Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
23 апреля 2018, понедельник, 08:54
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

ВАЗ уполномочен заявить

Здание администрации ОАО «АвтоВАЗ»
Здание администрации ОАО «АвтоВАЗ»
Фото: Валерий Мельников/Коммерсантъ

Руководство «АвтоВАЗа» опубликовало план по сокращению персонала. В ближайшие месяцы крупнейший автомобильный завод страны планирует, так или иначе, избавиться, по крайней мере, от 7,5 тысяч работников.

Часть людей будут отправлены на пенсию – в настоящее время на «АвтоВАЗе» работают 1,5 тысячи человек пенсионного возраста. Еще тысячу человек руководство завода собирается отправить на досрочную пенсию.

Также руководство «АвтоВАЗа» полностью закрывает прием новых сотрудников, что при сохранении текущих тенденций позволит сократить численность персонала еще на несколько сот человек – в прошлом году «естественная убыль» работников, то есть количество уволившихся по собственному желанию, вышедших на пенсию или перешедших на другую работу, составило 8 тысяч человек.

Кроме того, специальным приказом люди, которые работают на сокращаемых должностях, стимулируются к добровольному уходу с завода. Если рабочий уйдет до конца февраля 2014 года, то ему будет выплачены пять средних месячных заработков; если в марте – четыре заработка, в апреле – только три. По закону, напомним, работодатель обязан в случае увольнения сотрудника выплатить ему два месячных оклада.

Планы руководства предусматривают также сокращение значительного числа рабочих – уволить планируется до пяти тысяч человек.

Таким образом, «АвтоВАЗ» в ближайшие месяцы переживет одно из самых больших сокращений за всю свою историю. Уволен, отправлен на пенсию или сокращен будет каждый десятый сотрудник предприятия.

 
Сотрудники завода «АвтоВАЗ». Фото: Дмитрий Лебедев/Коммерсантъ

Нельзя сказать, что проблемы на автогиганте стали неожиданностью. Пик продаж «АвтоВАЗа» пришелся на момент действия правительственной программы утилизации старых автомобилей – тогда автовладельцы могли сдать свое старое авто и получить ваучер на 50 тысяч рублей, который мог быть потрачен на покупку произведенных в России автомобилей. Главным образом граждане покупали выпускаемые «АвтоВАЗом» дешевые модели.

Считалось, что в момент экономического кризиса правительство обязано поддерживать отечественный автопром, так как это сложное производство, которое, в свою очередь, сохраняет на плаву многие другие отрасли. Основная идея была в том, что если в России производится хоть что-то кроме нефти, газа, металлов и хлеба, то нужно всеми силами пытаться сохранить это производство.

Программа утилизации действовала два года – с 1 января 2010 по 31 декабря 2011. Федеральным правительством было выделено 10 миллиардов рублей для раздачи автовладельцам. После завершения программы отраслевые лоббисты пытались каким-то образом ее возродить, но пока правительство успешно сопротивляется.

После сворачивания программы продажи «АвтоВАЗа» стали снижаться. В 2011 году было продано 578 тысяч автомобилей, в 2012 – менее 538 тысяч, в 2013 продажи сократились уже до 438 тысяч автомобилей.

Иному предприятию правительство, наверное, и могло бы помочь в трудную минуту, но «АвтоВАЗ» тут исключение. Дело даже не в том, что завод и правда гигантский – он является градообразующим предприятием для полумиллионного города Тольятти и принципиальным налогоплательщиком в Самарской области. Получается, что  «АвтоВАЗ» – что-то вроде пилотного проекта по снятию с государства ответственности за работу крупных, в том числе и градообразующих, предприятий.

Советская экономическая модель предполагала, что крупные предприятия несут ответственность не только за выпуск соответствующей продукции, но и за жизнь и благополучие своих работников. Поэтому на балансе заводов оказывались детские сады, птицефабрики, котельные, многоэтажные дома, дороги и множество другие объектов, которые в условиях рыночной экономики должны принадлежать либо частным компаниям, либо муниципалитетам.

Советская модель в целом нормально работала, когда предприятия не испытывали никаких проблем – тогда были и тепло, и воспитатели в детских садах, и мясо в магазинах. Но как только возникли проблемы со сбытом продукции, жизнь работников некоторых заводов и фабрик превратилась в настоящий ад – они оказались лишены элементарных благ цивилизации.

Даже после разделения собственности проблема моногородов сохранилась: в случае чего правительству оказывалось проще помочь предприятию, от которого зависит целый город, чем людям, зависящим от предприятия. В теории можно организовать бесплатное переобучение рабочих, их переезд, расселение оказавшегося ненужным города. Но проще дать лишний миллиард льготного кредита предприятию и забыть о проблеме еще на несколько лет.

В какой-то момент было принято решение отказаться от помощи «АвтоВАЗу». Вместо этого предприятие было решено продать – покупателем выступил франко-японский автомобильный альянс Renault-Nissan.

 
Фото: Валерий Мельников/Коммерсантъ

Сотрудничество между Renault-Nissan и «АвтоВАЗом» началось еще в 2008 году. Тогда иностранная компания приобрела блокирующий пакет акций автогиганта. Со временем структура собственности стала такой, что «АвтоВАЗ» теперь, фактически, принадлежит Renault-Nissan и госкорпорации Ростех на паритетных началах. В 2009 году была составлена программа развития «АвтоВАЗа» с учетом планов новых собственников. Договор между «АвтоВАЗом» и альянсом Renault-Nissan о производстве автомобилей на платформе Nissan B0 был заключен еще в 2010 году. В строительство новой линии было вложено 400 миллионов евро – четверть заплатил «АвтоВАЗ», оставшиеся 75 процентов внесли Renault и Nissan.

Новая линия рассчитана на производство автомобилей на базе платформы Nissan B0 – 70 тысяч Lada Largus, 70 тысяч автомобилей Nissan Almera и 140 тысяч машин марки Renault. В 2013 году у «АвтоВАЗа» росли только продажи Lada Largus, было выпущено 72 тысячи машин этой марки, то есть соответствующий конвейер работал непрерывно.

С новыми собственниками пришел и новый стиль руководства. Естественно, была обновлена линейка моделей – с производства, наконец, были сняты автомобили, на которых россияне ездили еще в 1980-е годы. «АвтоВАЗ», впервые в своей истории, стал отзывать автомобили с рынка из-за выявленных дефектов. Теперь проявились и другие признаки капитализма – сокращение рабочих мест в результате падения продаж.

Правительство Самарской области, в свою очередь, приняло на себя ответственность за граждан. Как сообщает пресс-служба автомобильного завода, региональные власти разработали план по трудоустройству и переобучению уволенных сотрудников «АвтоВАЗа». До конца января на предприятии будет организована работа консультационного пункта Центра занятости населения.

Если все пойдет по плану, то даже банкротство и закрытие «АвтоВАЗа» не будет трагедией ни для Самарской области, ни даже для Тольятти – проблемы будут только у франко-японского альянса да у принадлежащей правительству корпорации Ростех. Если опыт окажется успешным, то его повторение ждет десятки и сотни российских моногородов. В конце концов, если получилось у «АвтоВАЗа», почему не получится у всех остальных.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

20:58 Дуров обвинил РКН в самой агрессивной попытке интернет-цензуры в истории
20:38 Жертвами ДТП с автобусом в Тверской области стали двое
20:06 В Москве выпал апрельский снег
19:45 «Ак Барс» стал трехкратным обладателем Кубка Гагарина
19:24 В США голый мужчина устроил стрельбу в кафе
19:02 Митинг в Ереване собрал десятки тысяч человек
18:40 В Тверской области опрокинулся экскурсионный автобус
18:14 Россия заняла последнее место на этапе Еврохоккейтура в Чехии
17:57 Жертвами теракта в Кабуле стали 57 человек
17:37 Макрон предостерег от наивности с «сильным и умным» Путиным
17:17 В ДНР анонсировали уголовное дело против военных НАТО
16:52 Трамп отверг уступки в переговорах с КНДР
16:32 Захарова допустила отмену виз для граждан Грузии
16:07 Число задержанных в Ереване достигло 228 человек
15:37 Прощание с Ниной Дорошиной пройдет 24 апреля в «Современнике»
15:15 Лидеру оппозиции в Армении предъявили обвинение
14:41 Роскомнадзор объяснил блокировку IP-адресов Google
14:07 Экс-руководство «Динамо» попало под проверку МВД
13:38 Google ответил на сообщения о блокировке своих IP-адресов
13:16 Telegram призвал россиян поддержать свободу интернета белыми самолетиками
12:49 Россия и США отказались участвовать в докапитализации Всемирного банка
12:26 СМИ узнали о подозреваемом в отравлении Скрипалей экс-агенте ФСБ
12:01 МЧС подсчитало ущерб от урагана в Москве
11:43 Полиция Армении начала разгонять протестующих
11:21 В МВФ назвали главные риски мировой экономики
11:00 Умер актер Верн Тройер
10:44 Иран пригрозил разрывом ядерной сделки из-за США
10:23 Саргсян отказал оппозиции в праве «говорить от имени народа»
10:11 Британия посетовала на невозможность защиты от кибератак России
09:53 СМИ узнали о плане США оставить авианосец в Средиземноморье
09:34 Белый дом не поверил в «ядерные обещания» Ким Чен Ына
09:17 СМИ узнали о заморозке миллиардных активов Вексельберга из-за санкций
09:01 Пользователи в России пожаловались на проблемы с доступом к Google
21.04 21:05 НАК опубликовал видео спецоперации в Дербенте
21.04 20:51 От урагана в Москве пострадали 17 человек
21.04 20:30 СБУ задержала работавшего на военном предприятии «российского шпиона»
21.04 20:14 Саргсян пообещал оставаться у власти до решения проблемы Карабаха
21.04 19:50 В Дербенте силовики застрелили девятерых бандитов
21.04 19:28 В результате урагана в Москве погибла девочка
21.04 19:26 Москвичам посоветовали не выходить до утра из дома
21.04 19:08 На Кубани 17-летний водитель насмерть сбил велогонщицу
21.04 18:47 Инспекторы ОЗХО смогли собрать образцы в Думе
21.04 18:16 Несколько человек пострадали из-за непогоды в Москве
21.04 16:52 Число задержанных в Ереване перевалило за сотню
21.04 16:35 Елизавете II исполнилось 92 года
21.04 16:14 При крушении легкомоторного самолета в Хакасии погибли двое
21.04 16:05 В Пулково задержали двух летевших из Дубая дебоширов
21.04 15:47 Сторонник ИГ планировал теракт в здании правительства Ставрополья
21.04 15:22 Весельницкая дала показания комиссии сената США
21.04 15:05 Госдеп сообщил о пытках в Донбассе и цензуре на Украине
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.