Адрес: https://polit.ru/article/2014/04/18/right/


18 апреля 2014, 09:36

Россия и европравые

В мае 2014 г. состоятся выборы в Европарламент. По прогнозам, в результате этих выборов небывалое прежде количество мест достанется представителям европейских правых и националистических партий. Это одна из причин, по которой многие аналитики сейчас уделяют пристальное внимание такой популярности правых и праворадикальных организаций в западных сообществах. Другая причина, более актуальная, состоит в том, что правые европейские движения заняли отчетливую пророссийскую позицию в полемике о российско-украинских отношениях в контексте нынешнего кризиса. Причем симпатия европейских правых к позиции российской власти вполне взаимна.

«Вы можете видеть, что к "Национальному фронту" в России относятся очень хорошо, - говорил Людовик де Данн, спикер соответствующей праворадикальной французской парии. - К нам относятся более чем терпимо и считают нас друзьями». Лидер Национального фронта Марин Ле Пен прямо высказывалась против санкций в отношении России, а также против присоединения Украины к Евросоюзу. «У нас уравновешенная позиция, - пояснил де Данн. – Мы не хотим быть частью игры, которая толкает нас на путь новой холодной войны с Россией. Нашу независимую точку зрения оценила российская власть, поэтому у нас с ней хорошие отношения».

Национальный фронт не одинок. Многие правые партии в Европе занимают аналогичную пропутинскую позицию. «Да здравствует референдум в Крыму! Да здравствует свободный выбор народа! Они восстали против международного диктата и не позволили Меркель, или Обаме, или Барросо сделать выбор за них», - говорил лидер итальянской партии Лига Севера Маттео Сальвини. Глава нидерландской Партии свободы Гирт Вилдерс высказывал мнение, что нынешнее украинское прозападное правительство состоит из «национал-социалистов, антисемитов и других антидемократов», которых он также назвал «бессовестными еврофилами с имперскими амбициями». Он также порицал Евросоюз за разжигание войны и порицал нидерландские власти за участие в европейском финансировании украинского правительства, добавляя к этому, что эти деньги отбирают у нидерландских домов для престарелых и отправляют в «коррупционную бездну».

Сходная риторика появилась даже у американских республиканцев. В конце марта NY Times опубликовала текст под названием «У Кремля нашелся защитник в Конгрессе», где говорится о том, как республиканец из палаты представителей Дана Рорабейкер (Dana Rohrabacher), занимавший жесткую антисоветскую позицию во времена холодной войны, теперь выступил с энергичной поддержкой московской политики.

Правые и Россия

Небольшой комментарий Чарльза Холи (Charles Hawley) на эту тему опубликовал журнал Spiegel. Автор высказывает наблюдение, что если во времена холодной войны в Европе на дурном счету, с точки зрения общественного мнения и официальной риторики, были левые партии, так как они считались идеологическими союзниками враждебного соцблока, то теперь в аналогичной позиции оказались правые. «Времена изменились. Если отношения между Москвой и Западом в очередной раз обострились из-за продолжающегося перетягивания каната в связи с Украиной и Крымом, то европейские правые партии демонстрируют единодушие с Россией».

У европейских правых и путинского режима в России, отмечает автор, много общего: начиная с ксенофобии и заканчивая гомофобией. Что еще важнее, их объединяет неприязнь к ЕС, а также антиамериканские настроения. С точки зрения общественной поддержки, пророссийская позиция выгодна правым, потому что люди в массе своей хоть и не поддерживают военную агрессию и присоединение Крыма, но еще меньше хотят, чтобы их правительства расходовали средства на помощь Киеву и вступали в конфронтацию с Москвой. Также, как показывают опросы, граждане довольно скептически относятся к введению санкций, так как это может ударить по экономике их стран. Собственно судьба Украины как таковой, считает автор, в этом смысле мало кого интересует. Имеет значение риторика и заигрывание с российским руководством.

В марте 2014 г. аналитический центр Political Capital Institute (Будапешт) опубликовал исследование под названием «Связь с Россией: Распространение пророссийских стратегий у европейских ультраправых» (The Russian connection: The spread of pro-Russian policies on the European far right, .pdf). Там обсуждается отношение правых движений к России и, в частности, отмечается, что при отсутствии однородности, тенденция к выражению симпатии весьма заметна. Один из авторов этого исследования высказывал также мнение, что Россия "хотела бы вывести из равновесия и ослабить европейскую политическую структуру, и правые партии с ней в этом солидарны". Он считает, что конечная цель этого альянса в том, чтобы расшатать евроамериканский союз.

Правые и левые

Этот аспект темы подробно рассмотрел в своей статье американский правозащитник Аджаму Барака (Ajamu Baraka), в свое время принимавший деятельное участие в борьбе с апартеидом в ЮАР. Как и Чарльз Холи, он наблюдает парадоксальные перестановки в нынешней конфигурации правых и левых движений. Он подходит к этой проблематике с точки зрения отношения к капитализму и белому супрематизму. По его мнению, граждане стран Запада в настоящий момент переживают двойной кризис. С одной стороны, он заключается в том, что «проект западного империализма пошел спад», а с другой стороны, либерально-капиталистический проект не оправдывает возложенных на него ожиданий. В связи с этим всё более привлекательной в глазах населения как Европы, так и США становится традиционная для правых движений риторика.

«Неофашизм, - пишет Барака, - который сейчас возникает в контексте нынешнего капиталистического кризиса по обеим сторонам Атлантического океана, имеет много общего с движениями 1930-х гг., но с одним большим отличием. Поменялись козлы отпущения. Мишенью сегодня стали иммигранты: арабы, мусульмане и африканцы в Европе; латино-американцы и бессменные афро-американцы рабочего класса в США». На волне таких настроений ультраправые получают все больше поддержки. В свою очередь, господствующие ныне во многих западных странах центристы и лево-либералы уделяют этому, по мнению автора, недостаточно внимания или вовсе закрывают глаза на проблему. Более того, в погоне за сохранением западной гегемонии они готовы сотрудничать с ультраправыми.

В качестве наглядного примера Барака ссылается, опять же, на ситуацию с Украиной: «Невероятная безответственность и возмутительный оппортунизм оси США/НАТО/ЕС проявились в расшатывании ситуации в Украине. Все знали, что движущей силой на местах были расистские и неонацистские элементы из Правого сектора и Партии свободы. Тем самым они в очередной раз показали, на что они готовы пойти, дабы достигнуть своей геостратегической цели, то есть всеобъемлющего экономического и политического господства в мире». При этом, отмечает он, риторика мейнстримных западных СМИ сразу взяла тон, характерный для холодной войны, и обратилась к Путину как главному источнику зол, а вовсе не к украинской проблематике, по поводу которой идет полемика.

Собственно, в этом месте, по мнению автора, происходит объединение интересов у западных лево-либералов и ультраправых.

Правые и ЕС

По поводу роста националистических настроений внутри ЕС еще в 2012 г. высказывался аналитик Ален Мэттич в блоге «Еврокризис» при Wall Street Journal. Автор высказывает самые мрачные прогнозы о будущем ЕС. «Рост симпатий к радикальным партиям, особенно правым, отражает тектонический сдвиг от европейского идеала назад, к национальным интересам, и это неизбежно будет нарастать до тех пор, пока евро и Евросоюз не будут уничтожены». Основная идея Мэттича состоит в том, что европейское единство зиждется на взаимной выгоде для всех участников. Так как это условие больше не соблюдается, оснований для единства нет, и, как следствие, распространяются, наоборот, сепаратистские настроения. Политики, которым приходится объяснять причины экономических трудностей, начинают обвинять в проблемах других участников Евросоюза. Националисты, в свою очередь, используют эту риторику в своих интересах. Общественность, в свою очередь, начинает им все больше симпатизировать.