Адрес: https://polit.ru/article/2014/01/21/kiev/


21 января 2014, 09:15

«Боевые барабаны» на улицах Киева

Репортаж «Полит.ua» о беспорядках в центре Киева

Киев. Евромайдан. Прямо за сценой,  посреди гражданского сектора майдана, весьма раздраженно шагает один из «лидеров» – Александр Турчинов. То ли охранники, то ли помощники не поспевают за  ним  и пытаются решать какие-то вопросы на ходу. Спешить, действительно, необходимо, ведь выражение «лидеры Майдана» с недавнего времени употребляют только с кавычками.

Последние наставления

Смена караула

Ситуация вышла из-под контроля, и лидеров, как выяснилось, нет. Песни и пляски надоели, расплывчатая формулировка еще одного «лидера» Арсения Яценюка: «Лидер Майдана — народ Украины», части этого самого народа пришлась не по душе. Инициатива перешла к активным и немногословным. Призывы со сцены не ходить на Грушевского, потому что там опасно, никого не пугают. После принятия целого ряда  жестких законов в прошлый четверг неспокойно стало во всей Украине. 

На подходе к кварталу боевых действий слышны взрывы и непрекращающийся шум — палки стучат о железные щиты, листы, фонарные столбы... Стучат женщины всех возрастов, задавая тем самым ритм происходящему. Этакие боевые барабаны.

Звуковая поддержка

Никто никого не останавливает и не предупреждает о том, что дальше может быть опасно, только среди толпы снуют деловито женщины, раздавая одноразовые повязки для лица. Без них, и впрямь, никуда - чем ближе к месту столкновений, а именно ко входу стадиона им. Лобановского, тем отчетливее ощущается горечь на губах, дышать становится труднее, а глаза начинают слезиться.

Сожженные автобусы — «Беркута» или МВД — уже не разобрать

Организованно все, приблизительно, так. Одна группа активистов в полной боевой экипировке сменяет другую, уставшие отступают назад, пьют чай с принесенными с Майдана бутербродами и наступают снова. Сильно уставшие организованно идут в лагерь набираться сил, тем временем из лагеря на смену им возвращаются отдохнувшие. 

Поле боя у входа на стадион

Среди  подручных средств борьбы можно заметить биты, куски брусчатки, отбитые здесь же (давно известное «оружие пролетариата»), сосуды с коктейлями Молотова. 

К шуму привыкаешь быстро. Совсем близко не боятся подходить журналисты и медики. Менее смелые заняли позицию напротив, на холмике, и наблюдают за происходящим оттуда. Мужчины пенсионного возраста и совсем молодые   эмоционально обсуждают происходящее так, как будто бы они оказались на одной трибуне во время футбольного матча.

 

Обороняться можно красиво

—Смотри, смотри вон на того парня, — кричит дедок молодому человеку, стоящему рядом, — сейчас он подойдет и  заху…т им! — продолжает пенсионер. И действительно через минуту бутылка зажигательной смесью летит в сторону «Беркута».

«Зрительный зал»

Одобрение и ожидание — вот короткий ответ на вопрос в таком американском стиле: «Что вы почувствовали, оказавшись там?»

Хотя не очень понятно, в данный момент — кого штурмуют и чего добиваются? Именно в этом месте?

Главное чувство — надежда. Может, все-таки хватит ума принять хоть какое-то адекватное решение — и у власти и у оппозиции? Однако, поменяться все может в один миг, как и траектория летящей бутылки  с «зажигательным» Молотовым или шумовой гранаты.

Пусть меняется к лучшему. Хотелось бы.