Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
8 декабря 2016, четверг, 19:05
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Статуи Парфенона: два века на чужбине

Афинский Акрополь. Лео фон Кленце, 1846
Афинский Акрополь. Лео фон Кленце, 1846
Wikimedia Commons

Недавно премьер-министр Греции Антонис Самарас, встречаясь с министрами экономики и финансов стран Евросоюза, вновь поднял вопрос о возвращении в Афины мраморных скульптур, вывезенных в начале XIX века лордом Элгином из Акрополя и хранящихся сейчас в Британском музее. Этот новый эпизод длящегося уже два столетия спора, вновь заставляет вспомнить историю лорда Элгина, которого одни считают спасителем античных шедевров, а другие – их похитителем.

 
Томас Брюс, ок. 1788 г.

Потомок знатного шотландского рода Томас Брюс родился в 1766 году и был вторым сыном Чарльза Брюса, пятого графа Элгина (5th Earl of Elgin).  Когда мальчику было всего пять лет, его отец, а вскоре и старший брат, умерли, и он унаследовал титул, став седьмым графом Элгином. В 1790 году он стал пэром Шотландии. Поступил на военную службу, затем стал дипломатом. В 1791 году исполнял обязанности посланника в Вене, заменив заболевшего дипломата. Затем некоторое время был посланником в Брюсселе, до завоевания Австрийских Нидерландов революционной Францией. Затем был направлен в Пруссию. После трех лет службы в Берлине он получает назначение на должность британского посла в Османской империи. Как раз тогда, по свидетельствам историков, зародился интерес лорда Элгина к античному искусству. В его переписке высказываются намерения привести в Британию зарисовки и гипсовые слепки греческих архитектурных памятников.

В сентябре 1799 года Элгин отправляется в Стамбул. Во время путешествия к месту службы он посетил Палермо, где встретился с послом Великобритании в Неаполитанском королевстве. Это был сэр Уильям Гамильтон, вошедший в историю не только как муж Эммы Гамильтон, но и как превосходный знаток античности, собравший богатую коллекцию греческих ваз, один из первых английских вулканологов, член-корреспондент Лондонского королевского общества. Его собрание керамики было описано в четырехтомном издании «Коллекция этрусских, греческих и римских древностей из собрания Уильяма Гамильтона, Его Британского Величества чрезвычайного посланника при Неаполитанском дворе». Над описаниями ваз работали такие историки искусства как Пьер-Франсуа д'Анкарвиль и Иоганн Винкельман. В 1771 году Гамильтон продал свою коллекцию Британскому музею, но, вернувшись в Италию, продолжил собирание древностей. Прекрасным экспонатом из уже второго его собрания стала, например, знаменитая Портлендская ваза.

Гамильтон дал немало советов Элгину по поводу собирания античного искусства, в частности, рекомендовал нанять в Италии художника, который зарисовывал бы всё, достойное внимания. Элгин последовал этому совету и нанял группу помощников. Главным среди них был Джованни Лузьери, неаполитанский пейзажист. С ним был еще и Федор Иванович, которого отныне называют «калмык лорда Элгина», которого Екатерина II некогда подарила Амалии Гессен-Дармштадтской. У крепостного мальчика оказались способности к рисованию и в Европе его послали учиться на художника. Также Элгин нанял нескольких опытных копиистов.

Лорд Элгин отправился в Стамбул, ко двору султана, а вся его команда во главе с Лузьери – в Афины. Тогда Афины были маленьким городом, где жило не более десяти тысяч человек: греков, турок, албанцев, евреев. Власть делили между собой два турецких администратора: гражданский («воевод») и военный («дисдар»). Турецкий гарнизон размещался прямо в Акрополе, изрядно пострадавшем за время войн турок с венецианцами в XVII веке. В Акрополе жили и семьи турецких военнослужащих. Для возведения домов, строительства укреплений тогдашние обитатели Афин частенько добывали материал, разбирая античные постройки. Как описывает современный историк Наталья Ниссен: «Старинные саркофаги служили корытами, из которых поили скот; плиты, облицовывавшие некогда театры и библиотеки, становились столами в мастерских или крышами жилищ, остатки колонн, капителей и скульптур использовались для «украшения» их стен…».

В XVIII веке в Афинах понемногу началась торговля античными древностями. Предприимчивые люди сбывали приезжавшим в город европейцам скульптуры, фрагменты рельефов и фризов, колонны. Впрочем, приезжие любители античности не всегда ждали, пока им продадут кусочек древнего мрамора, они с легкостью добывали его сами, откалывая от руин. Османские должностные лица получали взятки и закрывали на это глаза, а часто и сами принимали участие в торговле древностями.

Впрочем, афинский дисдар долго не разрешал Лузьери и его помощникам посещать Акрополь, утверждая, что это военная крепость, а эти художники под видом копирования памятников могут зарисовать схему укреплений. Помогло только вознаграждение в пять гиней за каждый визит на Акрополь. Но тут Элгину и его людям помог никто иной как адмирал Нельсон.

В начале августа 1798 года состоялась знаменитая битва при Абукире. Адмирал Нельсон разгромил близ устья Нила французский флот. Британия стала союзницей Османской империи в войне с экспедиционным корпусом Наполеона. Военные действия в Египте и Сирии длились еще до 1801 года, но поражение отрезанных от Франции войск было делом времени. Египет вновь доставался туркам, и на некоторое время в отношения между Лондоном и Стамбулом стали прекрасными. В результате как полномочный представитель союзной державы Элгин пользовался благосклонностью султана. Он, как и адмирал Нельсон, получил орден Полумесяца, специально учрежденный султаном Селимом III для награждения иноверцев. Другой наградой стал челенк – серебряное украшение головного убора, осыпанное драгоценными камнями. Жена лорда Элгина стала первой европейской женщиной, присутствовавшей на официальном дипломатическом приеме у султана (для этого женщине на пятом месяце беременности пришлось надеть мужской костюм). Наконец, Элгину удалось добыть у Селима фирман, который развязал ему и его подчиненным руки в Афинах.

Фирман, подписанный самим Селимом III, разрешал людям Элгина свободно посещать Акрополь, сооружать леса и лестницы вокруг «древнего храма идолов» (то есть Парфенона), рисовать, измерять, проводить раскопки, делать слепки, а также собирать скульптуры и плиты с надписями, при условии, что это не наносит ущерба постройкам крепости. Прямого разрешения снимать скульптуры со стен строений в фирмане не было, но возможность такого толкования была, чем и воспользовались европейцы.

Воплощать в жизнь планы Элгина стал Филипп Хант, посланный им из Стамбула в Афина. Именно он стал инициатором снятия скульптур с Парфенона и Эрехтейона. Хант, Лузьери и нанятые ими рабочие действовали действительно по-варварски. Барельефы, метопы выпиливались из зданий, при этом часть фрагментов разбивалась из-за неосторожности рабочих. Нечего и говорить, что рамки, начертанные в султанском фирмане, Филипп Хант неоднократно преступил. Лузьери даже просил в письме Элгина получить еще один фирман, который задним числом оправдал бы эти действия. Но оказалось достаточным лишь взяток дисдару.

Наталья Ниссен приводит воспоминания одного англичанина, бывшего в то время в Афинах, который описывал, как была выпилена и увезена одна из кариатид Эрехтейона: «Неграмотный слуга афинского дисдара уверял меня, что, когда пять других девушек потеряли свою сестру, ближе к вечеру они стали выражать свою печаль самыми глубокими вздохами и причитаниями, так что он сам слышал их жалобы и был вынужден покинуть цитадель, пока они не прекратились; а их похищенная сестра не осталась глуха к их стенаниям, и, к удивлению нижнего города, куда ее унесли, ответила самым, что ни на есть, жалобным тоном».

Прибывший в Афины в 1802 году Элгин одобрил действия Ханта и Лузьери и увеличил выделяемые на собирание древностей средства. Тогда же его подчиненные начали действия и на Пелопоннес, в частности, в Микены, где проводили раскопки и добывали древние памятники. Но все-таки основу коллекции составили памятники афинского Акрополя. «Мраморы Элгина» включают 17 скульптур с западного и восточного фронтонов Парфенона, 15 метоп, 75 метров фриза – всего это составляет более половины из дошедшего до наших дней скульптурного убранства Парфенона. Также в коллекцию вошли уже упомянутая кариатида из Эрейхтейона, четыре плиты фриза храма Ники Аптерос, ряд фрагментов других построек.

 
Скульптуры восточного фронтона в Британском музее

Вывозилась коллекция в несколько приемов, на разных кораблях британского флота. Один из них потерпел крушение близ острова Китира, и Элгину пришлось оплачивать работу греческих ныряльщиков, которые два года доставали шедевры с затонувшего корабля.

Но на этом неприятности Элгина только начались. Выехав в 1803 году из Стамбула, он был задержан в наполеоновской Франции, и приехал в Лондон лишь в 1806. Часть его коллекции также долгое время удерживалась французскими властями. Вскоре после возвращения он пережил развод с женой, сопровождавшийся скандальным судебным процессом. Собирание коллекции и расходы на ее перевозку привели Элгина к банкротству.

Когда он решил продать свое собрание Британскому музею, ему еще пришлось опровергать мнения, что скульптуры на самом деле являются поздними римскими копиями с греческих оригиналов. Также звучали и обвинения в незаконном вывозе шедевром (в ответ Элгин ссылался на султанский фирман), и в ущербе, который был нанесен зданиями Акрополя. На последние Элгин отвечал, что турки сами варварски разрушают античные памятники, продавая их по кускам, и единственным способом спасти творения великого Фидия и другие шедевры, было вывезти их по возможности целиком.

В конце концов, скульптуры оказались в Британском музее, а Элгин получил за них 35 тысяч фунтов стерлингов. Это не покрыло и трети его расходов. Умер он в 1841 году в Париже, где скрывался от кредиторов.

Еще при жизни Элгина ряд соотечественников заклеймили его  как вандала и похитителя национального достояния греков. В 1812 – 1818 годах увидела свет поэма Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда», где были прямые указания на Элгина:

Но кто же, кто к святилищу Афины

Последним руку жадную простер?

Кто расхищал бесценные руины,

Как самый злой и самый низкий вор?

Пусть Англия, стыдясь, опустит взор!

Свободных в прошлом чтут сыны Свободы,

Но не почтил их сын шотландских гор:

Он, переплыв бесчувственные воды,

В усердье варварском ломал колонны, своды.

 

Что пощадили время, турок, гот,

То нагло взято пиктом современным.

Нет, холоднее скал английских тот,

Кто подошел с киркою к этим стенам,

Кто не проникся трепетом священным,

Увидев прах великой старины.

(перевод В. Левика)

Также Байрон написал большое стихотворение «Проклятие Минервы», целиком посвященное Элгину, где его имя называлось прямо, а эпитеты в его адрес, вложенные в уста античной богини, были еще более суровыми. Байрон не стал издавать стихотворение, но оно широко расходилось в списках, было без ведома поэта напечатано в Филадельфии и, в итоге, стало известным всему Лондону.

Другой современник сэр Джон Ньюпорт писал: «Достопочтенный лорд воспользовался самыми неоправданными средствами для совершения самого вопиющего грабежа». В некоторых отзывах находились и оправдания Элгина. «Я утешаюсь тем, что этим прекрасным произведениям искусства предназначено украсить нашу собственную страну, - писал Джон Гэлт, - и если бы ими не завладел лорд Элгин, то их, скорее всего, увезли бы французы».

Споры вокруг лорда Элгина и его коллекции не утихают до сих пор. Греки оценивают его действия однозначно. Если мы откроем посвященную Элгину статью греческой Википедии, то первыми словами о нем будут Βρετανός κλέφτης «британский вор». Оправдывая Элгина, как правило, говорят, что не будь его, шедевры Парфенона могли быть утрачены из-за расхищения или же в ходе военных действий в период греческой революции 1821 – 1830 годов, когда Акрополь дважды подвергался осаде и обстрелу. Будет справедливым признать, что по крайней мере те фрагменты, которые во времена Элгина уже лежали на поверхности земли, точно спасены им от расхищения.

Не утихают споры и вокруг султанского фирмана, его подлинности (уже в 1816 году, когда дело расследовалось в английском парламенте, имелся лишь итальянский перевод текста), границ полномочий Элгина, определенных этим документом.

 
Фрагмент фриза

Со времен восстановления независимости Греции в 1821 году неоднократно звучат обращения к Британии с просьбой вернуть скульптуры Парфенона на родину. Но до сих пор они не имеют успеха. В качестве контрдовода, как правило, говорят, что полная реституция невозможно, так как в этом случае коллекции всех мировых музеев оказались бы разорены. Также противники возвращения «мраморов Элгина» утверждают, что, поскольку античные скульптуры представляют собой шедевры всемирного значения, будет справедливо, что они стоят в общедоступном музее (вход в Британский музей бесплатный) в одном из самых посещаемых городов мира, тогда как правительство Греции намерено разместить их в Музее Акрополя, за вход в который берется плата.

Профессор права Стэнфордского университета Дж. Мерримен высказал мнение, что поскольку Акрополь и Парфенон сейчас восстанавливаются, отсутствует моральный аргумент для возвращения скульптур. Ведь они попадут не на стены храмов, восстановив их целостность, а находящийся рядом музей. Даже ряд оставшихся в Греции скульптур, например, пять кариатид Эрехтейона, перемещены в Музей Акрополя, чтобы предотвратить их дальнейшее разрушения от дождей и неблагоприятных условий. Их место у стен храма заняли копии. «Гардиан» задается вопросом: «Будет ли духовно более удовлетворять зрелище этих скульптур в афинском музее, чем в лондонском?» Высказываются и другие опасения по поводу судьбы «Мраморов Элгина» при возможном возвращении в Грецию. При обсуждении вопроса в палате лордов в мае 1997 года лорд Вудро Уайетт спросил: «Милорды, известно ли господину министру, что было бы опасно возвращать скульптуры в Афины, где они были под турецким и греческим огнем в Парфеноне, в момент, когда они были спасены, и беспокойные греки легко могут начать вновь бросать бомбы?».

Но и в самой Великобритании высказывается немало голосов в пользу возвращения памятников. Дважды, в 1998 и 2002 годах, крупная британская маркетинговая компания Ipsos MORI проводила опросы населения на эту тему. Оба раза за возвращение скульптур в Афины высказывалось 40% англичан, за сохранение в Лондоне 15% в 1998 и 16% в 2002 году. Недавно, после того, как в поддержку возвращения скульптур высказался знаменитый актер Джордж Клуни, «Гардиан» провела новый опрос, сторонниками возвращения оказались уже 88% участников. Затем последовала заочная пикировка между Клуни и мэром Лондона Борисом Джонсоном. Мэр писал, что предложение Клуни не отличает от планов гитлеровцев по разграблению музеев Лондона, актер отвечал, что Джонсон, видимо, сделал это заявление, слегка перебрав виски.

А Британский музей пока не идет на уступки. Возобновляемые с периодом в несколько лет требования греческой стороны вежливо отвергаются. Предлагаются лишь варианты временных выставок часть «мраморов Элгина» в Афинах, что в свою очередь встречает отказ с греческой стороны. Греки настаивают только на полном возвращении шедевров.

Спор продолжается. Вряд ли Великобритания и Греция придут к согласию на этот раз. Скульптуры ждут. Пока еще – ждут в залах Британского музея. Но они были созданы руками Фидия и его учеников почти две с половиной тысяч лет назад, и два столетия, прошедших с момента их расставания с Афинами – лишь краткий эпизод их долгой жизни.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Facebook Google GPS IBM iPhone PRO SCIENCE видео ProScience Театр Wi-Fi альтернативная энергетика «Ангара» античность археология архитектура астероиды астрофизика Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса визуальная антропология вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология глобальное потепление грибы грипп демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии коронавирус космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. открытия палеолит палеонтология память педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы ракета растения РБК РВК регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы Сингапур смертность Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа эволюция эволюция человека экология эпидемии этнические конфликты этология ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.