Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
27 марта 2017, понедельник, 23:37
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

ВАЗ уполномочен заявить

Здание администрации ОАО «АвтоВАЗ»
Здание администрации ОАО «АвтоВАЗ»
Фото: Валерий Мельников/Коммерсантъ

Руководство «АвтоВАЗа» опубликовало план по сокращению персонала. В ближайшие месяцы крупнейший автомобильный завод страны планирует, так или иначе, избавиться, по крайней мере, от 7,5 тысяч работников.

Часть людей будут отправлены на пенсию – в настоящее время на «АвтоВАЗе» работают 1,5 тысячи человек пенсионного возраста. Еще тысячу человек руководство завода собирается отправить на досрочную пенсию.

Также руководство «АвтоВАЗа» полностью закрывает прием новых сотрудников, что при сохранении текущих тенденций позволит сократить численность персонала еще на несколько сот человек – в прошлом году «естественная убыль» работников, то есть количество уволившихся по собственному желанию, вышедших на пенсию или перешедших на другую работу, составило 8 тысяч человек.

Кроме того, специальным приказом люди, которые работают на сокращаемых должностях, стимулируются к добровольному уходу с завода. Если рабочий уйдет до конца февраля 2014 года, то ему будет выплачены пять средних месячных заработков; если в марте – четыре заработка, в апреле – только три. По закону, напомним, работодатель обязан в случае увольнения сотрудника выплатить ему два месячных оклада.

Планы руководства предусматривают также сокращение значительного числа рабочих – уволить планируется до пяти тысяч человек.

Таким образом, «АвтоВАЗ» в ближайшие месяцы переживет одно из самых больших сокращений за всю свою историю. Уволен, отправлен на пенсию или сокращен будет каждый десятый сотрудник предприятия.

 
Сотрудники завода «АвтоВАЗ». Фото: Дмитрий Лебедев/Коммерсантъ

Нельзя сказать, что проблемы на автогиганте стали неожиданностью. Пик продаж «АвтоВАЗа» пришелся на момент действия правительственной программы утилизации старых автомобилей – тогда автовладельцы могли сдать свое старое авто и получить ваучер на 50 тысяч рублей, который мог быть потрачен на покупку произведенных в России автомобилей. Главным образом граждане покупали выпускаемые «АвтоВАЗом» дешевые модели.

Считалось, что в момент экономического кризиса правительство обязано поддерживать отечественный автопром, так как это сложное производство, которое, в свою очередь, сохраняет на плаву многие другие отрасли. Основная идея была в том, что если в России производится хоть что-то кроме нефти, газа, металлов и хлеба, то нужно всеми силами пытаться сохранить это производство.

Программа утилизации действовала два года – с 1 января 2010 по 31 декабря 2011. Федеральным правительством было выделено 10 миллиардов рублей для раздачи автовладельцам. После завершения программы отраслевые лоббисты пытались каким-то образом ее возродить, но пока правительство успешно сопротивляется.

После сворачивания программы продажи «АвтоВАЗа» стали снижаться. В 2011 году было продано 578 тысяч автомобилей, в 2012 – менее 538 тысяч, в 2013 продажи сократились уже до 438 тысяч автомобилей.

Иному предприятию правительство, наверное, и могло бы помочь в трудную минуту, но «АвтоВАЗ» тут исключение. Дело даже не в том, что завод и правда гигантский – он является градообразующим предприятием для полумиллионного города Тольятти и принципиальным налогоплательщиком в Самарской области. Получается, что  «АвтоВАЗ» – что-то вроде пилотного проекта по снятию с государства ответственности за работу крупных, в том числе и градообразующих, предприятий.

Советская экономическая модель предполагала, что крупные предприятия несут ответственность не только за выпуск соответствующей продукции, но и за жизнь и благополучие своих работников. Поэтому на балансе заводов оказывались детские сады, птицефабрики, котельные, многоэтажные дома, дороги и множество другие объектов, которые в условиях рыночной экономики должны принадлежать либо частным компаниям, либо муниципалитетам.

Советская модель в целом нормально работала, когда предприятия не испытывали никаких проблем – тогда были и тепло, и воспитатели в детских садах, и мясо в магазинах. Но как только возникли проблемы со сбытом продукции, жизнь работников некоторых заводов и фабрик превратилась в настоящий ад – они оказались лишены элементарных благ цивилизации.

Даже после разделения собственности проблема моногородов сохранилась: в случае чего правительству оказывалось проще помочь предприятию, от которого зависит целый город, чем людям, зависящим от предприятия. В теории можно организовать бесплатное переобучение рабочих, их переезд, расселение оказавшегося ненужным города. Но проще дать лишний миллиард льготного кредита предприятию и забыть о проблеме еще на несколько лет.

В какой-то момент было принято решение отказаться от помощи «АвтоВАЗу». Вместо этого предприятие было решено продать – покупателем выступил франко-японский автомобильный альянс Renault-Nissan.

 
Фото: Валерий Мельников/Коммерсантъ

Сотрудничество между Renault-Nissan и «АвтоВАЗом» началось еще в 2008 году. Тогда иностранная компания приобрела блокирующий пакет акций автогиганта. Со временем структура собственности стала такой, что «АвтоВАЗ» теперь, фактически, принадлежит Renault-Nissan и госкорпорации Ростех на паритетных началах. В 2009 году была составлена программа развития «АвтоВАЗа» с учетом планов новых собственников. Договор между «АвтоВАЗом» и альянсом Renault-Nissan о производстве автомобилей на платформе Nissan B0 был заключен еще в 2010 году. В строительство новой линии было вложено 400 миллионов евро – четверть заплатил «АвтоВАЗ», оставшиеся 75 процентов внесли Renault и Nissan.

Новая линия рассчитана на производство автомобилей на базе платформы Nissan B0 – 70 тысяч Lada Largus, 70 тысяч автомобилей Nissan Almera и 140 тысяч машин марки Renault. В 2013 году у «АвтоВАЗа» росли только продажи Lada Largus, было выпущено 72 тысячи машин этой марки, то есть соответствующий конвейер работал непрерывно.

С новыми собственниками пришел и новый стиль руководства. Естественно, была обновлена линейка моделей – с производства, наконец, были сняты автомобили, на которых россияне ездили еще в 1980-е годы. «АвтоВАЗ», впервые в своей истории, стал отзывать автомобили с рынка из-за выявленных дефектов. Теперь проявились и другие признаки капитализма – сокращение рабочих мест в результате падения продаж.

Правительство Самарской области, в свою очередь, приняло на себя ответственность за граждан. Как сообщает пресс-служба автомобильного завода, региональные власти разработали план по трудоустройству и переобучению уволенных сотрудников «АвтоВАЗа». До конца января на предприятии будет организована работа консультационного пункта Центра занятости населения.

Если все пойдет по плану, то даже банкротство и закрытие «АвтоВАЗа» не будет трагедией ни для Самарской области, ни даже для Тольятти – проблемы будут только у франко-японского альянса да у принадлежащей правительству корпорации Ростех. Если опыт окажется успешным, то его повторение ждет десятки и сотни российских моногородов. В конце концов, если получилось у «АвтоВАЗа», почему не получится у всех остальных.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:02 Президент Чехии обвинил хакеров в загрузке детского порно на его компьютер
20:46 Объявлен в розыск предполагаемый сообщник убийцы Вороненкова
20:46 Умерла младшая сестра Фиделя Кастро
20:21 Глава штаба Навального получил 10 суток ареста
20:03 Рогозин написал рэп об Украине
19:47 Центробанк предложил сузить полномочия ВЭБа
19:19 Путин встретился с руководством Росгвардии
18:55 В России заочно арестовали Арсения Яценюка
18:32 Экс-главу службы безопасности ЮКОСа вернули в колонию из СИЗО
18:28 Володин раскритиковал ситуацию с банками РФ на Украине
18:11 13 сотрудников ФБК могут привлечь за сопротивление при эвакуации
17:52 Захарова уподобила слова Порошенко об Украине описанию лягушки
17:51 В Росреестре опровергли желание снести жилой комплекс при МГУ
17:31 Замглавы «Уралвагонзавода» будет отвечать за отношение к интернету в Кремле
17:11 Борис Джонсон отложил визит в Москву
17:02 «Яндекс» объяснил слабое освещение протестов 26 марта
16:51 Илюмжинов прокомментировал информацию на сайте ФИДЕ о своей отставке
16:36 Из музея в Берлине похитили золотую монету весом в 100 килограммов
16:15 Полковника Захарченко оставили в СИЗО до июня
15:54 В Монголии найдены окаменевшие останки древнего родственника дерева гинкго
15:53 Иркутский губернатор решил судиться с сообщившими о его смерти
15:43 СК заявил о предложениях оплатить участие в митинге против коррупции
15:21 В Минобороны опровергли сообщения о сбитом в Сирии российском вертолете
15:15 Навальный арестован на 15 суток
15:13 Для начинающих водителей введены ограничения
14:51 В ГД внесен законопроект о запрете суррогатного материнства
14:47 В России началась продажа семейного мини-кинотеатра CINEMOOD
14:36 Кремль опроверг сообщения о заморозке контактов с Госдумой
14:20 Путин выбрал главу научной долины МГУ
14:08 Навального оштрафовали на 20 тысяч за организацию митинга «Он нам не Димон»
14:02 В Петербурге лидера дальнобойщиков задержали за езду без прав
13:40 Bloomberg предсказал уравнивание курсов доллара и евро при победе Ле Пен
13:40 Прославивший Марка Твена вид лягушек возвращается в южную Калифорнию
13:32 В 11 классе могут ввести предмет «Современная Россия»
13:29 Песков рассказал о проплаченных школьниках на митингах против коррупции
13:09 МИД России призвал запретить СМИ «нагнетать» обстановку о преступлениях в Сирии
13:00 В Минске фигуранта «болотного дела» Полиховича посадили на 12 суток
12:49 СКР заподозрил еще ряд украинских военных в войне с гражданским населением
12:33 В конце марта в Москве ожидаются заморозки до -13°С
12:28 В Петербурге предложили ввести возрастные ограничения для участников митингов
12:14 Путин поддержал предложение Вексельберга снизить НДС для региональных авиаперевозок
12:06 В российских регионах началась акция протеста дальнобойщиков
11:44 Турция обнародовала пошлины на российскую пшеницу
11:42 ФСБ нашла у подпольных оружейников три авиапушки и большой арсенал оружия
11:25 Медведев рассказал о своих делах во время массовых акций протеста
11:24 Экспериментально изучено образование ударных кратеров в песке
11:14 Производители школьной формы из синтетики получат господдержку
11:08 Бывшего милиционера из Ангарска обвинили в убийствах 84 женщин
10:43 ЛДПР и «Справедливая Россия» пожаловались на отсутствие контакта с Кремлем
10:28 Группа ГАЗ начнет выпускать грузовики «Волга»
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефон: +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.