Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
28 августа 2016, воскресенье, 13:23
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Какими должны стать правоохранительные органы в России

Фемида
Фемида

28 ноября в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру» состоялась лекция Марии Сергеевны Шклярук – магистра права Гамбургского университета, кандидата экономических наук, научного сотрудника Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге. Тема лекции «Правоохранительная система России: от изучения к реформе».

Ранее в лекциях Полит.ру уже рассказывалось об исследованиях, которые проводит Институт проблем правоприменения (ИПП). В июне 2012 года Мария Шклярук рассказала об уголовном следствии, а недавно, в сентябре 2013 года, научный руководитель ИПП Вадим Волков выступил с лекцией об эмпирическом исследовании судов общей юрисдикции. В нынешней же лекции речь шла о рекомендациях по реформе правоохранительных органов России, которые сформулировали ученые Института.

Эти рекомендации были созданы на основе масштабного исследования, которое заняло больше трех лет. Материалом для него стали более сотни интервью с судьями и работниками следственных органов, базы данных судебных решений, судебная статистика, данные социологических опросов, нормативные документы. Опираясь на все эти виды источников, исследователи описали работу органов следствия и судов в целом. Исследование охватывало работу прокуратуры, следственного комитета и следственных органов МВД, то есть все организации, выполняющие в России функции следствия по уголовным делам, за исключением следователей ФСБ и Госнаркоконтроля. Фактически была изучена работа органов, расследующих более 90 процентов уголовных дел в стране.

Мария Шклярук привела статистические данные о следствии по уголовным делам в России. Из них видно, что лишь примерно половина обращений в органы внутренних дел в итоге были зарегистрированы как сообщения о преступлениях, а из зарегистрированных сообщений лишь в 1/6 части случаев возбудили уголовное дело. Из возбужденных уголовных дел около 40% было передано в суд (данные на 2012 год). Если же посмотреть статистику по годам, то становится заметно, что число обращений граждан в полицию год от года растет, а число возбуждаемых уголовных дел – наоборот падает.

В результате своей работы исследователи пришли к выводу, что причина постоянного ухудшения работы правоохранительных органов в России – не плохие кадры и не недостаточных контроль, как это принято считать, а влияние сложившейся организационной системы. Сложившаяся система сама по себе влияет на отбор кадров: ведь в ней остаются работать именно те, кто согласен работать так, как это предполагает система. Исследователи выделили ряд общих проблем, которые свойственны в России всем органам, занимающимся следствием. Среди этих проблем централизация и совпадение зон ответственности, конфликт территориальной и штабной организации, высокая численность управляющего аппарата, дефицит внешнего контроля и обратной связи, избыточность бюрократических процедур, а также системы оценки и управления, основанные на статистических показателях. Мария Шклярук показала, как эти свойства системы приводят к постоянному разрастанию управленческого аппарата. Особенно наглядно это демонстрирует Следственный комитет. Эта структура создана в 2011 году, но за два года в ее составе доля управляющего аппарата доросла до 55 процентов.

Конфликт территориальной и штабной организации состоит в том, что каждый сотрудник не только подчинен своему начальнику в территориальном органе, но и также должен отчитываться перед теми, кто курирует его сферу на региональном уровне: участковый перед управлением, которое контролирует участковых, начальник отдела по расследованию убийств – перед теми, кто занимается расследованием убийств на региональной уровне и так далее. Это, помимо необходимости учитывать иногда конфликтующие интересы, влечет еще большее увеличение отчетной документации.

Системы оценки, основанные на статистических показателях, приводят к стремлению любой ценой добиться, чтобы эти показатели были не ниже, чем «за аналогичный период предыдущего года», а отрицательные показатели (например, оправдание в суде – отрицательный показатель при оценке работы следствия) вовсе избегаются любой ценой. В результате шанс быть оправданным у подсудимого становится всё ниже и ниже. Появившаяся в последнее время практика, когда компенсацию, которую на законных основаниях требует человек, оправданный по уголовному делу, государство взыскивает со следователя, еще больше усугубило проблему. Теперь перед следователем два пути: или любой ценой доводить дело до приговора суда, или вообще не открывать дело, если перспективы его успеха хоть сколько-то сомнительны. Первый путь влечет возможно осуждение невиновных, второй – увеличение числа безнаказанных преступлений. Раскрываемость как главный показатель при оценке работы как раз и вызывает описанный выше эффект: люди обращаются в полицию чаще, а уголовных дел возбуждается всё меньше и меньше. Более того, из-за этого следователи с куда большей охотой заводят дела по тем видам преступлений, по которым легче получить быстрый и верный результат, а открытия дел по сложным преступлениям избегают.

Фактически, как бы парадоксально это ни звучало, решение о приговоре принимает следователь в момент, когда он решает возбуждать ли уголовное дело или нет. Все прочие стадии уголовного процесса превращаются в фикцию, так как и органы ОВД, и следственный комитет, и прокуратура включены в систему отчетности по статистическим показателям, и все их работники нацелены на то, чтобы эта отчетность была положительной.

Основываясь на данных своего исследования, а также на опыте реформ полиции в странах Восточной Европы, ученые подготовили предложения, что нужно сделать, чтобы российские правоохранительные органы работали лучше. Одно из самых важных предложений – изменять организацию и систему стимулов, а не отдельных сотрудников. Идея уволить всех «плохих полицейских» и набрать вместо них «хороших полицейских» не сработает без изменения системы. Система сама отбирает и формирует тех, кто в ней работает. Необходимы и сокращения аппарата, но и тут сокращать нужно не общую численность работников, а ненужные функции. Заключительная часть лекции была посвящена более подробному разбору проекта этой реформы.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM iPhone MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр Wi-Fi Адыгея Александр Лавров альтернативная энергетика «Ангара» античность археология архитектура астероиды астрофизика аутизм Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса британское кино визуальная антропология викинги вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология глобальное потепление грибы грипп демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк зрение Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг моллюски Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. одаренные дети онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы РадиоАстрон ракета растения РБК РВК РГГУ регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы Сингапур смертность СМИ Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа школьные олимпиады эволюция эволюция человека экология эмбриональное развитие эпидемии этнические конфликты этология Юпитер ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.