафтогаз Украины» отказался заплатить 5,3 млрд долларов по счету «Газпрома»
12:54 Кремль заявил об отказе Киева от Донбасса
12:39 СМИ сообщили о завершении Джеком Николсоном карьеры актера
12:29 Помощники Голодец подрались с посетителями бара в Москве
12:20 Трамп попросил бойкотирующих его инаугурацию вернуть билеты
12:02 Союз ученых Петербурга выступил против передачи Исаакия РПЦ
11:49 МИД Австрии озвучил условия постепенного снятия санкций с России
11:25 СМИ сообщили о госпитализации в Техасе Джорджа Буша-старшего
11:23 ЦРУ выложило в открытый доступ миллионы рассекреченных документов
11:02 Телескоп ALMA начал наблюдения Солнца
11:00 ДНР и ЛНР назвали условия для начала переговоров с Савченко
10:52 Сбербанк и Alibaba Group создадут предприятие в сфере интернет-торговли
10:40 УЕФА не выявил фактов употребления допинга российскими футболистами
10:28 Миллиардер Гуцериев приобрел группу музыкальных каналов
10:06 ФАС завела дело в отношении губернатора Самарской области и «Газпрома»
09:58 ФСБ предложила операторам связи отложить деньги на «закон Яровой»
09:51 Бывшая участница реалити-шоу Трампа подала на него иск о домогательствах
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.