Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
24 августа 2016, среда, 22:41
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

28 января 2014, 10:51
Дмитрий Давыдов

Мы все мечтали о православном ренессансе…

На Архиерейском Соборе РПЦ
На Архиерейском Соборе РПЦ
Фото: patriarchia.ru

«Полит.ру» продолжает разбираться с обстановкой внутри РПЦ. Наш корреспондент поговорил с молодым выпускником Свято-Тихоновского гуманитарного университета, посвятившем всю свою жизнь работе в церкви. Он согласился рассказать о том, почему люди охладевают к церкви, и с чем не согласны многие ее молодые адепты.

 
Дмитрий Давыдов

Дмитрий Давыдов с детства собирался стать священником. Но не сложилась. Он закончил богословский факультет в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и стал работать референтом у председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата отца Всеволода Чаплина. Параллельно защитил магистерскую работу по теологии и работал пономарем в московских храмах. В 2013 году Давыдов несколько месяцев занимал пост руководителя Информационно-аналитического отдела секретариата Межрелигиозного совета России, после чего окончательно ушел из структур РПЦ. Сейчас Дмитрий является заведующим книжного магазина при музее ГУЛАГа. Он согласился рассказать «Полит.ру» о том, что смущает в политике РПЦ ее молодые кадры, что изменилось при патриархе Кирилле и каков смысл увольнения из МДА протодьякона Андрея Кураева, и как связаны с этим гомосексуальные скандалы.

Дима, недавно ты еще был уверен, что хочешь работать в структурах церкви. Как ты пришел к такому решению?

Моя мама была очень религиозным человеком. В 7 лет она начала водить меня в храм. Я сам стал молиться, мне нравилась служба. Это были какие-то такие яркие детские впечатления. С этого времени я и захотел быть священником. Когда стал постарше, начал еще литературу читать. В 15 лет осилил «Лествицу», это такой классический монашеский труд по аскетике. И что-то отзывалось в моей душе, мне это нравилось очень. Я уже осознанно продолжал ходить в храм, пономарить. Даже школу прогуливал ради служб. К 10-11 классу все это вылилось в искреннее желание поступать в Калужскую семинарию. Но там не было отсрочки от армии. Я сам из Калужской области. Я стал рассматривать альтернативные пути и пошел в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет  на богословский факультет. Кроме всего прочего, там было хорошее образование университетского уровня.

И каково там было?

Первый и второй курсы были самым лучшим временем в моей жизни. Я начал в Москве пономарить у владыки Амвросия Бронницкого, ныне Гатчинского в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, потом у протоиерея Максима Козлова в храме мученицы Татьяны при МГУ. Потом настоятелем храма мученицы Татьяны стал отец Владимир Вигилянский. При нем тоже удалось пономарить. Я оторвался от родительского дома, зарабатывал небольшие деньги. А потом в конце второго курса все начало меняться. Повлияли на это книжки. Я читал марксистов, Ницше, постмодернистов, разных западных богословов, в общем, очень много всего читал. Я стал представлять себя больше ученым-интеллектуалом, а не священником. Детское сознание начало уходить. Какое-то время хотел монахом быть. Но потом влюбился, и решил, что брак для меня лучше.

Когда ты окончательно отказался от идеи стать священником?

Полностью я отказался от этой идеи, когда от меня ушла жена, и этот путь оказался для меня закрыт. Так бы я, наверное, им стал. Но не в Москве. А где-нибудь в области, где не так сильно давление сверху. Московское священство отличается тем, что здесь очень много архиереев и не так много священников в сравнении с провинцией, где один архиерей, но много священников. Таким образом, провинциальные приходы могут сравнительно независимо существовать. А московское священство сильно зависит от своего епископа. А те, кто работают в патриархии, еще от своих начальников – епископов там. И тут может оказаться, что был ты настоятелем крупного прихода в центре Москвы, а потом вдруг получил маленький приход на отшибе где-нибудь в Бирюлево.

Тут очень важны личные связи. Ты очень многих вещей не сможешь сделать, если в  плохих отношениях с архиереем. Любой твой шаг будет отслеживаться. Например, один преподаватель в ПСТГУ, священник, организовал евангельские кружки и лекции на дому. Ему архиерей запретил это делать. Епископ счел это пагубным, а потом этот священник вообще из своей епархии убежал в Москву, потому что отношения с епископом были так себе.

А есть еще и элемент экономического монополизма в Москве. Все храмы должны закупать продукты на определенную сумму у Софрино. Эта монополия, в частности, описана в пункте 28 документа, принятого Архиерейским собором РПЦ 4 февраля 2011 года, а также оглашено на епархиальном собрании московской епархии 22 декабря 2010 года, ну это так, в качестве примера. Провинциальные приходы и братства часто производят свои свечи и продукты личного пользования. Это можно, в принципе, делать и в Москве, но у Софрино есть приоритет, и некоторые производители не выдерживают конкуренции. На определенную сумму каждый месяц ты должен покупать именно у Софрино. А еще каждый месяц ты должен покупать определенное количество экземпляров журнала московской патриархии. Это к слову о том, что сама община не всегда может полноценно распоряжаться доходами от прихода и маршрутизировать финансовые потоки прихода по своему усмотрению.

Качественная хоть продукция?

Многие священники Москвы, как и я, не раз убеждались в низком качестве софринской продукции, например, петли, на которых держатся такие богослужебные книги, как Евангелие или Апостол, очень часто ломаются, и книгу становится невозможно закрыть, а иногда о ее края металлической обшивки можно просто порезаться, так как сделаны они плохо. А цены высокие. Тот же самый подсвечник на заказ сделать намного дешевле.

А вообще московский священник – это богатая должность?

Это не совсем так. Московские священники делятся на две категории – богатые и бедные. Богатые – это настоятели крупных известных храмов. У них есть доступ к ресурсам, и они им пользуются. А есть бедные – это вторые, третьи священники в больших храмах. Они получают зарплату, которой едва хватает, чтобы детей прокормить. А священнические семьи обычно большие. Вот такое вот московское священство. Или совсем богатое, или совсем бедное, все по-разному. У нас принято говорить, что священники - это средний класс, но у меня есть друг священник, который ютится в однокомнатной квартире с тремя детьми, а служит в самом центре.

А как настоятели-то зарабатывают?

Они имеют прямой доступ к ресурсам. Настоятель контролирует все финансовые потоки в храме. Он себе сам может назначать зарплату. А второй, третий священник выступает в роли некоего наемного работника. Он не может сам себе повысить зарплату. Он может прийти к настоятелю и сказать: «Батюшка, настоятель, мне семью кормить нечем». Может, в этом случае ему повысят зарплату. А могут и не повысить. Все зависит от отношения с первым священником.

А живут богато – это что значит?

Как правило, это такой зажиточный средний класс. Одна-две машины (иногда у матушки тоже есть машина), чтобы детей в школу возить. Свое жилье, может быть даже несколько квартир. Отпуск за рубежом хотя бы раз в год. Вообще, на меня оказало еще влияние то, что я увидел, как богато могут жить священники в то время, как основная масса прихожан живет бедно. Причем их проблемами никто не интересуется.

Насчет отдыха: они прямо в рясе за границу едут?

Почему? Это до революции была традиция, что священник должен ходить в рясе. А сейчас ты можешь хоть в метро стоять со священником рядом и не узнать его. На отдыхе они точно выглядят, как обычные люди.

Вот мы говорили про финансовые потоки. Хотелось бы понять, из чего они складываются.

Скажу так. Есть такой исследователь Николай Митрохин. Он пишет, что у церкви самая большая теневая экономика. И это правда. Финансовые потоки приходов  не контролируются. Человек освящает машину и дает на руки священнику, например, пять тысяч рублей. Ни через кассу, ни через что. Но это же транзакция, сделка. А священник волен поступать с этими деньгами, как знает. Или, например, священнику могут что-нибудь подарить, начиная от шариковой ручки и заканчивая квартирой в центре Москвы.

Вот ты говорил о вертикали власти в Москве. В регионах вроде теперь тоже больше архиереев стало. Такая же ситуация не возникнет?

Тут есть два мнения. Одно высказал во время одной из встреч Роман Силантьев. Он говорил, что таким образом можно ограничить власть крупных епархиальных архиереев, митрополитов. И я склонен с ним согласиться. Другая более распространенная точка зрения, что таким образом можно приблизить епископов к священству и приходам. Но эти архиереи часто ведут себя на местах точно так же, как и прежде. Они могут тоже захотеть личный транспорт, водителей. А для приходов – это дополнительный напряг. Приходы-то и так еле выживают на своем сельском хозяйстве и малом бизнесе.

Скажи, нет ли у выпускников духовных заведений боязни нецерковного мира?

Есть два вида духовных учебных заведений – университеты и семинарии. Семинаристы замкнуты и учат такие предметы, которые в реальной жизни малопригодны. Догматическое богословие, например. А университеты очень открыты. И это их гигантский плюс, там нет гетто.

В семинарии же воспитывают системщиков. И большинство при этом уходят, после того, как знакомятся с внутренним порядком церкви.

Что именно на них так влияет?

Ну, они боятся бесправия. Например, есть молодой священник. А архиерей посылает его восстановить храм. Он это делает, создает маленькую общину. Пусть на 10 пожилых человек. Но если он там продолжит жить, то она разрастется, появятся молодые. А архиерей ему говорит: «Молодец! Теперь иди и восстанови другой!»

Так случилось с моим первым духовником отцом Федором Гапоненко. Сперва он восстанавливал храм в Боровске. Затем – в деревне Тимашево. И, наконец, в городе Спас-Деменск. Чтоб вы понимали – от Боровска до Спас-Деменска примерно 300 километров через всю область.

Похожая ситуация была с отцом Максимом Козловым. Сперва он был настоятелем храма мученицы Татьяны при МГУ, а затем перевелся в храм Серафима Саровского на Экспоцентре. Но это Москва, если духовные чада отца Максима захотят, они просто приедут на Экспоцентр, а вот с отцом Федором так не получится, даже если очень захотеть. Община начинает разваливаться. Люди ходят уже по инерции, развития не идет.

Но все-таки насчет страха перед миром. Бывает, что семинаристы уйти хотят, но боятся?

Одну историю мне рассказывал бывший коллега по ОВЦО (Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества - Полит.ру). Его однокурсник был с детства верующим. В церковной семье рос. Не нашел невесты. Получилось так, что в мире он ничего не умел. Он реально испугался и пошел в монахи именно с перепугу, что в мире себя не найдет. У меня, кстати, похожее было. Я боялся мира и людей оттуда, пока  с ними не познакомился… До этого я общался, в основном, только с верующими. И вплоть до 2013 года моя работа действительно была только церковной.

Кстати, вот ты говоришь, что в семинарии все построже, а в ПСТГУ как?

Там все свободно. Есть правила, конечно, какие-то. В общежитии, например, мужчинам не разрешалось ходить на женскую сторону, а женщинам – наоборот. Посты должны были все соблюдать. Одного молодого человека даже выгнали за то, что он пельмени варил. Но постились немногие, бывает, и пьют, и курят.

А почему ты из патриархии ушел? Давление было?

Из патриархии я ушел во многом по своей вине. Вовремя не отправил документ для одного мероприятия и провалил контрольные сроки. Мне предложили переводиться в другую службу или увольняться. Переводиться я не захотел, так как работать там было невыносимо, да и платили не так много, чтобы биться за такую зарплату.

Хотя мелочи неприятные были. До этого мне сделали замечание за нахождение на оппозиционном митинге. У меня есть друг из «Русского репортера». И он меня пригласил на 15 сентября. Ну, я решил, почему бы нет. На митингах до этого не был, политикой не увлекался. Ну, и пошел. А буквально через два-три дня отцу Всеволоду прислали с анонимного адреса мои фотографии, где я с Акуниным и т.д. Чаплин мне сказал, что ему все равно, какой политической ориентации придерживаются его сотрудники, но порекомендовал мне не светиться на политических мероприятиях.

Давай вернемся к страху перед миром. Ты говорил, что ты боялся тех, чьи души, по идее, спасать должен, не церковных людей. Это у всех так?

Не у всех. Многие миссионеры и те, кто недавно пришел в церковь, проповедуют. Но многие люди все-таки не адаптированы к современным реалиям. Чаще всего это люди, которые воспитаны в православии.

То есть православные боятся мира?

Не мира вообще, а именно светских людей, агностиков, иноверцев и т.д. Это не отторжение. Просто они готовы работать только с теми, кто уже в церкви.

Но все-таки, это странно. Вы же должны как раз с теми, кто не в церкви, и работать.

Давай договоримся. Очень часто миссионеры и проповедники говорят о том, как оно должно быть, а я тебе говорю, что реально многие из моего поколения верующих людей чувствуют. Действительно, часто пастыри боятся, не готовы работать с теми, с кем должны работать. Местами это просто превращается в православную субкультуру. Со своей одеждой, поведением и своеобразной этикой.

Какие у тебя и других молодых людей были надежды насчет патриарха Кирилла?

Мое церковное взросление произошло на трудах Кураева, Александра Меня и пр. Мы думали, что патриарх Кирилл прогрессивный человек и многое поддержит… При Алексии II быть православным было круто, это было воплощением здравого смысла.

Можешь разъяснить?

Мы зачитывались работами Кураева, Аверинцева, Шмемана, Антония Сурожского, Александра Меня. Это были крупные интеллектуалы, которые не боятся пойти в  мир, поспорить с кем-то. Не то, что сегодняшние акционисты. Были надежды, что все так и будет развиваться. Оказалось, что все совсем по-другому.

То есть вы ожидали реформ?

Про реформы речь не шла. Мы думали, что у нас появится то, чего всегда хотели. Что появится штатный миссионер из мирян при каждом приходе. Что приходы станут сильными общинами. Что там, помимо общего потребления духовных благ, будет взаимоподдержка, в том числе экономическая, что выстроится общение, коммуникация. При этом личная, индивидуальная граница человека не будет нарушаться. Это должна была быть именно взаимопомощь. То, чего сейчас нет. Сейчас бы многие богословы сказали, что я либерально настроен. Но это не так. Мне кажется, что община - это же хорошо.

А много таких «либерально настроенных»?

Среди молодежи их подавляющее большинство. Но сейчас стало такой тенденцией, что многие молодые люди веруют и стараются ограничиваться своим собственным духовником, своим храмом и своими мыслями. Им нет дела до больших общецерковных серьезных вопросов.

Обычный человек же не будет уходить в глубокую догматику, церковную политику. У него будет свой священник, с которым он будет общаться на свои темы.

А так называемая «официальная позиция церкви», как ты считаешь, людей не отталкивает?

Официальная позиция, особенно не взвешенная, действительно людей отталкивает. В частности, позиция по Pussy Riot. У многих людей возникает впечатление, что церковь их посадила. И многие люди со стороны чувствуют, как будто обожглись.

А твое личное мнение про Pussy Riot?

Я, наверное, солидарен с Кураевым. Это очень глупый поступок, не имеющий отношения к церкви, но он действительно мог оскорбить религиозные чувства. Наконец, сажать было излишне жестоко.

Насчет гомосексуализма.

Я могу повторить то же самое, что говорил Максим Шевченко. Я столько лет в церкви, но сам гомосексуалистов не встречал. Ко мне лично никто не приставал. Хотя с одним моим знакомым такое было. Когда он учился в семинарии, его повели в келью, решили напоить и приставали к нему. Он опешил. Но тот, кто приставал, ничего не добился. После этого друг из семинарии ушел. Кстати, потом преподавал у нас в ПСТГУ.

То есть произошедшее в Казани тебя не удивляет?

Знаешь, у меня друг из казанской семинарии. Он учился там недавно. Как раз во время этих жалоб, которые были три года назад. Он много мне рассказывал про внутренний распорядок жизни, поэтому меня ничего не удивило. И не удивило, почему огласки нет.

То есть все правда там?

Ну если верить ему, а я ему верю, то да.

Ты говоришь, что огласка не удивила. Разве ты бы не приветствовал очищение церкви?

Это было бы круто. Но меня не удивляет, что этого не произошло, потому что есть много разных интриг, интересов, благодаря которому это дело не может начаться. Церковь не в том положении, чтобы себя дискредитировать.

СМИ это так подымут. Это не 1917 год будет, а что-нибудь похуже. А если до Запада докатится скандал, там вообще другое мировоззрение. Там гомосексуализм теологически обоснован. Там есть гей-ориентированные храмы, квир-богословие. Естественно, они начнут крестовый поход против РПЦ.

Что по поводу православных акционистов можешь сказать? Типа Дмитрия Энтео.

Конечно, я отношусь к ним негативно. Они ведь часто даже не обладают богословским образованием. Энтео из ПСТГУ исключили за неуспеваемость. Хотя он учился на вечернем. Они дискредитируют здравые начинания церкви, которые были. В том числе, используя акционизм. Я бы им посоветовал почитать классиков постмодерна, чтобы понять, что акционизм не помогает проповеди. А есть еще вторая сторона. У меня есть подруга Мила Есипенко, эта та девушка, которая выходила на сцену МХАТа. Я с ней недавно встречался и узнал, что она уже два года не причащалась. О каком православном активизме можно говорить, если человек не участвует в таинствах церкви? Это глупость какая-то. Поверь мне, лучше постоянно причащаться и исповедоваться, чем срывать спектакли.

Что думаешь об отставке Кураева?

Скажем так. Церковь изменилась. И то, что Кураева лишили профессорской должности, для меня это закрытие эпохи. РПЦ просто очень быстро и незаметно для меня изменилась туда, куда мы многие даже не ожидали. Алексий II исчез, Кураева убрали. Тот же отец Даниил Сысоев… Кто бы про него что ни говорил, свои слова он взвешивал, в отличие от своего последователя Димы Энтео.

В общем, церковь изменилась. К худшему или к лучшему – не знаю. То, что там другие правила поведения, это однозначно. Мы все мечтали о православном ренессансе. Когда храмы наполнятся людьми. А сейчас по факту многие крещеные, но о церкви нечего не знают. Они в такие сказки верят, что их надо просвещать. Нужна внутренняя миссия, а ее нет.

Обсудите в соцсетях


ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ: Андрей Винокуров
Система Orphus

Главные новости

20:49 СМИ сообщили о мотивах захвата банка в Москве
20:39 Премьер Италии сообщил о 120 погибших при землетрясении
20:29 Спортсменка Тражукова отказалась от извинений главы ФСБР
20:09 Террористы совершили нападение на Американский университет в Кабуле
20:00 Неизвестный угрожает взорвать отделение Сити-банка в центре Москвы
19:29 Минфин предложил отказаться от региональных коэффициентов в ОСАГО
19:10 Брюссельский «Писающий мальчик» оказался переодет в триколор
19:04 Россия обеспокоена возможным жертвами из-за операции Турции в Сирии
19:01 Задержаны сообщники Шакро Молодого
18:35 СМИ сообщили о предстоящей свадьбе Никиты Белых в СИЗО
18:32 Мамиашвили извинился перед Тражуковой и российской женской сборной по борьбе
18:07 СМИ сообщили о жертве запрета на ношение буркини во Франции
17:57 Эксперт Алла Язькова: Вторжение в Сирию показало, насколько для Турции важны отношения с РФ
17:41 СК проверяет информацию о связи учительницы литературы с 15-летней школьницей
17:40 В центральной Италии зафиксирован новый подземный толчок
17:15 Эксперт Сергей Волков: Вопросы о намерениях и составе команды главы Минобрнауки
16:53 Лишенных доверия чиновников внесут в реестр
16:48 Фонд борьбы с коррупцией пожаловался в ФСБ на «повара Путина»
16:30 В Англии упало крупнейшее в мире гибридное воздушное судно
16:27 Эксперт Алексей Макаркин: Приговор Пермякову должен успокоить армянское общество
16:15 Суд обязал Поткина выплатить 4,9 млрд рублей по делу о хищении
15:58 «Тетрис» признан лучшей видеоигрой всех времен и народов
15:40 Сирийские курды сообщили о гибели 29 мирных жителей при ударах турецких ВВС
15:30 В Иране подтвердили возможность использования российскими самолетами базы в Хамадане
15:19 Эксперт Никита Белоголовцев: За «чистых» паралимпийцев еще обиднее, чем за не поехавших в Рио олимпийцев
15:11 Националист Поткин получил 7,5 лет колонии
15:04 Суд не смог собрать коллегию присяжных по делу об убийстве Немцова
15:01 Любители художественной литературы лучше распознают чужие эмоции
14:38 Порошенко поздравил крымчан с Днем независимости Украины
14:25 Экспертиза «Полит.ру»: Выплата в январе 2017 г не компенсирует потерь пенсионеров
14:10 Лавров попросил Керри предостеречь Украину от новых провокаций
14:09 Тракторным маршем краснодарских фермеров займется прокуратура
13:47 Помощница Хиллари Клинтон не пустила Боно в космос
13:34 Реклама алкоголя может вернуться на ТВ
13:25 На мусорной свалке в Польше нашли полмиллиона евро
13:13 Источник рассказал о причине обысков ФСБ в «Метрострое»
13:10 СМИ выдали секретный рецепт курицы из KFC
13:08 Суд признал националиста Александа Поткина виновным
12:51 Эксперт Алексей Макаров: В учебники истории не вошли важные факты о событиях августа 1991 г
12:49 Число погибших в Италии при землетрясении достигло 37
12:46 Гормональная терапия увеличивает риск рака груди
12:44 СМИ сообщили о теме переговоров Керри и Лаврова
12:43 Турецкие танки вошли в Сирию
12:39 На международном автосалоне «АвтоВАЗ» представил новые концепты авто
12:23 Глава Минобрнауки запретит натаскивание школьников на ЕГЭ в их свободное время
12:09 В офис подрядчика «Зенит-арены» пришли сотрудники ФСБ
11:59 Ригерт сообщил о возможном исключении тяжелой атлетики из олимпийской программы
11:55 Песня Сергей Шнурова будет звучать в «Доброе утро, малыши!»
11:44 У французской компании похитили секретные данные о подлодках
11:36 Патриарх Кирилл поздравил Порошенко с 25-летием провозглашения независимости
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.