7 декабря 2016, среда, 17:18

ТЕАТР

Новый успех генной терапии

Тромб
Wellcome Images

Генная терапия покоряет все новые и новые рубежи. Американо-французская группа ученых опубликовала в журнале Nature Communications результаты длившегося два с половиной года эксперимента, в ходе которого собак успешно лечили от гемофилии А.

Генная терапия – это метод лечения, при котором в клетки организма внедряются дополнительные копии генов, и начинают там работать – производить соответствующий белок. И, хотя, проявив некоторую изобретательность, с помощью генной терапии можно пытаться бороться с самыми разными болезнями (например, недавно произошла драматическая история победы генной терапии над лейкозом), проще всего применять ее против заболеваний, вызванных дефектом одного единственного гена. На сегодняшний день единственный геннотерапевтический препарат, который прошел клинические испытания – «Глибера» – предназначен для лечения дефицита фермента, расщепляющего жиры.

Гемофилия А – тоже моногенное заболевание. У таких больных поврежден ген, кодирующий фактор свертывания крови номер 8 (FVIII). Из-за этого могут возникать спонтанные кровотечения, а даже небольшие травмы для таких больных становятся очень опасными. Лечение обычно заключается в том, что больным, когда начинается кровотечение, вводится искусственно синтезированный FVIII.

У собак есть похожая мутация, и они точно также болеют гемофилией А. Поэтому именно собаки участвовали в преклинических испытаниях нового метода. Прежде, чем получить разрешение на клинические испытания, ученые должны последовательно продемонстрировать эффективность предлагаемого подхода на культурах клеток, на грызунах (мышах, крысах), а затем на более крупных животных. Если все эти эксперименты дадут положительный результат, можно задуматься о клинических испытаниях с участием людей.

С момента трансплантации прошло два с половиной года, здоровье собак хорошее.

Для доставки в клетки генов, кодирующих FVIII, были выбраны аденоассоциированные вирусы. Эти вирусы не встраивают своей геном в геном клеток хозяина, поэтому признаны наиболее безопасными из всех вирусов, которые можно использовать для генной терапии. Но у них есть другой недостаток: попадая в организм человека или животного, они могут вызывать иммунный ответ (особенно, если раньше организм встречался с вирусом этого типа). Тогда иммунная система организма атакует клетки, в которые проник вирус, клетки гибнут, и эффективность процедуры резко падает. Не говоря уже о том, что иммунный ответ сопровождается всеми положенными симптомами  на уровне всего организма.

Поэтому медики решили не вводить вирусные частицы в организм (обычно, они вводятся в таких случаях в печень, где вырабатывается фактор свертывания), а применить более элегантный подход. На сегодняшний день хорошо отработана процедура получения стволовых клеток крови из периферической крови, а не из костного мозга. Ученые получили стволовые клетки, заразили их вирусом и трансплантировали обратно. При этом конструкция, содержащая ген фактора FVIII, была устроена таким образом, что белок синтезировался только в тромбоцитах.

Результаты эксперимента оказались довольно оптимистическими. С момента трансплантации прошло два с половиной года, собаки ведут нормальный образ жизни, кровотечения у них прекратились. И, хотя, напрямую измеряемый уровень FVIII ниже, чем у здоровых индивидуумов, его вполне достаточно для отсутствия симптоматики.