Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
11 декабря 2016, воскресенье, 09:06
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

11 февраля 2014, 15:04

Я уеду в никуда

Железнодорожная платформа «Опалиха»
Железнодорожная платформа «Опалиха»
Фото: wikimapia.org

Российские железные дороги и регионы так и не смогли договориться о сохранении существующего объема пригородных перевозок. 2014 год начался с резкого сокращения количества электричек в большей части сети.

Только в январе различные пригородные пассажирские компании отменили по всей стране 144 поезда. Больше всего пострадали Липецкая, Калининградская, Новгородская и Воронежская области (31, 29, 20 и 13 поездов соответственно). Еще 139 поездов, если ничего не изменится, будут отменены в феврале-марте, а в мае будут сокращены еще 20 маршрутов. На этот раз под «ударом» окажется юг страны — пострадают Ростовская область, Ставрополье и Чечня.

Таким образом только за первые пять месяцев 2014 года планируется сокращение 303 маршрутов. Примерно столько же электричек, 310 штук, перевозчики отменили за предыдущие два года, в 2012-2013 гг.

 
Фото: uralpolit.ru

Причина массовых отмен пригородных поездов «зашита» в системе организации перевозок, которая начала формироваться с 2006 года. В середине 2000-х годов авторы реформы пригородного сообщения исходили из того, что оно не интересно железнодорожной монополии, главными выгодополучателями являются региональные власти — именно на их плечах лежит забота о поддержании мобильности населения и сохранение транспортной доступности в некоторых районах, где кроме железной дороги, в буквальном смысле, нет никаких путей сообщения.

Соответственно распределены были и обязанности: регионы стали заказчиками услуг, исполнителями стали пригородные пассажирские компании, которых по всей стране было учреждено несколько десятков. Эти пригородные пассажирские компании, ППК, в свою очередь, имеют дело с РЖД — они арендуют подвижной состав, депо, оборудование, платят за пользование инфраструктурой и т. д.

В 73 регионах страны на обычных пригородных поездах (в народе их называют «электричками» даже если это на самом деле дизель-поезд), которые в расписание имеют номера от 6000 до 6999, людей перевозят 26 ППК. Из них 4 принадлежат РЖД на 100%, у 14 более половины акций принадлежат РЖД, остальные — в собственности одного или нескольких регионов, на территории которых они оперируют, у 5 компаний большая часть акций находится в собственности регионов, 1 компания находится полностью в частных руках, а две принадлежат частным инвесторам более, чем на 25%.

Таким образом, в общем случае, схема запуска электрички выглядит так: власти определенного региона делают заявку в местную ППК, та, в свою очередь, арендует подвижной состав, оборудование и персонал у РЖД и запускает поезд. Бюджет региона платит ППК, а та, в свою очередь, РЖД. Губернатор надавить на руководство ППК не в силах: либо РЖД является контролирующим акционером, либо собственником акций являются правительства нескольких регионов.

 
Фото: pskovrail.ru

На пути работы логичной схемы, как обычно, встал денежный вопрос. Работа даже старых поездов, некоторые из которых служат уже не одно десятилетие, стоит немало, зачастую у дотационных регионов просто нет денег на оплату выхода электрички на линию.

В 2011 году РЖД добилось отмены перекрестного субсидирования, когда работа электричек, фактически, оплачивалась за счет грузовых перевозок. С тех пор начались накапливаться долги. По данным РЖД, на конец 2013 года ППК в общем суммы должны монополии около 30 миллиардов рублей. Долг, естественно, накапливался у дотационных регионов, то есть он является практически невозвратным, если только на помощь не придет федеральный центр.

Безубыточными, а то и прибыльными, оказались всего несколько ППК, в том числе базирующиеся на Кубани, в Омске, Волгограде и Москве. ЦППК, которая является оператором перевозок по Московской железно дороге, вообще осталась вне конкуренции: ее доля среди всех пригородных пассажирских перевозок составляет 56%, за 2012 финансовый год даже без учета субсидий компания заработала более 5 миллиардов рублей. ЦППК уже не только арендует поезда у РЖД, но и самостоятельно закупает составы.

Вплоть до 2013 года ППК позволялось работать в долг, что вызывало страшное недовольство в РЖД: государственной монополии совершенно не хотелось субсидировать пригородные перевозки. Однако теперь федеральное правительство запретило ППК оказывать услуги в долг. Существует несколько вариантов решения проблемы, например отмена для РЖД льгот на земельный и имущественный налоги, которые поступают в бюджет регионов. Но пока представители различных групп интересов не пришли к консенсусу, россияне будут все реже встречать в своих городах и селах электрички.

Если ничего не поменяется, то в России вместо более чем 6 тысяч ежедневных пригородных поездов останется максимум 2,5 тысячи.

Для того, чтобы оценить масштаб сокращения движения пригородных поездов, можно, рассмотреть пример Новгородской области. В этом регионе очень развита сеть железных дорог — сказывается близость Петербурга. Однако в результате сокращений ежедневное движение электричек сохранилось только на двух направлениях — главном ходе Октябрьской железной дороги и отходящей от него ветке Чудово—Новгород. Несколько раз в неделю ходят поезда от Чудова до Волхова и из Старой Руссы в сторону станции Бологое. Сохранено движение пригородных поездов на линии Петербург—Сонково, да и то не на всем ее протяжении. При этом жители городов и поселков, которые расположены вдоль главного хода Октябрьской железной дороги вскоре могут быть лишены пригородного транспорта даже несмотря на то, что Новгородская область готова его оплачивать: РЖД закупает новые Сапсаны для движения между Петербургом и Москвой, по сложившейся практике каждый новый скоростной поезд приведет к отмене медлительных электричек.

 
Фото: nerehtskiy.livejournal.com

После того, как Северо-западная пригородная пассажирская компания увеличила за три года стоимость поддержания работы пригородного сообщения в области с 8 до 581 млн рублей, правительство области вынуждено было отказаться от использования многих веток. Некоторые поселки в результате оказались вообще без какого-либо сообщения. Власти решили, что дешевле организовать движение на вездеходе или передать в дар жителям одну на всех лошадь.

В результате пригородное сообщение хоть как-то развивается только в московском регионе: закупаются новые составы, ремонтируются пути, скоро даже будет запущено пассажирское движение по Малому кольцу Московской железной дороги. Если в самое ближайшее время не удастся найти удачную схему финансирования пригородного железнодорожного транспорта, то электричкой, как поется в песне, можно будет уехать только из Москвы, жители других городов будут лишены такого удовольствия.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

10.12 20:48 Михалков допустил критику «Ельцин-центра» без его посещения
10.12 20:33 В Петербурге умер старейший режиссер «Ленфильма» Сергей Микаэлян
10.12 19:52 НТВ показал «сенсационные откровения» оппозиционера Ильи Пономарева
10.12 19:24 Керри попросил у России «проявить милость» в отношении оппозиции в Алеппо
10.12 18:57 В ДТП на трассе под Оренбургом погибли семь человек
10.12 18:31 Иракская армия опровергла ошибочный удар ВВС США в Мосуле
10.12 17:58 Герман Греф стал медиаперсоной недели по версии «Полит.ру»
10.12 17:20 Глава антидопингового агентства США призвал исключить Россию из МОК
10.12 16:51 Мутко заявил о достижении Маклареном главной цели
10.12 16:24 Президенту Колумбии вручили Нобелевскую премию мира
10.12 16:08 Дочь Шойгу нашла «чудовищные ошибки» в учебниках по ОБЖ
10.12 15:56 Страны вне ОПЕК согласились сократить добычу более чем на 600 тысяч баррелей
10.12 15:32 Шипулин побил рекорд СССР и России по числу медалей на Кубке мира по биатлону
10.12 14:46 На Байконуре выдвинули новую версию причины аварии «Прогресса»
10.12 14:23 Вдова Ельцина назвала «лживыми» высказывания Никиты Михалкова
10.12 13:53 Минобороны организовало вывод мирных жителей с востока Алеппо
10.12 13:19 В Стокгольме состоится церемония вручения Нобелевских премий
10.12 12:54 Новый премьер Франции предложил продлить режим ЧП в стране
10.12 12:46 В Крыму более 15 тысяч человек остались без тепла из-за аварии
10.12 12:26 Новак подтвердил готовность России сократить добычу на 300 тысяч баррелей
10.12 11:52 В США военный вертолет экстренно сел на школьном футбольном поле
10.12 11:48 Billboard признал Мадонну женщиной года в музыке
10.12 11:30 В Мосуле при ошибочном ударе ВВС США погибли около 90 военных
10.12 10:50 СМИ узнали о планах Японии ослабить санкции и смягчить визовый режим с РФ
10.12 10:26 Samsung принудительно заблокирует в США все Galaxy Note 7
10.12 10:10 В Красноярске открыли первую в России церковь при торговом центре
10.12 09:44 Турцию обвинили в отправке в НАТО пророссийских чиновников
10.12 09:30 Команда Трампа высмеяла тему помощи со стороны России на выборах
10.12 09:20 Фигуристка Евгения Медведева установила мировой рекорд в короткой программе
10.12 01:51 Суд в Петербурге арестовал полковника Тимченко до 7 февраля
10.12 00:38 Президент Ганы заранее признал свое поражение на выборах
09.12 23:47 Суд арестовал главу угрозыска Калужской области
09.12 23:18 Армия Сирии прекратила наступление в Идлибе и Дамаске
09.12 23:13 Госсовет Франции отказал России в экстрадиции беглого банкира Аблязова
09.12 22:44 Дипломаты рассказали о намерении ЕС продлить антироссийские санкции
09.12 22:41 Мутко объяснил абсурдность обвинений WADA в его адрес
09.12 22:11 ООН приняла резолюцию о срочном прекращении боев в Сирии
09.12 22:01 Госдума отказалась запрещать трансгендерам жениться
09.12 21:52 Минэнерго РФ обещало поставить Украине запрошенный объем газа
09.12 20:54 СК начал проверку после инсценировки нападения боевиков на колледж в Тихвине
09.12 20:37 Захарова опровергла приписанное Лаврову оскорбление телеоператора
09.12 20:33 За год армия обошлась бюджету РФ вдвое дороже всех силовиков
09.12 20:19 Минтранс обещал выполнить наказ Путина насчет тарифов «Платона»
09.12 20:14 В Кремле не оценили высказывание советника Трампа о признании Крыма
09.12 20:02 Трехлетний мораторий на накопительную пенсию прошел третье чтение в ГД
09.12 19:55 После проверки МОК Россия может лишиться первого места в Сочи
09.12 19:30 В Голландии задержан предполагаемый террорист с флагом ИГ
09.12 19:21 Обама велел спецслужбам отчитаться об атаках «российских» хакеров
09.12 19:13 Кортеж Эрдогана попал в аварию в Стамбуле
09.12 18:55 Минюст заявил о возможности исключения «Левада-Центра» из иноагентов
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.