10 декабря 2016, суббота, 07:59

Великая американская космическая мечта

Первый запуск шаттла
НАСА

Интеллектуальный партнер проекта

Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства США (NASA) планирует примерно через три с половиной года полностью отказаться от услуг Роскосмоса по доставке своих астронавтов на МКС. Об этом недавно заявил директор NASA Чарльз Болден.

Рассмотрим подробности вопроса.

Россия запустила первый элемент МКС, функционально-грузовой блок «Заря» (ФГБ), 20 ноября 1998 года «Протоном» с Байконура.

Затем, 7 декабря 1998 года, шаттл «Индевор» в миссии STS-88 пристыковал к нему американский модуль «Unity» («Юнити», Node-1).

Новым успешным запуском с Байконура российским тяжелым носителем «Протон» был выведен на «низкую околоземную орбиту» служебный модуль (СМ) «Звезда», который состыковался с безлюдной станцией 26 июля 2000 года.

Международная космическая станция приняла свой первый экипаж 2 ноября 2000 года, когда будущий командир станции американец Уильям Шеперд, россиянине Юрий Гидзенко, командир корабля «Союз ТМ-31», и бортинженер Сергей Крикалев прибыли туда на корабле «Союз ТМ-31».

На Землю они вернулись 21 марта 2001 года на борту американского космического челнока «Дискавери», летавшего по миссии STS-102.

Вернемся в наше время. Новый американский пилотируемый корабль должен совершить первый полет к МКС в 2017 году. NASA ожидает, что к тому времени будут готовы в пилотируемом варианте один или несколько частных кораблей, которые смогут по программе CCP (Commercial Crew Program) возить людей.

Судя по всему, наибольшие шансы имеет аппарат Dragon производства SpаceX.

До этого же времени интернациональные экипажи по-прежнему будут доставлять на орбиту с помощью российских «Союзов», для чего NASA и Роскосмос продлили контракт по доставке американских астронавтов на борт МКС до июня 2017 года.

В сумме это будет стоить американской стороне 424 млн долларов. Договор предполагает фиксированную стоимость «кресел» — примерно по 65 млн долларов за штуку.

При этом командиром в «Союзе» всегда летит космонавт Роскосмоса. Один из бортинженеров всегда американец. Третьим членом экипажа (и вторым бортинженером) может быть или еще один космонавт, или представитель европейского агентства ЕКА, или японец из ДЖАКСа, или канадец.

Все иностранные члены экипажа перед полетом получают навыки управления в Центре подготовки космонавтов (Звездный городок), при этом, зачастую, американский астронавт полноценно готовится на бортинженера.

Отметим, что, в общем-то, в силу глубокой автоматизации процессов управления, кораблем может управлять один командир. Бортинженер не может, неудобно сидит.

В плане полетов к МКС, который обнародовал, например, в печатной версии журнал «Новости космонавтики», после 2017 года, действительно, стоят полеты пилотируемых частных кораблей. Без расшифровки, каких именно.

Запишем, что так или иначе, но НАСА надеется после 2017 года отказаться от полетов американцев на «Союзах».

Существует очень известная легенда, что первый шаттл был запущен 12 апреля 1981 года, вроде как в ответ полету Гагарина у «русских».

На самом деле старт планировался на 10 апреля, и подготовка протекала без проблем. Астронавты Джон Янг и Роберт Криппен заняли свои места в кабине аппарата. Начался предстартовый отсчет.

По конструкции шаттл рассчитан на восемь человек - два пилота и шесть специалистов полета. Однако в самый первый полет решили отправить только пилотов.

Первый полет всегда рискован, к тому же корабль не имеет своих средств спасения экипажа - типа катапультных кресел, как у «Бурана», или САС русского «Союза». Это определялось и самим типом конструкции, орбитальным самолетом, и большим числом членов экипажа. Однако, надо заметить, что был разработан целый комплекс мер спасения, подробнее о котором можно прочитать в Википедии.

За двадцать минут до старта была обнаружена потеря синхронизации при обмене данными между основной и резервной БЦВМ (бортовая цифровая вычислительная машина, компьютер) из-за ошибки в ПО.

Старт был отменен за 16 минут до времени подтвержденной готовности корабля, носителя и стартового комплекса к полету и отложен на двое суток.

Отметим два интересных факта. Оба пилотских места в шаттле полностью идентичны, то есть и командир, и второй пилот могут управлять полетом в одиночку и независимо.  Кроме того, при посадке шаттл ведет себя как планер - он не может уйти на второй круг, потому что в режиме посадки основные двигатели его не задействованы.

Главное - при создании шаттла был расчет на то, что летать будут часто и стоимость полетов будет очень низкой. По ряду причин, оба расчета оказались неверными.

Частые полеты просто не потребовались из-за отсутствия такого числа задач (вообще, это большая проблема в космонавтике, что носитель или аппарат есть, а денег на его использование с задуманной частотой нет). Стоимость же оказалась весьма немаленькой - последний полет стоил порядка 500 млн долл. Подготовка к старту занимала в последних запусках месяцы и была связана с огромными трудностями и рисками.

Так, к примеру, изначально предполагалось, что в феврале 2011 года астронавт Марк Келли встретит на МКС своего брата-близнеца Скотта, который улетел на МКС 8 октября 2010 года на корабле «Союз ТМА-01М».

Однако в связи с тем, что старт шаттла «Индевор» миссии STS-134, на котором должен был лететь Марк, переносился и переносился, вплоть до запуска, состоявшегося 29 апреля 2011 года, а Скотт вернулся на Землю 16 марта, встреча на орбите не состоялась.

После закрытия программы  шаттлов американцы оказались в политической и технологической ловушке.

С одной стороны, они считают МКС своей - ведь по массе американский сегмент International Space Station (ISS) превосходит русский, да и вложили они денег в ее создание, говоря по правде, больше.

В том числе и в производство и запуск базового модуля - ФГБ «Заря», который был изготовлен российским Центром Хруничева на основе заделов от корабля снабжения ТКС для военной советской станции «Алмаз» на деньги НАСА и запущен с Байконура российским «Протоном».

С другой - летать им туда было не на чем

В результате возникли договоры с Роскосмосом на перевозку астронавтов на «Союзах».

В настоящее время РКК «Энергия» (разработчик и производитель этого корабля) обеспечивает строительство четырех кораблей в год «в рамках федеральной космической программы для обеспечения ротации экипажей на МКС». Отметим, что цикл производства составляет около 2,5 лет.

При этом большую часть стоимости создания и запуска корабля, по некоторым сведениям от экспертов их ракетно-космической отрасли, продажа «кресла» американцам «отбивает».

Четыре корабля нужны для обеспечения существующего режима эксплуатации станции - на ней летает шесть человек в двух полугодовых экспедициях по трое.

Смена происходит непрямой ротацией - один экипаж «Союза», более старый (три человека) улетает, три человека остаются. Через некоторое время с Байконура стартует следующий «Союз» со следующей экспедицией из трех человек, которые присоединяются к находящимся на станции. И так далее.

Впрочем, один раз этот порядок был нарушен. 7-11 ноября этого года была произведена прямая ротация. Экипаж «Союза ТМА-11М» в составе командира Михаила Тюрина (Роскосмос), бортинженеров  Рика Мастраккио (НАСА) и Коичи Вакаты (ДжАКСА)  стартовал 7 ноября в 8 ч 14 мин 15 сек с Байконура.

Затем в тот же день он состыковался с МКС, доставив туда олимпийский факел.

Через два дня, 9 ноября, российские космонавты Олег Котов и Сергей Рязанский в 18 часов 40 минут мск вышли из стыковочного отсека «Пирс» в скафандрах «Орлан-МК» в открытый космос для проведения эстафеты олимпийского огня.

Затем 11 ноября российский космонавт Федор Юрчихин, европейский астронавт Лука Пармитано и американский астронавт Карен Найберг на корабле «Союз ТМА-09М» вернули факел на Землю.

Таким образом, с 7-го по 11-ое ноября на МКС находилось три экипажа, девять человек.

И вот тут мы приходим к очень интересному вопросу. Если американцы надеются начать частично осуществлять ротацию экипажей своими средствами, доставляя тоже по три человека за раз, то один или даже два «Союза» оказываются незадействованными.

То есть Роскосмосу в лице РКК «Энергия» не будет уже смысла производить их в таком количестве. С другой стороны, с учетом длительности изготовления, маловероятно, что за два с половиной года будет известно, смогут ли НАСА полететь на МКС пилотируемо своими силами или нет.

И тогда существующая схема работы на МКС будет зависеть только от того, сколько у Роскосмоса кораблей будет в запасе на момент осознания НАСА своих реальных возможностей.

Великая американская космическая мечта сейчас заключается в том, чтобы летать к «своей» ISS на американском корабле и не зависеть от «русских».

О чем неоднократно заявляли как политики, так и простые астронавты. Например, сенатор Билл Нельсон из Флориды, бывший астронавт и глава комитета по разведке, говорил еще в 2009 году о «серьезном предательстве американских интересов».

А бывший руководитель НАСА Майкл Гриффин заявлял, что такая зависимость от России вызывает у него «величайшее сожаление и озабоченность».

Впрочем, как известно, у Роскосмоса есть свой туз в рукаве. Только Россия может возить на станцию туристов, законами США это прямо запрещено. На что можно с радостью и вполне доходно использовать «лишние» корабли.

В качестве PS. Как пишет какой-то американец на Youtube в комментах к вывозу ракеты-носителя «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблем: "почему эти гребаные русские если привозят свой гребаный корабль на свой гребаный старт за три дня до гребаного запуска, то и летят через три дня?"

01:51 Суд в Петербурге арестовал полковника Тимченко до 7 февраля