«Делать свое дело и жить долго»

Серию интервью о любимых книгах продолжает интервью с Павлом Любимцевым, актером, профессором,  зав. кафедрой мастерства актера Театрального института им. Б.В. Щукина, заслуженным актером РФ, телеведущим. Беседовала Наталия Демина.

Помните ли вы, когда научились читать, и какой была ваша первая книга?

Нет, не помню. Научился читать только в школе. До школы не умел ни читать, ни писать. Я как-то поздно начал учиться грамоте. А какой была первая прочитанная книга… Мне много читали родители, поэтому я как-то этот момент потерял.

Были ли среди книг, прочитанных вами в детстве, юности, научно-популярные книги?

Научно-популярные? Я очень любил книги про зверей, очень любил книги Даррелла и Акимушкина. Листал «Жизнь животных» Брема. Вообще я читал много книг про зверей, собственно это мне и помогло потом вести программу «Путешествия натуралиста».

А были ли книги, которые, как вам кажется, определили ваш путь в жизни, почему вы стали тем, кем стали?

Ну, так я не сказал бы. Если говорить о книгах, которые я знал почти наизусть, то, как ни странно, это были книги с таким сатирическим уклоном. «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова, «Мертвые души» Гоголя и «Мастер и Маргарита» Булгакова, вот это были три книги, которые я перечитывал постоянно, и на каком-то определенном этапе перечитывать перестал, потому что поймал себя на том, что я знаю каждую следующую фразу. Что определили эти три книги, между которыми есть нечто общее, так сказать, юмор, такая их сатирическая сторона, что определили, сказать не могу.

Выписывала ли ваша семья научно-популярные журналы?

«Науку и жизнь», а потом «Знание-сила», много лет. Мама моя любила «Знание-сила» больше, чем «Науку и жизнь», хотя выписывала и то, и другое.

А были ли книги любимые нон-фикшн?

Что такое нон-фикшн?

Нехудожественные, это то, что люди вспоминают, а не сочиняют.

Ну, конечно, такие книги тоже были. Мемуарные, вы спрашиваете, да?

Мемуарные, может быть что-то о путешествиях, то, что люди рассказывают о своей жизни, то, что с ними действительно происходило. Это так называемый жанр нон-фикшн.

Я очень люблю театральные мемуары. И в этом жанре у меня много любимых книг. Очень люблю, например, книгу Софьи Владимировны Гиацинтовой «С памятью наедине», очень хорошая книга про Художественный театр, про первую студию, про Вахтангова, про Михаила Чехова. Или скажем, я читал с удовольствием книгу Н.М. Горчакова «Режиссерские уроки К.С. Станиславского», «Режиссерские уроки Вахтангова». Я помню, что книга Н.А. Розенель «Память сердца: Воспоминания» на меня произвела впечатление.

А что вы за последние два года прочитали, как из художественной, так и нехудожественной литературы? Что вам понравилось? Что-то может быть рекомендуете? Что сейчас лежит на вашем столе?

Ну, сейчас у меня на столе лежит Диккенс, это я всегда рекомендую. Но я вам скажу, в последнее время с определенным возрастом приходит желание читать, перечитывать хорошие книги. Что касается современной литературы, она на меня такого впечатления не производит.

Из классики возвращаетесь к чему?

Очень по-разному. Вот сейчас читаю Диккенса, летом читал Тургенева. Очень понравилось. У него такое замечательное знание человеческой психологии, поразительное. По-разному бывает, конечно. Но пора уже, наверное, опять перечитать «Войну и мир».

Получается ли у вас следить за тем, что происходит в области науки, слушать какие-то научно-популярные лекции, передачи?

В науке нет. Нет, научно-популярное, нет.

То есть вам это не интересно или просто не хватает времени?

Нет, не скучно, но просто как-то сложилось, что этого нет в моей жизни.

Театроведение – это тоже часть науки. Как вам кажется, как представлена эта область? Авторы пишут об этом интересно или нет?

В последнее время нет. В последнее время о театре пишут очень по-дилетантски. Ну, так же как и сам театр. К сожалению, современный театр очень многое потерял в плане профессионализма. Режиссеры, кажется, что и вовсе вымерли, кажется, что их вообще нет. И такое тотальное падение профессионализма! Но это не только в театре, это во многих сферах нашей жизни.

А что делать? Ученые как и другие деятели культуры часто говорят о том, что в стране все ниже уровень профессионализма, что мракобесие наступает. Что бы вы посоветовали, что можно сделать?

Терпеть, терпеть и жить долго. К сожалению, ничего больше тут не посоветуешь… Я зачастую сталкиваюсь с какими-то проявлениями наглой агрессивной безграмотности в самых разных сферах. Но мы тут далеко зайдем, если мы начнем перечислять все сферы, в которых эта наглая агрессивная безграмотность правит бал. Поэтому не будем конкретизировать это дело.

Когда я сталкиваюсь с проявлениями этого, меня охватывает ярость и злоба, мне хочется кого-нибудь убить. Но я понимаю, что это, во-первых, невозможно, а во-вторых, бессмысленно. Поэтому надо терпеть, надо делать свое дело и надо жить долго, в России жить надо долго.

Вы же сейчас уже не ведете «Путешествия натуралиста»?

Сейчас я начинаю новую передачу, которая будет называться «Тайное становится явным». Это будет на кабельном канале «365».

Это тоже что-то связанное с наукой, биологией?

Нет, это с историей.

На ярмарке «Нон-фикш» вы представили свою новую книгу, можете сказать о ней несколько слов?

Это – книга воспоминаний, она обо всем, она о разных сферах жизни. Тут есть и театр, и моя жизнь, и Ленинград, и театральная педагогика, и телевидение, и, конечно, мои близкие – мама и папа. Как-то так получилось, что здесь из разных сфер собрано разное. Но я надеюсь, что она может оказаться небезынтересной.

На фото: Павел Любимцев в спектакле "Мадемуазель Нитуш" театра Вахтангова

Павел Любимцев в спектакле "Мадемуазель Нитуш" театра Вахтангова

Как вы относитесь к электронной книге? Боитесь ли наступления электронной книги на бумажную?

Я не по этой части. Я не умею читать электронные книги. И этим не пользуюсь. Я компьютером стал пользоваться недавно, завел его себе только в 2011 году. Поэтому для меня такого вопроса такого даже нет. Я читаю бумажные книги. А насчет наступления, ну, а что делать? Ну, будет и будет.

Спасибо вам большое за интервью.