Читал все, что было запрещено и разрешено

В продолжение цикла бесед о книгах и просветительстве мы поговорили с основателем и управляющим партнёром компании «Almaz Capital Partners» Александром Галицким. 

Расскажите, на каких книгах вы выросли?

Я читал буквально все, что мне попадалось на глаза, что было мне запрещено и разрешено. Одного оставляли дома и читать начал очень рано. Поэтому, читал все, что я находил в библиотеке у родителей.

А научно-популярные помните какие-нибудь?

Я читал всю фантастику, конечно - Беляева, Азимова, Стругацких, Бредбери, Ирвинда Шоу. Это, естественно, на чем мы росли. Все фантазии и мечты в жизни складывались на этих книгах, и книгах более ранних фантастов. Мы бредили капитаном Немо, гиперболоидом инженера Гарина. У нас были научно-популярные журналы «Наука и Жизнь» и «Радио», который мы читали от корочки до корочки, потому что хотелось чего-то сделать интересное, спаять что-то, с чем-то поиграться .

У меня в жизни была такая история: как все мальчишки, мы хотели завоевать внимание девочек и создавали рок группы или так называемые вокально-инструментальные ансамбли. Чем еще можно-то было тогда сильно удивить прекрасный пол? И хотя удивить у нас получалось, гораздо лучше мы научились производить электрогитары. Это был страшный дефицит, и мы сильно преуспели в этом, в те времена нелегальном бизнесе.

На примере своих детей, как бы вы оценили востребованность научно-популярной литературы?

Вы знаете, люди все разные, нельзя навязывать ребенку, то, что ты считаешь… В этом плане я очень демократичный человек, то есть я считаю, что в воспитании есть конечно важные принципы (наверно, меня так родители воспитывали), но люди по своим способностям, знаниям и склонностям -  разные. Мне очень нравится Британская система образования. Так уж получилось, что мой сын кроме Британской школы нигде не учился, и там забавная система выявления талантов. Он учился как-то пассивно, так как ему все давалось легко и, как я понимал, он скучал на занятиях и ему было как бы все равно. В классе он был неактивным, до того момента, когда его не заметили и не определили в группу gifted children. Это произошло достаточно рано, когда ему было лет 7-8, а учеба там начинается с 4-х лет. Он очень хорошо успевал по математике и другим предметам, но выделили его не из-за этого, а за решение проблем - задачи на решение проблем он решал быстро, просто щелкал. Пока другие дети задумывались, что делать, он решал их мгновенно – жизненные, логические и бытовые, условно, проблемы, которые надо решить - что-то сейчас быстро сделать, куда-то что-то подвинуть, переставить - как это сделать, каким образом.

Потом позвонила учительница. Говорит, у вашего ребенка уникальная способность решения проблем. Я тогда даже не понял, в чем. Спросила, не возражаете ли вы, если мы переведем его в группу одаренных детей?  Я, конечно, не возражал, мелкая гордость - она присутствует у родителей всегда. Но перевод в группу gifted ребенка сильно простимулировал: ему начали уделять внимание, давать наиболее сложные задачи, и он сразу стал лидером в учебе и лидером во всем, а вскоре - стипендиатом школы.

Какие книги жанра нон фикшн вы сейчас читаете?

У меня есть набор, я еще раз перечитываю сейчас книгу о Стиве Джобсе. Мне эта книга очень нравится, к тому же опубликовано много новых фактов о его жизни, и я пытаюсь не то, что оценить человека, но и как бы пересмотреть его взгляды. Еще мне нравится Agile, такая книга по созданию быстрых стартапов. А так за год я прочитал Perfect Crime by Jack Erikson, Max by D.M. Mitchel, Bridge to Happiness by Jill Barnett, Kill Me If You Can by James Patterson и Narshall Karp, Rework by Jason Fried и David Hansson...

Вы на английском читаете?

Да, на английском. Я стараюсь книги читать на оригинальном языке, которые могу читать. По крайней мере, за последние дни, это, наверное, все.

Еще под натиском сына прочитал World War Z by Max Brooks, на основе которой вышел фильм. Это фикшн, про зомби. Я поддаюсь влиянию детей, а они говорят: «ты не смотри кино, пока не прочитаешь книгу». Таким образом, я не смотрел например «Жизнь Пи». Книгу я купил своему сыну лет сколько-то там назад, давным-давно. Он посмотрел, подумал, что это книга опять про математику, и откинул в сторону, и не стал читать, а когда вышел фильм, он прочитал потом (у него тоже привычка сначала прочитать, и потом смотреть). И он мне говорит: «Только не смотри кино до тех пор, пока не прочитаешь». 

Чем вы еще увлекаетесь?

Я люблю горные лыжи и подводное плавание. Есть еще много других занятий, но я расскажу про благотворительность. Нам, конечно, хочется помочь всем вокруг, но это просто невозможно. И вот я нашел то, что искал. Забавный проект, которым я увлекся, - это проект по защите земли от астероидов, о защите нашей цивилизации. Создатели проекта - мои американские друзья: один астронавт с Аполлона-9, уже взрослый человек, - Rusty Schweickart, а второй астронавт, который летал 2 раза на «Союзе» и несколько раз на шаттле, - Edward Lu. Они давно думали над идеей что-то сделать для человечества. Это не коммерческий проект, абсолютно не имеющий ничего такого, на чем люди бы зарабатывали, и это не проект Луиса, который спасает всю Землю. Речь идет о создании телескопа, который должен определить все объекты в солнечной системе, которые больше 30-ти метров в диаметре, и могут принести реальный вред при столкновении с Землей. Это для меня стало отдушиной, потому что я считаю, что надо думать о своих внуках, правнуках и о человечестве вообще.