Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
6 декабря 2016, вторник, 05:47
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Врожденные умения и новые навыки

Карликовый шимпанзе (бонобо) добывает термитов
Карликовый шимпанзе (бонобо) добывает термитов
Wikimedia Commons

21 ноября в рамках проекта «Публичные лекции "Полит.ру"» выступила Жанна Ильинична Резникова – доктор биологических наук, профессор, зав. Лаборатории поведенческой экологии сообществ Института систематики и экологии животных СО РАН; зав.кафедрой сравнительной психологии Новосибирского государственного университета. Тема лекции: «Есть ли у животных культура? Гипотеза распределенного социального обучения».

Прежде, чем говорить о культуре у животных, Ж. И. Резникова предложила определить основные понятия, необходимые для такого обсуждения. Поведенческой традицией, по определению, которое привела Жанна Ильинична, следует называть распространение и укоренение какой-либо поведенческой модели в популяции. Культура же – это целый блок таких традиций. У шимпанзе, например, 39 моделей поведения, у орангутанов – 24.

Говоря о поведенческих традициях и культуре животных полезно также помнить понятие «сигнальной наследственности», которое сформулировал выдающийся советский генетик М. Е. Лобашёв. К такой наследственности он относил передачу поведенческих признаков из поколения в поколения негенетическим путем.

В качестве примера новой поведенческой традиции можно назвать отмеченное с 1921 года умение городских синиц Великобритании проклевывать крышки молочных бутылок, которые молочники традиционно оставляют перед дверями домов, и лакомиться сливками. Однажды возникнув, такая поведенческая традиция широко распространилась среди британских синиц и стала классическим примером в книгах по этологии. Кстати, Ж. И. Резникова сообщила, что в 2000-х годах эта поведенческая модель исчезла, так как современное обезжиренное молоко синицам не нравится. Другой хрестоматийный пример – случай, когда японские макаки научились мыть в морской воде бататы перед тем, как их съесть. Эта поведенческая традиция до сих пор живет в популяции.

Ученые периодически отмечают, возникновение у разных видов животных поведенческих инноваций. Среди недавних примеров: использование гориллой палки для измерения глубины воды или же рыбная ловля орангутанов с помощью ударов палками по воде. Порою эти традиции распространяются в популяциях. Так оказалось, что зеленоспинная цапля способна ловить рыбу при помощи приманки – это явление обнаружил в 1986 году японский орнитолог Хироёси Хигути. С тех пор биологи не раз отмечали это умение некоторых популяциях цапли. Еще одним примером распространения традиции у птиц служат всё чаще наблюдаемые случаи, когда вороны подкладывают орехи под колеса автомобилей, остановившихся на светофоре, чтобы, когда те тронутся с места, они раскололи бы эти орехи. Когда же светофор переключается вновь, птицы могут добраться до содержимого.

Как же закрепляются в популяциях животных такие поведенческие традиции? Какие механизмы помогают тому, чтобы инновация, совершенная удачливым или сообразительным индивидуумом, стала доступна его сородичам и потомкам?

Оказывается, что этологам известно несколько поведенческих механизмов, облегчающих укоренение традиций в популяциях. Во-первых, это заразительное поведение (широко известный пример, уже ставший объектом многочисленных исследований – заразительное зевание). Во-вторых, социальное облегчение (social facilitation): любые действия производятся легче в присутствие сородичей. Это также подражание – попытки воспроизвести действия другой особи, направленных на достижение какой-то цели, и истинная имитация – точное копирование действий. Наконец, есть и пятый способ – учительство, то есть случаи, когда одна особь передает навык другой, затрачивая на это какие-либо свои ресурсы, как минимум временные.

В лекции также рассказывалось об экспериментах, которые проводят этологи, изучая распространение поведенческих традиций в популяции. Для таких экспериментов часто используются особые контейнеры с привлекательной для животных приманкой, которые можно открыть двумя различными последовательностями действий. В таких случаях животных-инноваторов ученые готовят сами, обучая часть из них одному, а часть – второму способу добраться до содержимого, а дальше следят за распространением навыка в популяциях. Об исследованиях передачи традиций у обезьян и китов ранее уже рассказывалось в рубрике Pro Science.

Однако не следует думать, что поведенческие инновации у животных принимаются с восторгом и распространяются по популяции с быстротой пожара в степи. Напротив, как сформулировала Ж. И. Резникова, инновации распространяются «в вязкой среде носителей видотипического поведения». Поэтому неудивительно, что инновации часто умирают вместе с их инициатором. Описаны, например, группы шимпанзе, утратившие умение раскалывать камнем орехи, которое есть у других групп. Хотя несколько десятилетий назад Джейн Гудолл отмечала и у них использование каменных орудий.

Также Жанна Резникова подчернула, что в действиях, которые составляют поведенческую традицию, очень велика роль врожденных моторных стереотипов. Например, хотя и для обезьян-капуцинов характерно использование камней в качестве орудий, но бывает и так, что операции с камнями носят чисто автоматический характер. Капуцин, способный с легкостью добраться до содержимого арахиса с помощью пальцев или зубов, тем не менее колотит по нему камнем, более того, в качестве «камня» может выступать и вареная картошка, так что действия становятся бессмысленными.

Даже использование орудий новокаледонскими воронами содержит в себе частично и врожденный автоматизм. В 2005 году исследователям удалось вырастить без родителей четырех воронов. Их никто не учил изготавливать из подручного («подклювного») материала крючки или колючки, чтобы добраться до личинок в коре деревьев. Однако один из птенцов оказался способным на такую сложную деятельность. Три остальных птицы тоже могли использовать эти орудия, но неуклюже. Поэтому роль врожденной составляющей в поведении каждый раз надо проверять экспериментально.

Эксперименты с шимпанзе показывают, что, чем дальше от врожденных моторных стереотипов стоит поведение, тем легче ему обучиться во взрослом возрасте. Шимпанзе достаточно легко обучаются открывать различного типа контейнеры с приманкой, даже довольно сложные, однако, если они родились в лаборатории, они не способны строить гнезда – умение, которым обладают все их сородичи, детство которых прошло в естественной среде.

В заключительной части лекции Жанна Резникова рассказала о проходящих в ее лаборатории исследованиях поведения муравьев и грызунов. Ей и ее коллеге Софье Пантелеевой удалось обнаружить у муравьев Myrmica rubra неожиданный поведенческий навык – способность охотиться на коллембол (ногохвосток). Это достаточно сложное, для муравья, умение, ведь коллемболы способны совершать резкий прыжок.

Выяснилось, что в семьях муравьев, живущих в среде, где коллембол много, все рабочие муравьи умеют охотиться. Там же, где коллембол нет, это умение не встречается. Эксперимент был проведен в лаборатории с муравьями, выращенными их коконов, взятых в тех семьях, где охотиться не умели. Выяснилось, что 5 процентов муравьев были способны ловить коллембол. Также наблюдались муравьи, которые владели лишь частью поведенческого сценария охоты. Аналогичные результаты получены в экспериментах с грызунами, часть которых была способна охотиться на насекомых.

В результате этих наблюдений и экспериментов исследователи сделали вывод, что для распространения в популяции поведенческого стереотипа достаточно присутствие в ней немногочисленных особой, владеющих полным поведенческим сценарием, и если остальные животные обладают его фрагментами.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM iPhone MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi Адыгея Александр Лавров альтернативная энергетика Анастасия Волочкова «Ангара» антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика аутизм Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса британское кино Византия визуальная антропология викинги вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология геофизика глобальное потепление грибы грипп дельфины демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк зрение Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лексика лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг моллюски Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. одаренные дети онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы РадиоАстрон ракета растения РБК РВК РГГУ регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы сердце сериалы Сингапур сланцевая революция смертность СМИ Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа школьные олимпиады эволюция эволюция человека экология эмбриональное развитие эпидемии этика этнические конфликты этология Юпитер ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.