19 марта 2024, вторник, 12:00
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

04 февраля 2014, 13:52

Правда о том, что не происходит на Украине

Евромайдан
Евромайдан
«Полит.ру»/Дмитрий Ермаков

Я не большой поклонник интернет-демотиваторов, но иногда они попадают точно в цель. Вот, например, такой: белый фон, хаотично исчерченный разноцветными линиями, и подпись — «Правда о том, что происходит на Украине». Допускаю, что картинка появилась раньше Евромайдана. Однако, увиденное и услышанное мною в Киеве — тоже вакханалия ярких линий, лишенная даже намека на композиционный центр. Полная энтропия, буйство прекрасного — и страшного — в своей молодецкой слепоте хаоса.

Я не хочу этим сказать, что Майдан разобщен. Вовсе не так: в силу причин, которые описал еще Лев Гумилев своим понятием пассионарности, здесь как раз все пронизывает единый боевой дух. Ультраконсервативные казаки, львовские интеллигенты-либералы, открытые националисты и простые люди без особых политических взглядов, — в том числе и жители Восточной Украины, — стоят грудью за свободу, демократию и полный демонтаж тоталитарной системы.

Их можно понять: еще прошлым летом, за несколько месяцев до Евромайдана, я многажды слышал от жителей разных частей Украины, что «Янукович достал», что «страной правит семья», везде коррупция, власти душат любой бизнес и так далее. Так это или не так, не мне судить, украинцам виднее. Но, в любом случае, президент — не царь. Если избравший его народ (а Януковича действительно избрали законно, это признают даже ярые майдановцы) больше не хочет своего правителя и требует отставки, то правителю надо что-то с этим делать. Уходить? Отвечать на это требование введением в город спецотрядов — несимметричный ответ мирному в своем начальном проявлении протесту.

На первый взгляд. Обзор же более пристальный обнажает картину пеструю до рези в глазах. Как те самые карандашные линии. Нужен ли «Беркут» в Киеве? Не зная скрытых политических течений, несущих на себе какую-то (скорее всего, немалую) часть энергии Майдана, нельзя однозначно судить и о мотивах, подтолкнувших Януковича к силовому сдерживанию. Радикалы на площади есть. Оружие, то или иное, тоже. Настроение протестующих — очень и очень ярое, Майдан не разойдется по домам. Куда хлестнет эта волна, если бойцы спецподразделений уйдут с Грушевского? Сначала, понятно, на правительственные здания. А потом?

И вот это «потом» — камень, о который если не разбиваются, то уж точно спотыкаются все рассуждения о свободе. Свобода — это осознанная необходимость. Но общей цели, кроме свержения власти, у протестующих нет. Хотя, безусловно, все они (или подавляющее большинство) искренне любят Украину и желают ей добра. Русским бы такую любовь к России.

Стометровый ледяной каток между Майданом и Грушевского, между повстанцами и «Беркутом» — это линия фронта. Линия, разделяющая не только людей, но и Европу с постсоветским миром, демократию с диктатурой. Однако пока ни Европы, не демократии в исконном смысле слова здесь нет. Есть другое — та самая пассионарность, которая, выпрыгнув на гранит Майдана, тут же трансформируется в массовое желание драться, танцевать, петь народные песни, быть героем. «Беркутовцы», со своей стороны, тоже стоят на морозе не за политическую идею — они бойцы, которые находятся на своем посту и выполняют долг мужчины-воина.

Бытует среди историков и журналистов мнение, что любая цивилизация, дабы стать мудрой и сильной, в юности должна пройти сквозь кровь. Но крови на Украине пролилось за крайние десятилетия уже вдоволь. И за крайние дни тоже. В конце концов, сейчас XXI век, а не эпоха Кромвеля. Массовые жертвоприношения земле Украины не нужны — по крайней мере, я не верю в то, что нужны, и не хочу верить.

Однако, если Янукович не подаст в отставку, кровь прольется, вопрос лишь в ее количестве. Майдан готов к бою. Боевиков-профессионалов, да и просто крепких парней, там вдоволь. Говорят про грузинских боевиков и ваххабитов. Может, и есть они там, как и американские деньги, но это не важно, поскольку наемники всегда приходили в «горячие точки», и глупо винить в этом происки США. Важнее другое: биться готовы не только бойцы и радикальные националисты. Нет сомнения: готовы многие. Это тысячи людей, а может, и дестяки тысяч. И все они наверняка понимают, что против регулярной армии, против бронетехники — не устоят. Майдана может не стать максимум за полчаса. Но Майдан Незалежности — это уже не просто «Площадь Независимости». Майдан — в головах, в сердцах. Наверняка кто-то и правда пришел за деньги,  политика ведь такая грязная штука, но большинство — и это видно сразу — за идею.

Однако взгляд еще более пристальный показывает, что идеи-то, увы, нет. Януковича не любят многие, но кто придет на смену в случае отставки? Кличко, Яценюк, Тягнибок - кто именно? О'кей: в случае становления Украины парламентской республикой этот вопрос решится. Но парламентского правления недостаточно, чтобы выдернуть страну из кризиса. Главное в политике — это экономика. А она на Майдане даже не обсуждается. Вездесущий же клич «Слава Украине! Героям слава!» — это просто лозунг. Яркий, громкий и (если абстрагироваться от происхождения) красивый, но накормить людей памятью о прошлом невозможно. Им нужна работа и хлеб.

Любая революция обязательно управляется вождями и несет на своем пенном гребне, пусть клишированные, но тезисы. Как, например, «Заводы рабочим, земля — крестьянам». Всё понятно. В украинском протесте нет ни лидеров, ни программы. Так, ряд националистов открыто говорят, что в Европу не надо, лучше сами по себе. Другие, либералы, наоборот: Бандеру крупным авторитетом не считают, полагая, что гораздо важнее покончить с пережитками советского и «местечкового» мышления. Третьи вспоминают Запорожскую Сечь и призывают решать большие вопросы на вече, не склоняясь перед какой бы то ни было общей идеей, кроме равноправия. Есть и четвертые, и пятые, и шестые. И у всех — своя правда.

Поэтому Майдан — не революция. А вот началом гражданской войны он стать может. Хотя, даже при самом страшном раскладе, обвинять протестующих в этом будет неправильно и нечестно: всё-таки в стране есть действующая власть, в задачи которой входит обеспечение порядка. Не обязательно силовыми методами. Есть еще и язык переговоров. Простой человеческий язык. Мне кажется, что если народ ждет ответа, правитель обязан его дать.

А что же думает сам народ, люди без оружия и без власти? И на самом Майдане, и на «Антимайдане» (лагерь сторонников власти на другом конце улицы Грушевского) — и, главное, на улицах Киева за пределами зоны противостояния, люди говорят: мирный путь возможен, крови не хочется. Большинство киевлян, с которыми я общался, настроены против Януковича и скорее поддерживают недовольных, но категорически не одобряют «бандеровские» лозунги. «Беркутовцев» жители украинской столицы сильно не осуждают: приказы не обсуждаются, а случившиеся в конце января бои — трагическая неизбежность, поскольку провокаторы есть с обеих сторон баррикад. Абсолютная правда: какой еще другой реакции ждать от воина на переднем фланге сражения? Обнажив меч, он будет драться, и никак иначе. Жестокие, но естественные человеческие инстинкты.

Остается надеяться, что они, однако, не возобладают над разумом. Ни с той стороны, ни с другой. Поскольку Майдан до сих пор не разогнан, можно предположить, что власть действительно не хочет крови. Значит, Янукович, который для многих украинцев враг номер один, потенциально готов к диалогу. И это первый повод для оптимизма. Второй заключается в том, что за Майданом (и улицей Грушевского) Киев живет своей обычной городской жизнью. Люди ходят на работу и в кафе, в двух кварталах от кобзарей Майдана играет джаз без какой бы то ни было привязки к народной традиции Украины. Некоторые посетители многочисленных кофеен вслух интересуются развитием событий на Майдане, но сами либо там не бывали, либо заходили взглянуть краем глаза.

Жизнь украинская, таким образом, продолжается, как на Майдане, так и вне его. Если в этой жизни проявится чуть больше понимания, взаимоуважения и конструктивных диалогов — то Украина, рано или поздно, неизбежно станет Европой. На уровне политических преференций — не обязательно, но менталитета — да. В противном случае страну, которая на самом-то деле, и все это знают, никогда не была единой, ждет югославский сценарий. Может быть, уже совсем скоро. Звучит жутковато, но это так: обе стороны действительно озлоблены и готовы к войне.

Впрочем, любой прогноз в стране, которая стала похожей на картинку демотиватора, звучит нелепо и смешно. Возможен самый лихой и неожиданный поворот. И вот это самое страшное. Не «Беркут» и не боевики-радикалы. А полное непонимание того, что будет на Украине завтра и даже сегодня.

Фотографии: «Полит.ру»/Дмитрий Ермаков

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.