19 марта 2024, вторник, 12:37
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

20 января 2014, 15:37

Ночь после Крещения, или На Грушевского зажгли

Скриншот видео УП
Скриншот видео УП

Дело было так: в воскресенье, ближе к окончанию Народного вече на Майдане, участники Автомайдана подъехали к оцеплению силовиков на углу Грушевского и Крепостного переулка. В мыслях у них было заблокировать подходы к зданию Рады - вообще, выше по Грушевского весь этот условный Властный городок: Кабмин, Рада, чуть сбоку - Администрация президента и Нацбанк. Завязалась драка, ну и поехало. 

Да, на фотографии в заголовке слова "ВЛАДА, Я ПО ВАС" — слова написаны на лезвии натуральной косы, которую таскает некто в костюме, что ли, смерти. Ну и вот как этот клип выглядит целиком.

Поскольку к таким делам фактечинг практически не применим, а сама тема локально необъятна, то начинать надо с чего-нибудь компактного. Например — могла ли тут в самом деле быть провокация, о которой тут же заговорили в оппозиции?

Там было так: столкновения уже начались, но вече на Майдане еще продолжалось (это что-то типа ежевоскресных радений Майдана). В этот момент А.Яценюк и О.Тягнибок со сцены потребовали "не вестись на силовые сценарии, которые дадут власти повод с наступлением темноты зачистить Майдан". Тут же и пояснили, что "Это не наш план. Сценарий атаки на кордоны правоохранителей на Грушевского нужен только власти - для того, чтобы оправдать будущие силовые действия против Евромайдана".

То есть, уже некоторый диссонанс с реальностью: на Грушевского уже по сути мочилово, то есть — события принялись конкретно разворачиваться, но Яценюк с Тягнибоком думают только о том, чтобы Майдан был вечен. А затем Яценюк произнес уже и вовсе глупые слова: "Те, кто ослушался нашего приказа, и провоцирует насилие - не с нами. Мы никогда не допустим войны в Украине, силового сценария, не дадим власти возможность уничтожить наш великий европейский мирный протест". Ну, то есть — не послушались ведь, так что кто ж такой Яценюк, чтобы раздавать какие-то приказы?

Причем, тут нюанс: Яценюк и Тягнибок говорили это на Майдане, а на Грушевского в зарубу — в отличие от В.Кличко — не пошли. Разумеется, их желание списать инцидент на провокаторов понятно — чтобы ни за что не отвечать. Мало того, Тягнибоку это просто необходимо, поскольку в первых рядах нападавших были люди с нацистской символикой — а таких уже традиционно причисляют к "Свободе". Ну, собственно, есть картинка (1488 на щите, если кто не заметил):

Тут тоже нюанс — картинка обнаружилась в фб, авторство за множеством перепостов утрачено. Так что вполне могла быть фотошопом или и в самом деле запечатлела провокатора. Однако ж, на том клипе, который сверху, в паре эпизодов человек с этим щитом маячит. Причем, в той фазе событий, которую провокатор вряд ли бы стал дожидаться.   

Есть и другие технические детали, которые не позволяют утверждать, что это была провокация. Прежде всего, машины Автомайдана могут быть идентифицированы. Кроме того, во время столкновения В.Кличко попытался встать между кордоном внутренних войск и митингующими, уговаривая их отойти. Так вот, его действия встретили неодобрение митингующих, которых было столько, что вряд ли все они могли быть провокаторами.

Вообще, у Кличко там не очень-то сложилось. Он попытался внедриться между кордоном силовиков и нападающими митингующими, кое-как ему это удалось. Тут он взял матюгальник и произнес нечто кривое: "То, что вы сейчас делаете, это большая опасность" – но в адрес митингующих-нападающих. Им это не понравилось, они закричали ему "Ганьба!", а кто-то даже обделал его из порошкового огнетушителя. Вот тут кое-как заснят весь этот процесс.  

А еще можно обратить внимание и на то, что нападавшие были в касках — а именно к таким действиям их накануне призывал Тягнибок. В чем тут нюанс — описано ниже, в приложении, где будет о законах, которые Рад приняла в четверг. Впрочем - меня уточнили из Киева: в касках с 1 декабря ходят все, у кого они есть; впрочем - тут они дружно рядком. Впрочем, часть ответственности за мероприятие уже взял "Правый сектор", а у них с Тягнибоком отношения не очень-то.

Далее, когда ситуация дошла до применения слезоточивого газа, был сожжен автобус силовиков и т.п., Яценюк явно впал в растерянность и продолжал бормотать, что все, что происходит на Европейской площади и ул. Грушевского - план, чтобы легализовать "Беркут" на Майдане. По его словам, "Мы не для этого стояли здесь два месяца. Миллионы украинцев ждут реальных перемен в стране".

К этому моменту в растерянность впал и посол ЕС в Украине Я.Томбиньский: "Мы призываем людей не обострять ситуацию, которая уже является очень тяжелой и опасной. Атаки на правоохранителей могут дать аргументы тем, кто не является сторонником политического способа разрешения кризиса".

Слова Тягнибока и Яценюка о том, что "это не их план", конкретно означают то, что Майдан они не контролируют. Любопытно, что и Томбиньский обращался не к ним, а просто к неким людям. Разумеется, ни о каких провокаторах он не говорит.  Словом - не провокация это, а просто кое-что вышло из-под контроля организаторов Майдана.

Незадолго до этого

А что в это время происходило на Майдане? Там все шло примерно, как обычно. А.Яценюк сделал очередное заявление общего характера, пообещав перестроить всю страну. Теперь, по его плану, "Мы должны создать Народную Раду из числа народных депутатов". Второй пункт плана: "Народная Рада должна получить легитимность от украинского народа". А именно - "После создания Народной Рады Украины должно быть создано Народное правительство, которое приведет Украину в ЕС, остановит диктатуру Януковича и будет правительством европейской Украины".

Соответственно, третий пункт - новая Конституция: "Мы должны вернуться к Конституции 2004 года. Нет диктатуре Януковича! Мы начинаем народное голосование о недоверии и отставке Януковича". Кажется, требование отставки президента - это уже четвертый пункт, но Яценюк его чего-то не выделил. Ну, нормальный такой конструктивный небольшой планчик, чё уж.

Был и второй момент. Выступая на вече перед Яценюком, организатор Автомайдана Д.Булатов призвал лидеров оппозиции назвать имя "единого лидера сопротивления". Яценюк ответил на это так: "Здесь есть лидер. Это украинский народ. Едва кто-то превратит или объявит нашу борьбу борьбой за лидерство между политиками - я назову его провокатором".

При этом Яценюк отверг не только требование Буланова, но и обращение группы представителей интеллигенции, которая накануне потребовала от лидеров оппозиции выбрать единого "лидера сопротивления диктатуре". А в этой группе люди разумные — Тарас Возняк, например, Сергей Жадан. Их точка зрения тоже была разумной: "сила Майдана - достаточно организованная", чтобы не создать впечатление "анархии и хаоса", но и слишком уязвимая, поскольку "не возглавленная единственным политическим руководством". 

Вывод: "В этих условиях вам, лидерам оппозиции, и дальше вести необъявленную предвыборную кампанию с прицелом на 2015 год — преступно... Сегодня наступил момент истины: вы или постараетесь выбрать из своей среды единого лидера, обеспечив ему исполнительное послушание своих команд, или вынуждены будете сойти со сцены".

И вот очень похоже, что именно слова Яценюка на Майдане о "лидере - украинском народе" и могли стать причиной произошедшего на Грушевского. Встретили слова неодобрительно, со свистом и ответным скандированием той же "Ганьбы" и "Лидера!-Лидера!" (видео ЛІГАБізнесІнформ). 

Ну вот и в самом деле: ровно "Момент истины" для оппозиции - одного лидера нет, ситуация пошла в разнос, так что - а не в самом ли деле они уже сходят со сцены? Ну, тогда Тарасу с Сергеем уже пора думать о том, кем бы их заменить. Но только самим туда, конечно, не надо.

Чуть-чуть открутив назад

Тут существенно (точнее — было существенно до вечера воскресенья) то, в связи с чем вдруг зашла речь о Народной раде и всяком таком. 16 января, в четверг Рада приняла 10 довольно-таки специфических законов.Отдельные критики даже утверждают, что эти законы "беспрецедентно для Украины ограничивают права и свободы граждан" и даже "напоминают введение чрезвычайного положения на постоянной основе". Ну, в общем, резон у данного оценочного суждения имелся.

Тогда, в конце недели (но до вече) Яценюк давал обществу очередную установку: "Если Янукович подпишет эти законы, он станет соучастником преступления. Это - изменение и свержение конституционного порядка Украины". Что касается планов оппозиции после принятия законов, то все свелось к призыву в адрес президента "Заветировать эти позорные законы, вернуть в парламент - и при таких обстоятельствах тогда мы можем возобновить политический диалог в стране". Разумеется, В.Янукович не стал обращать внимания на это заявление и законы подписал. Вообще-то, что среди этих "позорных законов" был и закон от А.Яценюка, но это уже мелкие детали. 

Видно, что сама оппозиция не считает себя ответственной за принятие законов. Хотя бы за то, что их принимали без обсуждения именно потому, что оппозиция пыталась блокировать парламент и не хотела работать сама. Дальнейшие планы оппозиции сводились к жалобам. По словам Яценюка "Мы подготовили и обращаемся ко всем национальным парламентам, странам-членам Европейского Союза, к Конгрессу и Сенату Соединенных Штатов, к парламенту Канады, к нашим западным партнерам - относительно того, что в Украине уничтожается демократия". 

То есть, в пятницу это были жалобы, а в воскресенье добавилась тема самодельной Конституции и общественно-народной Рады. То есть — никаких переговоров с властью, одни только требования и уверенность в победе. Ул.Грушевского сюда, очевидно, никак не вписывалась.

Причем, с другой (властной) стороны тоже были сомнения в законах. Депутат-"регионал" В.Олыйник призвал лидеров оппозиции и участников акций протеста к переговорам. Конечно, это был не лучший персонаж для такого предложения — именно он был одним из авторов поправок в закон Украины "О судоустройстве и статусе судей" и процессуальные законы относительно дополнительных мер защиты безопасности граждан, которые всю эту печаль вызвали.

Но, все же, логика и предложение в его словах были. По факту он предложил не упрощать ситуацию до уровня "власть-оппозиция": "Какой выход из ситуации? Садиться за стол переговоров, сесть и договориться: Мы готовы услышать и Майдан (людей простых, которые далеко не разделяют позицию лидеров оппозиционных политических сил), и сами оппозиционные силы, поскольку они являются частью власти в парламенте, о том, какие нам нужно принимать решения".

Намек на возможность компромисса можно увидеть в этих словах: "У власти, конечно, ошибок предостаточно, но даже за эти последние 1,5 месяца мы уже столько шагов сделали вперед в ожидании, что нас услышат, что я не знаю, куда еще дальше идти. Мы готовы к переговорному процессу".

Готовность к компромиссу проявил не только Олыйник. Представитель президента в Раде Ю.Мирошниченко в интервью "5 каналу" даже признал, что законы получились не слишком-то хорошими. По его мнению, причина косяков – в отсутствии диалога между властью и оппозицией: "Оппозиция заблокировала парламент, рассчитывая, что таким образом Украина не получит бюджет. С другой стороны получила противоположный результат - кроме бюджета еще какие-то законопроекты, которые сегодня мы не можем оценивать, поскольку мы их не обсудили во время рассмотрения. Не нарочно, но могли пропустить какие-то ляпы, которые будут затем восприниматься международным сообществом негативно".

Насчет переговоров непонятно. Вот, Янукович тоже что-то такое предложил. Но тут же ясно, с какой позиции он их будет вести: "Ну что, допрыгались? А теперь слушай сюда". Причем, оппозиция в разных ситуациях уже отказывалась от переговоров раз десять. И это ни разу не приносило им выгод, напротив — с каждым разом их позиция становилась слабее. Ну а в этот раз уже и вообще. Не говоря уже о том, что их, по сути, послал Майдан, так еще и Грушевского закрыла тему четверговых законов. Ну кто ж о них теперь вспомнит, а они же будут работать?

И о структуре: сколько тут, собственно, сторон? Вариант "влада-оппозиция" предлагать только альтернативно одаренным. Лениво считая, легко начитать 7-8. И это если не распространятся геополитически (ЕС. США, РФ и т.п.) 7-8 тут сразу: сколько частей оппозиции? Сколько частей власти? Вот же, после принятия законов в отставку был наконец отпущен глава АП С.Левочкин, написавший заявление еще после ноябрьского Беркута (а он - это группа Фирташа). Сколько частей дает "улица"? В сумме до дюжины, если не углубляться. Ну и как разрулить ситуацию, оценивая ее как конфликт двух интересов?  

Приложение: пресловутые "законы 16 декабря"

Основные претензии предъявлялись к следующему:

- Внесены изменения в статью 345 УК "Угроза или насилие в отношении работника правоохранительного органа". Угроза жизни сотруднику правоохранительных органов, близким родственникам или членам его семьи теперь может повлечь за собой тюремное заключение. Закон выглядит логично, но в данный момент комментаторы обращают внимание на то, что "в случае новой попытки разгона Майдана силовиками "самооборона Майдана", защищающая баррикады может получить "от 3-х до 7-ми лет".

- Тема Майдана возникает и в связи со статьей об усилении ответственность за групповое нарушение общественного порядка. Там, среди прочего, упоминаются действия, "которые приводят к грубому нарушению общественного порядка или нарушению работы транспорта, предприятия, учреждения или организации". Типа захвата Киевской горадминистрации или Дома Профсоюзов. 

- Усилены ограничения проведения массовых акций протеста. Например, за установку палаток, ношение масок и шлемов на Майдане можно огрести до 15 суток ареста. А движение в автоколоннах из более чем пяти авто без согласования с МВД будет караться штрафом и лишением права управлять транспортными средствами на 1-2 года - с изъятием транспортного средства. Ну, это на тему Автомайдана.

Почти во всех этих случаях сразу видна проблема правоприменения. Например, если на Майдан выйдет несколько тысяч человек в защитных шлемах или в масках, то возможно ли задержать такое количество граждан и что будут делать потом суды с таким количеством дел? А О.Тягнибок уже призвал именно к такому поведению. Ну и да, на Грушевского оно уже и было.
Что касается закона об автоколоннах, то в соответствующей поправке не были даже указаны отличительные признаки автоколонны "из пяти и более автомобилей". Как тогда ГАИ определять - чи колона це або просто машини в пробці?

- В УК добавлена статья об экстремистской деятельности, под которой подразумевается изготовление, хранение и распространение экстремистских материалов, в том числе - через СМИ. Но определение экстремистских материалов дано столь широко, что по факту может быть применено к любой публичной оппозиционной активности и к ее освещению.

- Поправки в УК предполагают также ответственность "за отрицание или оправдание преступлений фашизма, пропаганду неонацистской идеологии, изготовление и распространение материалов, в которых оправдываются преступления фашистов и их сторонников". Вполне логичный закон, но сейчас его соотнесут только со "Свободой".

- Вводится уголовная ответственность за клевету, вплоть до ограничения свободы. Клевета определена как "умышленное распространение заведомо недостоверных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица", причем решение выносит суд. Разумеется, тут проблема с возможной ангажированностью суда.

- Запрещается деятельность интернет-СМИ без регистрации в качестве информагентств. Статья может коснуться большинства украинских новостных ресурсов и привести их к закрытию - специальная комиссия по телевидению и радиовещанию получает возможность запрещать провайдерам доступ к сайтам, на которые укажет этот орган. Безусловно, ситуация, когда СМИ работают без регистрации странна сама по себе, но в данный момент это положение будет воспринято как прямая угроза свободе СМИ. С другой стороны, у таких ресурсов есть очевидный выход — вывести его из украинской интернет-зоны.

- Операторы телекоммуникационных видов деятельности (в том числе интернет-провайдеры и операторы сотовой связи) обязаны заключать договоры с клиентами. Приобрести SIM-карту без паспорта будет невозможно. Смысл в том, что госорганы по запросу смогут получать от операторов сведения об их абонентах. Но при большом желании этот пункт обходится зарубежными номерами, пусть даже это и требует дополнительных расходов.

- Вводится "заочное уголовное производство", которое применяется, если подозреваемый или обвиняемый уклоняется от прибытия на вызов в милицию, прокуратуру или суд. Понятно, что первым кандидатом на применение закона является Ю.Тимошенко, которая уже давно отказывается прибыть на судебное заседание по ее делу. Поэтому сейчас и этот, также вполне логичный закон, будет трактоваться в духе усиления избирательного правосудия.

Но первая - и до воскресенье главная - проблема этих законов состояла в том, что власти теперь следовало сразу же разогнать Майдан и открыть несколько сотен судебных дел в адрес его активистов. А теперь ул.Грушевского власти может сильно помочь.  

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.