Низкий сезон

Первый рабочий день после эскалации конфликта в Крыму ожидаемо начался с известий с российского рынка. В целом было понятно, что рубль упадет — обменники начали менять курс, не дожидаясь понедельника, еще в выходные. Даже в Москве некоторые жаловались на то, что уже по выросшему на 1-2 рубля курсу иностранные валюты купить не удается. Впрочем, это можно связать с отсутствием возможности подвоза наличности из-за закрытых банков.

Так или иначе, открытия биржи РТС-ММВБ многие ждали, затаив дыхание. В конце концов, Крым, да и вся Украина, далеко, а вот зарплата платится в рублях, и, в случае чего, покупать импортные товары, которыми заполнены полки всех магазинов, в том числе и продуктовых, будет просто не на что.

Масла в огонь подлила статья в деловой газете «Ведомости», в которой анонимный представитель Центрального банка рассказал, что курс рубля поддерживать не планируется, и Банк России вмешается с интервенцией только в случае, если курс рубля пробьет границы валютного коридора.

Центральный банк, напомним, сдвигает на пять копеек границы валютного коридора после накопления 350 миллионов долларов валютных интервенций. Если курс рубля приближается к одной из границ коридора, то ЦБ, согласно установленным правилам, может начать безлимитные продажи валюты или, соответственно, рублей. При желании руководство ЦБ может удержать курс рубля практически на любом значении — золотовалютных запасов накоплено более полутриллиона долларов, а рубли ЦБ уполномочен, в случае чего, выпускать самостоятельно.

В последние годы, однако, ЦБ придерживается политики плавающего рубля — то есть позволяет менять курс «невидимой руке рынка», лишь иногда вмешиваясь для выправления «острых углов».

С начала 2014 года рубль по отношению к доллару и евро подешевел примерно на десять процентов. Сколь-нибудь очевидного и однозначного объяснения этому факту никто так и не дал, многочисленные аналитики лишь рассуждали об общей экономической слабости страны, хотя, казалось бы, с конца 2013 года обстановка не слишком изменилась. ЦБ последние два месяца аккуратно сдвигал границы ценового коридора для бивалютной корзины (ее курс высчитывает как сумма 0,55 долларов и 0,45 евро) с 33,1 — 40,1 рублей в начале года до 35,4 — 42,4 рублей к концу февраля.

Однако 3 марта катастрофы не произошло. Официальный курс доллара вырос на 20 копеек (до 36,18), евро подорожал более чем на полрубля и пробил уровень в 50 рублей за 1 евро, достигнув цены 50,15. Официальный курс ЦБ устанавливается по средневзвешенным значениям, на бирже валюту покупают и продают несколько дороже — курс доллара стабилизировался на значении примерно 36,5, а евро — 50,25. На фоне того, что за последние два месяца доллар и евро стали дороже примерно на два рубля, падение в понедельник не выглядит чем-то ужасным, хотя, конечно, впечатляет.

В Центральном банке давление на рубль не прошло незамеченным. Совет директоров ЦБ в понедельник в срочно порядке временно повысил ключевую ставку аж на полтора процента — с 5,5% до 7%. Это означает, что ЦБ будет кредитовать российские финансовые организации под больший процент, чтобы те не использовали взятые у ЦБ в долг деньги для атаки на рубль. «Решение направлено на предотвращение возникновения рисков для инфляции и финансовой стабильности, связанных с наблюдаемым в последнее время повышенным уровнем волатильности на финансовых рынках», — говорится в пресс-релизе финансового регулятора. Также ЦБ несколько изменил правила участия в валютных торгах, повысив необходимый объем накопленных интервенций для сдвига валютного коридора.

Уже во вторник курсы евро и доллара несколько упали на Московской бирже, хоть и не вернулись на изначальные позиции. Стоимость доллара снизилась до 36,25 рублей, а евро — до 49,9 рублей.  Официальный курс евро, установленный на 5 марта, составляет 49,9520 рубля (меньше по сравнению с предыдущим днем почти на 20 копеек). Курс доллара, установленный ЦБ на среду - 36,3208 рубля (меньше на 6 копеек).

Впрочем, неприятности на российском рынке не заканчиваются только падением рубля. Акции в понедельник просели намного сильнее национальной валюты. Индекс РТС, в которых входят крупнейшие российские компании, за несколько десятков минут просел на 10 процентов, вплотную приблизившись к уровню 1100 пунктов — ранее в таком районе индекс РТС был в сентябре 2009 года, то есть практически в разгар экономического кризиса.

Сильнее всего, более чем на 20 процентов, подешевели акции «Мечела» (который в последнее время в принципе чувствует себя не слишком хорошо) и «Мостотреста». Московская биржа даже приостанавливала на некоторое время торги этими бумагами. Также среди лидеров падения оказались акции «Интер РАО», ВТБ, Сбербанка, Газпрома.

По правилам Московской биржи, если индекс упадет более чем на 15 процентов, торги будут остановлены на 30 минут, если на 25 процентов — то брокеры не смогут торговать до конца дня. Впрочем, после падения индекса на 10 процентов инвесторы, похоже, успокоились.

Падение российских акций заметили даже в Британии — многие российские компании торгуются на Лондонской фондовой бирже. В начале торгов сильнее всего подешевели акции Сбербанка, на 18 процентов, банка «Тинькофф кредитные системы», ВТБ, «Газпром нефти», Роснефти и даже сети супермаркетов «Лента».

Однако во вторник на рынке акций произошла коррекция вверх. Уже в первые минуты торгов индексы ММВБ и РТС выросли более, чем на 4 процента. Это, конечно, не вернуло их на потерянные позиции, но хотя бы показало, что российский рынок не стремится в пропасть.

Несмотря на то, что экономическая ситуация в России в последнее время не внушает оптимизма, аналитики уверены, что столь резкие скачки курса рубля и стоимости акций связаны исключительно с напряженностью вокруг Крыма. Россия после решения Совета Федерации, который позволил президенту Путину использовать вооруженные силы на Украине, оказалась под прицелом критики многих стран.

В ночь на понедельник стало понятно, что все партнеры России по «Большой восьмерке» отказались от подготовки саммита в Сочи. Государственный секретарь Соединенных Штатов Джон Керри заявил, что Москва рискует потерять место в G8, если не изменит свою позицию по Крыму. Кроме того, по словам Керри, россияне могут столкнуться «с замораживанием активов и уходом американского бизнеса с российского рынка». Иными словами, глава американского внешнеполитического ведомства пригрозил Москве экономическими санкциями — а это вряд ли добавляет оптимизма хоть кому-то на фондовом или валютном рынке. В ночь на вторник стало известно, что США прервали все текущие и планировавшиеся переговоры с Россией по вопросам инвестиций и торговли.