Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
8 декабря 2016, четверг, 19:13
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

ВАЗ уполномочен заявить

Здание администрации ОАО «АвтоВАЗ»
Здание администрации ОАО «АвтоВАЗ»
Фото: Валерий Мельников/Коммерсантъ

Руководство «АвтоВАЗа» опубликовало план по сокращению персонала. В ближайшие месяцы крупнейший автомобильный завод страны планирует, так или иначе, избавиться, по крайней мере, от 7,5 тысяч работников.

Часть людей будут отправлены на пенсию – в настоящее время на «АвтоВАЗе» работают 1,5 тысячи человек пенсионного возраста. Еще тысячу человек руководство завода собирается отправить на досрочную пенсию.

Также руководство «АвтоВАЗа» полностью закрывает прием новых сотрудников, что при сохранении текущих тенденций позволит сократить численность персонала еще на несколько сот человек – в прошлом году «естественная убыль» работников, то есть количество уволившихся по собственному желанию, вышедших на пенсию или перешедших на другую работу, составило 8 тысяч человек.

Кроме того, специальным приказом люди, которые работают на сокращаемых должностях, стимулируются к добровольному уходу с завода. Если рабочий уйдет до конца февраля 2014 года, то ему будет выплачены пять средних месячных заработков; если в марте – четыре заработка, в апреле – только три. По закону, напомним, работодатель обязан в случае увольнения сотрудника выплатить ему два месячных оклада.

Планы руководства предусматривают также сокращение значительного числа рабочих – уволить планируется до пяти тысяч человек.

Таким образом, «АвтоВАЗ» в ближайшие месяцы переживет одно из самых больших сокращений за всю свою историю. Уволен, отправлен на пенсию или сокращен будет каждый десятый сотрудник предприятия.

 
Сотрудники завода «АвтоВАЗ». Фото: Дмитрий Лебедев/Коммерсантъ

Нельзя сказать, что проблемы на автогиганте стали неожиданностью. Пик продаж «АвтоВАЗа» пришелся на момент действия правительственной программы утилизации старых автомобилей – тогда автовладельцы могли сдать свое старое авто и получить ваучер на 50 тысяч рублей, который мог быть потрачен на покупку произведенных в России автомобилей. Главным образом граждане покупали выпускаемые «АвтоВАЗом» дешевые модели.

Считалось, что в момент экономического кризиса правительство обязано поддерживать отечественный автопром, так как это сложное производство, которое, в свою очередь, сохраняет на плаву многие другие отрасли. Основная идея была в том, что если в России производится хоть что-то кроме нефти, газа, металлов и хлеба, то нужно всеми силами пытаться сохранить это производство.

Программа утилизации действовала два года – с 1 января 2010 по 31 декабря 2011. Федеральным правительством было выделено 10 миллиардов рублей для раздачи автовладельцам. После завершения программы отраслевые лоббисты пытались каким-то образом ее возродить, но пока правительство успешно сопротивляется.

После сворачивания программы продажи «АвтоВАЗа» стали снижаться. В 2011 году было продано 578 тысяч автомобилей, в 2012 – менее 538 тысяч, в 2013 продажи сократились уже до 438 тысяч автомобилей.

Иному предприятию правительство, наверное, и могло бы помочь в трудную минуту, но «АвтоВАЗ» тут исключение. Дело даже не в том, что завод и правда гигантский – он является градообразующим предприятием для полумиллионного города Тольятти и принципиальным налогоплательщиком в Самарской области. Получается, что  «АвтоВАЗ» – что-то вроде пилотного проекта по снятию с государства ответственности за работу крупных, в том числе и градообразующих, предприятий.

Советская экономическая модель предполагала, что крупные предприятия несут ответственность не только за выпуск соответствующей продукции, но и за жизнь и благополучие своих работников. Поэтому на балансе заводов оказывались детские сады, птицефабрики, котельные, многоэтажные дома, дороги и множество другие объектов, которые в условиях рыночной экономики должны принадлежать либо частным компаниям, либо муниципалитетам.

Советская модель в целом нормально работала, когда предприятия не испытывали никаких проблем – тогда были и тепло, и воспитатели в детских садах, и мясо в магазинах. Но как только возникли проблемы со сбытом продукции, жизнь работников некоторых заводов и фабрик превратилась в настоящий ад – они оказались лишены элементарных благ цивилизации.

Даже после разделения собственности проблема моногородов сохранилась: в случае чего правительству оказывалось проще помочь предприятию, от которого зависит целый город, чем людям, зависящим от предприятия. В теории можно организовать бесплатное переобучение рабочих, их переезд, расселение оказавшегося ненужным города. Но проще дать лишний миллиард льготного кредита предприятию и забыть о проблеме еще на несколько лет.

В какой-то момент было принято решение отказаться от помощи «АвтоВАЗу». Вместо этого предприятие было решено продать – покупателем выступил франко-японский автомобильный альянс Renault-Nissan.

 
Фото: Валерий Мельников/Коммерсантъ

Сотрудничество между Renault-Nissan и «АвтоВАЗом» началось еще в 2008 году. Тогда иностранная компания приобрела блокирующий пакет акций автогиганта. Со временем структура собственности стала такой, что «АвтоВАЗ» теперь, фактически, принадлежит Renault-Nissan и госкорпорации Ростех на паритетных началах. В 2009 году была составлена программа развития «АвтоВАЗа» с учетом планов новых собственников. Договор между «АвтоВАЗом» и альянсом Renault-Nissan о производстве автомобилей на платформе Nissan B0 был заключен еще в 2010 году. В строительство новой линии было вложено 400 миллионов евро – четверть заплатил «АвтоВАЗ», оставшиеся 75 процентов внесли Renault и Nissan.

Новая линия рассчитана на производство автомобилей на базе платформы Nissan B0 – 70 тысяч Lada Largus, 70 тысяч автомобилей Nissan Almera и 140 тысяч машин марки Renault. В 2013 году у «АвтоВАЗа» росли только продажи Lada Largus, было выпущено 72 тысячи машин этой марки, то есть соответствующий конвейер работал непрерывно.

С новыми собственниками пришел и новый стиль руководства. Естественно, была обновлена линейка моделей – с производства, наконец, были сняты автомобили, на которых россияне ездили еще в 1980-е годы. «АвтоВАЗ», впервые в своей истории, стал отзывать автомобили с рынка из-за выявленных дефектов. Теперь проявились и другие признаки капитализма – сокращение рабочих мест в результате падения продаж.

Правительство Самарской области, в свою очередь, приняло на себя ответственность за граждан. Как сообщает пресс-служба автомобильного завода, региональные власти разработали план по трудоустройству и переобучению уволенных сотрудников «АвтоВАЗа». До конца января на предприятии будет организована работа консультационного пункта Центра занятости населения.

Если все пойдет по плану, то даже банкротство и закрытие «АвтоВАЗа» не будет трагедией ни для Самарской области, ни даже для Тольятти – проблемы будут только у франко-японского альянса да у принадлежащей правительству корпорации Ростех. Если опыт окажется успешным, то его повторение ждет десятки и сотни российских моногородов. В конце концов, если получилось у «АвтоВАЗа», почему не получится у всех остальных.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

19:12 Полонский отказался признавать вину в мошенничестве
18:58 В Новосибирске из-за снега введен режим ЧС
18:48 Путин пообещал обсудить с Собяниным вырубку парка «Кусково»
18:45 СМИ сообщили об отказе Исинбаевой бороться за пост главы ВФЛА
18:21 Биржевой курс евро упал до полуторагодового минимума
18:19 Путин наградил Доктора Лизу госпремией
17:49 Путин поручил пересмотреть закон об «иностранных агентах»
17:44 В кабмине отказались поддержать «людоедское решение» по абортам
17:23 Правительство отказалось обязывать нефтяников сокращать добычу
17:10 Один из «крымских диверсантов» пожаловался в СКР на пытки
17:02 Директора спортшколы поместили под домашний арест после гибели детей в ХМАО
17:00 СМИ сообщили о задержании сотрудников антикоррупционного управления МВД
16:37 Путин посмертно наградил погибших в Сирии медсестер и военного советника
16:16 Посол Евросоюза констатировал прохождение «дна» в отношениях с Россией
16:08 В Кремле о приезде в Москву экс-советника Трампа узнали из СМИ
15:50 СМИ узнали о решении боевиков «Джебхат ан-Нусра» покинуть Алеппо
15:45 Медведев утвердил стратегию борьбы с контрафактом в РФ до 2025 года
15:31 Предложено противоядие от угарного газа
15:22 Источник рассказал об обысках ФСБ в ГУЭБиПК МВД России
15:09 В Думе объяснили переброску чеченского спецназа в Сирию
14:51 «Газпром» подписал контракт по прокладке первой ветки «Турецкого потока»
14:40 Древесные кольца подтвердили слова летописцев
14:33 Впервые за два года в РФ выросли продажи автомобилей
14:19 МВД предложило составить списки «опасных» футбольных фанатов
14:03 Кировский губернатор вступился за Навального
13:54 В управделами президента ответили на жалобы депутаток Госдумы
13:32 Ростуризм разработает программу льготных туров для пенсионеров
13:29 Астрономы опровергли «клочковатость» темной материи
13:17 Обвинение попросило для генерала Сугробова 22 года колонии
13:13 Памфилова подтвердила дату президентских выборов в 2018 году
13:04 Дефицит бюджета России снизился до 2,16% ВВП
13:01 В Думу внесен законопроект о штрафах за нарушение порядка на соревнованиях
12:44 Минобороны опровергло сообщения о вине пилота в крушении Су-33
12:30 ЕС и Европарламент утвердили план введения безвизового режима для Украины
12:26 Представители Минкульта подали в суд на Зураба Церетели за долги
12:16 СК заочно предъявил украинцам обвинение в похищении военнослужащих РФ
12:01 Россияне впервые за несколько лет не стали экономить на праздновании Нового года
11:58 Правительство решило обязать казачьих атаманов отчитываться о доходах
11:56 «Заблудившиеся электроны» помогут в создании квантовых компьютеров
11:31 Прокурор попросил пять лет лишения свободы для Варвары Карауловой
11:29 Крым вернул Украине больше тысячи тонн продуктов
11:09 Экстремизм среди российских студентов выявят анкетированием
10:47 В Москву прибыл советник Трампа
10:36 Экс-директор ФИФА по развитию признался в коррупции
10:30 В Москве расширят тротуары на основании данных соцсетей
10:24 СМИ сообщили об отправке чеченских батальонов в Сирию
10:05 Российские ритейлеры разработали схему интернет-продажи алкоголя
10:03 СМИ сообщили об отказе Думы запрещать чиновникам иметь недвижимость за рубежом
09:51 В Польше завели дело о «сотрудничестве» контрразведки с ФСБ
09:41 Сборная России завоевала золото ЧМ по плаванию в эстафете
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.