Свобода Pussy Riot

Конец 2013 года стал временем, когда в России подводили символические итоги правления Владимира Путина. По крайней мере, так совпало, что по разным причинам из тюрьмы отпустили сразу нескольких известнейших на Западе «политических заключенных». Сначала вышел из тюрьмы и был выслан из страны Михаил Ходорковский и буквально через сутки из тюрьмы отпустили других знаменитых  – Надежду Толоконникову и Марию Алехину из Pussy Riot. Алехина вроде бы не хотела выходить по «путинской амнистии», но в конце концов все-таки вышла на свободу.

Люди разной судьбы, разных поколений и по разным причинам оказались за решеткой, но символически они, конечно, про одно и то же. А именно – куда Владимир Путин ведет Россию. Отсидевший 10 лет за преступления, которых как многим кажется, он не совершал, Ходорковский, и не досидевшие «двушечку» за сомнительной убедительности «хулиганство» Толоконникова и Алехина мало чем схожи. Но их бесспорно роднит то, что в глазах просвещенной общественности наказание для них было если и не без вины, то точно неадекватно жестоким. А также то, что в их судьбе некоторую, вероятно, решающую роль сыграла позиция Владимира Путина.

Хотя бы в том сыграл роль Путин, что его усилиями «дело ЮКОСа» не было отыграно назад (а ведь в числе лоббистов и симпатизантов нефтяной компании на момент ареста Ходорковского была внушительная часть депутатов Госдумы, глава путинской администрации Александр Волошин и глава кабинета министров Михаил Касьянов). Путинское «истерику на этот счет просил бы прекратить» сделало для последующего разгрома нефтяной компании едва ли не больше, чем вся налоговая служба вместе взятая.

В случае с Pussy Riot слова Путина про «что бы с ними сделали в мечети» с одной стороны, сделали неизбежным приговор, с другой – сделали его не пятилетним, а «всего-то» той самой путинской «двушечкой».

Похожи и планы вновь освобожденных на дальнейшую жизнь. «Я намерена заняться правозащитной деятельностью. В первую очередь буду защищать интересы тех людей, которые оказались в заключении, с кем мне пришлось провести срок в колониях», - заявил ожидавшим ее у тюремной больницы журналистам Надежда Толоконникова. Как заявил адвокат Марии Алехиной, свою дальнейшую судьбу она планирует связать с правозащитной деятельностью, направленной на работу с закрытыми учреждениями, такими как исправительные колонии и психиатрические лечебницы.  О некоей «общественной деятельности» - правда, без конкретизации – накануне заявлял и Ходорковский.

Безусловно, просто так совпало, и все же в этом есть глубокая символика. «Дело ЮКОСа» стало поворотным моментом в деле утверждения всевластия путинских силовиков – начав доминировать в российской политике, они де-факто не отпускали бразды правления в следующие десять лет. Фактически был заявлен переход от шаткого баланса интересов крупного бизнеса и госчиновников к ситуации с довлеющим над всем и вся государством. А дело Pussy Riot показало, какой хотелось бы видеть Россию этим самым верным путинцам. Посадив Ходорковского, власти сказали, что государство должно быть вне посягательств бизнеса, посадив Pussy Riot объяснили, что Церковь стоит выше общества.

«Прогрессивной общественности» облик России сильно не понравился – получается, что Россия не просто жестокая и небезопасная страна, но еще и довольно архаичная и даже «мракобесная» страна. «Православие, самодержавие, народность» или нечто, сильно напоминающее.  Наиболее скептически настроенных граждан кейс даже пугал перспективой построения в России уже не совсем светского государства, едва ли не в стиле исламистского Ирана. Покамест этого не произошло, да и вообще сомнительно, что произойдет. Основная «идеология», целеполагание современных государевых людей в России, конечно же, имеет мало общего с православием, основной месседж ее заключается в необходимости денег для достижения власти и удержания власти любой ценой. «Править как Сталин, жить как Абрамович» - согласно одной изящной формуле. Тут уж не до вечных ценностей.

И на Pussy Riot в этом смысле людям серьезным глубоко наплевать, или, по меньшей мере, они не занимают сколько-нибудь важного места в сознании. То есть использовать общественную истерику и выдумывать «заговор против России, Путина и патриарха» - это пожалуйста, но все равно понарошку. Хотя срок девушки получили вполне реальный.  Вышли, впрочем, - уже хорошо. С нашим гуманным государством им могли бы и впрямь впаять лет семь – и от звонка до звонка.  А тут почти торжество гуманизма.